Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРАРНЫХ ВУЗОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРАРНЫХ ВУЗОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ / СТАЖИРОВКА / INTERNATIONAL COOPERATION / ACADEMIC MOBILITY / PROBLEMS / PROBATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захаров В. А., Титова И. Н., Микова И. М.

В статье раскрываются основные проблемы организации академической мобильности. Выделены основные направления по реализации стратегий экспорта образовательных услуг. Проанализированы интеграционные процессы в международной деятельности на примере Рязанского государственного агротехнологического университета имени П.А.Костычева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF INTEGRATION PROCESSES IN INTERNATIONAL ACTIVITY OF AGRARIAN UNIVERSITIES AND THE WAYS OF THEIR SOLUTION

The article presents the basic problems of academic mobility organization. They have enlightened the main directions of the educational service export strategies realization. They have also analyzed the integration processes in international activity by the example of Ryazan state Agrotechnological University named after P.A. Kostychev.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРАРНЫХ ВУЗОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

рабочих-судостроителей, показ характерных особенностей работы крупного промышленного предприятия периода расцвета плановой экономики в нашей стране), очень многие другие произведения мировой литературы.

В процессе преподавания экономических дисциплин не будет лишним и обращение к данным философии, социологии, политологии, отечественной истории, потому что их закономерности, ключевые положения и современная организация хозяйственной деятельности в нашей стране очень тесно связаны.

Таким образом, межпредметные связи в процессе преподавания управленческих и экономических дисциплин в настоящее время являются до-

статочно востребованными, так как они помогают наиболее полно и доступно осветить большинство сложных тем.

Библиографический список

1.История философии в кратком изложении. Пер. с чеш.Богута И.И. М.: Мысль, 1995.- 129 с.

2.Драйзер Т. Трилогия желания. / Т.Драйзер. М., «Эксмо», 2011. - 342 с.

4. Дефо Д. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, описанные им самим. / Д.Дефо. М., «Художественная литература», 1973. - С. 117-119.

УДК 339.924:378

В. А. Захаров, д-р с.-х. наук, профессор, Рязанский ГАТУ

И. Н. Титова, начальник отдела международных связей, Рязанский ГАТУ

И. М. Микова, соискатель, РГУ им. С.А. Есенина

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРАРНЫХ ВУЗОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В связи с вхождением России в единое европейское образовательное пространство процессы интеграции затронули все сферы человеческой жизни, в том числе и сферу образования. Международная интеграция в образовании - результат развития и углубления процесса интернационализации и доведения его до уровня интеграции национальных образовательных систем. Интеграция в образовании - часть сложного и всеобъемлющего процесса сближения, взаимодействия и взаимопроникновения национальных структур [1, 4]. Нужно отметить, что одним из ключевых критериев оценки инновационного потенциала вузов, исполнения важных требований Болонской декларации и залогом успешной интеграции вузов в международное образовательное пространство является академическая мобильность. Академическая мобильность играет существенную роль не только как инструмент интеграции российских вузов в международное образовательное пространство, но и как фактор, способствующий формированию качественно новых трудовых ресурсов, способных занять достойное место на мировом рынке труда [2]. Академическая мобильность - одна

из форм организации обучения, связанная с перемещением студентов, преподавателей или административного персонала на определенный период в другое образовательное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания или проведения исследований, с возвращением в базовый вуз для завершения обучения. Однако, несмотря на то, что развитие академической мобильности студентов занимает особое место среди других направлений Болонского процесса, наблюдается ряд проблем, связанных с ее организацией. Рассмотрим данные проблемы организации академической мобильности студентов в российских аграрных вузах (на примере Рязанского государственного агротехнологическо-го университета). Проблемы организации академической мобильности можно классифицировать следующим образом: организационные (связанные с недостатками организации академической мобильности), языковые (низкий уровень владения иностранными языками), финансовые (недостаточное финансирование поездок), нормативные (недостаточная проработка законодательной и нормативно-методической базы); экспорт обра-

© Захаров В. А., Титова И. Н., Микова И. М., 2012

зовательных услуг (включает в себя совокупность мероприятий, охватывающих все сегменты национальных систем образования).

Одной из первостепенных проблем развития академической мобильности студентов является недостаточное финансирование как на уровне федерального, так и местного бюджетов. Данную проблему решить гораздо сложнее, чем другие проблемы, перечисленные выше. Решение вопроса нормативно-правовой базы по организации академической мобильности студентов в вузе возможно через разработку пакета документов, регулирующих как выездную, так и въездную академическую мобильность. Пакет документов по организации академической мобильности может включать следующие документы на уровне вуза: положение о порядке командирования сотрудников, направления аспирантов и студентов вуза; положение об академической мобильности в вузе; положение о признании периодов обучения и перезачете дисциплин в вузе; положение об организации и порядке реализации совместных образовательных программ в вузе; наличие в Уставе вуза положений, касающихся академической мобильности.

Однако стоит отметить, что в целях более эффективной организации академической мобильности студентов проблемы нормативного обеспечения необходимо решать не только на уровне вуза, но и на уровне законодательства РФ. Кроме того, не менее важным вопросом в привлечении иностранных студентов в наш вуз являются социально-бытовые условия. Так, часто условия проживания играют немаловажную роль при выборе иностранным студентом вуза для обучения. Необходимо также оказывать приезжающим иностранным студентам содействие в адаптации. Более успешной и быстрой адаптации участников мобильности будут способствовать курсы русского языка, организованные на базе кафедры иностранных языков, различные культурные мероприятия, знакомство с традициями и обычаями принимающей страны. Однако, несмотря на наличие ряда проблем в условиях интеграции Рязанского государственного агротехнологического университета имени П.А.Костычева в международное образовательное пространство, вуз активно участвует в международной деятельности. В Уставе университета в разделе международной и внешнеэкономической деятельности указываются основные направления: участие в программах двустороннего и многостороннего обмена обучающимися и научно-педагогическими работниками; проведение совместных научных и прикладных исследований, конгрессов, конференций, симпозиумов; осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований, а также опытно-конструкторских работ по заказам иностранных юридических лиц; приглашение иностранных преподавателей и специалистов для участия в образовательном про-

цессе и научной работе; направление преподавателей в зарубежные образовательные учреждения на стажировки, педагогическую и научную работу.

Работу вуза в области международного сотрудничества координирует отдел международных связей. Основными направлениями работы отдела являются: подготовка проектов, договоров, контрактов, рабочих программ по сотрудничеству с зарубежными вузами; составление и координация планов выезда российских преподавателей, научных сотрудников, аспирантов и студентов за рубеж и приемы иностранных преподавателей, аспирантов и студентов на стажировку в Рязанский государственный агротехно-логический университет; организация обменных стажировок профессорско-преподавательских кадров; организация приема иностранных специалистов и делегаций; организация обменной производственно-ознакомительной практики студентов и аспирантов университета за рубежом. Так, например, в 2011 году были реализованы партнерские связи со следующими высшими учебными заведениями стран ближнего и дальнего зарубежья: с Западно-Иллинойским университетом (США), Западнопоморским технологическим университетом (Польша), Варминско-Мазурским университетом в Ольштыне (Польша), Белорусской государственной сельскохозяйственной академией, Витебской государственной академией ветеринарной медицины (Беларусь), Белорусским государственным аграрным техническим университетом, Николаевским государственным аграрным университетом (Украина) и другими. Учеными университета и НИИ Азербайджана успешно ведутся научно-исследовательские работы в области почвоведения, экологии и мелиорации. По результатам этих исследований осуществляется обмен научно-техническими достижениями, в частности, в рамках проведения международных научно-практических конференций. Особый интерес для ученых и практиков представляют работы, связанные с землеустройством и межеванием на сельскохозяйственных землях.

Стало хорошей традицией, когда иностранные преподаватели читают лекции, проводят тренинги и мастер-классы, участвуют в круглых столах университета, в частности, Кевин Бейкон, профессор Западно-Иллинойского университета, провел интенсивный курс для студентов и преподавателей «Финансирование сельскохозяйственных предприятий США и стран Европы». Джозиа Мюррей, профессор этого же университета, читала интенсивный курс английского языка для преподавателей университета. Не менее важным фактом, сыгравшим большую роль в развитии вуза, стало получение гранта в 2006 году госдепартамента США «Сотрудничество по изучению глобального бизнеса: Западно-Иллинойский университет США и Рязанский государственный агротехнологический

университет имени П.А.Костычева» на сумму 554 тыс. долларов. В рамках международного гранта нашего вуза и Западно-Иллинойского университета США был создан Молодежный инновационный бизнес-центр. На опытных полях агротехнологиче-ской станции вуза ведутся совместные исследования ученых с представителями фирм Басф, Байер, Дюпон, Рапуль и Германский семенной альянс.

Студенты и аспиранты вуза принимают участие в международных стажировках. Так, в декабре 2011 года аспирант Ивкин В.Ю. проходил стажировку на кафедре агрохимии Западнопомор-ского технологического университета и на заводе «FosFan» (г. Щецин, Польша). По договору о сотрудничестве в организации и проведении практического обучения студентов между Николаевским государственным аграрным университетом и Рязанским государственным агротехнологическим

университетом имени П.А.Костычева был произведен обмен студентами по прохождению производственной практики. Студенты 3-го курса агро-экологического факультета Петрухин А.С. и Соло-менцев В.И. и студенты 4-го курса технологического факультета Рашкина А.Н. и Хромцев Д.В. проходили производственную практику на базе Николаевского государственного аграрного университета в Украине, а студенты из Украины Стецюк Е.Н., Лысикова О.В., Кабакова Д.Ю., и Шин Е.Н. - в России.

Рязанский государственный агротехнологи-ческий университет регулярно проводит международные конференции и семинары, принимает иностранные делегации. В марте 2011 года в вузе прошла Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии и средства механизации в растениеводстве и животно-

Фото 1 Аспирант В.Ю. Ивкин проходит стажировку на кафедре агрохимии Западнопомор-ского технологического университета в г. Щецин, (Польша).

Фото 2 Студенты Рязанского государственного агротехнологического университета имени П.А. Костычева во время производственной практики в г. Николаеве (Украина).

Фото 3 Студенты Николаевского государственного аграрного университета на практике в ООО

«Авангард» (Рязанская область)

водстве», где с научными докладами успешно выступили ученые из России, Польши, Белоруссии и Украины. В мае 2011 года с деловым визитом вуз посетил профессор Западно-Иллинойского университета США доктор Джон Карлсон. По результатам визита реализован прием в марте 2012 года группы студентов Западно-Иллинойского университета с целью ознакомления с учебным, научным процессами, что положительно отражается на укреплении международных связей учебных заведений.

В настоящее время отделом международных связей Рязанского государственного агротехно-логического университета имени П.А.Костычева ведется активная работа по подготовке студентов для прохождения производственной практики в области экологического земледелия в фермерских хозяйствах Германии. Такую практику организует Союз ЛОГО для студентов-аграриев. По окончании такой практики студенты получают сертификаты, которые повышают их шансы при дальнейшем трудоустройстве. Уже третий год

Фото 4 Визит делегации представителей Союза содействия городов Мюнстер-Рязань в Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева.

между нашим вузом и Союзом содействия партнерству городов Мюнстер - Рязань поддерживаются дружеские отношения. В этом году делегация из города Мюнстера посетила Всероссийский научно-исследовательский институт коневодства, научно-исследовательский институт пчеловодства (Российской академии сельскохозяйственных наук) и село Криуша Клепиковского района. Делегацию возглавляла Биргит Люкемайер, второй председатель Союза содействия партнерству городов Мюнстер - Рязань. При участии Союза наш университет получил возможность установить контакты с Вестфальским университетом имени Вильгельма. Руководителю делегации был передан пакет документов с предложениями установления сотрудничества в области обмена молодыми учеными и студентами двух стран.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что, несмотря на ряд проблем в области финансирования, нормативно-правовой базы, языковой подготовки Рязанский государственный агротехнологический университет активно участвует в международной деятельности, проводит научные конференции, семинары, симпозиумы, осуществляет обмен аспирантами и студентами по проведению практик, принимает иностранные делегации. В целях более эффективного развития академической мобильности студентов и преподавателей необходимо улучшать социально-бытовые условия для привлечения иностранных студентов, организовывать курсы русского языка

для приезжающих иностранцев, улучшать качество языковой подготовки участников мобильности. Ректорат университета считает целесообразным направить усилия на привлечение средств для развития академической мобильности студентов, использовать в полной мере средства зарубежных и отечественных фондов, осуществлять работу по поиску грантов. Повышение конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг требует согласованных мер и действий как со стороны самих отечественных образовательных учреждений, так и на уровне местных и федеральных властей.

Библиографический список

1. Арефьев, А.Л. Состояние и перспективы экспорта российского образования [Текст] / А.Л. Арефьев. - М.: РУДН, 2010. - 117 с.

2. Артамонова, Е.И., Ставрук, М.А. Академическая мобильность как средство интеграции российских вузов в мировую систему высшего образования [Текст] / Е.И. Артамонова, М.А. Ставрук // Педагогическое образование и наука. - 2010. -№1. - С. 11-20.

3. Беляков, С.А. Экспорт образовательных услуг: анализ управленческих решений [Текст] / С.А. Беляков, Т.Л. Клячко, Е.А. Полушкина, Г.А. Краснова, Н.В. Сюлькова. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. - 124 с.

4. Лиферов, А.П. Интеграционные тенденции в мировом образовании [Текст] / А.П. Лиферов // Педагогика. - 2009. -№6. - С.3-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.