Полученные расчетные зависимости могут быть использованы применительно к расчетам фильтрационных потерь из каналов, при установившейся свободной фильтрации, по формулам, учитывающим действие капиллярных сил, а также уровней грунтовых вод и объемов воды, подаваемых извне на мелиоративные системы, при подпочвенном увлажнении. Значения, полученные по разработанным математическим моделям,
Библиографический список
1. Жибуртович К.К. Особенности применения коэффициента фильтрации в гидромелиоративных расчетах // Мелиорация переувлажненных земель. - Тр. БелНИИМиЛ. - Т. ХLVI. - 1999. - С. 84-96.
2. Гулюк Г.Г. Оценка влияния мелиоративных систем на сопредельные территории / Г.Г. Гулюк, К.К. Жибуртович // Научно-методический журнал Вестник БГСХА. - Горки, 2004. - Вып.4. - С. 73-77.
3. Жибуртович К.К. Расчет наименьшей и полной влагоемкостей легких минеральных грунтов //
Когда речь идёт о межпредметных связях, вспоминаются слова Марка Аврелия о культуре человеческого мышления: «Ты должен мыслить мир как единое существо с единой сущностью и единой душой» (1).
Не чувствовать, не воспринимать, не любить... а МЫСЛИТЬ МИР. Уже в этом словосочетании заложено побуждение к аналитическому, интеллектуальному отношению к бытию.
Качество осмысленного мира - это мир с единой сущностью и единой душой. С этим положением тесно связан феномен внутреннего единства научного знания, который и лежит в основе про-
могут также входить составной частью в результаты, полученные по интерпретированным соответствующим образом формулам В.В. Ведерникова, Б.К. Ризенкампфа, Н.Н. Веригина, А.Н. Костякова и др., учитывающим капиллярную водопроводи-мость и приведенный расход капиллярной каймы. Кроме того, полученные расчетные зависимости обеспечивают достаточную для инженерных расчетов точность (погрешность не более 10 %).
Управление водным режимом мелиорированных земель. - Сб науч. работ БелНИИМиВХ. - Мн., 1997. - С. 117-123.
4. Аверьянов С.Ф. Фильтрация из каналов и ее влияние на режим грунтовых вод. - М.: Колос, 1982. - 238 с.
5. Бродский В.З. Таблицы планов эксперимента для факторных и полиномиальных моделей (справочное изд.) / В.З.Бродский и др. - М.: Наука, 1982. - 752 с.
6. Евдокимов Ю.А. Планирование и анализ экспериментов при решении задач трения и износа / Ю.А. Евдокимов и др. - М.: Наука, 1980 - 230 с.
цессов интеграции в преподавании.
Несомненно, современная наука, как важная область человеческой деятельности, имеющей своей целью получение и систематизацию объективных знаний о действительности, обладает сложной структурой. По характеру изучаемых ею явлений и процессов она делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Но необходимо оговариваться, что деление это условное. Когда эта условность учитывается в организации процесса преподавания, тогда мы и говорим о межпредметных связях.
Затронем, в этой связи, управленческие и эко-
Таблица 2 - Опытные и расчетные значения К м/сут
Значения KBK Номера опытов
1 2 3 4 5 6 7 8
Опытные 0,89 2,93 0,0001 4,93 0,02 0,03 0,258 0,258
Расчетные 0,80 2,70 0,0001 4,99 0,028 0,036 0,258 0,258
УДК 378.147:3713
Е. А. Зайцева, канд. филол. наук, доцент, Рязанский ГАТУ
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
© Зайцева Е. А., 2012
Вестник ФГБОУ ВПО РГАТУ, № 3 (15), 2012
номические дисциплины.
Ставшие столь популярными в последнее время предметы - менеджмент, управление персоналом, психология управления и др. - требуют от преподавателя достаточно серьёзной подготовленности в отношении иных, неуправленческих, дисциплин.
Например, необходимо знакомить студентов с блоками информации, относящейся к основам права. Этого требуют темы: «Трудовое законодательство РФ о внутриорганизационном перемещении работников», «Правовое регулирование расторжения трудового контракта в РФ», «Трудовое законодательство РФ о дисциплине и дисциплинарной ответственности работников перед организацией», «Основные требования законодательства РФ к безопасности труда», «Законодательство РФ о вознаграждении за труд», «Законодательство РФ о разрешении трудовых конфликтов и споров», др.
Обширен перечень тем, предполагающих подготовленность преподавателя по общей и социальной психологии, педагогике, психологии личности, физиологии, конфликтологии, ведь без теоретической базы названных наук нельзя аргументированно раскрыть темы управленческих дисциплин, связанных с направленностью личности, темпераментом и характером, теорией трудового коллектива и проблемами конформности, физиологической и психологической адаптацией к новым условиям работы, стрессами и конфликтами, вербальными и невербальными средствами общения и т. д.
Включение элементов культурологии, этики, эстетики, риторики, русского языка и культуры речи, несомненно, требуется при прохождении тем, связанных с организационными формами управленческих контактов, предполагающих ознакомление с теорией и практикой проведения собраний и совещаний, осуществления телефонных переговоров, проведения деловых бесед. Рассматривая методы управленческого диалога, говоря о тактике и технике убеждения, обучая ведению деловой полемики, преподаватель управленческих дисциплин невольно вынужден опираться на основные положения теории аргументации, которая является одним из разделов логики.
Некоторые разделы нельзя обойти, не затронув экономики, а в свою очередь весь ряд экономических дисциплин также тяготеет к интегрированному подходу в процессе их преподавания. Творчески работающий преподаватель сможет найти здесь место даже литературе, ведь ряд теоретических положений по экономической теории можно проиллюстрировать не только цифровым материалом, но и цитатами, к примеру, из произведений Теодора Драйзера (особенно трилогии «Финансист», «Титан», «Стоик»), подробно исследовавшего в своих романах экономику своей страны. Пятьдесят лет жизни главного героя трило-
гии Фрэнка Каупервуда становятся исследованием полувекового периода в развитии мира капитала. Современному российскому студенту трудно представить, к примеру, как происходит рост рынка денег, как развиваются биржи и как там ведутся успешные финансовые игры, каким образом происходит первоначальное накопление капитала. Мировая литературная классика послужит преподавателю экономики хорошим подспорьем: Драйзер предлагает замечательные эпические полотна, изображая эти процессы. Текст поможет избежать назойливых примеров из череды поражений российской экономики последних лет (ведь в них самые опытные экономисты боятся заблудиться), содержание занятий будет грамотным с точки зрения методики (есть теория и есть для нее колоритный конкретный пример) и корректным по отношению к судьбе современной российской экономики (преподаватель избегает провокационных вопросов, уводящих от темы).
Трилогия Драйзера прекрасно иллюстрирует темы о производительных силах и средствах производства, о типах экономических систем, об объектах и субъектах присвоения. Более того, в указанных романах американского классика можно найти блистательный экономический анализ развития транспортных магистралей, «...начиная с хорошо состряпанной рекламы» (3). Такой дидактический материал будет интересен не только студентам экономических специальностей, но и тем, кто выбрал для себя специальности, связанные с механизацией, автодорожным профилем и т. п.
Тему о натуральном хозяйстве допустимо оживить анализом цитатат романа Даниэля Дефо «Приключения Робинзона Крузо», герой которого был вынужден вести образцовое и успешное натуральное хозяйство. Здесь и уход за домашними животными, и изготовление предметов повседневного обихода, и выращивание различных сельскохозяйственных культур, и даже особое отношение к хлебу, к пшеничному зерну и колосу (4). Последнее особенно важно не столько в познавательном аспекте, сколько в воспитательном, ведь современная молодежь обделена подобной информацией.
Целый ряд замечательных произведений поможет преподавателю экономики оживить наглядными примерами свои лекционные и семинарские занятия: «Любовь к жизни» Д.Лондона («золотая лихорадка» в США), «Господа Голов-левы» М. Салтыкова-Щедрина (особенности развития поместных хозяйств в России второй половины XIX века), «Дело Артамоновых», «Фома Гордеев», «Васса Железнова» М. Горького (процессы первоначального накопления капитала, расцвета и упадка капиталистических предприятий в среде российских промышленников и купцов), «Поднятая целина» М.Шолохова (реалистическое изображение коллективизации сельского хозяйства), «Журбины» В.Кочетова (судьба трех поколений
рабочих-судостроителей, показ характерных особенностей работы крупного промышленного предприятия периода расцвета плановой экономики в нашей стране), очень многие другие произведения мировой литературы.
В процессе преподавания экономических дисциплин не будет лишним и обращение к данным философии, социологии, политологии, отечественной истории, потому что их закономерности, ключевые положения и современная организация хозяйственной деятельности в нашей стране очень тесно связаны.
Таким образом, межпредметные связи в процессе преподавания управленческих и экономических дисциплин в настоящее время являются до-
статочно востребованными, так как они помогают наиболее полно и доступно осветить большинство сложных тем.
Библиографический список
1.История философии в кратком изложении. Пер. с чеш.Богута И.И. М.: Мысль, 1995.- 129 с.
2.Драйзер Т. Трилогия желания. / Т.Драйзер. М., «Эксмо», 2011. - 342 с.
4. Дефо Д. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, описанные им самим. / Д.Дефо. М., «Художественная литература», 1973. - С. 117-119.
УДК 339.924:378
В. А. Захаров, д-р с.-х. наук, профессор, Рязанский ГАТУ
И. Н. Титова, начальник отдела международных связей, Рязанский ГАТУ
И. М. Микова, соискатель, РГУ им. С.А. Есенина
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРАРНЫХ ВУЗОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
В связи с вхождением России в единое европейское образовательное пространство процессы интеграции затронули все сферы человеческой жизни, в том числе и сферу образования. Международная интеграция в образовании - результат развития и углубления процесса интернационализации и доведения его до уровня интеграции национальных образовательных систем. Интеграция в образовании - часть сложного и всеобъемлющего процесса сближения, взаимодействия и взаимопроникновения национальных структур [1, 4]. Нужно отметить, что одним из ключевых критериев оценки инновационного потенциала вузов, исполнения важных требований Болонской декларации и залогом успешной интеграции вузов в международное образовательное пространство является академическая мобильность. Академическая мобильность играет существенную роль не только как инструмент интеграции российских вузов в международное образовательное пространство, но и как фактор, способствующий формированию качественно новых трудовых ресурсов, способных занять достойное место на мировом рынке труда [2]. Академическая мобильность - одна
из форм организации обучения, связанная с перемещением студентов, преподавателей или административного персонала на определенный период в другое образовательное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания или проведения исследований, с возвращением в базовый вуз для завершения обучения. Однако, несмотря на то, что развитие академической мобильности студентов занимает особое место среди других направлений Болонского процесса, наблюдается ряд проблем, связанных с ее организацией. Рассмотрим данные проблемы организации академической мобильности студентов в российских аграрных вузах (на примере Рязанского государственного агротехнологическо-го университета). Проблемы организации академической мобильности можно классифицировать следующим образом: организационные (связанные с недостатками организации академической мобильности), языковые (низкий уровень владения иностранными языками), финансовые (недостаточное финансирование поездок), нормативные (недостаточная проработка законодательной и нормативно-методической базы); экспорт обра-
© Захаров В. А., Титова И. Н., Микова И. М., 2012