Научная статья на тему 'МЕЖВУЗОВСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РОССИЙСКОГО ВУЗА»'

МЕЖВУЗОВСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РОССИЙСКОГО ВУЗА» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖВУЗОВСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РОССИЙСКОГО ВУЗА»»

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020 №1 (1).

А.Х. Сатретдинова A.Kh. Satretdinova

МЕЖВУЗОВСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ С МЕЖДУНАРОДНЫМ

УЧАСТИЕМ «ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РОССИЙСКОГО ВУЗА» INTERUNIVERSITY SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE OF STUDENTS AND YOUNG SCIENTISTS WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION «PROBLEMS OF TOLERANCE AND SOCIO-CULTURAL INTEGRATION IN THE MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A RUSSIAN UNIVERSITY»

12-13 декабря в Астраханском ГМУ прошла межвузовская научно-

практическая конференция студентов и молодых ученых с международным

участием «Проблемы толерантности и социокультурной интеграции в

поликультурной образовательной среде российского вуза». Организаторами

мероприятия явились кафедра русского языка и кафедра психологии и

педагогики Астраханского государственного медицинского университета.

В работе конференции приняли участие более 50 очных участников и

около 60 - заочных. К началу конференции был издан сборник материалов, в

котором представлены исследования молодых ученых, студентов, ординаторов,

магистрантов, преподавателей медицинских, гуманитарных, технических вузов

России (Астраханского ГМУ, АГУ, АГТУ, МГУ, Санкт-Петербургского

государственного технологического университета, I-го Московского

государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова).

В связи с глобальными интеграционными процессами, охватывающими

все сферы современного общества, и растущей академической мобильностью в

сфере высшего образования формирование культуры толерантности,

гражданской идентичности в условиях поликультурного общества становится 120

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 1 (1) приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности высшей школы.

Значимость и актуальность данной конференции отметила в своем вступительном слове ректор Астраханского ГМУ д.м.н., профессор Башкина Ольга Александровна, подчеркнув, что именно в образовательных организациях создаются условия для содействия консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшению социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур.

В этом плане безусловный интерес представляет Астраханский регион, для которого характерна традиционная этническая мозаичность. В настоящее время в Астраханской области проживают представители более 140 национальностей, действует 37 национально-культурных общественных объединений. Ежегодно увеличивается число иностранных студентов, желающих получить образование в вузах Астрахани. Так, сегодня в Астраханском ГМУ обучается более 2000 иностранных студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья.

В приветственном слове к участникам конференции президент Астраханского ГМУ д.м.н., профессор Галимзянов Халил Мингалиевич заявил о необходимости создания в вузах условий, позволяющих организовать эффективное межэтническое и межкультурное взаимодействие, а также сформировать толерантное отношение к представителям иных этносов и культур. В Астраханском медицинском университете функционирует международный отдел, содействующий академической мобильности обучающихся и преподавателей; центр социально-психологической адаптации студентов (СПАС) и студенческий отряд «Инсайт», оказывающие психологическую поддержку и способствующие успешной адаптации студентов к новым условиям обучения и проживания; клуб интернациональной дружбы, студенческий кружок любителей русской словесности, Образовательный лингвистический центр, деятельность которых направлена на совершенствование языковой подготовки иностранных обучающихся.

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020 №1 (1).

Конференция затрагивала широкий спектр научных интересов, касающихся проблем межкультурной коммуникации и билингвального образования, формирования толерантности в полиэтнической образовательной среде вуза, социокультурной и психологической адаптации студентов-иностранцев, вопросов психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса высшей школы, использования потенциала образовательного пространства для личностного роста и самореализации будущих специалистов.

На пленарном заседании было заслушано 3 доклада, вызвавших живой интерес участников конференции. В своем сообщении преподаватель кафедры русского языка Астраханского ГМУ Гущина К.Н. раскрыла понятия «толерантность» и «терпимость», представила их собственную оценку, продемонстрировав их функционирование в современной языковой картине мира.

Преподаватель подготовительного факультета АГТУ Цих В.А. обозначила проблемы адаптации иностранных студентов к жизни в России через призму межкультурной коммуникации, выявила основные коммуникативные барьеры, предложила собственные рекомендации по улучшению интеграции студентов.

Магистрант АГУ Локтева А.Г. представила характеристику понятия жизнестойкости как личностного ресурса, способствующего эффективному выходу из стрессовой ситуации, более успешному выполнению деятельности, а также снижению заболеваемости; обозначила предикторы повышения эффективности трудовой деятельности работников, участвующих в оказании психиатрической помощи.

После пленарного заседания работа продолжилась на 4-х секционных

заседаниях. Ряд докладов был посвящен изучению проблемы адаптации

иностранных студентов, выявлению психофизиологических, учебно-

познавательных, социально-культурных факторов, влияющих на их адаптацию,

а также определению педагогических условий социальной адаптации 122

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 1 (1) иностранных студентов в условиях образовательного учреждения. При обсуждении данного вопроса были обозначены методы, позволяющие облегчить адаптационный период посредством изучения русского языка.

Особый интерес представляли доклады, затрагивающие проблемы формирования корпоративной культуры образовательной организации в условиях поликультурной среды. Особое внимание уделено трудностям, с которыми сталкиваются образовательные организации. Во многих исследованиях предложены результаты социологических опросов и анкетирования студентов. Выявлены основные проблемы, возникающие в процессе межнационального общения между носителями разных культур, предложены возможные пути их решения. Раскрыты причины культурных конфликтов.

В отдельных докладах были рассмотрены проблемы личностного роста студентов вуза, вопросы мотивации личности, формирования здоровье-сберегающей среды у студентов.

По итогам секционных заседаний были определены лучшие доклады, авторы которых награждены дипломами. Все участники получили сертификаты.

Конференция позволила участникам обменяться опытом и представить собственные концепции по формированию культуры толерантности в многонациональной студенческой среде российского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.