Научная статья на тему 'Интеграция науки, образования, бизнеса – определяющее условие инновационного развития АПК'

Интеграция науки, образования, бизнеса – определяющее условие инновационного развития АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / ИНТЕГРАЦИЯ В НАУКЕ / ИННОВАЦИИ / RYAZAN OBLAST / UNIVERSAL COMPLEX / INTEGRATION IN SCIENCE / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаров В. А., Полянский C. Я.

В статье отражены интеграции аграрной науки, образования и бизнеса в условиях инновационного развития АПК на примере Рязанской области. Авторы рассматривают пути интеграции вузовской и академической науки, а также производства и бизнеса с учетом инновационных форм сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENCE, EDUCATION AND BUSINESS INTEGRATION AS A CHIEF CONDITION OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX INNOVATIVE DEVELOPMENT

The article presents agrarian science, education and business integration in a case of agro-industrial complex innovative development on the example of Ryazan oblast. The authors investigate the ways of University and Academic Science as well as industry and business integration taking into account innovative forms of cooperation.

Текст научной работы на тему «Интеграция науки, образования, бизнеса – определяющее условие инновационного развития АПК»

о Робинзоне Крузо, в котором изображается трепетное отношение героя к хлебному колосу. Он закрывает собой несколько подрастающих колосков от ливня, подвязывает каждый колосок к прутьям, чтобы ни один не согнулся, годами ухаживает за пшеницей, дожидается урожая с целого поля, которое началось с нескольких затерявшихся в уголках старого мешка зернышек пшеницы..

Таким образом, кинофрагменты и цитаты следует отобрать такие, которые смогут оказать воспитательное воздействие на будущих специалистов. После их демонстрации, цитирования и вполне допустимого комментирования преподаватель может перейти к использованию методов проблемного обучения, принципы которого были в совершенстве разработаны выдающимся отечественным ученым-методистом профессором Г.Н.Приступой [3].

Во-первых, стоит обозначить проблемную ситуацию: человек и его чувства к родной земле -это конфликт и одновременно гармония, необходимость для каждой личности.

Во-вторых, надо сформулировать проблему: каждому человеку необходимо осознавать свою сопричастность ко всему, что связано с его родной землей.

В-третьих, преподаватель должен помочь студентам выдвинуть гипотезу: человек, понимающий ценность всего, что связано с его родной землей и результатами труда на ней многих людей, обязательно правильно реализует свой социальный и нравственный потенциал.

В-четвертых, решение проблемы можно будет

свести к проговариванию и моделированию ситуаций, связанных с признанием невозможности самореализации в частной жизни и в профессии без осознания своей сопричастности тому, что происходит на твоей родной земле (здесь студенты самостоятельно смогут проследить очевидные и отдаленные связи, связи не только в пространстве, но и во времени).

В-пятых, преподаватель должен будет, ради проверки правильности решения проблемы, обобщить все наработанное в ходе этого фрагмента занятия, привести свои примеры и аргументы.

Таким образом, все пять компонентов проблемного обучения помогут не только обучить чему-либо студентов, но и сделать шаги по формированию у них чувства любви к родной земле, что так необходимо будущим специалистам-аграриям и технологам. Интеграция в образовательном процессе поможет преподавателю находить вместе со студентами еще не найденные связи, устанавливать между важными явлениями взаимосвязи, вести процесс обучения на воспитывающих началах и научно его осуществлять.

Библиографический список

1.Ряховский В.Д. Дворики. М.: Советский писатель, 1958 - 495 с..

2 Исаев Егор. Чувство глагола. М.: Современник, 1985. С.83.

3. Приступа Г.Н. Развивать ум, учить мыслить //Вопросы методики русского языка: Сб. научных работ. Вып. 1. Рязань, 1996. С.33-35.

УДК 001:338.43

B. А. Захаров, д-р с.-х. наук, профессор, Рязанский ГАТУ

C. Я. Полянский, д-р экон. наук, профессор, ГНУ « Рязанский НИИСХ» Россельхозакадемии

ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ, БИЗНЕСА -ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК

Интеграционные процессы, а также иннова- ся нами в контексте решения главных государ-ционные преобразования в АПК рассматривают- ственных, народнохозяйственных задач, которые

© Захаров В. А., Полянский С. Я., 2012 28

Естественные науки

определяют приоритет таких вопросов как продовольственная безопасность страны, динамичное развитие сельскохозяйственной отрасли, способность производить продукцию, конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках. В конечном итоге эти процессы влияют на общее социальное положение сельского населения, которое является одним из определяющих достояний государства.

В положительном решении отмеченных проблем особая роль отводится аграрным вузам, которые являются центрами образования, науки и культуры в многонациональных регионах России. Высокий научный потенциал вузов позволяет успешно решать сложные наукоемкие задачи, которые стоят перед АПК. В частности, коллектив ученых Рязанского государственного агротехно-логического университета насчитывает около пятисот человек, в числе которых ведут исследования 65 докторов и 293 кандидата наук. Активное участие в научных разработках принимают студенты и аспиранты. Основными подразделениями, выполняющими научно-исследовательские работы, являются 44 кафедры, две госбюджетные научно-исследовательские лаборатории; кроме того, в сеть научных и включенных в научную деятельность подразделений университета входят агротехнологическая станция и опытное поле, студенческое конструкторское бюро, совет молодых ученых, два докторских диссертационных совета. В течение пяти лет диссертационные советы университета работали достаточно интенсивно, всего защищено 207 диссертаций, в том числе на соискание ученой степени доктора наук - 19.

Решению вопросов интеграции науки и образования способствует создание в регионе «Рязанского аграрного научно-исследовательского университетского комплекса». В состав его учредителей входят ФГБОУ ВПО РГАТУ, ФГУ Станция агрохимической службы «Рязанская», научно-исследовательские институты Россель-хозакадемии (ГНУ ВНИИ коневодства, ГНУ НИИ пчеловодства, ГНУ ВНИМС, ГНУ Рязанский НИИСХ, ГНУ ВНИИГиМ), ряд передовых предприятий и коммерческих фирм региона (ОАО «Рязаньагрохим», ООО «Наноагротех», ООО «Мещерский научно-технический центр», ООО «Авангард», ООО «Интенсив»). В результате такого объединения на территории Рязанской области созданы благоприятные условия (которые успешно реализуются на практике) для интеграции вузовской и академической науки, подготовки кадров вузовского и послевузовского образования на базе передовых предприятий АПК и коммерческих фирм [1].

Результативная деятельность Университетского комплекса, высокопрофессиональное

кадровое и научное обеспечение АПК способствуют тому, что Рязанская область в Центральном федеральном округе Российской Федерации занимает особое место по объемам производства продукции растениеводства и животноводства.

Совместные исследования кафедр агроэко-номических дисциплин вуза и отделов НИИ определяют наиболее актуальные направления поиска принципиально новых решений для формирования основ социально-экономического развития агропромышленного комплекса области на принципах устойчивости [2]. Консолидация научно-исследовательской деятельности по разработке новейших приемов и методов ведения устойчивого земледелия принесла ощутимые результаты. Только за последние 10 лет разработано, апробировано и рекомендовано производству более 70 улучшенных технологий возделывания важнейших сельскохозяйственных культур, адаптированных к конкретному агроландшафту и экономическим условиям хозяйствования. На опытных полях разработаны приемы удвоения и утроения урожайности с помощью новейших технологических комплексов. Высокие технологии возделывания зерновых культур, разработанные наукой и внедренные в СПК «Максы» Сараевского района, показывают колоссальные возможности нашего отечественного земледелия. В последние годы хозяйство стабильно получает более 6,0 тонн зерна с гектара на площади более 2000 га, при средней урожайности по области - 2,1 тонны. Исходным пунктом дальнейшей совместной инновационной деятельности вузовской и академической науки является структуризация региональной экономики и научный поиск наиболее эффективных форм организации производства, адаптированного к рыночным условиям. Данная позиция будет во многом сдерживаться рядом возникших проблем, которые наиболее ярко высветились на этапах перехода экономики от планового к рыночному механизму регулирования.

Во-первых, для обоснования перспективных путей интеграции вузовской и академической науки и производства необходимо переходить на инновационные формы сотрудничества, которые, как известно, представляют собой совокупность последовательных операций от создания новшеств до непосредственного использования их в производстве. При этом научная деятельность должна включать в себя фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские работы и освоение опытного производства. Последующие стадии инновационного процесса, как правило, находятся за пределами сферы науки, что имеет для нее существенные негативные последствия. При этом весьма важным яв-

ляется то обстоятельство, что основные затраты в инновационном процессе падают на стадию новшеств, а экономический эффект в виде инновационной ренты от них получают уже в процессе коммерческого производства, массового распространения и использования нововведений. Наука остается, в данном случае, как бы при своих интересах. Если в условиях плановой экономики сказанное выше не имело принципиального значения, так как система трансфертных отношений снимала эти противоречия, то в современных условиях, когда затраты по созданию новшеств в основном несет государство в лице государственных научных и образовательных учреждений, а экономический эффект получают частные предпринимательские структуры, данное положение стало тормозом для развития науки. Предпринимательский сектор пока не находит взаимного экономического интереса с наукой, а государство не имеет ни законодательной базы, ни специальной инфраструктуры. Отсюда, при отсутствии четкой позиции и организующего начала со стороны государственных и региональных властных структур, инициативные действия только вузов и нИи в инновационном процессе не могут носить всестороннего характера и произвести масштабный экономический эффект.

Во-вторых, причиной исчезновения социалистического способа производства и основой глобализации современной экономики выступает одно и то же явление - особая роль факторов производительности (знания, квалификация, информация, новые технологии и т. п.), которые на рубеже веков стали определяющими в экономической динамике развитых стран и в формировании конкурентного преимущества промышленного и аграрного производства.

Мониторинг экономической, финансовой и хозяйственной деятельности предприятий области, проведенный за последние три года, показал, что быстрый экономический рост многих развивающихся предприятий вовсе не связан с дополнительным вовлечением в актив баланса материальных ресурсов, а основан, прежде всего, на высоком уровне предпринимательства, в основе которого лежит сберегающая экономика, знания и высокая квалификация кадров, их социальная обустроенность.

Отсюда главным антикризисным аргументом, на наш взгляд, становится формирование предприятия нового динамического типа, способного активно совершенствоваться, гибко и дисциплинированно адаптироваться к новым требованиям времени и условиям существования. Самые активные позиции здесь должна занять наука, как академическая, так и вузовская, которая призвана обеспечить воспроизводство новых знаний

и своевременную передачу этих знаний на производство, студентам - будущим специалистам, менеджерам, предпринимателям, руководителям фирм и компаний. Но для этого на уровне государства необходимо решить, как минимум, три важнейших задачи:

- поднять общественный престиж и социальный статус труда работников высшей школы и НИИ;

- реализовать их приоритет в уровне заработной платы и совокупных доходов относительно других сфер экономики страны;

- обеспечить условия труда ученых, исключающие причины их ухода из НИИ и высшей школы в другие сферы.

Итак, отмечая далеко не полный перечень проблем, следует еще раз подчеркнуть, что в условиях глобализации экономики не только традиционные факторы производства (земля, труд и капитал) определяют ее будущее, а, прежде всего, знания и квалификация, воспроизводство которых наилучшим способом (с максимальной экономической эффективностью) может быть осуществлено на основе интеграции вузовской и академической науки в научно-инновационных образованиях различного иерархического уровня и характера. Без систематического воспроизводства факторов производительности, их восприимчивости субъектами рыночной экономики сложно говорить о позитивных переменах в развитии экономической и социальной сфер. Конкурентные преимущества субъектов федерации и в целом страны на внутреннем и мировом рынках могут быть обеспечены только за счет формирования квалификационной базы предприятий, позволяющей им осуществлять перманентные инновационные процессы. Для обеспечения этого необходима существенно измененная государственная политика поддержки науки и образования.

Библиографический список

1. Захаров, В. А. Обеспечение инновационного развития АПК в условиях Рязанской области / В. А. Захаров // Задачи аграрных вузов России по научному обеспечению инновационного развития АПК : Материалы Всероссийского совещания проректоров по научной работе. - Волгоград, 2011. - с. 26.

2. Полянский, С. Я. Интеграция вузовской и академической науки в регионе: опыт и проблемы / С. Я. Полянский // Интеграция науки и образования: нормативно-правовое обеспечение: Материалы международной научно-практической конференции. - М., 2005. - с. 349 - 353.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.