Научная статья на тему 'Содержание и направления интеграции медико-психологических и педагогических знаний в профессиональной подготовке логопедов'

Содержание и направления интеграции медико-психологических и педагогических знаний в профессиональной подготовке логопедов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЛОГОПЕДИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахомова Наталья Георгиевна

В статье обоснована необходимость интеграции медико-психологических и педагогических знаний в процессе профессиональной подготовки логопедов как основы формирования компетентных и квалифицированных кадров, представлены позиции реализации интеграции знаний. Охарактеризованы существующие точки зрения на педагогические требования к содержанию образования, раскрыты объективные и субъективные условия их реализации. Названы основные принципы конструирования содержания интеграции медико-психологической и педагогической составляющих профессиональной подготовки. Особое внимание уделяется определению основных направлений реализации интегрированного подхода в профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пахомова Наталья Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и направления интеграции медико-психологических и педагогических знаний в профессиональной подготовке логопедов»

УДК 159.9+376.36

Пахомова Наталья Георгиевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной и коррекционной педагогики Полтавского национального педагогического университета имени В. Г. Короленка, nataliy24@mail.ru, Полтава

СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕНИя ИНТЕГРАЦИИ МЕДИКО-

психологических и педагогических знаний в профессиональной подготовке логопедов

Аннотация. В статье обоснована необходимость интеграции медико-психологических и педагогических знаний в процессе профессиональной подготовки логопедов как основы формирования компетентных и квалифицированных кадров, представлены позиции реализации интеграции знаний. Охарактеризованы существующие точки зрения на педагогические требования к содержанию образования, раскрыты объективные и субъективные условия их реализации. Названы основные принципы конструирования содержания интеграции медико-психологической и педагогической составляющих профессиональной подготовки. Особое внимание уделяется определению основных направлений реализации интегрированного подхода в профессиональном образовании.

Ключевые слова: интеграция; профессиональная подготовка; содержание образования; логопедия.

Pakhomova Natalya Georgievna

Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of the Department of the social and correctional pedagogy Poltava National Pedagogical University named after VG Korolenko, nataliy24@mail. ru,Poltava

CONTENTS AND TOWARDS INTEGRATION OF MEDICAL, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL KNOWLEDGE in the TRAINING OF LOGOPEDISTS

Abstract. The necessity for medical and psychological knowledge integration in the speech therapist' professional training process as a basis for competent and qualified specialists is shown. Some views on pedagogical requirements for educational content are characterized, objective and subjective conditions of their realization are uncovered. Some principal points of construction of the medical and psychological knowledge integration in the speech therapist' professional training are considered. Moreover a special attention is paid to the definition of the main directions of ntegrative approach to professional education.

Keywords: integration, professional training, content of education, logopaedia.

В условиях высокого динамизма развития науки и образования, стремительного обновления системы знаний на первый план выступают задачи пересмотра содержания, форм и методов обучения, ориентации высшего образования на личность студента, внедрение новых технологий обучения, которые обеспечивали бы высокое качество подготовки выпускников высшего учебного заведения. Интеграция как процесс создания целостной и многомерной картины мира сегодня приобретает статус одного из ведущих

методологических принципов образования. Интеграция (от лат integratio - восстановление, восполнение, от integer - полный, цельный) - «образование или восстановление целостности, высшая форма взаимодействия, которая предусматривает не только взаимовлияние и взаимосвязь, но и взаимопроникновение элементов» [2, с. 356].

Об актуальности интегративных тенденций свидетельствуют исследования философских основ интеграции (С. Клепко), дидактических (С. Гончаренко, И. Козловская,

А. Савченко) и психологических (И. Бex, Т. Яценко). Исследованию теоретических основ и организационно-методических аспектов интеграции знаний в условиях профессиональной подготовки посвящены труды А. Беляевой, В. Беспалько, С. Гонча-ренко, Ю. Жидецкий, Я. Кмита, С. Клепко, Е. Коваленко, О. Шевнюк и др. . Различным аспектам подготовки коррекционных педагогов посвящены фундаментальные работы В. Бондаря, Н. Малофеева, С. Мироновой, Н. Назаровой, В. Синева, Е. Синевой, Л. Фомичевой, О. Хохлиной, М. Шеремет и др. . Однако, несмотря на значительное количество исследований, вне поля зрения остались вопросы реализации интеграции педагогических, психологических и медицинских знаний в процессе профессиональной подготовки логопедов.

Сложность и многогранность коррек-ционной деятельности обусловливает необходимость детального изучения полноты выраженности интеграции медико-психологической и педагогической составляющих профессиональной подготовки с целью определения специальных характеристик реализации интеграционных процессов. Целью исследования является анализ содержания образования в системе профессиональной подготовки и определение направлений интеграции в процессе подготовки логопедов. Задачами являются: характеристика содержания высшего образования и определение направлений и этапов интеграции педагогической, психологической и медицинской составляющих профессиональной подготовки логопедов.

Из-за своей социально-исторической направленности, содержание образования характеризуется чрезвычайной изменчиво-стю по сравнению с другими категориями и понятиями психолого-педагогической науки. Содержание высшего образования, его организация и методы находятся в стадии непрерывного обновления, ориентируются на прогнозируемые наукой и практикой перспективы [2]. В современной дидактике, в том числе дидактике высшей школы, получили распространение принципы четы-рехкомпонентной структуры содержания образования (И. Лернер), согласно которым содержание профессионального образования обусловлено требованиями общества к

будущим педагогам, на достижение которых должны направляться усилия педагогов и студентов учебных заведений. Оно содержит следующие взаимосвязанные компоненты: 1) систему знаний, усвоение которых формирует адекватную диалектическую картину мира и вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности; 2) систему интеллектуальных и практических умений и навыков, положенных в основу конкретной практической деятельности; 3) черты творческой деятельности, которые обеспечивают готовность к решению новых проблем, творческого преобразования действительности; 4) систему мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые являются основой гуманистических убеждений и идеалов [6, с. 36-70].

На содержание образования, как отмечают ученые, влияют как объективные (развитие науки и техники, теорий и технологий и т. д.), так и субъективные (политика, экономика и т. д.) факторы. Педагогическими требованиями к содержанию образования следует считать формирование гармонично развитой, активной личности, гражданина и патриота.

Наиболее полно, на наш взгляд, содержание образования определяется как один из факторов экономического и социального прогресса, который ориентирован: на обеспечение самоопределения, создание условий для самореализации, развития общества, укрепления и совершенствования правового государства. Содержание образования должно обеспечивать: 1) общую и профессиональную культуру общества; 2) формирование уровня знаний учащихся, адекватных современному уровню образовательных программ; 3) интеграцию личности в национальную и мировую культуру; 4) формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества; 5) подготовку и развитие кадрового потенциала общества. Содержание образования должно способствовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности [2].

Анализируя имеющиеся в педагогической литературе подходы к определению со-

держания образования и практики его формирования, согласно нормативно-правовых документов Украины, А. Алексюк, А. Коно-шевський, С. Миронова, Л. Руденко, А. Спирин считают, что содержание образования должно определяться характером и структурой будущей профессиональной деятельности и отражать текущие и перспективные потребности общества, его требования к профессионализму и личностным качествам специалиста. Большинство ученых, рассматривают содержание образования как систему современных научных знаний и передовых способов деятельности.

Таким образом, наличие структурных компонентов и их взаимосвязей играет существенную роль в содержании профессионального обучения. Исключение из учебного плана определенной дисциплины или неоправданное перенесение ее изучения, что приводит к изменению логических связей, негативно влияет на качество подготовки будущих специалистов. Каждый элемент системы содержания обучения должен находиться на определенном месте и выполнять свои функции во взаимосвязи с другими элементами. Дисциплины медико-биологической, психологической и педагогической областей знаний должны находиться в определенной последовательности и быть взаимосвязанными, что способствует образованию целостной системы интеграционных знаний, как основы профессиональной подготовки.

Интеграцию медико-психологической и педагогической составляющей профессиональной подготовки логопедов, в контексте нашего исследования, понимаем как динамический, непрерывный, противоречивый процесс, требующий прогностического подхода, учета мотивации и особенностей параметров знаний, определения специфики их структурирования, предметных и интегрированных знаний и предусматривает применение адекватных содержанию средств обучения. Интеграция педагогических, психологических и медицинских знаний связана с обобщением, уплотнением, концентрацией, которые вызваны необходимостью улучшения и облегчения хранения, усвоения и использования этих знаний, а также с их упорядочением, систематизацией, взаимопроникновением различных методов позна-

ния и моделированием, воспроизведением целостности сложно организованных объектов.

Категория содержания образования всегда требует конкретизации. Это предполагает содержательную детализацию интеграционного концепта профессиональной подготовки логопедов, приближает его к возможности реализации в определенных образовательных условиях высшей школы.

Содержание обучения нельзя рассматривать независимо от процесса обучения. Под содержанием образования мы понимаем определенный объем и характер системных научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и морально-этических идей, которыми должен овладеть человек в процессе обучения. Ученые отмечают, что современное наполнение содержания образования не может ограничиваться только информационными данными отдельных наук. Оно должно включать структурные новообразования психического, индивидуально-личностного, эстетически-духовного плана субъектов педагогического процесса. В структуру содержания образования входит вся культура человечества: система научных знаний, эмоционально-образный мир, система деятельности, ценностные ориентации.

Таким образом, качество профессиональной подготовки коррекционных педагогов, а значит их профессионального образования определяется сегодня не только количеством и содержанием предметов, формами и методами организации учебного процесса, но и развитием и стимулированием у будущих специалистов познавательной активности и стремления к поисковой деятельности, формирование способности к интегративному мышлению, творческой самостоятельности и инициативе, которые рассматриваются как основа интеграции медико-психологической и педагогической составляющих профессиональной подготовки.

Следует отметить, что содержание профессионального обучения учителей-логопедов - системно и логически построенная, психолого-педагогически обоснованная, ин-тегративно упорядоченная общая и специальная научная информация, имеющая профессиональную (медико-психологическую и педагогическую) направленность, определя-

емая условия и направления овладения профессиональной компетентностью в соответствии с уровнем и профилем специального образования.

В педагогических университетах подготовка осуществляется на основе традиционного дисциплинарно-ориентированного образования, в основном преобладает тенденция элективного наполнения учебных планов новыми дисциплинами, что вызывает необходимость их перестройки в соответствии с новой образовательной парадигмы. Приоритетным направлением в реформировании высшего образования является сочетание многоуровневого педагогического образования с современной практической готовностью студентов-выпускников к выполнению своих профессиональных функций.

Анализ состояния подготовки коррек-ционных педагогов, представленный в работах С. Мироновой, определил, что часто в образовательно-профессиональную программу включаются учебные дисциплины, содержание которых не соответствует целям подготовки специалистов этого профиля, наблюдается дубляж учебных дисциплин, или наоборот их искусственный разрыв по содержанию и логике (культура и техника речи, коррекционно-реабилитационные службы и др.), не соблюдается принцип преемственности т. д. Современное содержание профессионального образования зачастую затеоретизированно и часто отделено от реальной практики. Главным недостатком профессионального образования, как считает С. Миронова, является низкий уровень практической подготовки.

Таким образом, системные и интегратив-ные знания должны выступать средством обучения и осуществления деятельности, профессиональные умения - объектами контроля. Среди дисциплин, представленных в образовательно-профессиональной программе, большое количество времени отводится циклу профессиональной и практической подготовки. Большинство дисциплин учебного плана подготовки бакалавров по специальности 6. 010105 «Коррекционное образование» относится к медико-биологическим, клиническим, психологическим и педагогическим, именно овладение ими составляет профессиональную основу будущего коррекционного педагога. Базовые

медико-биологические курсы (анатомия, физиология, патология детей и подростков с основами валеологии, анатомия, физиология и патология органов слуха и речи, генетика и др.) изучаются на I и II курсах, общие и специальные психолого-педагогические дисциплины на протяжении 4 лет. Большое количество дисциплин и достаточно небольшое количество времени отведенного на каждый курс, ставит под сомнение соблюдение принципа преемственности и системности в их преподавании. Кроме того, сегодня, как отмечает большинство исследователей, не определены базовые принципы построения медицинских дисциплин при подготовке дефектологов в высших учебных заведениях, отсутствуют интегрированные учебные программы, что способствует снижению уровня медицинских и психолого-педагогических знаний, низкой профессиональной компетентности будущего педагога. Только содержательная систематизация и интеграция теоретических медико-психологических и педагогических знаний, направленных на поддержку внутреннего единства коррекци-онной педагогики, а не механическое объединение фрагментарных знаний изучаемых дисциплин, является предпосылкой готовности специалиста к профессиональной деятельности.

Интеграцию знаний в процессе подготовка, согласно общепедагогическим исследованиям проектирования содержания образования, можно рассматривать с трех позиций: 1) как педагогическую модель социального заказа; 2) как дидактическую модель учебной дисциплины (программы и планы), 3) как учебные материалы (пособия, тексты лекций, разработка отдельных модулей, тем и т. д.) (В. Зверева) [4, с. 29]. Поскольку тенденция к интеграции знаний на современном этапе реформирования профессионального образования является актуальной, то сегодня детализации требуют содержательная и технологическая формы интеграции медико-психологической и педагогической составляющих.

При конструировании содержания образования системы психолого-педагогической подготовки учителей начальных классов, Л. Хомич выделяет следующие основные направления: направленность содержания психолого-педагогической подготов-

ки на достижение главной цели обучения в высшем учебном заведении; соблюдение целостности и системности содержания психолого-педагогической подготовки; гуманистическая направленность содержания психолого-педагогической подготовки; культурологическая направленность содержания психолого-педагогической подготовки как возрождение духовности в системе образования [8].

Представленные направления универсальные и многофункциональные, поэтому могут быть успешно применены при подготовке педагогов разных специальностей. Таким образом, к ведущим системообразующих характеристикам содержания интеграции медико-психологической и педагогической составляющих профессиональной подготовки логопеда относим: соответствие личностно ориентированной концепции развития современной личности, целостность интегративного процесса и его органическое пронизывание всех звеньев учебно-воспитательного процесса, гуманистическая и духовная направленность коррекционного процесса.

Проанализировав существующие подходы к структурированию содержания образования в высших учебных заведениях, нами выделены следующие основные направления интеграции медико-психологической и педагогической составляющих профессиональной подготовки логопедов:

- направленность содержания интегра-тивной подготовки на достижение главной цели личностно ориентированного обучения в высшем учебном заведении;

- акмеологическая направленность содержания интегративного образования логопедов;

- соблюдение интеграции и вариативности содержания психолого-педагогического образования;

- выделение перспективности интеграции медицинских и психолого-педагогических методик абилитации, коррекции и реабилитации и успешное применение интегрированных знаний в практической деятельности;

- построение интегрированного содержания образования в измерениях кредитно-мо-дульной системы обучения.

Охарактеризуем каждое из этих направлений.

I. Направление содержания интегратив-ной подготовки на достижение главной цели личностно ориентированного обучения в высшем учебном заведении позволяет органично интегрировать медико-психологические и педагогические знания в процессе профессиональной подготовки с современными реалиями высшей школы. Главная цель подготовки коррекционных педагогов в высшем учебном заведении предполагает решение двух комплексов взаимосвязанных задач: «во-первых, содействовать социально ценностному развитию личности будущего педагога (его фундаментальной, нравственной и гражданской зрелости), а во-вторых, -помогать ему в профессиональном становлении и специализации в профессиональной деятельности» [2, с. 646]. Их реализация происходит в условиях переориентации педагогической системы на личностно ориентированные интегративные технологии обучения и воспитания. Целью этого типа обучения является создание условий для индивидуальной самореализации личности, развития и саморазвития ее индивидуальных качеств и интегрирования полученных знаний и умений.

II. Акмеологическая направленность содержания интегративного образования логопедов проектируется в философско-об-разовательный базис профессиональной компетенции педагога-гуманиста, который умеет синтезировать Науку, Знание и Веру в мировоззренческую убежденность человека, без которой немыслимы ее полноценное самосозидание, полноценная самореализация и жизнетворчество (по Б. Гершунскому) [1, с. 173-174].

Акмеологическое направление в конструировании содержания интегративного образования предусматривает учет объективных (закономерности в организации обучения специалистов, влияющих на качество образования) и субъективных (талант, способности личности) факторов, способствующих достижению вершин профессионализма. Специфику и главную идею использования интегрированных знаний в коррекци-онно-педагогической деятельности можно представить через такую зависимость: эффективность коррекционного процесса предполагает владение прочными интегрированными знаниями и умениями, которые

определяют дальнейшую успешность профессиональной деятельности в целом.

III. Соблюдение интеграции и вариативности содержания психолого-педагогического образования становится важным теоретико-методическим обеспечением успешности овладения медико-психологической и педагогической составляющими профессиональной подготовки логопеда. Системообразующим элементом содержания подготовки коррекционного педагога становится теория интеграции человека с миром, обществом и миром знаний, а практические проблемы интеграции, возникающие при конструировании содержания образования, разработки новых специальностей и учебных программ, перерастают в проблему философии образования (С. Клепко) [5]. Этими положениями определяются основные критерии построения модулей при разработки программ интегрированных курсов.

Важным принципом конструирования содержания интеграции медико-психологической и педагогической составляющих профессиональной подготовки является вариативность, которая преодолевает унификацию и единообразие в образовании, создает поле широкого выбора для каждого коррекционного педагога индивидуально значимых и оптимально эффективных методик, технологий и приемов коррекционной работы.

Практическая реализация вариативности интегративного образования осуществляется различными путями и способами через:

- создание широкого разнообразия образовательных программ для подготовки кор-рекционных педагогов различных специальностей;

- ряд образовательных учреждений, реализующих эти образовательные программы (университеты, институты последипломного образования, научно-практические семинары, коррекционно-педагогические мастер-классы и т. п.);

- плюрализм и гибкость учебных программ и учебно-методических пособий, вариативность и возможность выбора программно-методического обеспечения, образовательных технологий, в которых реализуются основные медико-психологические и педагогические идеи коррекционной деятельности;

- возможность постоянного обогащения содержания интегративных курсов новейшими разработками и технологиями;

- прогностический, индивидуальный подход к организации профессиональной подготовки коррекционного педагога, большое количество творческих задач в процессе учебной деятельности, использование коррекционно-педагогических технологий воздействия на психофизическое развитие и личность в целом.

IV. Выделение перспективности интеграции медицинских и психолого-педагогических методик абилитации, коррекции и реабилитации и успешное применение интегративных знаний в практической деятельности следует рассматривать как базовое направление в конструировании содержания образования педагогов. Учитывая требования к организации образовательного процесса в высшей школе, нами определены этапы интеграции составляющих:

1) актуализация медико-психологического и педагогического потенциала методик и технологий, в контексте коррекционной работы;

2) изучение традиционных и инновационных технологий, которые предусматривают использование комплексных и системных медицинских, клинических, психологических и педагогических знаний и обеспечивают успешность коррекционного воздействия на личность ребенка и взрослого;

3) ознакомление с ведущими медико-биологическими и психолого-педагогическими идеями в практике коррекционной работы;

4) моделирование ситуаций реализации интеграции медико-психологической и педагогической составляющих в процессе кор-рекционной работы;

5) участие студентов, которые проявили профессиональный интерес к коррекцион-ной деятельности в научно-практических проектах-презентациях: научно-практические студенческие конференции, научные статьи, защита курсовых, дипломных и магистерских исследований, а также педагогическая практика, мастер-классы, психолого-педагогические тренинги и т. д.

V. Построение интегрированного содержания образования в рамках кредит-но-модульной системы обучения, отвечает ведущей тенденции развития современного

образования и позволяет максимально реализовать основные задачи личностно ориентированного образования.

Таким образом, современные требования к профессиональной подготовке квалифицированных кадров требует интеграции знаний как основы системности профессионального образования. Выделенные направления и этапы интеграции медико-психологических и педагогических знаний способствуют успешной теоретической и практической подготовки, как основы готовности логопеда к коррекционной работе.

Библиографический список

1. Гершунский Б. С. Философия образования. - М.: Моск. психол. -соц. ин-т; Изд-во Флинта, 1998. - 432 с.

2. Енциклопедiя освгти / [Акад. пед. наук

Украши ; гол. ред. В. Г. Кремень]. - К.: Юршком 1нтер, 2008. - 1040 с.

3. Загвязинский В. и. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004. - 192 с.

4. Зверева В. и. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки. - М.: Образоват. центр пед. поиск, 1998. - 175 с.

5. Клепко С. Ф. Конспекти з фшософп освгти. - Полтава, ПО1ППО: 2007. - 420 с.

6. Лернер и. Я. Дидактическая система методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.

7. Миронова С. П. Шдготовка вчителш до корекцшно! роботи в системi освгти дней з вадами штелекту: монографiя. - Кам'янець-Подшьський, 2007. - 304 с.

8. Хомич Л. О. Система психолого-педагопчно! пiдготовки вчителя початкових

класiв: дис..... доктора педагопчних наук. -

К., 1998. - 442 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.