Научная статья на тему 'МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ «ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ»'

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ «ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сатретдинова Альфия Хамитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ «ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ»»

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 2 (2)

А.Х. Сатретдинова A.Kh. Satretdinova МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ «ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ» INTERREGIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL ONLINE CONFERENCE "OPPORTUNITIES AND PROSPECTS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE"

29 мая 2020 года в Астраханском ГМУ на базе платформы ZOOM состоялась межрегиональная научно-практическая онлайн-конференция на тему: «Возможности и перспективы обучения русскому языку как иностранному», организованная кафедрой русского языка и Образовательным лингвистическим центром университета. Конференция была посвящена актуальным проблемам организации образовательного процесса с использованием мультимедийных и цифровых технологий и направлена на расширение методических и технологических перспектив дистанционного обучения, а также повышение уровня профессиональной компетенции преподавателей РКИ и их педагогического мастерства.

Следует отметить, что дистанционное образование сегодня оказалось весьма востребованным и актуальным. Действительно, обучение с применением информационных технологий позволяет рационализировать учебную деятельность, по-разному структурировать учебный материал, создать систему эффективных приёмов обучения, адаптировать учебный материал под индивидуальные возможности студента.

Однако использование дистанционного образования на практике без соответствующей методической подготовки может негативно влиять на качество подготовки специалистов и привести к его дискредитации как формы обучения.

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 2 (2)

Переход на дистанционный формат обучения требует от педагогов переосмысления привычных взглядов на методику преподавания русского языка как иностранного и выработке единой концепции.

Целью проведения научного мероприятия явился обмен знаниями и опытом по вопросам организации дистанционного образования в высшей школе.

В интерактивном научном мероприятии приняли участие преподаватели Астраханского государственного медицинского университета, Астраханского государственного университета, Астраханского государственного технического университета, Астраханского государственного архитектурно-строительного университета, а также коллеги из региональных вузов - Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского, Волгоградского государственного медицинского университета, Калмыцкого государственного университета.

В ходе конференции были рассмотрены актуальные проблемы и дискуссионные вопросы организации обучения с использованием дистанционных форм и цифровых технологий. В выступлениях были обозначены новые подходы к реализации образовательных программ обучения русскому языку как иностранному в формате дистанционного образования с учетом специфики преподаваемого предмета; обозначен спектр наиболее эффективных технологических ресурсов для организации и управления учебной деятельностью студентов в процессе дистанционного обучения; выявлены его основные преимущества и недостатки; намечены пути решения проблем, связанных с нетипичными условиями образовательного процесса.

В рамках вебинара было заслушано 9 докладов. Преподаватели поделились своим уникальным опытом организации интерактивного обучения, однако сошлись во мнении, что, несмотря на известные преимущества, дистанционная форма обучения не может быть абсолютной альтернативой очному образованию, а может рассматриваться в качестве дополнительной поддержки основного курса обучения и как основа для самообразования.

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 2 (2)

В своем сообщении заведующая кафедрой русского языка доцент А.Х. Сатретдинова рассказала о характерных особенностях организации дистанционного обучения в высшей школе, сделав акцент на основных принципах и формах интерактивного взаимодействия с обучающимися.

Профессор кафедры русского и латинского языков ВолгГМУ И.В. Привалова поделилась опытом использования новейших технологий в преподавании РКИ на примере работы образовательного портала вуза в сопоставлении с практикой ведущих американских высших школ.

О преимуществах и недостатках работы на базе платформы системы дистанционного обучения «Лотос» рассказала заведующая кафедрой русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы Калмыцкого государственного университета профессор Т.С. Есенова.

Специфике организации работы на дистанте был посвящен доклад доцента кафедры русского языка и социально-культурной адаптации ВолгГМУ Фатеевой Ю.А., которая обозначила главные трудности дистанционного образования с учетом гражданско-правовой базы. Докладчик отметил, что для обеспечения полноценного дистанционного обучения необходимы помощь образовательной организации, качественная подготовка педагога, разработка полноценных интерактивных образовательных курсов, соответствующие техническое оснащение и методическое сопровождение.

Преподаватель подготовительного факультета для иностранных граждан АГТУ Давыдова А.А. изложила наиболее эффективные способы работы со специальной лексикой с использованием доступных технических средств в дистанционном формате обучения РКИ.

Доцент кафедры русского языка Астраханского ГМУ Пенская З.П. представила вниманию сравнительную характеристику традиционной и дистанционной дидактических систем, обозначив достоинства и недостатки дистанционного образования с точки зрения психологии.

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 2 (2)

Обзор лучших мобильных приложений продемонстрировала

преподаватель кафедры русского языка Астраханского ГМУ Пикалова А.А., дав оценку каждому мессенджеру с точки зрения преимуществ и недостатков.

Доклад об эффективной практике использования интернет-технологий продолжила её коллега - преподаватель кафедры русского языка Астраханского ГМУ Миляева О.В., поделившись приемами работы с онлайн-тренажерами как одним из способов оптимизации контроля в рамках обучения РКИ.

Исследовала спектр технических возможностей интерактивной образовательной платформы ZOOM и активного их применения на веб-уроках РКИ ассистент кафедры русского языка Астраханского ГМУ Матюшкова Т.А.

Докладчиками были отмечены основные особенности организации учебного процесса в дистанционном формате:

- больший акцент на самостоятельную работу;

- обязательная компьютерная грамотность обучающихся;

- относительная свобода в определении времени и места выполнения

заданий;

- высокий уровень интерактивности, обеспечиваемый мультимедийными

средствами;

- необходимость систематического контроля усвоения знаний.

Среди проблем дистанционного образования участники вебинара отмечали недостаточный уровень ИКТ-компетенций у преподавателя РКИ, недостаток методических разработок по обучению русскому языку как иностранному в цифровом формате, ограничение информационных ресурсов, доступных для самостоятельного использования студентами, недостаточную сформированность информационно-обучающей среды в разных образовательных учреждениях и другие.

Таким образом, благодаря тематической своевременности, высокому профессионализму и личной заинтересованности каждого участника конференция прошла на высоком научном уровне, вызвала живой интерес участников и активную дискуссию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.