Научная статья на тему 'ИЗЛОЖЕНИЕ КАК СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ'

ИЗЛОЖЕНИЕ КАК СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
294
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
изложение / письмо / текст / задание / учебное пособие / план / иностранный студент / essay / writing / text / task / a manual / plan / foreign student

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юсупалиева Лилия Нажиповна

Статья посвящена анализу работы с изложением, представляющим собой важный способ обучения письму иностранных студентов. Автор статьи подвергает анализу учебное пособие, в котором описывается работа с текстом изложения. Основное содержание исследования составляет анализ заданий, направленных на подготовку студентов к написанию данного вида письма. В результате анализа учебного пособия выделены и охарактеризованы основные этапы работы с текстом изложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSAY AS A WAY OF TEACHING OF FOREIGN STUDENTS TO WRITE

The article is devoted to the analysis of the work with the eaasay. The eaasay is an important way of teaching writing to foreign students. The author of the article considers a manual that describes work on the text of the essay. The author analyzes in detail the tasks aimed at preparing students for the essay. As a result of the analysis, a methodological plan for working on the text of the essay was drawn up.

Текст научной работы на тему «ИЗЛОЖЕНИЕ КАК СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ»

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 2 (2) с международным участием, посвященной 100-летию Астраханского ГМУ, под редакцией Сатретдиновой А.Х. - 2018. - С. 20-27.

2. Маджаева С.И., Гагарина Е.Ю. Медицинский интернет-форум и социальная сеть: определение и функции // Вестник челябинского государственного университета. 2019. № 6 (428). - C. 101-106.

3. Милруд Р.П., Гончаров А.А. Теоретические и практические проблемы обучения пониманию коммуникативного значения иностранных текстов // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 1.

4. Социологический энциклопедический русско-английский словарь / С.А. Кравченко. - М., 2004.

5. Соловей С.С. Английский курс для правоохранительных колледжей МВД России Федерация. - Омск, 2001.

6. Суворова Ж.А., Милруд Р.П. Английский язык. Программы для образовательных учреждений. Тематическая строка текстов книг «Звездный английский». - М., 2011.

УДК: 378 - 054.6:81.271

Л.Н. Юсупалиева L.N. Yusupalieva ИЗЛОЖЕНИЕ КАК СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ESSAY AS A WAY OF TEACHING OF FOREIGN STUDENTS TO WRITE

Статья посвящена анализу работы с изложением, представляющим собой важный способ обучения письму иностранных студентов. Автор статьи подвергает анализу учебное пособие, в котором описывается работа с текстом изложения. Основное содержание исследования составляет анализ заданий, направленных на подготовку студентов к написанию данного вида письма. В результате анализа учебного пособия выделены и охарактеризованы основные этапы работы с текстом изложения.

Ключевые слова: изложение, письмо, текст, задание, учебное пособие, план, иностранный студент.

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 2 (2)

The article is devoted to the analysis of the work with the eaasay. The eaasay is an important way of teaching writing to foreign students. The author of the article considers a manual that describes work on the text of the essay. The author analyzes in detail the tasks aimed at preparing students for the essay. As a result of the analysis, a methodological plan for working on the text of the essay was drawn up.

Key words: essay, writing, text, task, a manual, plan, foreign student.

Введение

Методика преподавания русского языка как иностранного (РКИ) предполагает овладение обучающимися всеми видами речевой деятельности, одним из которых является письмо. Это верифицировано суждениями многих ученых. Например, Е.И. Пассов отмечает, что «роль письменной коммуникации в современном мире чрезвычайно велика, едва ли не больше, чем роль устного общения... Письмо служит нам незаметно, но верно» [4, с. 210]. Д.Д. Дмитриева подчеркивает практическую значимость письма: «Активное развитие современных средств коммуникации обусловливает практическую значимость письменной формы иноязычного общения» [3, с. 19].

В данной статье мы придерживаемся дефиниции понятия письмо, предложенной А.А. Акишиной и О.Е Каган: «Письмо — это продуктивный вид письменной речевой деятельности, в результате которой мы добиваемся своей цели, воздействуя на собеседника» [1, с. 118].

Цель исследования заключается в анализе учебного пособия «Учимся писать изложение» (2013 г), направленного на подготовку студентов к написанию изложения.

Так как изложение является важным речевым упражнением, способствующим развитию речи иностранных студентов и «представляет собой письменный пересказ прочитанного или прослушанного текста» [2, с. 154], мы решили рассмотреть пособие, которое поможет студентам-иностранцам правильно изложить мысль в письменном виде. Данное пособие позволит «совершенствовать умения понимать, запоминать рецептивно воспринимаемую информацию; вырабатывать умения ориентации в тексте, определения смысловых вех, логической последовательности фактов, событий; развивать

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 2 (2) умение дифференцировать информацию; лучше усваивать языковой материал и контролировать степень его усвоения» [2, c. 154]. Методы исследования

В своем исследовании нами использован описательный метод и метод анализа научной литературы по данному вопросу. Полученные результаты

В ходе исследования нами было проанализировано учебное пособие по русскому языку «Учимся писать изложение», 2013 г. [5], разработанное преподавателями кафедры русского языка Астраханского ГМУ. Данное пособие предназначено для подготовки к написанию изложений, «тематическое разнообразие и воспитательная ценность которых в сочетании с доступностью материала способствуют развитию мышления и речи, навыков грамотного письма и формированию нравственных качеств» [5, c. 3]

Рассмотрим пример работы с текстом «Счастливый гусь» [5, с. 61]. Авторы пособия предлагают ряд заданий, способствующих снятию лексических трудностей. Например:

«Задание I. Запишите новые слова: начинаться - начаться с чего?

советовать - посоветовать что? кому? что с(делать?) забывать - забыть что? зажаривать - зажарить что? гусь - гуси

приглашать - пригласить куда?

уютный (-ая, -ое, -ые)

разрушать - разрушить что?

ставить - поставить что? куда?....» [5, с. 63].

Данное задание следует сопровождать комментарием на доске. Таким образом студенты знакомятся с новыми словами, переводят их на родной язык.

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 2 (2)

Далее предлагается работа с текстом для изложения. После прочтения текста задаются вопросы на понимание содержания. Например, рассмотрим задание 2:

Студентам необходимо вспомнить содержание текста для изложения. При затруднениях преподаватель помогает им сформулировать фразу-ответ, которую отвечающий студент должен повторить и запомнить, чтобы в дальнейшем использовать при написании изложения.

После обсуждения текста студенты совместно с преподавателем должны составить план к вышеназванному тексту. Например, к тексту «Счастливый гусь» предлагается следующий план:

1. «Совет друга.

2. Интересная покупка.

3. Помощь соседки тёти Любы.

4. Установка ёлки.

5. Встреча Нового года» [5, с. 64].

План необходим для логического построения изложения.

В задании IV предлагается студентам образовать от прилагательных наречия и дать примеры словосочетаний с этими наречиями: простой, некрасивый, громкий, нужный, высокий, прекрасный, невозможный, неожиданный [5, с. 65]. На наш взгляд, данное задание способствует снятию грамматических лакун.

Задание VI (с. 65) направлено на трансформацию предложений с деепричастным оборотом в сложные предложения. Оно способствует развитию трансформационного навыка, который позволит студентам при написании изложения использовать разные грамматические варианты при передаче содержания текста: «1) Выходя с рынка, я увидел такси. 2) Приехав домой, я закрыл гусей в кухне».

Обратимся к еще одному грамматическому заданию (задание VII, с.65), которое также направлено на трансформацию предложений с причастным оборотом в сложные предложения со словом «который». Студенты, произведя

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 2 (2) трансформацию (заменить сложные предложения со словом который предложениями с причастным оборотом), могут использовать готовые фразы в тексте своего изложения: 1. Старик, который продавал гусей, посоветовал купить обоих. 2. Это горел мой бедный, дорогой гусь, который принёс мне счастье. 3. На голову мне упал плафон с люстры, которую я зацепил веткой» [5, с. 65]

В тексте «Счастливый гусь» также встречаются обороты с прямой речью, на которые необходимо обратить внимание. Рассмотрим пример задания:

«Задание VIII. Замените прямую речь косвенной:

1. Кто-то из друзей посоветовал мне: «Забудь на один день свою математику, купи ёлку, зажарь гуся и пригласи в гости милую своему сердцу девушку».

2. Она сказала: «Чтоу вас случилось?»

3. Тётя Люба принесла гуся в кастрюле и сказала: «Поставьте гуся на слабый огонь, и через полчаса он будет готов» [5, с. 65]. Данное задание актуализирует уже изученную студентами тему перехода прямой речи в косвенную и облегчает студентам работу над изложением, так как в письменных текстах частота употреблений предложений с косвенной речью выше, чем в устных.

Нельзя не обратить внимания на то, что в пособии также представлено задание на запоминание фактической информации. Например, в задании IX [5, с. 66] предложены следующие предложения:

1. Я начал с того, что ...

2. Старик посоветовал купить обоих гусей, так как ...

3. Ёлка была очень высокая, поэтому ...

4. Я сел, чтобы...

5. Когда я поднял ёлку, ...

6. Когда я вытирал пол под столом, ...

7. На этот раз мне повезло, потому что...

8. Я хотел пригласить её на ёлку, но ...

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 2 (2)

9. Если вы придёте к нам в гости, ...» [5, с. 65 - 66].

Данное задание поможет студенту избежать совершения фактических ошибок при написании изложения.

После заданий, направленных на снятие лексических и грамматических трудностей, в пособии предложен ряд упражнений на развитие письменной речи. Например,

«Задание X. Почему рассказ носит такое название?

Задание XI. Напишите ваше мнение об этом случае» [5, с. 66].

«Задание XIII. Напишите краткое содержание текста» [5, с. 66].

Перечень заданий по данному тексту включает в себя упражнение, которое преподаватель может дать в качестве домашнего задания. Рассмотрим пример: «Задание XII. Напишите о каком-либо известном случае, который сделал вас счастливым, помог вам» [5, с. 66].

Итак, анализ структуры пособия показывает, что работа над текстом изложения построена по методически верному плану, который состоит из следующих этапов работы:

1. знакомство с новыми словами;

2. первичное прослушивание текста;

3. работа над планом изложения;

4. выполнение лексико-грамматических заданий по содержанию текста изложения;

5. ответы на вопросы по содержанию текста;

6. вторичное прослушивание текста изложения;

7. написание изложения.

Обсуждение результатов и выводы

Анализ данного пособия позволил выявить ряд упражнений, способствующих правильному восприятию и пониманию прослушанной информации; последовательность заданий, помогающих студентам логически верно выстраивать связный письменный текст, а также показать уровень языковой подготовки каждого студента.

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 2 (2) Литература

1. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: Для преподавателя русского языка как иностранного, 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рус. яз. Курсы. -2002. - 256 с.

2. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов. - 2007. - 185 с.

3. Дмитриева Д.Д. Изложение как речевое упражнение для обучения письменной речи на занятиях по РКИ // Региональный вестник. - 2019 г. - № 22 (37). - С. 19- 20

4. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: Рус. яз. - 1989. - 276 с.

5. Сатретдинова, А.Х., Самохина Г.А., Травинская Н.М., Максимова Т.Н. Учимся писать изложение: учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов. - Астрахань: Изд-во ГБОУ ВПО АГМА. - 2013. - 68 с.

References

1. Akishina A.A., Kagan O.E. Uchimsja uchit': Dlja prepodavatelja russkogo jazyka kak inostrannogo [Learning to learn: for a teacher of Russian as a foreign language], 2-e izd., ispr. i dop. M.: Rus. jaz. Kursy, 2002. - 256 p.

2. Balyhina T.M. Metodika prepodavanija russkogo jazyka kak nerodnogo (novogo) [Methods of teaching Russian as a foreign language (new)]: Uchebnoe posobie dlja prepodavatelej i studentov. M.: Izdatel'stvo Rossijskogo universiteta druzhby narodov, 2007. - 185 p.

3. Dmitrieva D.D. Izlozhenie kak rechevoe uprazhnenie dlja obuchenija pis'mennoj rechi na zanjatijah po RKI [Presentation as a speech exercise for teaching writing in the classroom on RLF] // Regional'nyj vestnik. - № 22 (37) - 2019. -pp. 19- 20

ISSN 2712-9519. ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 2 (2)

4. Passov E.I. Osnovy kommunikativnoj metodiki obuchenija inojazychnomu obshheniju. [Fundamentals of the communicative method of teaching foreign language communication.] M.: Rus. jaz. - 1989. - 276 p.

5. Satretdinova, A.H., Samohina G.A., Travinskaja N.M., Maksimova T.N. Uchimsja pisat' izlozhenie: uchebnoe posobie po russkomu jazyku dlja inostrannyh studentov [Learning to write an exposition: a study guide in Russian for foreign students]/ A.H. Satretdinova, G.A. Samohina, N.M. Travinskaja, T.N. Maksimova. Astrahan': Izd-vo GBOU VPO AGMA, 2013. - 68 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.