Научная статья на тему 'Межпредметные связи в процессе преподавания управленческих и экономических дисциплин'

Межпредметные связи в процессе преподавания управленческих и экономических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЛЬНОСТЬ ДИСЦИПЛИН / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ГУМАНИТАРНЫЕ ПРЕДМЕТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / INTEGRAL APPROACH IN / MANAGEMENT AND ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцева Е. А.

Традиционно наука делится на естественные, социальные, гуманитарные и технические направления. Практически всем им присущ интегральный характер, так как это деление условно. Дисциплины, связанные с управлением и экономикой, тесно интегрированы с гуманитарными предметами, такими, как: психология, педагогика, политология, философия, социология, русский язык, зарубежная и отечественная литература, история и другими. Творчески мыслящий наставник должен, к примеру, быть хорошо ознакомлен с работами русских и зарубежных писателей, изображающих экономические и управленческие процессы действительности (М.Горький, Т.Драйзер, Д.Лондон). Это учит правильному пониманию теории экономики и управления. Должная оценка межпредметных связей в процессе преподавания в вузах очевидна и поможет пролить свет на самые трудные темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRAL APPROACH IN A TEACHING PROCESS

Traditionally science is shared in natural, social, humanitarian and technology trends. Practically this is all but conventional, because these trends are full of integrality. For instance, the disciplines connected with management and economics are closely interrelated with the humanities such as: psychics, politics, sociology, foreign and native languages and fiction as history and others. Any thoughtful tutor shoued be acquaihted, for example, with Russian and foreign famous creations writers depicting various economic and managerial processes in the wold (see works by M. Gorky, T. Dreiser, J. London). It teaches to comprehend the laws of economics adequately as well. The integral approach in a teaching process is of great importance for it facilitates to disclose the most complicated themes.

Текст научной работы на тему «Межпредметные связи в процессе преподавания управленческих и экономических дисциплин»

Полученные расчетные зависимости могут быть использованы применительно к расчетам фильтрационных потерь из каналов, при установившейся свободной фильтрации, по формулам, учитывающим действие капиллярных сил, а также уровней грунтовых вод и объемов воды, подаваемых извне на мелиоративные системы, при подпочвенном увлажнении. Значения, полученные по разработанным математическим моделям,

Библиографический список

1. Жибуртович К.К. Особенности применения коэффициента фильтрации в гидромелиоративных расчетах // Мелиорация переувлажненных земель. - Тр. БелНИИМиЛ. - Т. ХLVI. - 1999. - С. 84-96.

2. Гулюк Г.Г. Оценка влияния мелиоративных систем на сопредельные территории / Г.Г. Гулюк, К.К. Жибуртович // Научно-методический журнал Вестник БГСХА. - Горки, 2004. - Вып.4. - С. 73-77.

3. Жибуртович К.К. Расчет наименьшей и полной влагоемкостей легких минеральных грунтов //

Когда речь идёт о межпредметных связях, вспоминаются слова Марка Аврелия о культуре человеческого мышления: «Ты должен мыслить мир как единое существо с единой сущностью и единой душой» (1).

Не чувствовать, не воспринимать, не любить... а МЫСЛИТЬ МИР. Уже в этом словосочетании заложено побуждение к аналитическому, интеллектуальному отношению к бытию.

Качество осмысленного мира - это мир с единой сущностью и единой душой. С этим положением тесно связан феномен внутреннего единства научного знания, который и лежит в основе про-

могут также входить составной частью в результаты, полученные по интерпретированным соответствующим образом формулам В.В. Ведерникова, Б.К. Ризенкампфа, Н.Н. Веригина, А.Н. Костякова и др., учитывающим капиллярную водопроводи-мость и приведенный расход капиллярной каймы. Кроме того, полученные расчетные зависимости обеспечивают достаточную для инженерных расчетов точность (погрешность не более 10 %).

Управление водным режимом мелиорированных земель. - Сб науч. работ БелНИИМиВХ. - Мн., 1997. - С. 117-123.

4. Аверьянов С.Ф. Фильтрация из каналов и ее влияние на режим грунтовых вод. - М.: Колос, 1982. - 238 с.

5. Бродский В.З. Таблицы планов эксперимента для факторных и полиномиальных моделей (справочное изд.) / В.З.Бродский и др. - М.: Наука, 1982. - 752 с.

6. Евдокимов Ю.А. Планирование и анализ экспериментов при решении задач трения и износа / Ю.А. Евдокимов и др. - М.: Наука, 1980 - 230 с.

цессов интеграции в преподавании.

Несомненно, современная наука, как важная область человеческой деятельности, имеющей своей целью получение и систематизацию объективных знаний о действительности, обладает сложной структурой. По характеру изучаемых ею явлений и процессов она делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Но необходимо оговариваться, что деление это условное. Когда эта условность учитывается в организации процесса преподавания, тогда мы и говорим о межпредметных связях.

Затронем, в этой связи, управленческие и эко-

Таблица 2 - Опытные и расчетные значения К м/сут

Значения KBK Номера опытов

1 2 3 4 5 6 7 8

Опытные 0,89 2,93 0,0001 4,93 0,02 0,03 0,258 0,258

Расчетные 0,80 2,70 0,0001 4,99 0,028 0,036 0,258 0,258

УДК 378.147:3713

Е. А. Зайцева, канд. филол. наук, доцент, Рязанский ГАТУ

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

© Зайцева Е. А., 2012

Вестник ФГБОУ ВПО РГАТУ, № 3 (15), 2012

номические дисциплины.

Ставшие столь популярными в последнее время предметы - менеджмент, управление персоналом, психология управления и др. - требуют от преподавателя достаточно серьёзной подготовленности в отношении иных, неуправленческих, дисциплин.

Например, необходимо знакомить студентов с блоками информации, относящейся к основам права. Этого требуют темы: «Трудовое законодательство РФ о внутриорганизационном перемещении работников», «Правовое регулирование расторжения трудового контракта в РФ», «Трудовое законодательство РФ о дисциплине и дисциплинарной ответственности работников перед организацией», «Основные требования законодательства РФ к безопасности труда», «Законодательство РФ о вознаграждении за труд», «Законодательство РФ о разрешении трудовых конфликтов и споров», др.

Обширен перечень тем, предполагающих подготовленность преподавателя по общей и социальной психологии, педагогике, психологии личности, физиологии, конфликтологии, ведь без теоретической базы названных наук нельзя аргументированно раскрыть темы управленческих дисциплин, связанных с направленностью личности, темпераментом и характером, теорией трудового коллектива и проблемами конформности, физиологической и психологической адаптацией к новым условиям работы, стрессами и конфликтами, вербальными и невербальными средствами общения и т. д.

Включение элементов культурологии, этики, эстетики, риторики, русского языка и культуры речи, несомненно, требуется при прохождении тем, связанных с организационными формами управленческих контактов, предполагающих ознакомление с теорией и практикой проведения собраний и совещаний, осуществления телефонных переговоров, проведения деловых бесед. Рассматривая методы управленческого диалога, говоря о тактике и технике убеждения, обучая ведению деловой полемики, преподаватель управленческих дисциплин невольно вынужден опираться на основные положения теории аргументации, которая является одним из разделов логики.

Некоторые разделы нельзя обойти, не затронув экономики, а в свою очередь весь ряд экономических дисциплин также тяготеет к интегрированному подходу в процессе их преподавания. Творчески работающий преподаватель сможет найти здесь место даже литературе, ведь ряд теоретических положений по экономической теории можно проиллюстрировать не только цифровым материалом, но и цитатами, к примеру, из произведений Теодора Драйзера (особенно трилогии «Финансист», «Титан», «Стоик»), подробно исследовавшего в своих романах экономику своей страны. Пятьдесят лет жизни главного героя трило-

гии Фрэнка Каупервуда становятся исследованием полувекового периода в развитии мира капитала. Современному российскому студенту трудно представить, к примеру, как происходит рост рынка денег, как развиваются биржи и как там ведутся успешные финансовые игры, каким образом происходит первоначальное накопление капитала. Мировая литературная классика послужит преподавателю экономики хорошим подспорьем: Драйзер предлагает замечательные эпические полотна, изображая эти процессы. Текст поможет избежать назойливых примеров из череды поражений российской экономики последних лет (ведь в них самые опытные экономисты боятся заблудиться), содержание занятий будет грамотным с точки зрения методики (есть теория и есть для нее колоритный конкретный пример) и корректным по отношению к судьбе современной российской экономики (преподаватель избегает провокационных вопросов, уводящих от темы).

Трилогия Драйзера прекрасно иллюстрирует темы о производительных силах и средствах производства, о типах экономических систем, об объектах и субъектах присвоения. Более того, в указанных романах американского классика можно найти блистательный экономический анализ развития транспортных магистралей, «...начиная с хорошо состряпанной рекламы» (3). Такой дидактический материал будет интересен не только студентам экономических специальностей, но и тем, кто выбрал для себя специальности, связанные с механизацией, автодорожным профилем и т. п.

Тему о натуральном хозяйстве допустимо оживить анализом цитатат романа Даниэля Дефо «Приключения Робинзона Крузо», герой которого был вынужден вести образцовое и успешное натуральное хозяйство. Здесь и уход за домашними животными, и изготовление предметов повседневного обихода, и выращивание различных сельскохозяйственных культур, и даже особое отношение к хлебу, к пшеничному зерну и колосу (4). Последнее особенно важно не столько в познавательном аспекте, сколько в воспитательном, ведь современная молодежь обделена подобной информацией.

Целый ряд замечательных произведений поможет преподавателю экономики оживить наглядными примерами свои лекционные и семинарские занятия: «Любовь к жизни» Д.Лондона («золотая лихорадка» в США), «Господа Голов-левы» М. Салтыкова-Щедрина (особенности развития поместных хозяйств в России второй половины XIX века), «Дело Артамоновых», «Фома Гордеев», «Васса Железнова» М. Горького (процессы первоначального накопления капитала, расцвета и упадка капиталистических предприятий в среде российских промышленников и купцов), «Поднятая целина» М.Шолохова (реалистическое изображение коллективизации сельского хозяйства), «Журбины» В.Кочетова (судьба трех поколений

рабочих-судостроителей, показ характерных особенностей работы крупного промышленного предприятия периода расцвета плановой экономики в нашей стране), очень многие другие произведения мировой литературы.

В процессе преподавания экономических дисциплин не будет лишним и обращение к данным философии, социологии, политологии, отечественной истории, потому что их закономерности, ключевые положения и современная организация хозяйственной деятельности в нашей стране очень тесно связаны.

Таким образом, межпредметные связи в процессе преподавания управленческих и экономических дисциплин в настоящее время являются до-

статочно востребованными, так как они помогают наиболее полно и доступно осветить большинство сложных тем.

Библиографический список

1.История философии в кратком изложении. Пер. с чеш.Богута И.И. М.: Мысль, 1995.- 129 с.

2.Драйзер Т. Трилогия желания. / Т.Драйзер. М., «Эксмо», 2011. - 342 с.

4. Дефо Д. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, описанные им самим. / Д.Дефо. М., «Художественная литература», 1973. - С. 117-119.

УДК 339.924:378

В. А. Захаров, д-р с.-х. наук, профессор, Рязанский ГАТУ

И. Н. Титова, начальник отдела международных связей, Рязанский ГАТУ

И. М. Микова, соискатель, РГУ им. С.А. Есенина

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРАРНЫХ ВУЗОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В связи с вхождением России в единое европейское образовательное пространство процессы интеграции затронули все сферы человеческой жизни, в том числе и сферу образования. Международная интеграция в образовании - результат развития и углубления процесса интернационализации и доведения его до уровня интеграции национальных образовательных систем. Интеграция в образовании - часть сложного и всеобъемлющего процесса сближения, взаимодействия и взаимопроникновения национальных структур [1, 4]. Нужно отметить, что одним из ключевых критериев оценки инновационного потенциала вузов, исполнения важных требований Болонской декларации и залогом успешной интеграции вузов в международное образовательное пространство является академическая мобильность. Академическая мобильность играет существенную роль не только как инструмент интеграции российских вузов в международное образовательное пространство, но и как фактор, способствующий формированию качественно новых трудовых ресурсов, способных занять достойное место на мировом рынке труда [2]. Академическая мобильность - одна

из форм организации обучения, связанная с перемещением студентов, преподавателей или административного персонала на определенный период в другое образовательное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания или проведения исследований, с возвращением в базовый вуз для завершения обучения. Однако, несмотря на то, что развитие академической мобильности студентов занимает особое место среди других направлений Болонского процесса, наблюдается ряд проблем, связанных с ее организацией. Рассмотрим данные проблемы организации академической мобильности студентов в российских аграрных вузах (на примере Рязанского государственного агротехнологическо-го университета). Проблемы организации академической мобильности можно классифицировать следующим образом: организационные (связанные с недостатками организации академической мобильности), языковые (низкий уровень владения иностранными языками), финансовые (недостаточное финансирование поездок), нормативные (недостаточная проработка законодательной и нормативно-методической базы); экспорт обра-

© Захаров В. А., Титова И. Н., Микова И. М., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.