Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное образование / исследовательское поведение / познавательная активность личности / distance education / research behavior / cognitive activity of person

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майсак Надежда Васильевна

В статье рассматриваются плюсы и минусы дистанционного образования в период пандемии; подчеркивается его положительное влияние на развитие исследовательского поведения личности, познавательной активности и инновационного потенциала педагогических кадров и обучающихся. Проведенный эксперимент выявил трудности и плюсы, накопленные какие ресурсы и возможности. Автор указывает проявления высокого уровня профессионализма и педагогического мастерства современного специалиста: компетентность, ответственность, этичность, самостоятельность и инновационность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майсак Надежда Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE EDUCATION DURING THE PERIOD OF SELF ISOLATION AS A RESEARCH BEHAVIOUR OF A PERSON: PROS AND CONS

The pros and cons of distance education during a pandemic are considered. Its positive influence on the development of research behavior of a person, cognitive activity and innovative potential of teaching staff and students is emphasized. The experiment revealed difficulties and advantages, accumulated resources and opportunities. The author points out the manifestations of a high level of professionalism and pedagogical skill of a modern specialist: competence, responsibility, ethics, independence and innovation.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ»

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3) Educational Courses], 336 p.

4. Klejmyonova E.A. Distancionnoe obuchenie inostrannomu yazyku [Distance teaching of foreign languages], 2020. URL: https://nsportal.ru/

5. L'vova O.V. Distancionnoe obuchenie inostrannym yazykam [Distance learning of foreign languages]. Gumanitarnye nauki. Vestnik finansovogo universiteta [Human Sciences. Finanancial University Bulletin], 2011. - No. 1. - pp. 70 - 75.

6. Prikaz ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta - specialitet po special'nosti 33.05.01 Farmaciya. [Order on Approval of Federal State Educational Standard], 2018. - 22 p.

УДК 371.46:614.46

Н.В. Майсак N. V. Maisak

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: ПЛЮСЫ И

МИНУСЫ

DISTANCE EDUCATION DURING THE PERIOD OF SELF ISOLATION AS A RESEARCH BEHAVIOUR OF A PERSON: PROS AND CONS

В статье рассматриваются плюсы и минусы дистанционного образования в период пандемии; подчеркивается его положительное влияние на развитие исследовательского поведения личности, познавательной активности и инновационного потенциала педагогических кадров и обучающихся. Проведенный эксперимент выявил трудности и плюсы, накопленные какие ресурсы и возможности. Автор указывает проявления высокого уровня профессионализма и педагогического мастерства современного специалиста: компетентность, ответственность, этичность, самостоятельность и инновационность.

Ключевые слова: дистанционное образование, исследовательское поведение, познавательная активность личности.

The pros and cons of distance education during a pandemic are considered. Its positive influence on the development of research behavior of a person, cognitive activity and innovative potential of teaching staff and students is emphasized. The experiment revealed difficulties and advantages, accumulated resources and opportunities. The author points out the manifestations of a high level of professionalism and pedagogical skill of a modern specialist: competence, responsibility, ethics, independence and innovation.

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3)

Keywords: distance education, research behavior, cognitive activity of person

Введение

В 21 веке все больше людей отдают предпочтение дистанционным методам обучения, эффективность и результативность которых сопоставима с очной формой обучения при условии, что обучающийся замотивирован на учебу и ответственно подходит к процессу самоорганизации обучения. Многие специалисты, проходящие дистанционно переподготовку и повышение квалификации, отмечают следующие плюсы: не нужно куда-то ехать, отрываясь от семьи, и тратить лишние деньги на проживание и организацию питания; можно учиться, не отрываясь от работы, сохраняя тем самым отпуск для качественного отдыха; инновационный формат обучения (онлайн -мероприятия по расписанию, вебинары в удобное время, презентации, аудио и видеозаписи, онлайн-тестирование и др.) позволяет более рационально использовать время и овладевать тайм-менеджментом. В целом, дистанционное обучение позволяет совместить профессиональные и семейные обязанности, учебу и даже отдых.

Однако в период пандемии весной 2020 г. многие образовательные учреждения и российские семьи оказались не готовыми к дистанционному формату обучения вследствие низкой технической оснащенности, дефицита знаний о программном обеспечении, а также из-за психологической неготовности к принятию инновационного формата обучения. Дистанционные технологии многие восприняли как угрозу качеству образования, привычно существовавшего в рамках классно-урочной системы в формате реального общения педагога с обучающимися.

При этом общество справилось с задачей организации и обеспечения образовательной деятельности на всех уровнях образования - от школьного до высшего и послевузовского. Дистанционное образование позволило выявить инновационный потенциал школьников, студентов, педагогов, преподавателей, а также уровень сопротивления инновациям со стороны каждого субъекта образования, включая родителей детей.

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3)

Как подчеркнули социальные психологи, выступавшие 12-13 мая 2020 г. на Круглом столе, проходившем дистанционно в МГППУ в рамках ежегодной конференции, посвященной памяти доктора психологических наук, проф. Ю.М. Кондратьева, «дистанционное образование - это искусственно созданный социальный эксперимент, позволяющий выявить проблемы образования».

Результаты эксперимента

Так, этот эксперимент показал преподавателям вузов с какими трудностями мы столкнулись в период самоизоляции, какие плюсы теперь имеем, какие ресурсы накопили и возможности имеем. Рассмотрим их в нижеследующей таблице.

Таблица 1

Плюсы и минусы дистанционного образования (ДО) в период самоизоляции преподавателей вузов

Минусы и проблемы дистанционного образования, выявленные в период самоизоляции Плюсы и возможности дистанционного образования на основе приобретенного инновационного опыта

1. Многие преподаватели вузов не владели технологией проведения вебинаров и видеоконференций, т.к. не было актуальной необходимости развивать эти компетенции и способности. Теперь мы умеем это делать, готовы сами организовывать конференции и обучать других в дистанционном формате.

2. Для решения задач обучения мы неактивно и неохотно пользовались мессенджерами и социальными сетями. (Чаще использовали их только в личных целях). Преодолены страх и тревожность в освоении новых информационных технологий, и мы стали активно использовать возможности ^Ъа1БАрр, соцсетей Фейсбук, ВКонтакте и другие ресурсы.

3. Преподаватели вузов саботировали заполнение дистанционного образовательного портала MOODLE, позволяющего эффективно организовывать процесс обучения, планируя его и контролируя. Мы освоили MOODLE как интерактивную дистанционную обучающую технологию, которая дисциплинирует как студентов, так и преподавателя.

4. РПД мы писали не всегда вовремя, часто под нажимом требований со стороны руководства. Теперь мы вынуждены заранее разрабатывать все Рабочие программы дисциплин и учебные курсы, обдумывать их структуру, собирать материал для презентаций, обрабатывать его и презентовать так, чтобы разместить на «всеобщее обозрение» этот интеллектуальный труд.

5. Мы испытывали дефицит времени, которого не хватало на самообразование и полноценный отдых (без сидения за компьютером). Вынуждены были учиться, посещать вебинары, тем самым нарастили педагогический и личностно-профессиональный потенциал, перестали бояться инноваций, «срослись» с ними, обрели новую полезную привычку.

6. Раньше основной обучающий материал готовил преподаватель. Теперь материалы создаются самими обучающимися. Они сами проявляют поисковую активность, отбирают и используют контент из надежных источников (книг и сайтов), читают и анализируют научную литературу, пользуются

программами для визуализации учебной информации, легко создавая презентации, которые мы, преподаватели, можем использовать в процессе дальнейшего обучения студентов.

7. По разным причинам преподаватели проявляли прокрастинацию в разработке промежуточных и итоговых тестов по дисциплинам для объективной проверки знаний. Теперь мы «облегчили себе участь»: создав тест, мы можем не тратить много времени на устный экзамен, используя результаты тестирования как показатели наличия или отсутствия определенных знаний. Так, в МООЭЬБ студентам можно дать задание на взаимную проверку контрольных работ друг друга, что экономит время преподавателя. К тому же преподаватель может проверять работы студентов в любое удобное для него время, регламентируя сроки сдачи работ, что дисциплинирует студентов, развивает у них самостоятельность и ответственность как универсальные качества специалиста.

8. Мы были привязаны к зданиям и аудиториям своего вуза и города, тратили время на дорогу до работы. Теперь за счет экономии своего времени на дорогу у нас появилась возможность: • больше заниматься собой, саморазвитием, хобби, наукой,

искусством; • учиться у общепризнанных экспертов, которые много знаний отдают бесплатно; • интегрироваться в мировое образовательное пространство благодаря MOOК (массовым открытым онлайн-курсам) и прочим ресурсам.

9. Сидели дома и никуда не ходили, испытывали тревогу. Зато в режиме онлайн мы уже «посетили» массу спектаклей, концертов, музеев, обучающих программ и вебинаров, не выходя из дома.

10. В некоторых семьях были выявлены такие проблемы, как дефицит гаджетов, устаревшее программное обеспечение, отсутствие денег на оплату Интернета, технические неполадки, которые трудно устранить быстро. Зато и студенты, и преподаватели понимают, насколько остро процесс обучения зависит от технического прогресса и освоения каждым из нас инновационных цифровых технологий. Они и облегчают, и усложняют процесс познания, обеспечивая дифференциацию обучения и развития.

11. Межличностное общение становится виртуальным, мало живого контакта. Зато многие остались здоровы, а здоровье - главная ценность для каждого человека. К тому же мы свободно и даже бесплатно можем общаться с людьми из других городов и стран.

12. «Сидящий образ жизни», нагрузка на зрение, дефицит кислорода и прочие минусы дистанционного образования ведут к нарушениям психофизического здоровья. Специалисты с такой организацией труда были всегда (бухгалтеры, экономисты, программисты, кассиры и пр.). Справиться с профессиональными деформациями нам поможет освоение приемов саморегуляции, технологий стресс-менеджмента и тайм-менеджмента. Появилось время для гимнастики.

13. Проблемы самодисциплины у студентов и преподавателей, которые не всегда рационально организовывали свою жизнедеятельность. Учимся планировать свою жизнь и деятельность в связи с кардинальными изменениями уклада жизни, развивая взрослую часть личности, ответственной за свою жизнедеятельность и компетентной в профессии.

Замечу, что повышенный уровень тревожности и стресса обучающих (преподавателей, учителей, педагогов) и обучающихся (студентов и школьников) в период самоизоляции помогут преодолеть специалисты, имеющие психологическое образование. Следовательно, хорошие психологи будут оставаться для населения востребованной профессиональной группой.

Следует подчеркнуть, что проявлениями высокого уровня профессионализма и педагогического мастерства являются универсальные качества современного специалиста: компетентность, ответственность, этичность, самостоятельность и инновационность. Эти профессионально важные качества преподаватели вуза могут «нарастить» в процессе дистанционных форм обучения студентов и самообразования на различных образовательных платформах благодаря исследовательскому поведению, которое выступает «программой», необходимой для выживания и развития

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3) любого живого существа в изменяющейся среде, а любознательность человека является мотивацией к исследовательскому поведению.

Как подчеркивает А.Н. Поддьяков, взрослый человек, успешно справляющийся с тестами интеллекта, может проявлять личностную и интеллектуальную беспомощность при столкновении с новизной и неопределенностью в реальных условиях [5]. Поскольку исследовательское поведение человека связано с приобретением практического опыта, с социальным интеллектом, логическим мышлением, творческими способностями и игрой, его развитие должно быть включено в сложную сеть социальных коммуникаций разного уровня, особенно в процесс обучения. А.Н. Поддьяков пишет, что в процессе обучения необходимо учитывать конкурентные взаимодействия, направленные не только на помощь, но и на активное противодействие обучению и развитию субъекта, и даже на нанесение ущерба конкуренту. В целом, исследовательское поведение в условиях высокой новизны, динамики и противоречивости - это саморазвивающаяся система, включающая фундаментальные и ситуативные цели, направленные на собственную активность человека, иерархию его мотивов, ценностных ориентаций и моральных норм.

В период пандемии человек, исследуя новые и сложные области реальной действительности, развивал свою познавательную активность и исследовательское поведение. Эта способность и готовность к исследованию нового должна и дальше стать важным качеством и ценностью современного творческого человека, живущего в условиях новизны и неопределенности.

В заключение хочется поделиться своим опытом проживания неожиданного для всех периода пандемии, самоизоляции и работы в дистанционном режиме. Для меня он оказался наполненным программами повышения квалификации, обучения и саморазвития.

Так, например, создатели компании «Wikium» Сергей Белан и Артем Овечкин разработали тренажер для мозга, и ежедневные занятия и тренировка различных функций мозга могут повысить наш умственный потенциал. Причем

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3) на этой платформе можно «накачивать» не только навыки внимания, памяти, мышления, умения решать логические задачки, но и тренироваться в знании родного и иностранного языков, учиться целеполаганию, тайм-менеджменту и многому другому. Я познакомилась с этим проектом на бесплатном вебинаре, купила в бессрочное пользование данную «мозгокачку» и теперь на себе апробирую все ее уникальные возможности.

В целом, исследовательское поведение и познавательная активность, резко актуализировавшиеся в период пандемии, будут служить повышению профессиональной компетентности [2], развитию продуктивного копинг-поведения [3], профилактике психолого-акмеологических девиаций специалистов [4], причиной которых являются выгорание, личностно-профессиональные деформации и деструкции, а также рессентимент как активное протестное поведение людей с чувствами скрытой обиды и парализующей волю депрессии [1, с. 24-25]. Сопротивление масс всегда связано с формированием альтернативной системы ценностей, которая в период пандемии «подогревалась» ревностным отношением к власти из-за конспиративных теорий, враждебностью, обидой, соперничеством, противодействием и ложным смирением. Как отмечает Ю.А. Клейберг, многие боялись зомбирования людей через массовое манипулирование сознанием и управляемый хаос [1, с. 30].

Теперь, когда истерический страх пандемии и самоизоляции прошел, личность должна приспосабливаться к новым реалиям, и без дистанционных форм образования социуму уже не обойтись. Таковы итоги нового «социального эксперимента».

Литература

1. Клейберг Ю.А. Рессентимент как девиантологический признак современного российского общества: актуализация проблемы и ее перспективы (Статья 2) // Вопросы девиантологии. - 2020. -№1. - С. 24-33.

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3)

2. Майсак Н.В. Повышение психолого-педагогической компетентности как профилактика стагнации преподавателей вуза // Инновационное образование: практико-ориентированный подход в обучении: материалы IV Международной научно-методической конференции (Астрахань, 17 апреля, 2012 г.) / отв. ред. Г.П. Стефанова. - Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет»,

2012. - С. 342-347.

3. Майсак Н.В. Продуктивный копинг как профессиональная норма специалистов социономических профессий // Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междунар. науч.-практ. конференции. Кострома, 26-28 сент. 2013 г.: в 2-х т. Том 1 / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова,

2013. - Т. 2. - С. 127-129.

4. Майсак Н.В., Ильин В.А. Психолого-акмеологические девиации представителей социономических профессий // Психологический журнал. -2019. - Том 40. - № 1. - С. 59-70.

5. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М.: ООО «ПЕР СЭ-Пресс», 2006.

References

1. Klejberg Ju.A. Ressentiment kak deviantologicheskij priznak sovremennogo rossijskogo obshhestva: aktualizacija problemy i ee perspektivy (Stat'ja 2) [Ressentiment as a deviantological sign of modern Russian society: actualization of the problem and its prospects (Article 2)] // Problems of deviantology. - 2020. - №1. - pp. 24-33.

2. Majsak N.V. Povyshenie psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti kak profilaktika stagnacii prepodavatelej vuza [Improving psychological and pedagogical competence as prevention of stagnation of university teachers] // Innovative education: a practice-oriented approach to teaching: materials of the IW of the International Scientific and Methodological Conference (Astrakhan, April 17, 2012) /

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3)

otv. ed. G.P. Stefanov. - Astrakhan: Astrakhan State University, Astrakhan

University Publishing House, 2012. - pp. 342-347.

3. Majsak N.V. Produktivnyj koping kak professional'naja norma specialistov socionomicheskih professij Productive coping as a professional norm of specialists in socionomic professions // Psychology of stress and coping behavior: materials of the IIE Intern. scientific-practical conferences. Kostroma, 26-28 Sept. 2013: in 2 volumes. Volume 1 / ed.: T.L. Kryukova, E.V. Kuftyak, M.V. Saporovskaya, S.A. Khazova. - Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2013. - T. 2. -pp. 127-129.

4. Majsak N.V., Il'in V.A. Psihologo-akmeologicheskie deviacii predstavitelej socionomicheskih professij [Psychological-acmeological deviations of representatives of socionomic professions] // Psychological journal. - 2019. - Vol 40. - № 1. - pp. 59-70.

5. Podd'jakov A.N. Issledovatel'skoe povedenie. Strategii poznanija, pomoshh', protivodejstvie, konflikt. [Exploratory behavior. Cognition strategies, help, counteraction, conflict.] - M.: OOO «PER SE-Press», 2006.

УДК 378.147.88

Е.Н. Торопова E.N. Toropova

ПОДГОТОВКА ВИДЕО-ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ СТУДЕНТАМ ЧЕРЕЗ YOUTUBE PREPARATION VIDEO PRESENTATIONS IN A FOREIGN LANGUAGE TO DEMONSTRATE THEM ON YOUTUBE

Современная система образования в период пандемии столкнулась с необходимостью апробации дистанционного образования для всех категорий обучающихся. Дистанционное обучение отличается гибкостью, что позволяет обозначить его как «открытое», в том смысле, что оно не требует никаких предварительных условий, кроме технических. Такое обучение является «открытым», поскольку оно доступно любому пользователю интернет.

Помимо традиционных онлайн конференций с помощью программ zoom, skype и других, преподаватели используют новые формы представления учебного материала. Одной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.