Вестник ФГБОУ ВПО РГАТУ, № 4 (16), 2012
менение вегетативного тонуса следующим образом. У коров-первотелок, которые вошли в контрольную группу (№1), вегетативный показатель ИН увеличился более чем в два раза и составил в среднем 468,14±101,33, что соответствует ВТ - гиперсимпатикотония. Это свидетельствует об усилении тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, что указывает на централизацию управления сердечным ритмом. Постоянное активирование центрального контура регуляции приводит к постоянному напряжению регуляторных систем [2]. Подобная недостаточность механизмов адаптации означает снижение надежности биосистемы и возможность перехода от здоровья к болезни [2]. После применения метаболита янтарной кислоты (группа №2) вегетативный тонус увеличивается, но незначительно, достигая 302,11±40,20 у.е., что соответствует вегетативному тонусу умеренная симпатикотония, при котором наблюдается преобладание автономного контура регуляции.
Янтарная кислота (сукцинаты) является естественным метаболитом организма, стимулирующим обмен веществ, что объясняется ее модифицирующим воздействием на клеточный обмен веществ - клеточное дыхание, транспорт микроэлементов, продукцию протеинов. В результате таких модификаций оптимизируются параметры работы тканей. Янтарная кислота и сукцинаты являются адаптогенами (увеличивают сопротив-
ляемость организма неблагоприятным факторам внешней среды). Янтарная кислота стимулирует процесс поступления кислорода в клетки, облегчает стресс, восстанавливает энергообмен, нормализует процесс производства новых клеток, обладает общеукрепляющими и восстанавливающими свойствами.
Применение препарата в опытной группе приводит к оперативному расходу функциональных резервов и сохранению вегетативного гомеостаза, что свидетельствует о повышении компенсаторных возможностей организма животных и физиологической адаптации к острому стрессу.
Таким образом, применение метаболита янтарная кислота способствует сохранению оптимального уровня функционирования вегетативной нервной системы и повышению адаптационных способностей организма коров при остром стрессе.
Библиографический список
1. Баевский, РМ. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем / РМ. Баевский // Вестник аритмологии. - 2001.-№ 24.- С. 65-87.
2. Емельянова, А.С. Рекомендации по оценке функционального состояния сердечнососудистой системы крупного рогатого скота/ А.С.Емельянова.г. Рязань, 2010.- 70 с.
УДК 37.017:378.4
Е. А. Зайцева, канд. филол. наук, доцент, Рязанский ГАТУ
ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ЛЮБВИ К РОДНОЙ ЗЕМЛЕ КАК ОДНА ИЗ ЦЕЛЕЙ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ АГРАРНОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ
Высокий уровень образования достигается при методически грамотном сочетании воспитания и обучения. В идеальном соотношении воспитывающего и обучающего материала на каждом занятии должно быть поровну. Если что-то перевешивает, то образовательный процесс считается патологическим. В современной высшей школе очевидна проблема преобладания обуче-
ния над воспитанием. Часто формирующие личность студента фрагменты лекций и семинаров совсем отсутствуют.
В такой ситуации на помощь преподавателю может прийти интеграция. Она является постоянным спутником настоящих ученых, потому что именно они как нельзя лучше понимают, что все друг с другом связано. Связи эти - самые различ-
© Зайцева Е. А., 2012
Естественные науки
ные: одни - очевидные и прочные, другие - отдаленные и трудноуловимые. Лектор, стремящийся к научности преподавания, всегда через материал любой дисциплины будет стараться показать студентам, что если все со всем связано, то все и зависит от всего, а в науке ученые как раз и занимаются поиском еще ненайденных связей и взаимоотношений.
В агротехнологических вузах, например, есть ряд специальностей, при освоении которых крайне желательными были бы определенные личностные качества выпускников. Одной из важнейших черт личности специалиста, работающего в сельском хозяйстве и связанного с землей, с ее плодородием и возделыванием, с переработкой и производством сельскохозяйственной продукции является хорошо осмысленное чувство глубокой любви к родной земле. Это благородное чувство заложено в каждом, но у человека, чья профессия связана с трудом на земле, любовь к ней должна быть уже не эмоцией, а убеждением.
Такое убеждение возможно сформировать за годы обучения в вузе. Самые различные дисциплины, преподаваемые студентам аграрных и технологических специальностей, имеют в учебных тематических планах часы вводных лекций и итоговых занятий. Многие преподаватели теряются при подборе материала к ним, используют фрагменты лекций из основного курса.
Эмоционально и духовно обогатить вводные и итоговые занятия по этим дисциплинам помогут межпредметные связи с художественной литературой. Она невероятно богата стихотворным и прозаическим материалом о родной земле, крестьянском труде, щедрости российских полей. Достаточно вспомнить произведения Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина, М.А.Шолохова, Ф.А.Абрамова, В.В.Шукшина, многих других классиков.
Разговор о земле, несомненно, оживят цитаты представителя малой классики, писателя-рязанца Василия Ряховского. В его романе «Дворики» один из героев, который измучился, изголодался в городе и решил вернуться к крестьянскому труду, произносит такой монолог: «Земля! Слышишь, малый, земля! Вот наша жизнь в чём! Где моя жизнь девалась? Скитаюсь по чужим углам, ребята одичали вконец. ...За зиму проел лошадь. Ребятишкам отдал корову, за это их свояченица у себя держит. А я - никому не нужен. Ткнулся в город, проходил семь недель, и вот он, назад иду. Шёл дорогами, люди радуются, работают.
Он говорил долго, размахивал руками, привставал, и тогда на розовых шелках заката его клокатая фигура казалась огромной, чёрной, будто слепленной из земли, по которой так истосковался этот человек. Петрушке стало страшно. Страшно стало земли, непостижимой в своём величии и в своей силе над человеком»[1].
Эта тема не раз звучит рефреном в романе: «Земля! В этом слове начало и конец для сёл и деревень, улепивших своими жалкими жилищами земное лицо. На земле родится человек, дни его жизни измеряются земными щедротами и земля вспоминается ему в последний смертный час. Земля измеряет годы, земля несёт окрылённые радости. Земля властно распоряжалась людом. закон её ... становился законом крестьянской жизни.
Люди в горестные минуты кляли землю, поработившую их, но достаточно было подойти сроку, когда земля оживала после зимнего отдыха, недавнее зло сгорало под напором неосознанной, но вечной, как сама земля, любви к труду»[1].
Современной молодежи катастрофически не хватает понимания того, что все человечество выросло на земле, сформировалось за счет своего труда на земле, усовершенствовало свой разум. Процесс этот может продолжиться, а может и остановиться, понимание этого положения поможет правильно ориентироваться в выборе жизненных программ и приоритетов тем, кому предстоит профессионально пребывать в сфере отношений специалиста-агрария и почвы, человека и земли, которая должна этого человека прокормить.
Не менее важно научить студентов не упрощать понятие «земля», не воспринимать ее как только поле, только сад, почву с ее химическим составом, как только деревню. В идеале видится твердое разумение того, что земля - это все. Сюда важно отнести и плодородие, и полезные ископаемые, и воду, даже воздух и его качество. Сюда же, как следствие, можно отнести и качество пищи, и нравственные качества самих землян, возделывающих землю, хозяйствующих на ней.
Родственные размышления встречаются в трудах поэта и литературного критика Егора Исаева: «Все взаимосвязано и едино. Человек и земля. Земля и мысль. Земля как память наша, как история и как наше дело на земле. И нет на земле ничего важнее и дороже самой земли. Золото, бриллианты - это далеко не главное на земле. Труд - вот что самое дорогое, самое необходимое на земле. И нет прекраснее труда, чем непосредственная работа на земле - вести борозду, сеять, жать, подкармливать пашню, облагораживать поле, луг, лес. Слово о земле - это в первую очередь слово о человеке от земли, о работнике ее и заботнике» [2].
Важно и предложить студентам задуматься о том, что земля, труд на земле, культура (истоки термина связаны, как известно, с сельским хозяйством) лежат в основе народа в целом.
Богата родственными примерами и мировая классика. Уместным будет предложить студентам посмотреть отрывок из художественного фильма
Вестник ФГБОУ ВПО РГАТУ, № 4 (16), 2012
о Робинзоне Крузо, в котором изображается трепетное отношение героя к хлебному колосу. Он закрывает собой несколько подрастающих колосков от ливня, подвязывает каждый колосок к прутьям, чтобы ни один не согнулся, годами ухаживает за пшеницей, дожидается урожая с целого поля, которое началось с нескольких затерявшихся в уголках старого мешка зернышек пшеницы..
Таким образом, кинофрагменты и цитаты следует отобрать такие, которые смогут оказать воспитательное воздействие на будущих специалистов. После их демонстрации, цитирования и вполне допустимого комментирования преподаватель может перейти к использованию методов проблемного обучения, принципы которого были в совершенстве разработаны выдающимся отечественным ученым-методистом профессором Г.Н.Приступой [3].
Во-первых, стоит обозначить проблемную ситуацию: человек и его чувства к родной земле -это конфликт и одновременно гармония, необходимость для каждой личности.
Во-вторых, надо сформулировать проблему: каждому человеку необходимо осознавать свою сопричастность ко всему, что связано с его родной землей.
В-третьих, преподаватель должен помочь студентам выдвинуть гипотезу: человек, понимающий ценность всего, что связано с его родной землей и результатами труда на ней многих людей, обязательно правильно реализует свой социальный и нравственный потенциал.
В-четвертых, решение проблемы можно будет
свести к проговариванию и моделированию ситуаций, связанных с признанием невозможности самореализации в частной жизни и в профессии без осознания своей сопричастности тому, что происходит на твоей родной земле (здесь студенты самостоятельно смогут проследить очевидные и отдаленные связи, связи не только в пространстве, но и во времени).
В-пятых, преподаватель должен будет, ради проверки правильности решения проблемы, обобщить все наработанное в ходе этого фрагмента занятия, привести свои примеры и аргументы.
Таким образом, все пять компонентов проблемного обучения помогут не только обучить чему-либо студентов, но и сделать шаги по формированию у них чувства любви к родной земле, что так необходимо будущим специалистам-аграриям и технологам. Интеграция в образовательном процессе поможет преподавателю находить вместе со студентами еще не найденные связи, устанавливать между важными явлениями взаимосвязи, вести процесс обучения на воспитывающих началах и научно его осуществлять.
Библиографический список
1.Ряховский В.Д. Дворики. М.: Советский писатель, 1958 - 495 с..
2 Исаев Егор. Чувство глагола. М.: Современник, 1985. С.83.
3. Приступа Г.Н. Развивать ум, учить мыслить //Вопросы методики русского языка: Сб. научных работ. Вып. 1. Рязань, 1996. С.33-35.
УДК 001:338.43
В. А. Захаров, д-р с.-х. наук, профессор, Рязанский ГАТУ ^ Я. Полянский, д-р экон. наук, профессор, ГНУ « Рязанский НИИСХ» Россельхозакадемии
ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ, БИЗНЕСА -ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК
Интеграционные процессы, а также иннова- ся нами в контексте решения главных государ-ционные преобразования в АПК рассматривают- ственных, народнохозяйственных задач, которые
© Захаров В. А., Полянский С. Я., 2012 28