ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3) institution. Establishment of the company. Prof. education KHMAO-Yugra "Surgut. state. PED. UN-t" [et al.]. RIO Sur.GPU, 2013. - 245 p.
9. Metodika dlja diagnostiki uchebnoj motivacii studentov (A.A. Rean i V.A. Jakunin, modifikacija N.C. Badmaevoj) [Methodology for diagnostics of students ' educational motivation (A. A. Rean and V. A. Yakunin, modification of N. C. Badmaeva)] / Badmaeva N.C. Influence of motivational factor on the development of mental abilities: Monograph. Ulan-Ude, 2004. - pp. 151-154.Test for diagnostics of students' educational motivation.
УДК 81'24:004.77:378.147
Е.В. Бекишева, Т.В. Рожкова, О.М. Рылкина E. V. Bekisheva, T. V. Rozhkova, O.M. Rylkina ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ BENEFITS AND DRAWBACKS OF VIRTUAL EDUCATION
В статье рассматриваются вопросы, связанные с трудностями, с которыми приходится сталкиваться преподавателю в процессе организации и проведения занятий в дистанционном формате, а студенту в процессе обучения. Новая форма образования с использованием компьютерных технологий может выступать дополнением к очному образованию, но не заменить его.
Ключевые слова: иностранный язык, дистанционное обучение, федеральный государственный образовательный стандарт, специфика, интернет-ресурсы, электронные учебные пособия
Abstract: The article studies the issues dealing with the difficulties which a teacher and a student have to face in the process of online teaching and online learning. New form of education with the use of computer technologies can be a supplement to full time mode of study and the place of the latter can't be completely placed by any other type of teaching and learning.
Key words: foreign language, distance education, federal state educational standard, specificity, Internet-resource
Попытки найти пути повышения эффективности образования, пути удовлетворения потребностей рынка в высококвалифицированных специалистах, а также поддержания конкурентноспособности выпускников вузов на международной арене привели к созданию Федеральных
ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3) государственных образовательных стандартов (далее ФГОС), которые периодически подвергаются пересмотру. ФГОСы 3++ по медицинским специальностям требуют, чтобы выпускники медицинских вузов овладели общекультурными, общепрофессинальными и профессиональными компетенциями, а также универсальными компетенциями, которые предусматривают информированность специалиста в различных аспектах профессиональной деятельности. К важным аспектам профессиональной деятельности в современном мире относится овладение иностранным языком в объёме, позволяющим «применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия (УК-4)» [6, с. 9]. В рамках этой компетенции выпускник должен уметь использовать вербальные и невербальные средства коммуникации при общении с представителями различных групп населения; соблюдать нормы публичной речи, регламента в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; выбирать лингвистическую форму и способ языкового выражения, адекватных условиям акта коммуникации; вести профессиональную переписку, письменное оформление и передачу профессиональной информации (письмо); владеть всеми видами коммуникации на иностранном языке в процессе профессионального общения.
Данная компетенция достижима посредством такой организации обучения, при которой обучение будет личностно-ориентированным, индивидуализированным, а дифференциация учебной деятельности позволит сформировать необходимую мотивацию к обучению и саморазвитию. Современная информационно-образовательная среда позволяет модернизировать учебный процесс так, чтобы у студента возникла необходимость на каждом занятии самостоятельно добывать необходимую информацию из разных источников, формировать собственную точку зрения, уметь ее аргументировать, применять полученные знания на практике.
Одним из актуальных направлений современного образования,
ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3) дополняющее очную, заочную и вечернюю формы, выступает дистанционное обучение. Дистанционное обучение - «совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучающимся осовного объёма изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения» [3, с. 2].
Дистанционное обучение в вузе затрагивает все дисциплины от теоретических до специальных. Иностраный язык в вузе как учебный предмет характеризуется: межпредметностью, то есть информация, передаваемая на иностранном языке, может быть из разных областей знания, в нашем случае, это медицина и фармация; «многоуровневостью, так как наряду с овладением важнейшими речевыми умениями (в говорении, аудировании, чтении и письме) происходит постоянное расширение и наращивание языковых средств (лексических, грамматических, фонетических); полифункциональностью, то есть иностранный язык может выступать и как цель обучения, и как средство приобретения знаний в самых различных областях, как средство самореализации личности» [5, с. 71]. В последнее время иностранный язык для специалиста в области медицины приобретает всё большее значение. Это не только средство коммуникации, но и средство приобретения и передачи знаний, средство, позволяющее обмениваться практическим и научным опытом.
Специфика предмета «Иностранный язык» прежде всего, связана с тем, что «ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности - обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму». Академик Щерба Л.В. указывает на то, что «обучение иностранному языку есть обучение некой деятельности и специфика предмета состоит в овладении речью, общением, в формировании речемыслительной деятельности» [2, с. 5].
На наш взгляд дистанционное обучение иностранному языку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3)
1. Одно из неоспоримых преимуществ использования технологий дистанционного обучения состоит в снижении затрат на обучение. Эти затраты могут быть связаны с расходами аренду помещений, на проезд к месту учёбы или работы. Последнее даёт возможность получить образование маломобильным людям.
2. При помощи дистанционной формы обучения успешно реализуется именно индивидуальный подход, который учитывает возможности учащегося, его физические и интеллектуальные способности, способствует снятию психологических трудностей в освоении учебного материала.
3. К положительным чертам дистанционного обучения относят «возможность проводить обучение большого количества человек» [3, с. 2]. Основной принцип дистанционного обучения - непосредственное интерактивное взаимодействие обучаемого с преподавателем. «Технология дистанционного обучения ориентирована в первую очередь на проведение традиционных, понятных, удобных для обучаемого занятий, проводимых виртуально, в форме интернет видеоконференции. Одновременная передача видеоизображения, звука, слайдовой, графической информации, тона, мимики, эмоций от преподавателя к обучаемому и обратно создает эффект очного занятия и позволяет достичь в дистанционном обучении результат, близкий к очному» [5, с. 72].
3. Сторонники дистанционного обучения считают, что оно способно «повысить качество обучения за счёт применения современных средств, объёмных электронных библиотек» [3, с. 3]. Это действительно так. При дистанционном обучении снижаются затраты на методическую литературу, значительную часть информации, учебных пособий можно найти в сети интернет или в специализированных библиотеках, включая те, которые созданы на базе вузов. Например, в Самарском государственном медицинском университете создана Электронно-библиотечная система (ЭБС), к которой имеют доступ абсолютно все обучающиеся и преподаватели.
При обучении иностранным языкам электронные учебные ресурсы - это
ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3) не только учебники или словари. Дистанционное обучение позволяет расширить содержание учебников видеоматериалами свободных интернет источников, представляющие собой небольшие видеоуроки на специальные темы, викторины, мини-выступления носителей иностранного языка. К сожалению, не у всех студентов есть доступ к ним, поскольку не все имеют возможность приобрести компьютер или телефон, поддерживающие необходимые технические требования.
4. Дистанционное обучение «позволяет создать единую образовательную среду» [3, с. 3]. Посредством системы дистанционного обучения «обучающиеся имеют возможность в удобное для них время с помощью своего домашнего компьютера осваивать обучающие материалы, консультироваться у преподавателей, выполнять контрольные и экзаменационные работы» [5, с. 72]. При дистанционном обучении учащийся непрерывно контактирует с преподавателем, а иногда даже с другими учащимися. Для студента, это конечно удобно. Однако, необходимость «всё время быть на связи» в значительной степени осложняет жизнь преподавателя.
С другой стороны, свобода и комфорт при дистанционном обучении требуют от студента большей доли самодисциплины, чем очное обучение. Вопрос мотивации при дистанционном обучении стоит очень остро. «Для кого-то дистанционное обучение - своего рода состязание, испытание силы воли. Некоторые очень долго втягиваются в процесс, бросая и возобновляя его по несколько раз» [4]. «Только настоящий профессионализм всегда сопрягается с сильной и устойчивой мотивационной сферой на осуществление определённой профессиональной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата» [1, с. 115]. Режим, когда можно бросить обучение и позже начать его заново не подходит для дистанционного обучения в вузе или школе, поскольку существует учебный план, и, если студент пропустит одно -две недели занятий, ему будет очень тяжело наверстать упущенное.
К сожалению не все студенты, особенно студенты младших курсов способны осознавать и понимать важность иностранного языка для
ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3) выстраивания их дальнейшей карьеры. Для разрешения данной проблемы преподавателю необходимо подобрать материал так, чтобы минимизировать или вообще устранить разделение процессов усвоения знаний и их применения на практике. Это возможно благодаря созданию на занятии атмосферы приближенной к их профессиональной деятельности. Если в лексическом и грамматическом плане это возможно достичь при дистанционном обучении, то в эмоциональном это сделать гораздо сложнее. Практика показывает, что, даже имитируя общение врача с пациентом на иностранном языке, студентам не хватает именно живого контакта. При разыгрывании таких ситуаций на очных занятиях, процесс идёт гораздо продуктивнее, поскольку психологически они становятся ближе друг к другу и понимают невербальные элементы общения.
Дистанционное обучение не даёт возможности в полной мере проверить степень усвоения материала студентами. Поскольку, выполняя контрольную или экзаменационную работу, студент находится в домашней обстановке, где у него есть доступ к справочной литературе, интернет-ресурсам, т.е. к средствам, в которых он может всегда найти подсказку или ответ на вопрос. Даже ограничение во времени не всегда помогает, поскольку ограничение должно быть в разумных пределах, и не ставить студента в стрессовую ситуацию.
Ещё один аспект осуществления контроля усвоения материала связан с проверкой работ. «Постоянный контроль знаний в форме компьютерного тестирования» многие сторонники дистанционного обучения рассматривают как положительную характеристику. С одной стороны, это удобно: автоматическая проверка экономит время преподавателя. Но с другой стороны, в языке не всегда можно построить предложения или словосочетания по шаблону, т.к. возможны вариации выражения мыслей с помощью языковых средств. А автоматическая проверка накладывает ограничения на эту вариативность. Преподаватель, проверяя работы или устные ответы, видит, что студент владеет разными лингвистическими способами выражения своих мыслей и примет правильное решение при оценивании. Автоматическая же проверка будет оценивать как правильный только тот вариант, который
ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3) заложен в ней изначально. Этим грешат некоторые тесты, представленные в интернете. Например, при переводе утвердительного предложения в изъявительном наклонении из прямой речи в косвенную не всегда нужно, хотя и можно, использовать союз that. В электронный тест закладывается только один вариант ответа, а второй автоматически рассматривается как ошибочный. Поэтому, если преподаватель сам составляет тесты для своих студентов, ему необходимо учитывать все возможные варианты, чтобы оценка была объективной. Это, безусловно, увеличивает объём работы, выполняемой преподавателем, и количество времени, которое он тратит на разработку теста.
5. В литературе по дистанционному обучению отмечается, что в отличие от традиционного обучения, в котором образовательную деятельность осуществляет преподаватель, «в системе дистанционного обучения эту деятельность ведет преимущественно специально созданная структура (системные администраторы, программисты, дизайнеры, администраторы отдельных систем, тьюторы и т. д.), предоставляющая обучаемому разнообразные ресурсы учебного заведения и управляющая его самостоятельной работой при помощи обучающих средств, в том числе компьютерных программ, но с сохранением ведущей роли преподавателя» [5, с. 72]. Зачастую эти специалисты обеспечивают органичную работу сайта учебного заведения, но всю работу по наполнению учебными материалами, подбором ресурсов, необходимых для отработки конкретного аспекта иностранной грамматики или лексики, выполняют непосредственно преподаватели. Нагрузка на преподавателя увеличивается ещё и за счёт того, что в настоящее время далеко не любой текст из Интернет ресурсов может быть использован в учебном процессе, так как не все тексты пригодны непосредственно для учебных целей.
Литература
1. Бурлакова И.С., Княженко Л.П. Мотивационная составляющая профессиональной компетентности // Интеллектуальный и научный потенциал
ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3) XXI века: сб. статей Междунар. науч.-практич. конф. - Ч. 2. - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙЕС, 2017. - С. 114 - 119.
2. Владимирова Л.П. Дистанционное обучение иностранным языкам: специфика и перспективы // Иностранные языки в высшей школе. Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Герцена, 2014. - № 2(29). - С. 68 - 72.
3. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов /Лебедева М.Б и др. / Под общ. ред. М.Б. Лебедевой. - СПб.: БХВ-Петербург, 2010. - 336 с.
4. Клеймёнова Е.А. Дистанционное обучение иностранному языку // Социальная сеть работников образования. 2020. URL: https://nsportal.ru/
5. Львова О.В. Дистанционное обучение иностранным языкам // Гуманитарные науки. Вестник финансового университета. - М.: Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, 2011. - № 1. - С. 70 -75.
6. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта - специалитет по специальности 33.05.01 Фармация. - 2018. - 22с.
References
1. Burlakova I.S., Knyazhenko L.P. Motivacionnaya sostavlyayushchaya professional'noj kompetentnosti [The motivational component of professional competence]. Intellektual'nyj i nauchnyj potencial XXI veka [Intellectual and Scientific Potential of the XXI Century], 2017. - pp. 114 - 119.
2. Vladimirova L.P. Distancionnoe obuchenie inostrannym yazykam: specifika i perspektivy [Distance foreign language education: specific characteristics and prospects]. Inostrannye yazyki v vysshej shkole [Foreign Languages in Tertiary Education], 2014. - No. 2(29). - pp. 68 - 72.
3. Distancionnye obrazovatel'nye tekhnologii: proektirovanie i realizaciya uchebnyh kursov [Distance Educational Technologies: Designing and Realizing of
ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (3) Educational Courses], 336 p.
4. Klejmyonova E.A. Distancionnoe obuchenie inostrannomu yazyku [Distance teaching of foreign languages], 2020. URL: https://nsportal.ru/
5. L'vova O.V. Distancionnoe obuchenie inostrannym yazykam [Distance learning of foreign languages]. Gumanitarnye nauki. Vestnik finansovogo universiteta [Human Sciences. Finanancial University Bulletin], 2011. - No. 1. - pp. 70 - 75.
6. Prikaz ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta - specialitet po special'nosti 33.05.01 Farmaciya. [Order on Approval of Federal State Educational Standard], 2018. - 22 p.
УДК 371.46:614.46
Н.В. Майсак N. V. Maisak
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: ПЛЮСЫ И
МИНУСЫ
DISTANCE EDUCATION DURING THE PERIOD OF SELF ISOLATION AS A RESEARCH BEHAVIOUR OF A PERSON: PROS AND CONS
В статье рассматриваются плюсы и минусы дистанционного образования в период пандемии; подчеркивается его положительное влияние на развитие исследовательского поведения личности, познавательной активности и инновационного потенциала педагогических кадров и обучающихся. Проведенный эксперимент выявил трудности и плюсы, накопленные какие ресурсы и возможности. Автор указывает проявления высокого уровня профессионализма и педагогического мастерства современного специалиста: компетентность, ответственность, этичность, самостоятельность и инновационность.
Ключевые слова: дистанционное образование, исследовательское поведение, познавательная активность личности.
The pros and cons of distance education during a pandemic are considered. Its positive influence on the development of research behavior of a person, cognitive activity and innovative potential of teaching staff and students is emphasized. The experiment revealed difficulties and advantages, accumulated resources and opportunities. The author points out the manifestations of a high level of professionalism and pedagogical skill of a modern specialist: competence, responsibility, ethics, independence and innovation.