о рядом с ней перестает быть интересным содержание изображений и, тем самым, живопись в чистом аромате и волшебстве своих тонов, в их противоположности, взаимопроникновении и играющей гармонии начинает в такой же степени приближаться к музыке, как скульптура в дальнейшем развитии рельефа начинает приближаться к принципам живописи» [2, с. 244]. Это гегелевское пророчество со всей определенностью можно отнести к взаимообогащению хореографии музыкой, элементами танца и скульптуры и т.д.
На наш взгляд, чем больше «новых связей» вовлечено в формирование специалистов, тем прочнее результаты обучения и подготовки кадров. Поэтому на хореографических отделениях в вузах Республики Казахстан большое значение имеют расширение межпредметных связей в учебно-творческом процессе, обмен учебной информацией, взаимосвязь специальных дисциплин с циклами общепрофессиональных и социально-гуманитарных учебных курсов. Как показывает практика, такие учебные
курсы, как «История Казахстана», «Философия», «Основыэкономической теории» и др., также оказывают влияние на формирование профессионального мастерства будущего хореографа. Знание этноса, генезиса казахского общества, общих социально-исторических условий формирования казахского этноса, безусловно, оказывают положительные результаты при постановочных работах, воплощении творческих замыслов студентов и решении профессиональных задач. Например, изучение специального курса «История отечественной и зарубежной хореографии» требует от студентов знаний истории своей страны и традиционной культуры казахов.
Что касается таких социально-гуманитарных дисциплин, как «Философия» и «Экономическая теория», то они должны быть направлены не только на гармоничное формирование личности, но и на целостное формирование специалиста по выбранной специальности. Связь между учебными курсами, а еще точнее - содержанием дисциплин, на наш взгляд, необходима и обязательна.
С нашей точки зрения, учебные дисциплины всех составляющих учебный процесс циклов должны быть строго подчинены логическому формированию будущих специалистов. В связи с этим необходимо так называемым общественным кафедрам вузов, «обслуживающим» различные специальности, в том числе гуманитарные, естественные, точные, экономические, технические,творческие, следует подходить к преподаванию своих курсов дифференцированно. Каждый преподаватель-предметник должен подходить к преподаванию «своего» курса, учитывая специфику специальности, а не использовать в обучении принцип «для всех одна и та же лекция». Так, на занятиях по экономической теории студенты-хореографы должны осваивать основы менеджмента и маркетинга в сфере культуры. Между тем часто на практике можно встретить яркого профессионала-хореографа, не владеющего элементарными навыками по менеджерскому искусству. Содержание учебных дисциплин и подход преподавателя к ведению учебного курса должны «работать» на подготовку специалиста с позиции различных учебных курсов.
Сегодняшний день предъявляет новые требования к образовательному процессу.
Сегодня быть просто хорошим специалистом недостаточно. Владение обширными знаниями в различных сферах политики, науки, культуры, экономики требуется любому профессионалу.
На наш взгляд, в содержании курса «Философия» в вузах Республики Казахстан должен быть раздел по этнософии, чтобы при решении профессиональных задач (постановки, практика, творческие проекты) студенты не испытывали трудностей и знания по философии находили применение в профессиональной деятельности.
В связи с демократизаций общества, расширением международных связей значительное внимание должно быть уделено иностранным и государственному языкам. Почему иностранным, а не одному иностранному? Дело в том, что сегодня в образовательной системе отдано предпочтение английскому языку. В Казахстане за последние годы разработаны и действуют несколько государственных программ, среди которых международная программа «Бо-лашак» и другие, которые направлены на подготовку отечественных кадров для работы в различных странах и ведущих вузах мира. Обязательным условием для участия в названных проектах является знание английского языка. Будущему хореографу, представляющему за рубежом свое искусство, невозможно обойтись без знания иностранного языка.
Однако, вместе с тем, выявляя связь между языками и искусством танца, естественным образом определяется необходимость изучения студентами-хореографами французского языка. Учитывая специфику хореографического искусства в целом, мы глубоко убеждены в необходимости изучения «родного» для хореографического искусства языка. Незнание терминологии, грамматики, правильного произношения французских слов, перевода (значения и смысла движений), безусловно, тормозит эффективное обучение студентов. Аналогичная картина наблюдается в учебном процессе по подготовке музыкантов, где необходимо изучение итальянского языка (хотя бы в факультативной форме) и др. То есть, с одной стороны, изучение английского языка обязательно для современного специалиста в любой сфере профессиональной деятельности, а с другой - изучение французского языка в вузах республики необходимо для обеспечения высококвалифицированной подготовки хореографов. В
понятие культуры общения входит и развитие коммуникативных навыков, что обеспечивается как при изучении теоретических разделов психологии личности и межличностных отношений, так и на практических занятиях.
Сегодня в республике успешно и эффективно развивается Государственная программа по реализации внедрения государственного (казахского) языка в делопроизводство. На предприятиях, в образовательных учреждениях проводится объемная работа по реализации программы. Учебные курсы проводятся на языке обучающихся. Это естественно, своевременно и логично. Казахский язык изучается студентами с русским языком обучения, а русский язык изучается студентами с казахским языком обучения.
Вместе с тем мы считаем, что преподавание курса «Теория и методика преподавания казахского танца» необходимо вести на казахском языке, т.е. чтобы терминология казахского танца была представлена на казахском языке, а общепринятая терминология хореографического искусства -на французском языке. Учитывая глубокую смысловую содержательность казахского танца, необходимость знания языка обязательна. Мы глубоко убеждены, что при рассмотренных условиях межпредметная связь между языком и танцем получит свое закрепление в учебном процессе.
Творческая личность - это динамическая система взаимосвязанных и диалектически взаимодополняющих друг друга биосоциальных подструктур и элементов [5]. Поэтому обучение основам психологии сочетается с преподаванием биологических дисциплин - таких, как «Основы анатомии и физиологии человека» с элементами анатомии балетной медицины.
Реализация межпредметных связей в вузе должна быть направлена на обеспечение прочности знаний, умений и навыков хореографов, так как учебно-творческий процесс предусматривает многократное обращение к ранее полученным знаниям в новых связях и ассоциациях, достижение более высокого уровня профессионального мастерства. Трудно переоценить и неоспоримый организационно-педагогический эффект межпредметных связей, состоящий в устранении дублирования и экономии учебного времени. Таким образом, на основе осуществления межпредметных связей может строиться согласованная де-
ятельность всего преподавательского состава, факультетов, кафедр вуза и коорди-
Примечания
нированное управление всем ходом учебно-творческого процесса.
1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса обучения. Общедидактический аспект [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М., 1977. - 256 с.
2. Гегель Г.-Ф. Эстетика [Текст] : в 4 т. / Г.-Ф. Гегель. - М., 1971.
3. Гомелева, О. В. Межпредметные связи в формировании коммуникативных умений [Текст] / О.В. Гомелева // Иностранные языки в школе. - 1987. - №6. - С. 71-73.
4. Моисеев, И. Танец - душа народа [Текст] / И. Моисеев // Лит. газета. - 1977. - 18 мая.
5. Платонов, К. К. Система психологии и теория отражения [Текст] / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1982.
6. Скаткин, М. Н. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы [Текст] / М.Н. Скаткин, В.В. Краевский. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
Т.Г. Пронюшкина
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Проблема формирования графической культуры студентов характеризуется мно-гоаспектностью и интердисциплинарным характером, а также недостаточностью системных исследовательских подходов, что, в том числе, обусловливает причины неадекватности подготовки инженеров многократно возросшей потребности общества в профессионально компетентной и конкурентоспособной личности.
Формирование графической культуры сегодня возможно, если следовать по пути освоения личностно ориентированных, проблемно-деятельностных технологий обучения, которые предполагают слияние образовательных потоков естественнонаучных, общетехнических и специальных дисциплин в достижении единого результата. Модели такого перехода еще только начинают разрабатываться отечественной педагогикой, в том числе в приложении к сфере инженерного образования.
Разработанная нами модель формирования графической культуры состоит в совершенствовании процесса обучения геометро-графическим дисциплинам во втузе как целостного многоуровневого поэтапного процесса, обеспечивающего эффективное и рациональное профессиональное становление будущего инженера, системообразующим фактором которого выступает цель формирования графической культуры у выпускников в условиях методологической, мировоззренческой и профессиональной направленности и акцентирования развития пространственного мышления.
Формирование графической культуры опирается на идеи:
1) смещения акцента графического образования на формирование высших культурных образцов пространственного мышления и креативной графической деятельности в условиях информационного общества;
2) приоритетности и преемственности геометро-графического знания как фундаментального в развитии общетехнического и специального компонентов подготовки инженера;
3) спиральности построения графической подготовки, позволяющей системно развивать фундаментальные знания и профессионально значимые графические умения по мере расширения познавательных возможностей и роста профессиональной культуры обучаемых;
4) вариативности и непрерывности, позволяющих реализовывать индивидуальный путь овладения графической культурой на основе уровневой дифференциации программ, комплексов средств обучения;
5) гармоничной интеграции, взаимодополнительности, освоения фундаментального базиса геометро-графического знания, прикладной надстройки как профессионально обусловленного норматива и обогащения и преобразования личностного опыта обучаемого как источника собственного развития;
6) расширения возможностей совместной учебной деятельности и развивающегося взаимодействия обучающего и