H. Ю. Кийкова
Межпрофильная интеграция каКвозможность актуализации мотивов...
Гипотезы,, дискуссии, размышления
УДК 378.091.398
Межпрофильная интеграция как возможность актуализации мотивов профессионального развития педагогов в системе повышения квалификации
Н. Ю. Кийкова
Interprofile integration as possibility of motives updating of professional development of teachers in the system of advanced training
N. Y. Kiykova
Аннотация. Рассматриваются современные условия, актуализирующие межпрофильную интеграцию в сфере нормативного, функционального, организационного, коммуникативного, социально-культурного участия общественности в обсуждении вопросов содержания и результатов образования. Уточняется содержание понятия «интеграция», особенности общих и дидактических принципов интеграции. Обозначаются возможности системы повышения квалификации в создании условий дополнения и определения перспективных мотивов профессионального развития педагогов в условиях межпрофильной интеграции, конкретизированных федеральным государственным образовательным стандартом начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и этапов их развития. Отмечаются условия дополнения мотивов развития интегративной компетенции у педагогических работников средствами актуализации профессиональных трудовых функций и качеств, восстанавливающих целесообразность и целостность образовательного процесса на основе преобразования между его участниками связей и отношений сопричастности, согласованности, взаимопонимания,
самоопределения, содействия, сотворчества. Обсуждается примерное содержание процесса формирования интегративной компетенции педагогических работников на основе использования стратегических, личностно-инстру-ментальных, операционно-поведенческих возможностей педагогических работников.
Abstract. The modern conditions actualizing interprofile integration in the sphere of standard, functional, organizational, communicative, socio-cultural participation in public discussion of questions of maintenance and results of educational process are considered. The maintenance of the concept "integration", feature of the general and didactic principles of integration is specified. Possibilities of advanced training system in creation of conditions of determination of perspective motives of professional development of teachers in the conditions of interprofile integration by means of the tasks concretized federal state educational standards of primary education of children with disabilities and stages of their updating are designated.
The conditions for completing the motives for the development of integrative competence among pedagogical workers by means of updating the professional labor functions and qualities that re-
store the integrity of the educational process are made on the basis of the transformation between participants in the relations of coherence, mutual understanding, self-determination and assistance. Approximate content of process of formation of integrative competence of pedagogical workers on the basis of use of strategic, personal, behavioral opportunities of pedagogical workers is discussed.
Ключевые слова: мотивы профессионального развития; система повышения квалификации; педагогические работники; взаимодействие; дети с особыми образовательными потребностями; образование; интеграция; межпрофильная интеграция; интегрированный подход; общественно-культурная практика.
Keywords: motives of professional development advanced training system, pedagogical workers, interaction, children with special educational needs, education, integration, interprofile integration, integrated approach, public and cultural practice.
В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы среди приоритетных направлений - переход от системы массового образования к непрерывному индивидуализированному образованию. Содержание образования должно быть ориентировано на формирование творческой социально ответственной личности. Начавшаяся реализация национальных проектов в различных областях и отраслях позволяет значительно модернизировать эти сферы [1]. В связи с усложнением целей и задач развития и самореализации личности, необходимо согласование и координация формирующихся взаимоотношений между людьми, поиск новых образовательных подходов.
С принятием федеральных государстве н-ных образовательных стандартов задача необходимости согласования и координации содержания, условий и результатов образования решается в условиях дополнения мотивов профессионального развития педагогов, направленных на формирование доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса, талантов детей в разных областях и сферах деятельности, их способности к самообучению и коллективной работе, ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды. Стратегия раз-
вития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года призвана создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи.
В связи с этим выбор педагогами актуальных педагогических подходов соответствует общественно-культурной практике формирования теории интегративного управления, использования различных средств и приемов конструктивных взаимоотношений между людьми и качеством полученных результатов [2; 3; 4]. На государственно-общественном уровне необходимость обновления общественных отношений, возникающих в сфере образования утверждается Федеральным законом «Об образовании в РФ». Содержание государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы уточняет целевую направленность возникающих интегративных процессов в необходимости реализации принципов ранней помощи и сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов, налаживании эффективного межведомственного взаимодействия медицинских, социальных организаций и организаций, ведущих образовательную деятельность.
Возможности организационной интеграции, заключающиеся в праве родителей выбирать образовательную организацию, форму получения детьми образования и форму их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования, представлены Семейным кодексом Российской Федерации. Концепция развития дополнительного образования детей обеспечивает права семьи и ребенка на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. А в перспективе - обеспечивает способность человека включаться в социально -культурные, общественные и экономические процессы [5; 6].
Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» определяется актуальность согласованности в укреплении и развитии общенационального сознания, вы-
Н Ю. КЦйкдва
¡Межпрофильная интеграция каК,воэмоЖность актуализации мотивов...
сокой нравственности, гражданской солидарности россиян, уважении к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, политическое образование и воспитании граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, нормам социальной жизни [7; 8].
Задачи совершенствования правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодежи, направленной на развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, раскрытие ее потенциала в творчестве и культурном развитии, самообразовании, искусстве, ремеслах, научно -исследовательском поиске для дальнейшего развития Российской Федерации, а также содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни страны координируются программами «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», «Основы государственной культурной политики», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года».
Таким образом, продолжают дальнейшее развитие идеи интеграции особых образовательных потребностей обучающихся, информационных и социально-культурных ресурсов, планов в условиях объединения экономического, научного и образовательного потенциала региона для качественного изменения эффектов социально-экономического развития. Это требует изменения сложившихся содержательно-организационных традиций взаимодействия образовательного, социально-культурного и научного комплексов в условиях структурно-функциональной интеграции с принципиально едиными общественно-значимыми функциями (использование, приращение, передача и распространение знаний), повышение значимости согласованности этих процессов, разнообразия решаемых задач, повышающих эффективность труда и качество его результатов [9].
Исследованием вопросов и задач межпрофильной интеграции занимаются социальная, интегративная психология, педагогика и другие науки. Содержание понятия «интеграция»
рассматривают как преобразовательный процесс, необходимый, целесообразный или системообразующий базовый метод развития или механизм управления. Среди основных аспектов содержания понятия следующие положения:
1) интеграция как метод развития - личностный и преобразовательный процесс, направленный на восстановление, восполнение, объединение, укрепление, развитие;
2) интеграция как результат - системообразующий механизм процесса изменения и развития, способствующий благополучию и достижению целей на физическом, психическом и духовном уровнях;
3) интеграция как необходимый и целесообразный механизм управления - базовый механизм освоения, преодоления и позитивной трансформации кризисных этапов развития (согласно В. В. Козлову) [10].
Среди общих принципов интегративного управления - принцип системности; комплексности; оптимизации; программно-целевой ориентации; интерактивности, а среди дидактических принципов интеграции -использования общей ориентировочной основы; гуманистической направленности планируемой дифференциации; адаптационно-развивающей дифференциации; психологической комфортности; личностно -смысловой основы способа преобразования содержания; интеграции разобщенных компонентов в единое целое с целью развития; единства индивидуально-личностного и социального; управляемого перехода от ситуативной ориентировки к внеситуативным ориентирам при движении от учебной к практической деятельности [11]. Использование принципов интегративного управления создает предпосылки для осуществления вариативной, инновационной деятельности в условиях большего разнообразия планов реализации образовательных программ.
Особенно актуальны вопросы использования межпрофильной интеграции как источника, метода и результата образования для детей с особыми возможностями и потребностями развития. Актуальна задача формирования у педагогических работников интегра-тивной компетенции, позволяющей в процессе творческого развития, использования, ана-
лиза и объективного выбора образовательных концепций в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений создавать новые педагогические средства целостного образовательного процесса, используя в образовательном процессе разнообразные ресурсы, потенциал разных учебных предметов. Интегрированный подход позволяет создать условия для определения перспективности мотивов профессионального развития педагогов в условиях межпрофильной интеграции с помощью задач, конкретизированных ФГОС НОО ОВЗ:
- создание системы комплексного развития личности обучающихся;
- ориентация на результаты образования, где общекультурное и личностное развитие обучающихся составляет цель и основной результат образования;
- разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- реализация индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с учетом образовательных потребностей, индивидуальных возможностей.
Содержание развития интегративной компетенции выпускников вуза является поэтапным [12; 13] и может быть использовано в качестве основания процесса формирования мотивов профессионального развития педагогов, обусловленное необходимостью межпрофильной интеграции, в условиях системы повышения квалификации:
- согласование целевых приоритетов деятельности и адаптационно-развивающих перспектив убедительных мотивов профессионального развития на основе актуальных операционно-поведенческих возможностей педагогов;
- на основе избранного мотива инициируется процесс деятельности педагогов в условиях межпрофильной интеграции;
- интегрирующим началом служат стратегические ресурсы, поскольку способы деятельности являются надпредметными категориями и являются общими для некоторых интегрируемых компетенций;
- на уровне действий происходит интеграция личностно-инструментальных компонентов интегрируемых компетенций (знаний, умений и навыков), обусловленная выбранными способами деятельности;
- в процессе выполнения операций интеграция проявляется в новых операционно -поведенческих возможностях педагогов.
Таким образом, процесс формирования ин-тегративной компетенции педагогических работников определяется актуализацией мотивов профессионального развития, стратегическими, личностно-инструментальными, операционно-поведенческими возможностями (табл. 1). Дополнение мотивов развития интегративной компетенции у педагогических работников в условиях повышения квалификации связано с обсуждением вопросов необходимости актуализации таких профессиональных трудовых функций и качеств, которые восстанавливают целесообразность и целостность образовательного процесса, на основе преобразования связей и отношений сопричастности, согласованности, взаимопонимания, самоопределения, содействия, сотворчества. Определение содержания проблематики при обсуждении системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни; системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе; системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования и результатов деятельности, установление значимых связей между явлениями действительности в условиях активного разговора, диалога формирует готовность педагогических работников к дополнительному выбору средств развития интегратив-ной компетенции. В качестве обеспечения образовательного процесса, включающего научно-методические и учебно-методические материалы,
Таблица 1
Формирование интегративнон компетенции педагогов в условиях дополнения мотивов
профессионального развития
Мотивы летальности Сгратлнч возможности Личное тно -ин: грумгнтальны? во змо;кности Оп^р шпонно -пов?л?нч üix! возможности
Сопричастность Согласованность Ориентация на общеобразовательные результаты: результаты личностного развития через опору на образовательную среду: пряное воздействие на организацию и упр авление образование!! Обучающая функция. Своевременная специализированная помощь в о сво е нии со дер жания образования и корр е кции недо ст атков в физич е ском и (или) психическомра звитии детей в условиях общеобразовательного учреждения. Общественная функция Своевременное выявление детей с ограниченными возможностюш здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи Ко.\щ:никативная интеграция. Использование карт наставничества, объединяющих сообщество научно-исследовательских. с оциально-жультурных. государственно-общественных организаций, занимающихся социальным, профориентационным и профессиональным наставничеством в области разных сфер деятельности (например, http ://na stavmki.com/. http: ■ uniyerbarium.org'', https: 1 fwwwJettorium.tv/)
Взанмопонима ние Формирование знаний и представлений о жизнедеятельности общества, принципах, перспективах и т енд енциях его р а звития Социатьно-правоваяфункция. Непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями! здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных псих о лого-педагогических условий о буч ения. вое питания, корре кции. р а звития и социа лиза -ции обучающихся Нормативная интеграция Лекции ведущих российских преподавателей. организованных Минобр-науки РФ. об интеллектуальном и духовно -нравственномразвитии личности (например, http s: /,'vk .com'mino Ъ m а uki)
Самоопределение Формир о вание субкульту -ры учащихся, восприятия еш нравственно-зтических ценностей, общественной морали во взаимодействии Социокуяыаурналфжу ¡¿я Прио бще ниек социокультур-ным ценностям, понимание им природы и человека как величайших ценностей. Предоставление возможностей для само выраже ния и самореализации в пр одуктах творчества. формирование способностей к образному восприятию мира и упорядочивания своих связей с ним в люб ой художественной, символической форме Функциональная интеграция. «Национальная система р азвития научной творче ской и инно вацио н-ной деятельности молод ежи России «Интеграция» (например, http: ■ ■■www_nauka21 .com' dmnlo a d/Plan-meropriyatij-2018.pdf, http: ■ xn--9 0 ax2 с лп--р 1 ai/, http ://www.pro sv ju-'news/subj ect/correctional-pedagogyJhtml)
Содействие Формирование мировоззрения в комплексном единстве мироощущения, мировосприятия. миропонимания Мировоззренческая функция. Культурно-творческие практики. Информирование по вопросам, связанным с осооенностяг.ш образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса- обучающимися: Создание оптимальных условий для р а звития пот енциала каждого peo енка. пер сона-лизация пр оцесса о бучения, р азраб опса индивиду а льных образовательных программ Организационная интеграция. Методики сотрудничества семьи и школы (популяризация околонаучных и образовательных проектов (например, http:// arch jgdb ju/xmlui-', http: ■ beregudomju-'hiblioteka-poleznyx-knig-chto-nuzhno -znat-o-bozdanii-elektroimoj -bibliotekL http ;'cyterleninkaju proj ect, http s:';wwwjntuittu/)
Сотворчество Интелпеюуалгаое и духовно е творч ест во учащихся на о с новая иивзаим (действия, формирование способности к саморазвитию Развивающая функция. Содействие полноценному психическому и физическому развитию личности. малых трупп и ко л л ективоБ. с учетом о с о бегаю ст ей детей с отр а нич е н-ными возможно стюш здоровья Культурная интеграция. Мат ериалыпр о светит ель- ских проектов (например. http ь://аггата ь.аса demy/radio. http: www.edutainmeju-'pоbt-'coddy-golfbtream, http ь: .Чк.с от public 11S462431: http в: po itnauka.ru")
информационно -методическое сопровождение, используются материалы Министерства образования и науки Российской Федерации, потенциал Общероссийской общественной организации «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция», проект мероприятий «Календарь образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры», рекомендуемые кафедрой специального (коррекционного) образования открытые он-лайн-курсы в области образовательных технологий, в области онлайн-обучения, обеспечивающие обучение сотрудников образовательных организаций в целях широкого применения онлайн-курсов для повышения качества образовательных программ.
Актуализация одного из мотивов учебной деятельности определяет выбор педагогическими работниками стратегического компонента в формировании интегративной компетенции. Теоретический и практический анализ показывает, что изучение целевой направленности в выборе дальнейших перспектив профессионального развития свидетельствуют о том, что среди основных функциональных задач следующие:
- достижение обучающимися предметных, личностных и метапредметных результатов с опорой на образовательную среду, ее предметные аспекты, практическое взаимодействие с электронными образовательными ресурсами (целеполагающая функция);
- освоение обучающимися универсальных учебных действий в условиях сознательного, активного присвоения ими нового социально-культурного опыта (обучающая функция);
- интеллектуальное и духовное развитие учащихся на основании образовательного взаимодействия, формирование способности к саморазвитию на основании систематизации личных отношений с образовательной средой, формирование личной образовательной среды (развивающая функция);
- ориентация на «портрет выпускника школы», общеобразовательные результаты; результаты личностного развития (прогностическая функция);
- формирование субкультуры учащихся, восприятие ими нравственно-этических ценностей, общественной морали во взаимодействии в образовательной среде и со средой (социокультурная функция);
- социализация учащихся, формирование правосознания, развитие их информационно -правовой культуры через самостоятельное погружение в образовательную среду (социально-правовая функция);
- формирование знаний и представлений о жизнедеятельности общества, принципах, перспективах и тенденциях его развития на основании познавательных ресурсов образовательной среды (общественная функция);
- формирование мировоззрения в комплексном единстве мироощущения, мировосприятия, миропонимания и мироосмыс-ления, в том числе формирование современного информационного мировоззрения (мировоззренческая функция).
В результате обсуждения вопросов целесообразности и дальнейших перспектив участия педагогических работников в профессиональном самообразовании и развитии, приоритетные функциональные задачи приводят к необходимости использования личностно-инструментальных возможностей в осуществлении основных психолого-педагогических функций: целеполагающей, обучающей, развивающей, прогностической, социокультурной, социально-правовой, общественной, мировоззренческой.
Таким образом, осуществление процесса развития интегративной компетенции педагогических работников в условиях формирования разных мотивов профессионального развития предполагает использование стратегических, личностно-инструментальных, операционно-поведенческих возможностей педагогов в планировании и достижении таких образовательных перспектив, в которых общекультурное и личностное развитие обучающихся составляет цель и основной результат образования. Этому способствует современная общественно-культурная практика осуществления интегра-тивного управления, направленная на согласование правовых, социально-экономических и организационных условий, обогащающих формы взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми и предоставляющих возможности успешной самореализации.
Н Ю. КЦйкдва
¡Межпрофильная интеграция каК,воэможуость актуализации мотивов...
Библиографический список:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28 c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 23.11.2017).
2. Возняк И. В. Развитие системы подготовки педагогов для инклюзивного образования в России / И. В. Возняк // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2017. - № 2 (31). - С. 51-59.
3. Исрафилова Л. М. Взаимодействие ПМПК и учреждений социальной защиты детства / Л. М. Исрафилова, Н. М. Исрафилова // Образование: традиции и инновации : материалы XI международной научно-практической конференции. - 2016.- С. 110-111.
4. Кийкова Н. Ю. Охрана и профилактика здоровья детей с особыми образовательными возможностями и потребностями в условиях семейного обучения и воспитания / Н. Ю. Кий-кова, О. Н. Уварова // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - М. - 2017. - № 2 (11) - С. 46-51.
5. Конева О. Б. Семья как модель поведения и межличностных отношений в структуре «родитель-ребенок» / О. Б. Конева, Е. В. Дурбаже-ва // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 1. -№ 2 (13). - С. 53-57.
6. Теличко О. А. Содержание социально-культурной деятельности в системе дополнительного образования / О. А. Теличко // Культура. Наука. Интеграция. - 2014. - № 1 (25). -С. 66-70.
7. Уварова О. Н. Построение жизненной перспективы детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья // Образовательная среда сегодня: теория и практика : сборник материалов III Международной научно-практической конференции / ред. кол.: О. Н. Широков. - 2017. - С. 202-203.
8. Шибаев В. П. К вопросу об интеграции в образовательном процессе / В. П. Шибаев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -2008. - С. 295-300.
9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Феде-
рации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.govem ment.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAE rrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 23.11.2017).
10. Федеральный закон «О политических партиях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 32459 (дата обращения: 23.11.2017).
11. Морозова Н. Н. Интеграционные процессы в сфере образовательного пространства / Н. Н. Морозова // Ученые записки Череповецкого государственного университета. - 2016. -№ 1. - С. 44-49.
12. Методология современной психологии. Вып. 2 / под ред. В. В. Козлова, В. Ф. Петренко. - М. : МАПН, ЯрГУ, ЛКИИСИ РАН, 2011. -191 с.
13. Стрельников П. А. Сущность и содержание интеграционных образовательных процессов / П. А. Стрельников // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2016. -№ 3 (13). - С. 169-174.
14. Гвоздева А. В. Дидактические принципы в концепции интегративного подхода к дифференцированному обучению / А. В. Гвоздева // Знание. Понимание. Умение. - 2007. - № 3. -С.34-38.
15. Макарова О. Б. Интегративная компетентность в системе профессиональных компетенций бакалавра педагогического образования / О. Б. Макарова // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 9. - С. 171-175.
References:
1. Concept of long-term social and economic development of the Russian Federation until 2020 [Koncepcija dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda] [Web resource], access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c 66928fa27e527/ (accessed date: 11/23/2017).
2. Woznyak I. V. Development of system of training of teachers for inclusive education in Russia [Razvitie sistemy podgotovki pedagogov dlja inkljuzivnogo obrazovanija v Rossii], Scientific support of a system of advanced training, 2017, No. 2 (31), pp. 51-59.
3. Israfilova L. M., Israfilova N. M. Interaction of PMPC and institutions of social protection of childhood [Vzaimodejstvie PMPK i uchrezhdenij so-
cial'noj zashhity detstva], Education: traditions and innovations: materials XI of the international scientific and practical conference, 2016, pp. 110-111.
4. Kiykova N. Yu., Uvarova O. N. Protection and prevention of health of children with special educational needs ^for conditions of family training and education [Ohrana i profilaktika zdorov'ja de-tej s osobymi obrazovatel'nymi vozmozhnostjami i potrebnostjami v uslovijah semejnogo obuchenija i vospitanija], Modern additional professional pedagogical education, 2017, No. 2 (11), pp. 46-51.
5. Koneva O. B., Durbazheva E. V. Family as behavior model and the interpersonal relations in structure of "parent - child" [Sem'ja kak model' povedenija i mezhlichnostnyh otnoshenij v strukture "roditeF-rebenok"], Bulletin of Council of young scientists and experts of Chelyabinsk region, 2016, Vol. 1, No. 2 (13), pp. 53-57.
6. Telichko O. A. Content of social and cultural activity in the system of additional education [Soderzhanie social'no-kul'turnoj dejatel'nosti v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija], Culture. Science. Integration, 2014, No. 1 (25), pp. 66-70.
7. Uvarova O. N. Creation of vital prospect by children and teenagers with limited opportunities of health [Postroenie zhiznennoj perspektivy det'mi i podrostkami s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja], Educational environment today: theory and practice. materials collection of the III International scientific and practical conference, 2017, pp. 202-203.
8. Shibayev V. P. Question of integration in educational process [K voprosu ob integracii v obra-zovatel'nom processe], News of the Herzen Russian state pedagogical university, 2008, pp. 295-300.
9. State program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020"
[Gosudarstvennaja programma "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 20162020 gody"] [Web resource], access mode: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwz HUxzVkH1j sKAErrx2dE4q0ws.pdf (accessed date: 11/23/2017).
10. Federal law "About Political Parties" [Federal'nyj zakon "O politicheskih partijah"] [Web resource], access mode: http://www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW_32459 (accessed date: 11/23/2017).
11. Morozova N. N. Integration processes in the sphere of educational space [Integracionnye processy v sfere obrazovatel'nogo prostranstva], Scientific notes of the Cherepovets State university, 2016, No. 1, pp. 44-49.
12. Methodology of modern psychology [Metodologija sovremennoj psihologii], under the editorship of V. V. Kozlov, V. F. Petrenko, 2011, No. 2, 191 p.
13. Strelnikov P. A. Essence and content of integration educational processes [Sushhnost' i soderzhanie integracionnyh obrazovatel'nyh pro-cessov], Pedagogical Review, 2016, No. 3 (13), pp.169-174.
14. Gvozdeva A. V. The didactic principles in the concept of integrative approach to the differentiated training [Didakticheskie principy v koncep-cii integrativnogo podhoda k differencirovannomu obucheniju], 2007, No. 3, pp. 34-38.
15. Makarova O. B. Integrative competence in the system of professional competencies of the bachelor of pedagogical education [Integrativnaja kompetentnost' v sisteme professional'nyh kompe-tencij bakalavra pedagogicheskogo obrazovanija], Siberian Pedagogical Journal, 2012, No. 9, pp.171-175.