Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ИНТЕРОПЕРАБЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ОБОРОНЫ'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ИНТЕРОПЕРАБЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ОБОРОНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
319
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНТЕРОПЕРАБЕЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОНОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / INTERDEPARTMENTAL INFORMATION INTERACTION / INFORMATION SYSTEM / INTEROPERABILITY / NATIONAL CENTER FOR DEFENSE CONTROL OF THE RUSSIAN FEDERATION / FEDERAL EXECUTIVE BODY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осипенков Михаил Николаевич, Узякаев Ильмир Насгатович

Проведен анализ интероперабельности при организации информационного взаимодействия информационных систем федеральных органов исполнительной власти и программно-аппаратного комплекса Национального центра управления обороной Российской Федерации. Выявлены основные проблемы достижения интероперабельности и определены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROBLEMS OF ACHIEVING INFORMATION SYSTEM INTEROPERABILITY IN STATE AND MILITARY CONTROL BODIES WHEN DEALING WITH DEFENSE TASKS

The paper analyzes interoperability in organizing information interaction of information systems between federal executive bodies and the firmware complex of the National Center for Defense Control of the Russian Federation. It names the main problems involved in achieving interoperability and outlines the ways of solving those.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ИНТЕРОПЕРАБЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ОБОРОНЫ»

Основные проблемы достижения интероперабельности информационных систем органов государственного и военного управления при решении задач обороны

Полковник М.Н. ОСИПЕНКОВ, кандидат технических наук

Полковник И.Н. УЗЯКАЕВ

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Проведен анализ интероперабельности при организации информационного взаимодействия информационных систем федеральных органов исполнительной власти и программно-аппаратного комплекса Национального центра управления обороной Российской Федерации. Выявлены основные проблемы достижения интероперабельности и определены пути их решения.

The paper analyzes interoperability in organizing information interaction of information systems between federal executive bodies and the firmware complex of the National Center for Defense Control of the Russian Federation. It names the main problems involved in achieving interoperability and outlines the ways of solving those.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Межведомственное информационное взаимодействие, информационная система, интероперабельность, Национальный центр управления обороной Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти.

Interdepartmental information interaction, information system, interoperability, National Center for Defense Control of the Russian Federation, federal executive body.

В СОВРЕМЕННЫХ условиях процессы управления обороной государства приобретают новое содержание. Прежде всего это обусловлено развитием существующих и появлением новых форм, способов и технологий межгосударственного противоборства, что подтверждается многими процессами и событиями, происходящими в современном мире и влияющими на состояние обороны и безопасности Российской Федерации.

Известно, что оборона как исклю- правовых и иных мер по подготовке

чительная функция государства пред- к вооруженной защите и вооруженная

ставляет собой систему политических, защита РФ, целостности и неприкосно-

экономических, военных, социальных, венности ее территории.

Под управлением обороной государства понимается в самом общем смысле целенаправленная деятельность (организующая, распорядительная, исполнительная) органов государственного и военного управления по поддержанию системы перечисленных мер в готовности к вооруженной защите и руководство вооруженной защитой государства.

На управление обороной государства оказывают влияние многие факторы или их группы: экономические, политические, военные, духовные, правовые и другие (рис. 1). Одним из важнейших факторов, охватывающим всю сферу деятельности по управлению обороной государства, является информационный.

Влияние именно этого фактора обуславливает необходимость организации межведомственного информационного взаимодействия в области обороны.

В современной науке категория «взаимодействие» рассматривается как разновидность непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи субъектов, объектов. При этом отмечается, что свойства субъекта или объекта могут проявиться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами.

Под межведомственным информационным взаимодействием в области обороны следует понимать процесс согласованных взаимных информационных воздействий органов государственного и военного управления в интересах принятия своевременных и целесообразных решений в области обеспечения обороны государства.

Следует отметить, что осуществление координации деятельности органов государственного и военного управления в области обороны в Министерстве обороны Российской

Рис. 1. Факторы, влияющие на управление обороной государства

Федерации возложено на Национальный центр управления обороной Российской Федерацией (НЦУО РФ)1.

Информационно-технологической основой межведомственного информационного взаимодействия при решении задач в области обороны в НЦУО РФ является совокупность распределенных разноведомственных автоматизированных и информационных систем (ИС), а также программно-аппаратный комплекс (ПАК) НЦУО РФ, которые должны функционировать совместно. В настоящее время в органах государственного и военного управления используются различные информационные системы, информационные технологии и технические средства широкой номенклатуры, которые обобщенно иногда называются «унаследованными» системами. Большинство данных систем существенно различаются между собой. Требования в части необходимости информационного взаимодействия и совместимости форм представления данных с ИС других ведомств на этапе разработки, как правило, не учитывались. В связи с этим достижение интероперабельности информационных систем органов государственного и военного управления при организации межведомственного информационного взаимодействия является краеугольным вопросом.

Важность и актуальность данной проблемы отражена в материалах II Межведомственной научно-практической конференции «Система межведомственного информационного взаимодействия при решении задач в области обороны Российской Федерации», проведенной НЦУО РФ в 2016 году. В решении конференции отмечена «необходимость рассмотреть проблему обеспечения интер-операбельности с учетом реализации положений Военной доктрины РФ как одного из важнейших средств повышения эффективности и безопасности функционирования системы государственного и военного управления, обеспечения информационного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Феде-

рации, иными государственными органами при решении задач в области обороны и безопасности».

В соответствии с ГОСТ Р 5506220122 под интероперабельностью понимают способность двух и более ИС или компонентов к обмену информацией и к использованию информации, полученной в результате обмена. Взаимодействие ИС может выражаться не только в виде обмена данными, но и в виде распределенного выполнения поисковых запросов, согласованного изменения базы данных и т. д.

Стандарт ГОСТ Р 55062-2012 определяет эталонную модель интеропера-бельности, которая предусматривает три уровня. В рамках межведомственного информационного взаимодействия, организованного в НЦУО РФ, эталонная модель интероперабельно-сти представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Эталонная модель интероперабельности

Проведенный авторами анализ взаимодействия ИС, организованный в НЦУО РФ, показал, что проблема достижения интероперабельности ИС актуальна как для «унаследованных» систем, которые требуется связать с вновь создаваемыми (либо как минимум получить возможность использования их базы данных), так и для про-

ектируемых ИС (хранилищ данных), в которых необходимо предусмотреть возможности реализации взаимодействия с другими ИС в перспективе при изменении требований к ним3.

Проблема достижения интер-операбельности ИС органов государственного и военного управления при решении задач обороны существует

на всех уровнях (организационном, семантическом, техническом) с различной степенью проработки.

Организационный уровень акцентирует внимание на прагматических аспектах взаимодействия (реше-

ние задач обороны). На этом уровне согласуются цели взаимодействия и достигаются соглашения о сотрудничестве между ФОИВ, которые привлекаются для решения задач в области обороны (рис. 3).

Рис. 2. Эталонная модель интероперабельности

Организационная интеропера-бельность имеет своей целью обеспечить выполнение требования участников взаимодействия: службы должны стать доступными, легко идентифицироваться и быть ориентированными на пользователя. Основной особенностью организационной интероперабельности явля-

ется то, что она достигается не за счет применения стандартов (нормативно-технических документов), а за счет применения нормативно-правовых документов (соглашений, конвенций, договоров о сотрудничестве).

Для обеспечения стандартизации на организационном уровне интеро-перабельности проведена работа по

разработке нормативно-правовой базы обеспечения задач обороны:

• на государственном уровне — Указы и распоряжения Президента Российской Федерации от 01.09.2014 г. № 6014, от 03.02.2015 г. № 16-рпс5, от 01.09.2016 г. № 4416 и др.;

• на ведомственном уровне — приказ МО РФ от 18.07.2015 г. № 5057 и др.

В результате организационных мероприятий была обеспечена организация взаимодействия ИС государственных органов и организаций для решения задач обороны по топологии «звезда» (ИСФОИВ1 — ПАК НЦУО РФ — ИСФОИВп), т. е. организовано взаимодействие только между государственными органами с МО РФ, но не между собой.

Можно сказать, что задача достижения организационной интер-операбельности при решении задач обороны была решена. Однако данная задача является «частной». Приведенный подход не решил проблему достижения организационной интер-операбельности ИС государственного и военного назначения в целом.

Анализ нормативно-правовой базы Российской Федерации показывает, что проблема интероперабельности очень слабо отражена в государственных документах по информатизации. Хотя и некоторые подвижки в этом вопросе есть. В частности:

• в Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество»8 в перечне мероприятий названо «формирование открытых стандартов взаимодействия информационных систем, в том числе разработка и поддержка профиля открытых стандартов архитектуры государственных информационных систем, форматов и протоколов обмена данными, обеспечивающих совместимость государственных информационных систем и их компонентов» (однако в открытом доступе эти профили пока отсутствуют);

• указана важность фундаментальных аспектов проблемы интеропера-бельности в Программе фундаментальных исследований государственных академий наук9 (п. 34) «...разработка научно-методологических основ информатизации общества и инновационных видов деятельности, направленных на обеспечение социально-экономического развития, национальной безопасности Российской Федерации; развитие принципов интероперабельности, стандартов и технологий открытых информационных систем».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в отечественных концептуальных документах высокого уровня вопросам интероперабельности уделяется внимание декларативно.

Семантический уровень описывает семантические аспекты взаимодействия, т. е. содержательную сторону обмениваемой информации. Семантическая интероперабельность позволяет системам комбинировать полученную информацию с другими информационными ресурсами и обрабатывать ее смысловое содержание. На данном уровне имеется

Под межведомственным информационным взаимодействием в области обороны следует понимать процесс согласованных взаимных информационных воздействий органов государственного и военного управления в интересах принятия своевременных и целесообразных решений в области обеспечения обороны государства.

своя модель, в которой центральное место занимает создание онтологии. Семантическая интероперабельность достигается за счет применения стандартов типа XML10.

Основные типичные проблемы в достижении семантической интероперабельности информационных систем: многократное избыточное описание предметов и процессов предметной области; концептуальная несовместимость, нецелостность, противоречивость описания общих частей предметной области и самих данных в рамках разных систем; необходимость учета знания об обработке данных, распределенного между их структурой и процедурами их обработки, при формировании единого информационного хранилища; наличие в системах собственных хранилищ данных, что исключает возможность простой потоковой обработки; проблемы интероперабельности раз-ноплатформенных данных и интерфейсов унаследованных и вновь разрабатываемых программных комплексов; отсутствие комплексной безопасности фрагментарных систем

Под интер-операбельностью понимают способность двух и более ИС или компонентов к обмену информацией и к использованию информации, полученной в результате обмена.

Взаимодействие ИС может

выражаться не только в виде обмена данными, но и в виде распределенного выполнения поисковых запросов, согласованного изменения базы данных.

и межсистемного информационного пространства и другие.

Таким образом, следует отметить, что семантический уровень крайне важен, именно на нем обеспечивается взаимопонимание участников и реализуется информационное превосходство, поскольку принимаются решения. На семантическом уровне имеется своя модель, которая по существу является попыткой всеобъемлющей и детальной формализации в военной области с помощью концептуальной схемы. При этом семантическая интероперабельность — гораздо менее проработанная задача.

Технический уровень описывает синтаксис или форматы передаваемой информации, заостряя внимание на том, как представлена информация в коммуникационной среде. Технический уровень включает такие ключевые аспекты, как открытые интерфейсы, службы связи, интеграции данных и промежуточный слой программного обеспечения (Middleware), представление и обмен данными, службы доступности и защиты информации11. Техническая интероперабельность достигается главным образом за счет использования стандартных протоколов связи типа TCP/IP.

Проведенный авторами анализ технической основы межведомственного взаимодействия, организованного в НЦУО РФ, показал, что в условиях повседневной деятельности его основой является специальная система передачи данных, к которой с помощью VIP-net оборудования подключены ИС ФОИВ, госкорпораций и организаций. В данной системе реализованы сервисы электронной почты и видеоконференцсвязи, позволяющие осуществлять обмен информацией с грифом «конфиденциально». Следует признать, что «частная» задача обеспечения технической интероперабельности ИС органов государственного и военного

управления при организации межведомственного информационного взаимодействия в НЦУО РФ была решена.

Однако в целом проблема достижения технической интероперабельно-сти — это сложная научно-техническая проблема, имеющая как фундаментальные, так и прикладные аспекты. Согласно мировому опыту эта проблема решается на основе использования согласованных наборов стандартов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-стандартов) — профилей (профиль предоставляет собой «общий язык» для заказчиков, пользователей и поставщиков программно-аппаратных средств). Однако конкретной работы в Российской

Федерации по разработке профилей в настоящее время не ведется. Решение достижения технической интеропера-бельности авторами видится на основе единого подхода, зафиксированного в ГОСТ Р 55062-2012.

Таким образом, можно сделать вывод, что в Российской Федерации работа по достижению интеропера-бельности не организована должным образом и носит скорее декларативный характер. Активизация работ происходит лишь для решения частных задач, таких, например, как решение задач обороны. Но, к сожалению, данные мероприятия не позволяют решить проблему достижения интер-операбельности в целом.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Интервью М.Е. Мизинцева в связи с пятилетием НЦУО РФ. [Электронный ресурс]: информационный портал Минобороны России (дата обращения: 16.09.2019).

2 ГОСТ Р 55062-2012 Системы промышленной автоматизации и их интеграция. Интероперабельность. Основные положения. [Электронный ресурс]: информационно-правовой портал «Гарант.ру» (дата обращения: 16.09.2019).

3 Анисимов Е.Г., Николаев Г.А., Осипен-ков М.Н. Межведомственное информационное взаимодействие в сфере обороны Российской Федерации / Военно-теоретический труд. М.: ВАГШ ВС РФ, 2017.

4 Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 601 «О порядке сбора информации по вопросам обороны и обмена этой информацией».

5 Распоряжение Президента Российской Федерации от 3 февраля 2015 года № 16-рпс «О проведении эксперимента по несению дежурства должностными лицами федеральных органов исполнительной власти и организаций в Национальном центре управления обороной РФ».

6 Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2016 года № 441 «Об

утверждении Положения о порядке взаимодействия Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и организаций».

7 Положение о службе информационных ресурсов Вооруженных Сил Российской Федерации (утверждено приказом МО РФ от 18 июля 2015 года № 505).

8 Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество», утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313. [Электронный ресурс]: информационно-правовой портал «Гарант.ру» (дата обращения: 16.09.2019).

9 Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013—2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 2237-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 50, ст. 7089; 2013, № 16, ст. 2000).

10 ГОСТ Р 55062-2012 Системы промышленной автоматизации и их интеграция. Интероперабельность. Основные положения.

11 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.