Научная статья на тему 'Межпредметная интеграция как метод профессионального самосовершенствования воспитателя и разностороннего развития личности дошкольника в продуктивных видах деятельности'

Межпредметная интеграция как метод профессионального самосовершенствования воспитателя и разностороннего развития личности дошкольника в продуктивных видах деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межпредметная интеграция как метод профессионального самосовершенствования воспитателя и разностороннего развития личности дошкольника в продуктивных видах деятельности»

• когнитивно-содержательный - познавательная деятельность при реализации стратегии саморазвития;

• конструктивно-практическая - проектирование программ индивидуально-творческого саморазвития;

• рефлексивный - осознание ценности анализа и самоанализа процесса и результата профессионально-личностного становления.

Таким образом, наравне с созданием в образовательном учреждении условий для развития творческих способностей учащихся, стимулирования их деловой активности, создания творческой атмосферы, способствующих развитию профессионального самосознания, духовно-нравственного потенциала субъектов обучения, существенное значение имеет и формирование у них структуры личностно-профессионального саморазвития.

Д. И. Воробьева

Межпредметная интеграция

как метод профессионального самосовершенствования воспитателя и разностороннего развития личности дошкольника в продуктивных видах деятельности

Новый, впервые созданный государственный стандарт дошкольного образования объявлен и начал действовать на всей территории Российской Федерации. Данный факт - это уникальное, знаковое событие современности, которое призвано кардинально изменить существующую систему дошкольного образования и повысить качество общего образования россиян.

Стандарт дошкольного образования четко востребовал от воспитателя субъект-субъектного взаимодействия с ребенком дошкольного возраста и разностороннего развития его способностей в природосообразных видах дошкольной деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, музыкальной и театральной.

Государственный стандарт четко определил условия и требования к образованию современного ребенка дошкольного возраста и профессионализму воспитателя.

С нашей точки зрения, реализация стандарта на всем пространстве Российской Федерации в детских видах деятельности даст обществу шанс получить качественно иное молодое поколение, у которого с раннего возраста в детских видах деятельности будет заложена основа психического и физического здоровья и сформирована мощная положительная установка на дальнейшее интеллектуальное и духовно-нравственное развитие и самосовершенствование.

13

Высоко оценивая стандарт дошкольного образования, хотелось бы напомнить педагогическому сообществу, что более двадцати лет тому назад нами была создана и широко апробирована в разных регионах страны сертифицированная Министерством образования РФ авторская интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника «Гармония развития» и методические рекомендации к ней.

Не одно десятилетие мы отрабатывали условия и методы, определяющие ребенку позицию субъекта в детских видах деятельности. Основополагающие блистательные идеи Л. Выготского и Б. Ананьева помогли нам правильно выбрать направления нашего исследования и на собственном опыте убедиться, что продуктивные виды детской деятельности в определенных условиях действительно становились эффективным средством развития личности дошкольника.

Структурный анализ показал, что только в продуктивных видах детской деятельности ребенок последовательно проходил три основополагающих этапа: первый - замысел; второй - воплощение; третий - зрительно воспринимаемый результат. Во всех видах деятельности (театр, музыка, игра) отсутствовал как физическое явление третий этап и проявлялся лишь как чувственное состояние и самооценка.

Основная идея автора программы в далекие девяностые годы состояла в том, чтобы убедить педагогическое сообщество в возможности целостно, гармонично развивать личность ребенка с третьего года жизни до семи лет в продуктивных видах детской деятельности, реализуя принцип субъект-субъектного взаимодействия воспитателя с ребенком на всех этапах ее осуществления (замысел, воплощение, результат). И в последние годы нам удавалось продемонстрировать, что именно продуктивные виды детской деятельности в определенных условиях действительно становились эффективным средством всестороннего развития личности дошкольника и успешно подготавливали ребенка к школе (что подтверждала статистика учебных заведений, работающих с нашим контингентом детей).

Мощным средством возникновения интереса педагогического сообщества к авторской интегрированной программе «Гармония развития» стало проведение в ЛГУ им. А. С. Пушкина международной конференции на тему: «Ребенок до школы, какой он?». На конференцию в Санкт-Петербурге приехали более ста педагогов разного ранга из различных регионов страны, ближайшего и дальнего зарубежья, включая США, Данию, Болгарию. В течение четырех дней напряженной работы участники конференции знакомились с реальным опытом реализации авторских идей в дошкольных обра-

14

зовательных учреждениях города, просматривали видеофильмы автора, вели дискуссию на секционных и пленарных заседаниях. Участники конференции проявляли живой интерес к технологии субъект-субъектного взаимодействия взрослого с ребенком-дошкольником в продуктивных видах деятельности. Отсутствие образца и показа воспитателям способов действий, активный диалог педагога с ребенком, направленный на совместный поиск способов решения возникающих проблем, для большей части участников конференции стали потрясающим открытием и возможности ребенка с третьего года жизни до семи лет проявлять себя в качестве субъекта деятельности. По этому поводу разворачивались жаркие споры. В итоге некоторые участники конференции вышли с предложением к автору интегрированной программы создать в разных регионах РФ экспериментальные площадки и апробировать на местах идеи интегрированной программы под контролем автора. Предложение было принято и в течение четырех лет идеи интегрированной программы «Гармония развития» были апробированы в разных регионах страны. Дошкольные учреждения работали в статусе экспериментальных площадок и регулярно до 2001 года отчитывались перед местным руководством и научным руководителем. Об этой экспериментальной деятельности автора знали и в Министерстве образования РФ и поддерживали эту инициативу.

Коллективы педагогов экспериментальных площадок за этот период времени прошли сложный путь своего профессионального самосовершенствования, что запечатлено в видеоматериалах того периода времени. Особо следует заметить увлеченность педагогического персонала интегрированной программой «Гармония развития». В разных помещениях группы создавались «Зоны саморазвития» для тренировки ума, чувств, воображения, моторики рук и других важных качеств личности дошкольника. Ребенку предоставлялось право выбора вида продуктивной деятельности.

В этих условиях у детей формировались способность самостоятельно ориентироваться в пространстве и оценивать ситуацию. Они с удовольствием упражнялись в умении ставить цель, планировать способы ее осуществления, целесообразно реализовывать задуманное. Получая искомый результат, дети искренне радовались и охотно наводили порядок.

Как и в те далекие годы и в наше время, основная идея автора состояла в том, чтобы убедить педагогическое сообщество в возможности эффективно и целостно развивать личность дошкольника в продуктивных видах детской деятельности, что, в первую очередь, востребовало:

• субъект-субъектного взаимодействия воспитателя с ребенком в образовательном процессе ДОУ;

15

• реализации принципа межпредметной интеграции, основанной на использовании разных по содержанию знаний (математических, природоведческих, искусствоведческих, речевых и др.);

• развитых ручных умений в процессе создания ребенком конкретного продукта собственной продуктивной деятельности (рисунка, лепки, аппликации, конструкции);

• переживания чувства радостного удовлетворения от процесса и результата собственной продуктивной деятельности.

Следует заметить, что на заре своей профессиональной деятельности мы разработали для себя новый метод обучения дошкольника, исключающий показ способа действий. В этих условиях ребенок в диалоге со взрослым в разных видах продуктивной деятельности регулярно проходил путь исследователя, находя способ решения конкретных проблем (что, из чего, на чем, чем, как, что сначала, потом). Такой диалоговый метод обучения в продуктивных видах деятельности доказал свою состоятельность, поскольку дети выходили на высокий уровень целостного развития и обнаруживали готовность учиться в начальной школе, что фиксировали многие образовательный учреждения.

Представленная в авторской программе «Гармония развития» логически выстроенная «Модель ступенчатой интеграции» востребовала воспитателя-профессионала, знающего с какого возраста, как и в какой последовательности следует реализовывать конкретную тему, по каким ступеням познания ее проводить, как устанавливать межпредметные связи и по каким показателям оценивать уровень развития ребенка с третьего года жизни до трех лет.

Профессионально ориентированный воспитатель, реализующий идеи авторской программы, четко знал, что каждая из пяти ступеней «Модели» имела свое содержание и логически обусловленное место в процессе познания окружающего мира.

Рассмотрим подробнее содержание и предназначение каждой ступени «Модели ступенчатой интеграции». Для первой и второй ступени, объединяющим и ведущим процессом становилось зрительное восприятие реальных объектов мира и адекватная их оценка. На первой ступени «увидеть» ребенок выступал в роли исследователя, и у него задействовалось творческое воображение и речь. На второй ступени «увидеть» ребенок снова выступал в роли исследователя, но теперь уже в ситуации, требующей выбранного художником (мастером) способа изображения формы предмета (по частям, контур, силуэт), что мощно задействовало речь, память и внимание. Основу третьей ступени «услышать» составляли звучащие искусства (музыка, проза, поэзия, фольклор), что раздвигало рамки чувственного познания и существенно расширяло представление ребенка об окружающем мире и создавало условия для осо-

16

знания своих чувств и переживаний. Четвертая ступень «обыграть» включала в процесс ребенка творческо-игровую деятельность, востребовавшую от него физической активности, творческого воображения, фантазии и развитой речи. Пятая ступень «создать» определяла готовность ребенка создавать реальный продукт (рисунок, лепку, аппликацию, конструкцию), творчески проявлять себя на всех этапах продуктивной деятельности (замысел, воплощение, результат) и переживать радость творчества. Модель ступенчатой интеграции ставила перед воспитателем конкретные задачи и при условии их решения способствовала росту их профессионального мастерства. Интеграция, включающая ряд ступеней, становилась мощным средством развития у дошкольника познавательного интереса, расширяла круг представлений ребенка об окружающем мире и формировала умение адекватно их применять.

Итак, интеграция - это основополагающие направление работы воспитателя, которое помогало формировать интерес к познанию окружающего мира, накапливать знания о нем и успешно решать проблему гармоничного развития личности дошкольника в продуктивных видах детской деятельности.

Интеграция - это ключевое направление в нашей работе, которое все эти годы являлось стержневой основой, определяющей успешное, целостное развитие личности ребенка на разных этапах его дошкольного детства.

Данное понятие объединяло и соединяло разрозненные элементы в единое целое. При создании любого продукта детской деятельности, интеграция объективно выступала как синтез отдельных видов знаний разных по содержанию; различных видов детской предметной деятельности (речевой, математической, природоведческой, изобразительной, игровой); различных психических процессов (восприятие, воображение, мышление, речь) и качеств личности (духовное, нравственное, трудовое, физическое). Интеграция - это тот оселок, который помогал нам все эти годы успешно решать проблемы целостного развития личности ребенка в разных видах продуктивной деятельности (аппликации, рисовании, лепки, конструировании) и выводить его на высокий уровень творческого интеллектуального развития.

Таким образом, разработанный автором развивающий метод обучения дошкольника в продуктивных видах деятельности, не одно десятилетие апробированный в разных регионах РФ, сегодня в полной мере отвечает современным требованиям стандарта дошкольного образования и востребован современным воспитателем.

Системный анализ подтвердил, что ребенок, прошедший путь своего взросления в период дошкольного детства по авторской программе «Гармония развития», отличается любознательностью и

17

доброжелательностью. Он умен и самоорганизован; внимателен к окружающим и коммуникабелен; умеет общаться со сверстниками и любит в свободное время заниматься разными видами продуктивной деятельности, получая удивительный для взрослых результат. Он готов к школе и, как правило, хорошо учится в ней.

Д. И. Воробьева

Модель ступенчатой интеграции как эффективное средство целостного развития личности дошкольника

Новые тенденции в дошкольном образовании востребовали воспитателя - специалиста, способного реализовывать современные требования стандарта дошкольного образования.

Стандарт дошкольного образования четко определил необходимость соблюдать субъект-субъектное взаимодействие воспитателя с ребенком в дошкольном детстве. Это востребовало воспитателя-профессионала, способного целостно развивать личность ребенка в детских продуктивных видах деятельности. В наших условиях рисование, лепка, аппликация, конструирование объективно становились основополагающим средством для успешного интеллектуального, духовного и нравственного

самосовершенствования дошкольника на разных этапах его дошкольного детства.

Разработанная авторская сертифицированная интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника «Гармония развития» в течение двадцати четырех лет (с начала 90-х гг. XX в.), прошла широкую апробацию на территории РФ, в Ленинградской области и Санкт-Петербурге.

Ведущая концептуальная идея программы в структуре разработанной автором «Модели ступенчатой интеграции для самоконтроля воспитателя» включала пять ступеней познания. Каждая ступень неукоснительно потребовала от воспитателя знаний конкретных способов взаимодействия с ребенком в разных видах продуктивной деятельности, учета её специфики и возраста конкретного ребенка.

Основная педагогическая ценность модели ступенчатой интеграции - это четкая последовательность прохождения ребенка через конкретные ступени познания при реализации реальной темы: 1-я ступень - «увидеть» реальный объект и выразить к нему своё отношение; 2-я - «увидеть» способ действий художника, мастера и догадаться о действиях, совершаемых автором при передаче (например силуэт, контур); 3-я - «услышать» содержание темы в ли-

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.