о Робинзоне Крузо, в котором изображается трепетное отношение героя к хлебному колосу. Он закрывает собой несколько подрастающих колосков от ливня, подвязывает каждый колосок к прутьям, чтобы ни один не согнулся, годами ухаживает за пшеницей, дожидается урожая с целого поля, которое началось с нескольких затерявшихся в уголках старого мешка зернышек пшеницы..
Таким образом, кинофрагменты и цитаты следует отобрать такие, которые смогут оказать воспитательное воздействие на будущих специалистов. После их демонстрации, цитирования и вполне допустимого комментирования преподаватель может перейти к использованию методов проблемного обучения, принципы которого были в совершенстве разработаны выдающимся отечественным ученым-методистом профессором Г.Н.Приступой [3].
Во-первых, стоит обозначить проблемную ситуацию: человек и его чувства к родной земле -это конфликт и одновременно гармония, необходимость для каждой личности.
Во-вторых, надо сформулировать проблему: каждому человеку необходимо осознавать свою сопричастность ко всему, что связано с его родной землей.
В-третьих, преподаватель должен помочь студентам выдвинуть гипотезу: человек, понимающий ценность всего, что связано с его родной землей и результатами труда на ней многих людей, обязательно правильно реализует свой социальный и нравственный потенциал.
В-четвертых, решение проблемы можно будет
свести к проговариванию и моделированию ситуаций, связанных с признанием невозможности самореализации в частной жизни и в профессии без осознания своей сопричастности тому, что происходит на твоей родной земле (здесь студенты самостоятельно смогут проследить очевидные и отдаленные связи, связи не только в пространстве, но и во времени).
В-пятых, преподаватель должен будет, ради проверки правильности решения проблемы, обобщить все наработанное в ходе этого фрагмента занятия, привести свои примеры и аргументы.
Таким образом, все пять компонентов проблемного обучения помогут не только обучить чему-либо студентов, но и сделать шаги по формированию у них чувства любви к родной земле, что так необходимо будущим специалистам-аграриям и технологам. Интеграция в образовательном процессе поможет преподавателю находить вместе со студентами еще не найденные связи, устанавливать между важными явлениями взаимосвязи, вести процесс обучения на воспитывающих началах и научно его осуществлять.
Библиографический список
1.Ряховский В.Д. Дворики. М.: Советский писатель, 1958 - 495 с..
2 Исаев Егор. Чувство глагола. М.: Современник, 1985. С.83.
3. Приступа Г.Н. Развивать ум, учить мыслить //Вопросы методики русского языка: Сб. научных работ. Вып. 1. Рязань, 1996. С.33-35.
УДК 001:338.43
B. А. Захаров, д-р с.-х. наук, профессор, Рязанский ГАТУ
C. Я. Полянский, д-р экон. наук, профессор, ГНУ « Рязанский НИИСХ» Россельхозакадемии
ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ, БИЗНЕСА -ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК
Интеграционные процессы, а также иннова- ся нами в контексте решения главных государ-ционные преобразования в АПК рассматривают- ственных, народнохозяйственных задач, которые
© Захаров В. А., Полянский С. Я., 2012 28
Естественные науки
определяют приоритет таких вопросов как продовольственная безопасность страны, динамичное развитие сельскохозяйственной отрасли, способность производить продукцию, конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках. В конечном итоге эти процессы влияют на общее социальное положение сельского населения, которое является одним из определяющих достояний государства.
В положительном решении отмеченных проблем особая роль отводится аграрным вузам, которые являются центрами образования, науки и культуры в многонациональных регионах России. Высокий научный потенциал вузов позволяет успешно решать сложные наукоемкие задачи, которые стоят перед АПК. В частности, коллектив ученых Рязанского государственного агротехно-логического университета насчитывает около пятисот человек, в числе которых ведут исследования 65 докторов и 293 кандидата наук. Активное участие в научных разработках принимают студенты и аспиранты. Основными подразделениями, выполняющими научно-исследовательские работы, являются 44 кафедры, две госбюджетные научно-исследовательские лаборатории; кроме того, в сеть научных и включенных в научную деятельность подразделений университета входят агротехнологическая станция и опытное поле, студенческое конструкторское бюро, совет молодых ученых, два докторских диссертационных совета. В течение пяти лет диссертационные советы университета работали достаточно интенсивно, всего защищено 207 диссертаций, в том числе на соискание ученой степени доктора наук - 19.
Решению вопросов интеграции науки и образования способствует создание в регионе «Рязанского аграрного научно-исследовательского университетского комплекса». В состав его учредителей входят ФГБОУ ВПО РГАТУ, ФГУ Станция агрохимической службы «Рязанская», научно-исследовательские институты Россель-хозакадемии (ГНУ ВНИИ коневодства, ГНУ НИИ пчеловодства, ГНУ ВНИМС, ГНУ Рязанский НИИСХ, ГНУ ВНИИГиМ), ряд передовых предприятий и коммерческих фирм региона (ОАО «Рязаньагрохим», ООО «Наноагротех», ООО «Мещерский научно-технический центр», ООО «Авангард», ООО «Интенсив»). В результате такого объединения на территории Рязанской области созданы благоприятные условия (которые успешно реализуются на практике) для интеграции вузовской и академической науки, подготовки кадров вузовского и послевузовского образования на базе передовых предприятий АПК и коммерческих фирм [1].
Результативная деятельность Университетского комплекса, высокопрофессиональное
кадровое и научное обеспечение АПК способствуют тому, что Рязанская область в Центральном федеральном округе Российской Федерации занимает особое место по объемам производства продукции растениеводства и животноводства.
Совместные исследования кафедр агроэко-номических дисциплин вуза и отделов НИИ определяют наиболее актуальные направления поиска принципиально новых решений для формирования основ социально-экономического развития агропромышленного комплекса области на принципах устойчивости [2]. Консолидация научно-исследовательской деятельности по разработке новейших приемов и методов ведения устойчивого земледелия принесла ощутимые результаты. Только за последние 10 лет разработано, апробировано и рекомендовано производству более 70 улучшенных технологий возделывания важнейших сельскохозяйственных культур, адаптированных к конкретному агроландшафту и экономическим условиям хозяйствования. На опытных полях разработаны приемы удвоения и утроения урожайности с помощью новейших технологических комплексов. Высокие технологии возделывания зерновых культур, разработанные наукой и внедренные в СПК «Максы» Сараевского района, показывают колоссальные возможности нашего отечественного земледелия. В последние годы хозяйство стабильно получает более 6,0 тонн зерна с гектара на площади более 2000 га, при средней урожайности по области - 2,1 тонны. Исходным пунктом дальнейшей совместной инновационной деятельности вузовской и академической науки является структуризация региональной экономики и научный поиск наиболее эффективных форм организации производства, адаптированного к рыночным условиям. Данная позиция будет во многом сдерживаться рядом возникших проблем, которые наиболее ярко высветились на этапах перехода экономики от планового к рыночному механизму регулирования.
Во-первых, для обоснования перспективных путей интеграции вузовской и академической науки и производства необходимо переходить на инновационные формы сотрудничества, которые, как известно, представляют собой совокупность последовательных операций от создания новшеств до непосредственного использования их в производстве. При этом научная деятельность должна включать в себя фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские работы и освоение опытного производства. Последующие стадии инновационного процесса, как правило, находятся за пределами сферы науки, что имеет для нее существенные негативные последствия. При этом весьма важным яв-
ляется то обстоятельство, что основные затраты в инновационном процессе падают на стадию новшеств, а экономический эффект в виде инновационной ренты от них получают уже в процессе коммерческого производства, массового распространения и использования нововведений. Наука остается, в данном случае, как бы при своих интересах. Если в условиях плановой экономики сказанное выше не имело принципиального значения, так как система трансфертных отношений снимала эти противоречия, то в современных условиях, когда затраты по созданию новшеств в основном несет государство в лице государственных научных и образовательных учреждений, а экономический эффект получают частные предпринимательские структуры, данное положение стало тормозом для развития науки. Предпринимательский сектор пока не находит взаимного экономического интереса с наукой, а государство не имеет ни законодательной базы, ни специальной инфраструктуры. Отсюда, при отсутствии четкой позиции и организующего начала со стороны государственных и региональных властных структур, инициативные действия только вузов и нИи в инновационном процессе не могут носить всестороннего характера и произвести масштабный экономический эффект.
Во-вторых, причиной исчезновения социалистического способа производства и основой глобализации современной экономики выступает одно и то же явление - особая роль факторов производительности (знания, квалификация, информация, новые технологии и т. п.), которые на рубеже веков стали определяющими в экономической динамике развитых стран и в формировании конкурентного преимущества промышленного и аграрного производства.
Мониторинг экономической, финансовой и хозяйственной деятельности предприятий области, проведенный за последние три года, показал, что быстрый экономический рост многих развивающихся предприятий вовсе не связан с дополнительным вовлечением в актив баланса материальных ресурсов, а основан, прежде всего, на высоком уровне предпринимательства, в основе которого лежит сберегающая экономика, знания и высокая квалификация кадров, их социальная обустроенность.
Отсюда главным антикризисным аргументом, на наш взгляд, становится формирование предприятия нового динамического типа, способного активно совершенствоваться, гибко и дисциплинированно адаптироваться к новым требованиям времени и условиям существования. Самые активные позиции здесь должна занять наука, как академическая, так и вузовская, которая призвана обеспечить воспроизводство новых знаний
и своевременную передачу этих знаний на производство, студентам - будущим специалистам, менеджерам, предпринимателям, руководителям фирм и компаний. Но для этого на уровне государства необходимо решить, как минимум, три важнейших задачи:
- поднять общественный престиж и социальный статус труда работников высшей школы и НИИ;
- реализовать их приоритет в уровне заработной платы и совокупных доходов относительно других сфер экономики страны;
- обеспечить условия труда ученых, исключающие причины их ухода из НИИ и высшей школы в другие сферы.
Итак, отмечая далеко не полный перечень проблем, следует еще раз подчеркнуть, что в условиях глобализации экономики не только традиционные факторы производства (земля, труд и капитал) определяют ее будущее, а, прежде всего, знания и квалификация, воспроизводство которых наилучшим способом (с максимальной экономической эффективностью) может быть осуществлено на основе интеграции вузовской и академической науки в научно-инновационных образованиях различного иерархического уровня и характера. Без систематического воспроизводства факторов производительности, их восприимчивости субъектами рыночной экономики сложно говорить о позитивных переменах в развитии экономической и социальной сфер. Конкурентные преимущества субъектов федерации и в целом страны на внутреннем и мировом рынках могут быть обеспечены только за счет формирования квалификационной базы предприятий, позволяющей им осуществлять перманентные инновационные процессы. Для обеспечения этого необходима существенно измененная государственная политика поддержки науки и образования.
Библиографический список
1. Захаров, В. А. Обеспечение инновационного развития АПК в условиях Рязанской области / В. А. Захаров // Задачи аграрных вузов России по научному обеспечению инновационного развития АПК : Материалы Всероссийского совещания проректоров по научной работе. - Волгоград, 2011. - с. 26.
2. Полянский, С. Я. Интеграция вузовской и академической науки в регионе: опыт и проблемы / С. Я. Полянский // Интеграция науки и образования: нормативно-правовое обеспечение: Материалы международной научно-практической конференции. - М., 2005. - с. 349 - 353.