Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА'

ПОЛИТИКА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
241
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА / СЛОЖНАЯ АНТРОПОГЕННАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / STATE MILITARY ORGANISATION / COMPLEX ANTHROPOGENIC SYSTEM / INFORMATION INTERACTION / FEDERAL POLICY OF INTERDEPARTMENTAL INFORMATION INTERACTION / PRINCIPLES AND AREAS OF INFORMATIVE INTERACTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Соловьев Игорь Владимирович, Злобин Сергей Михайлович

Показана важность и актуальность проблемы межведомственного информационного взаимодействия для военной организации государства. Дается определение понятию межведомственного информационного взаимодействия. Приведены типовые условия информационного взаимодействия сложных систем. Излагаются основные направления информационного взаимодействия. Обосновывается потребность в федеральной политике межведомственного информационного взаимодействия (ФП МИВ), раскрывается ее сущность, содержание и принципы взаимодействия. Даются предложения по организации разработки ФП МИВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Соловьев Игорь Владимирович, Злобин Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICY OF INTERDEPARTMENTAL COOPERATION AS MOST IMPORTANT AREA IN PERFORMING STATE DEFENCE TASKS

The authors stress the importance and urgency of the problem of interdepartmental information interaction for the state military organisation, as well as give the concept definition of the interdepartmental information interaction. The typical conditions for informative interaction between complex systems are given. The basic areas of information interaction are outlined. The need for a federal policy of interdepartmental information interaction (FP III) is grounded, its essence, content and interaction principles are revealed. Some proposals for developing the FP III are given.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА»

Политика межведомственного взаимодействия — важнейшее направление решения задач обороны государства

Полковник запаса И.В. СОЛОВЬЕВ, доктор технических наук

Полковник запаса С.М. ЗЛОБИН, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ. Показана важность и актуальность проблемы межведомственного информационного взаимодействия для военной организации государства. Дается определение понятию межведомственного информационного взаимодействия. Приведены типовые условия информационного взаимодействия сложных систем. Излагаются основные направления информационного взаимодействия. Обосновывается потребность в федеральной политике межведомственного информационного взаимодействия (ФП МИВ), раскрывается ее сущность, содержание и принципы взаимодействия. Даются предложения по организации разработки ФП МИВ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: военная организация государства, сложная антропогенная система, информационное взаимодействие, федеральная политика межведомственного информационного взаимодействия, принципы и направления информационного взаимодействия.

SUMMARY. The authors stress the importance and urgency of the problem of interdepartmental information interaction for the state military organisation, as well as give the concept definition of the interdepartmental information interaction. The typical conditions for informative interaction between complex systems are given. The basic areas of information interaction are outlined. The need for a federal policy of interdepartmental information interaction (FP III) is grounded, its essence, content and interaction principles are revealed. Some proposals for developing the FP III are given.

KEYWORDS: state military organisation, complex anthropogenic system, information interaction, federal policy of interdepartmental information interaction, principles and areas of informative interaction.

СТРОИТЕЛЬСТВО и развитие военной организации государства (ВОГ) Российской Федерации осуществляется в условиях формирования новой системы международных отношений, обусловленных становлением новых «центров силы», ужесточением конкуренции между ними; в период, когда существующая система международной безопасности не всегда обеспечивает равную безопасность всем государствам.

Высокая динамика изменений внешних угроз порождает потребность в обеспечении быстрой адаптации всех участников и механизмов взаимодействия. Количество участников взаимодействия, их неравнозначный статус, масштабы, сложность, специфика и конфиденциальность решаемых ими задач, правовая неопределенность, наличие широкого класса унаследованных информационных систем и автоматизированных систем управления, технических решений и технологических платформ — все эти обстоятельства превращают организацию межведомственного взаимодействия элементов военной организации государства (ВОГ) в многомерную и сложно разрешимую проблему. Одно из важных и актуальных направлений решения задач

обороны государства — совершенствование организации информационного взаимодействия между всеми элементами военной организации государства.

С точки зрения системного подхода ВОГ может рассматриваться как объемлющая сложная антропогенная система (САС), объединяющая множество иерархически соподчиненных функциональных сложных антропогенных систем1. Вследствие этого принципы и закономерности информационного взаимодействия, характерные для сложных антропогенных систем, в полной мере реализуются при организации межведомственного взаимодействия в управляющем компоненте военной организации государства2. Методология описания и исследования антропогенных систем может быть использована для анализа и синтеза организации межведомственного взаимодействия.

Под информационным взаимодействием понимается процесс взаимного воздействия (влияния) антропогенных систем посредством символов, сигналов, команд, сообщений, информационных объектов, приводящий к удовлетворению информационных потребностей (в данных, информации, знаниях), изменению поведения и состояния систем. Управление в контексте этого определения представляется специфическим случаем информационного взаимодействия, т. е. представляет собой такое информационное взаимодействие, которое предполагает навязывание воли одному из его участников. Таким образом, информационное взаимодействие по отношению к управлению — объемлющий процесс, формирующий требования к нему.

Дополнительные трудности в разрешении проблемы информационного взаимодействия создают условия функционирования САС, особенности современной практики электронного информационного между федеральными органами исполнительной власти, а также отсутствие публичной политики межведомственного взаимодействия на федеральном и региональном уровнях управления.

Цель статьи — обоснование необходимости выработки единого понимания системной организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной, законодательной и судебной власти в рамках военной организации государства.

Для взаимодействующих САС (далее — система) выделим три наиболее существенных условия, влияющих на организацию информационного взаимодействия.

Первое. Повседневное непротиворечивое функционирование и развитие систем: между взаимодействующими системами отсутствуют антагонистические противоречия, отсутствуют взаимоисключающие цели (задачи), интересы. Используются следующие способы взаимодействия: кооперация, координация, сотрудничество, взаимопомощь, обмен ресурсами, поддержание информационного соответствия, информирование, доведение команд, распоряжений.

Второе. Системы функционируют в условиях конкуренции, соперничества, состязательности при отсутствии антагонистических противоречий и взаимоисключающих целей (задач), угрожающих ликвидацией системы. Используются следующие способы взаимодействия:

1 Словарь оперативно-стратегических терминов: Военно-энциклопедический труд. М.: Воен. акад. Генштаба ВС РФ, 2016. С. 57.

2 Анисимов Е.Г., Анисимов В.Г., Сауренко Т.Н., Чварков С.В. Экономическая политика в системе национальной безопасности Российской Федерации // Вестник академии военных наук. 2017. № 1 (58). С. 137—144; Анисимов В.Г., Анисимов Е.Г., Селиванов А.А., Чварков С.В. Сущность и проблемы управления обеспечением безопасности и обороной государства // Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук. 2016. № 3. С. 3—10.

компромиссы, переговоры, ограничения доступности ресурсов, обмен ресурсами с ограничениями; фрагментарное использование способов, характерных для первого условия, подмена понятий, информационные вбросы, частичное искажение сведений о реальной ситуации.

Третье. Системы функционируют в условиях конфликта, противоборства, войны. Между системами существуют антагонистические противоречия, взаимоисключающие цели (задачи), такие как: уничтожение, ликвидация элементов системы или системы в целом; захват (присоединение) системы; смена вектора развития системы (через изменение целей, задач). Используются следующие способы взаимодействия: информационные операции, дезинформация, маскировка, ограничение доступа к ресурсам, введение в заблуждение, подмена понятий, информационные вбросы, ложь, обман, искажение сведений о реальной ситуации.

Анализ содержания межведомственного информационного взаимодействия в интересах обороны, с учетом рассмотренных ранее типов условий, приводит к пониманию необходимости выделить три главных направления организации межведомственного информационного взаимодействия.

Первое. Совместная разработка ведомствами концептуальных, директивных и планирующих документов на стратегическом уровне управления в интересах обороны государства.

Второе. Координация (синхронизация) действий (выполнения мероприятий), совместное использование информационных ресурсов, в том числе дистанционно, и взаимное информирование в критических (кризисных, чрезвычайных) ситуациях, оказывающих существенное влияние на состояние обороны государства.

Третье. Обмен сведениями о состоянии объектов и реализуемых мероприятиях, предусмотренных планом обороны, а также обмен и согласование предложений по корректировке мероприятий, предусмотренных таким планом.

Для каждого из трех перечисленных направлений информационного взаимодействия одной из важнейших задач наряду с задачами передачи, доведения, агрегации, доступности информационных ресурсов является формирование единства понимания складывающейся ситуации, оценки обстановки, содержания концептуальных, директивных и планирующих документов персоналом взаимодействующих ведомств.

Организация межведомственного информационного взаимодействия по каждому из трех направлений требует адаптации к рассмотренным условиям функционирования систем. Сегодня усилия государства в области информационного взаимодействия сводятся в основном к организации электронного информационного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ). Основной задачей государства в этой сфере является организация предоставления государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам и исполнения государственных функций в электронном виде. Межведомственное информационное взаимодействие ФОИВ осуществляется с использованием инфраструктуры правительства через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая позволяет обмениваться юридически значимой информацией в электронной форме.

Технологическое обеспечение СМЭВ достигается использованием сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стан-

дартам, а также путем использования единых технологических решений и стандартов (технологических карт), административных регламентов, единых классификаторов и описаний структур данных. Практика применения СМЭВ показала, что основные трудности связаны с громоздкостью структур административных регламентов, асинхронностью разработки и изменения сервисов, сложностью процедур изменения технологических карт. Кроме того, межведомственный запрос, направленный с использованием электронного сервиса, ограничен согласованным составом сведений в технологической карте.

Решение задачи предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных функций в электронном виде позволяет уменьшить количество документации, предоставляемой заявителями (гражданами и юридическими лицами). Недостающие материалы, документы и сведения, уполномоченные государственные или муниципальные структуры должны получать самостоятельно, реализуя взаимный обмен.

Оценка функционирования СМЭВ ФОИВ при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций применительно к ранее рассмотренным типовым условиям функционирования антропогенных систем, а также сопоставление содержания данного информационного взаимодействия с главными направлениями межведомственного взаимодействия в интересах обороны государства, позволяет сделать вывод о том, что действующая СМЭВ не может в полной мере удовлетворить потребности межведомственного взаимодействия ВОГ в рамках решения задачи обеспечения обороны страны. Таким образом, сформировалась потребность в поиске новых подходов к совершенствованию межведомственного информационного взаимодействия.

По нашему мнению, для решения задачи организации межведомственного информационного взаимодействия в рамках ВОГ необходимы: специфицированные организация и средства формирования единого понимания обстановки, руководящих документов в контексте совместно решаемых задач; унификация и гармонизация нормативно-правовой базы, включая информационное и лингвистическое обеспечение информационных процессов взаимодействия; новые методы и способы агрегирования совместно используемых информационных ресурсов и доступа к ним; процедуры поддержания информационного соответствия между документальными и фактографическими базами данных, иными массивами данных; развитая информационная инфраструктура, обеспечивающая доступ к распределенным и удаленным информационным ресурсам, а также оперативный обмен этими ресурсами.

Таким образом, в качестве нового подхода предлагается формирование и реализация «Федеральной политики межведомственного информационного взаимодействия военной организации государства (ФП МИВ ВОГ)» (далее федеральная Политика). Представляется, что наличие и практическая реализация такой федеральной Политики позволит системно решить проблему межведомственного взаимодействия в интересах обороны государства.

Федеральная Политика проявляется в двух ипостасях. Во-первых, как набор мероприятий, правил, требований, ограничений, инструкций, нормативных документов, рекомендаций, регламентирующий объемы и порядок информационного взаимодействия. Во-вторых, как фундаментальный документ для системной организации и единого понимания информационного взаимодействия федеральными органами

исполнительной, законодательной и судебной власти в ходе решения практических задач в области обороны.

В обоих случаях федеральная Политика должна обеспечивать комплексное использование правовых, организационных и технических мероприятий, программных, аппаратных и программно-аппаратных средств обеспечения информационного взаимодействия, а также определять правила и порядок их использования.

Федеральная Политика как основополагающий документ представляет собой набор положений, содержащих основные цели, задачи, принципы, формы, методы, способы МИВ, а также требования к мероприятиям и информационным ресурсам, реализуемым в ходе МИВ в соответствии с основными этапами нарастания военной угрозы.

Федеральная Политика должна базироваться на следующих принципах: соответствие федеральной Политики законодательным и другим действующим нормативным актам; оперативность взаимодействия; непрерывность обмена информацией; единства понимания в оценке обстановки и в истолковании концептуальных, директивных и планирующих документов; достаточность мероприятий и средств обеспечения информационного взаимодействия и их соответствие решаемым задачам; защищенного доступа к совместно используемым информационным ресурсам; согласования и синхронизации действий; простота управления и использования средств информационного взаимодействия; соответствие полученной информации информационной потребности; интеграции ведомственных и федеральных информационных систем.

Федеральная Политика должна быть взаимоувязана с политиками информационной безопасности всех участников информационного взаимодействия.

Документ, в котором излагается федеральная Политика, должен включать:

определение содержания и сущности межведомственного информационного взаимодействия в интересах обороны, изложение намерений руководства в области организации МИВ;

перечень целей и задач в области обороны страны, решаемых в рамках военной организации совместно с законодательной и судебной властью, с международными организациями;

изложение принципов, форм, методов, способов, требований и стандартов (регламентов) межведомственного информационного взаимодействия;

определение приоритетов, ключевых индикаторов (показателей) оценки эффективности МИВ;

согласованную номенклатуру нормативно-правовых актов, концептуальных, директивных и планирующих документов в области обороны, регламентирующих основы межведомственного информационного взаимодействия;

согласованный график разработки и корректировки базовых концептуальных, директивных и плановых документов в области обороны;

согласованный перечень мероприятий по задачам, реализуемых в ходе МИВ;

согласованный перечень типовых критических (кризисных) ситуаций, по которым осуществляется МИВ, и основные алгоритмы взаимодействия в них;

номенклатуру информационных ресурсов, предоставляемых участникам МИВ для доступа и обмена;

ответственность органов управления и должностных лиц за достоверность информационных ресурсов и поддержание их в актуальном состоянии;

перечень информационных услуг (поиск, хранение, сортировка, подготовка отчетов и справок, расчеты, моделирование, работа виртуальных групп), представляемых участниками МИВ друг другу;

требования к составу и связям информационных систем, обеспечивающих МИВ; требования к объемам и форматам данных, оперативности их представления или оперативности доступа к ним;

требования к реализуемым в МИВ информационным и телекоммуникационным технологиям.

Содержание федеральной Политики свидетельствует о необходимости ее научно-методического обеспечения, которое должно быть направлено: на формирование и развитие категориально-понятий -ного аппарата, принципов и закономерностей информационного взаимодействия в сложных антропогенных системах; развитие методологии построения концептуальных, информационных и инфо-логических моделей межсистемного информационного взаимодействия; разработку и обоснование методов и способов организации межведомственного информационного взаимодействия; разработку и обоснование методов и способов оценки качества и эффективности информационного взаимодействия, включая разработку системы показателей и критериев оценки; обоснование системы требования к электронной информационной инфраструктуре, обеспечивающей межведомственное информационное взаимодействие.

Федеральную Политику целесообразно разрабатывать на ближайшую (один год) и дальнейшую (3—5 лет) перспективу и специфицировать по типам внешних условий, в которых осуществляется взаимодействие.

«Федеральной политики межведомственного информационного взаимодействия военной организации государства (ФП МИВ ВОГ)» должна разрабатываться Правительством Российской Федерации и утверждаться Верховным Главнокомандующим — Президентом Российской Федерации.

Представляется обоснованным в развитие основных положений федеральной Политики разрабатывать ведомственные Политики информационного взаимодействия и Политики информационного взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.