Естественные науки
УДК 636.237.21:591.411
А. С. Емельянова, д-р биол. наук, доцент, Рязанский ГАТУ Е. И. Лупова, соискатель, Рязанский ГАТУ
ПОВЫШЕНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОРОВ- ПЕРВОТЕЛОК К ОСТРОМУ СТРЕССУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТАБОЛИТА «ЯНТАРНАЯ КИСЛОТА»
В связи с реализацией Федеральной программы АПК осуществляется массовая закупка скота, что сопряжено с длительной транспортировкой животных. Во многих хозяйствах крупный рогатый скот перевозят на летние пастбища. Все это приводит к острому стрессу у животных, в результате чего они снижают продуктивность, теряют резистентность к заболеваниям, что снижает экономическую эффективность производства. Поэтому с этим возникла необходимость исследований, направленных на повышение адаптационных возможностей крупного рогатого скота к острому стрессу методом вариабельности сердечного ритма.
Цель работы - повышение адаптационных возможностей коров-первотелок к острому стрессу.
Исследования проводились на коровах-первотелках черно-пестрой породы в ООО «Имени Пряхина» Кораблинского района Рязанской области, сопоставленных по возрасту (3 года, 2-3 месяц лактации) и живой массе (490 кг). В период проведения исследований животные находились в одинаковых условиях кормления и содержания в соответствии с зоогигиеническими требованиями.
В ходе эксперимента животные были разделены на группы, которые формировались по методу аналитической группировки (метод сбалансированных групп-аналогов). По показателю индекса напряжения ИН 100-200 у.е. и исходного вегетативного тонуса (ИВТ) - нормотонии - были отобраны две группы - контрольная (группа 1) и опытная (группа 2), по 10 животных в каждой. Опытной
группе давался метаболит янтарной кислоты в количестве 1 грамма 2 раза в день вместе с кормом в течение 20 дней перед острым стрессом. Острый стресс животным создавался посредством их перевозки на специализированном транспортном средстве (МАЗ 5232 с универсальным полуприцепом для перевозки скота в один ярус ТОНАР - 98261) в течение 1 часа.
В работе использовался метод вариабельности сердечного ритма, который является общепринятым методом оценки функционального состояния регуляторных систем, а также врожденных функциональных резервов организма.
Анализ был проведен по Р.М. Баевскому: регистрировался синусовый сердечный ритм с последующим анализом его структуры.
Регистрация кардиоинтервалограмм проводилась в системе фронтальных отведений. ЭКГ снималась дважды, до и после перенесенного стресса, в период между кормлениями, за 2-3 часа до приема корма.
Оценка функциональных резервов организма осуществлялась на основе сопоставления двух измеряемых показателей - уровня функционирования доминирующей системы и степени напряжения регуляторных систем.
Индекс напряжения (ИН) регуляторных систем организма отражает уровень централизации управления сердечным ритмом и косвенно характеризует состояние функционально-оперативных систем организма [1].
После перенесенного стресса происходит из-
Таблица 1 - Индекс напряжения и исходный вегетативный тонус (ИВТ) коров опытной и контрольной
групп до и после острого стресса
№ группы До стресса После стресса
ИН, у.е. ИВТ ИН, у.е. ИВТ
1 (n = 10) 186,28±47,92 Нормотония 468,14±101,33 Гиперсимпатикотония
2 (n = 10) 181,18±44,58 Нормотония 302,11±40,20 Умеренная симпатикотония
© Емельянова А. С., Лупова Е. И., 2012
Вестник ФГБОУ ВПО РГАТУ, № 4 (16), 2012
менение вегетативного тонуса следующим образом. У коров-первотелок, которые вошли в контрольную группу (№1), вегетативный показатель ИН увеличился более чем в два раза и составил в среднем 468,14±101,33, что соответствует ВТ - гиперсимпатикотония. Это свидетельствует об усилении тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, что указывает на централизацию управления сердечным ритмом. Постоянное активирование центрального контура регуляции приводит к постоянному напряжению регуляторных систем [2]. Подобная недостаточность механизмов адаптации означает снижение надежности биосистемы и возможность перехода от здоровья к болезни [2]. После применения метаболита янтарной кислоты (группа №2) вегетативный тонус увеличивается, но незначительно, достигая 302,11±40,20 у.е., что соответствует вегетативному тонусу умеренная симпатикотония, при котором наблюдается преобладание автономного контура регуляции.
Янтарная кислота (сукцинаты) является естественным метаболитом организма, стимулирующим обмен веществ, что объясняется ее модифицирующим воздействием на клеточный обмен веществ - клеточное дыхание, транспорт микроэлементов, продукцию протеинов. В результате таких модификаций оптимизируются параметры работы тканей. Янтарная кислота и сукцинаты являются адаптогенами (увеличивают сопротив-
ляемость организма неблагоприятным факторам внешней среды). Янтарная кислота стимулирует процесс поступления кислорода в клетки, облегчает стресс, восстанавливает энергообмен, нормализует процесс производства новых клеток, обладает общеукрепляющими и восстанавливающими свойствами.
Применение препарата в опытной группе приводит к оперативному расходу функциональных резервов и сохранению вегетативного гомеостаза, что свидетельствует о повышении компенсаторных возможностей организма животных и физиологической адаптации к острому стрессу.
Таким образом, применение метаболита янтарная кислота способствует сохранению оптимального уровня функционирования вегетативной нервной системы и повышению адаптационных способностей организма коров при остром стрессе.
Библиографический список
1. Баевский, РМ. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем / РМ. Баевский // Вестник аритмологии. - 2001.-№ 24.- С. 65-87.
2. Емельянова, А.С. Рекомендации по оценке функционального состояния сердечнососудистой системы крупного рогатого скота/ А.С.Емельянова.г. Рязань, 2010.- 70 с.
УДК 37.017:378.4
Е. А. Зайцева, канд. филол. наук, доцент, Рязанский ГАТУ
ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ЛЮБВИ К РОДНОЙ ЗЕМЛЕ КАК ОДНА ИЗ ЦЕЛЕЙ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ АГРАРНОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ
Высокий уровень образования достигается при методически грамотном сочетании воспитания и обучения. В идеальном соотношении воспитывающего и обучающего материала на каждом занятии должно быть поровну. Если что-то перевешивает, то образовательный процесс считается патологическим. В современной высшей школе очевидна проблема преобладания обуче-
ния над воспитанием. Часто формирующие личность студента фрагменты лекций и семинаров совсем отсутствуют.
В такой ситуации на помощь преподавателю может прийти интеграция. Она является постоянным спутником настоящих ученых, потому что именно они как нельзя лучше понимают, что все друг с другом связано. Связи эти - самые различ-
© Зайцева Е. А., 2012