Научная статья на тему 'Новая стратегия образования и технология развития личности дошкольника в изобразительной деятельности'

Новая стратегия образования и технология развития личности дошкольника в изобразительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
61
Поделиться

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева Д.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Новая стратегия образования и технология развития личности дошкольника в изобразительной деятельности»

ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Д.И. Воробьева

Новая стратегия образования и технология развития личности дошкольника в изобразительной деятельности

Система современного дошкольного образования с 2008 г. кардинально меняется. Впервые в истории российского государства органы власти провозглашают дошкольное детство первой ступенью общего образования подрастающего поколения. Столь знаменательное событие заслуживает самой высокой оценки деятельности Министерства образования и науки РФ, поскольку позволяет по-новому, целостно и эффективно выстраивать новую, инновационную систему непрерывного российского образования, начиная с раннего и дошкольного детства, с учетом природных особенностей ребенка.

О такой возможности мечтали видные мыслители прошлых веков и многие ученые настоящего времени. В своих трудах они справедливо утверждали, что важнейшие качества личности закладываются в раннем и дошкольном детстве.

Новые стандарты дошкольного образования безапелляционно и четко определяют ведущие виды деятельности (игровая, изобразительная, конструктивная, театральная, музыкальная), которые объективно обеспечивают целостное развитие личности дошкольника.

Всемерно поддерживая и приветствуя принятые правительством меры в области дошкольного образования, мы, в тоже время, осознавали, что новые стандарты необходимо востребуют смены взглядов и установок воспитателя на процесс взаимодействия взрослого с детьми разного возраста и в различных видах деятельности. Из всех видов деятельности нас привлекала именно продуктивная изобразительная деятельность, которая объективно востребовала от ребенка умения определять цель, планировать пути и способы ее реализации: замысливать, воплощать задуманное, адекватно использовать инструменты (ножницы, кисть, карандаш) и получать задуманный продукт (результат).

Мы видели в изобразительной деятельности уникальные возможности для развития творческого потенциала ребенка дошкольного возраста, его эмоциональной, интеллектуальной, нравственноволевой сферы. Кроме этого, мы имели большой опыт работы с детьми дошкольного возраста в разных регионах страны, где дети становились субъектами, оставленные перед необходимостью со-

7

здать образ, но, не получая указаний как действовать, они под руководством взрослого включались в поиск решения проблемы. Наш опыт работы побудил нас создать авторскую программу «Гармония развития».

Данная программа с 1991 г. имела достаточно широкую географию распространения. Она была создана в период, когда дошкольное воспитание как бы прорывалось через тернии непонимания его места в общей структуре ценностей, связанных с развитием человека как личности. Да и все мы, надо признать, десятилетиями плутали по дорогам несовершенства в организации педагогического процесса в детском саду: когда превалировала явно авторитарнокомандная система обучения детей на фронтальных занятиях, на которых дети, в основном, фигурировали в качестве объекта педагогического воздействия.

Начиная с 90-х гг. программа широко внедрялась в детских учреждениях Ленинградской области и Санкт-Петербурга, в различных регионах страны: г. Кировск - Заполярный, г. Ханты-Мансийск, г. Нижневартовск, г. Лангепас, г. Нальчик, г. Прохладный, г. Новороссийск, г. Пятигорск, г. Тольятти и т. д. В общей сложности в эксперименте приняло участие более сорока дошкольных учреждений, которые действовали в режиме экспериментальных площадок до 2001 г. За эти десять лет сертифицированной Министерством образования РФ авторской интегрированной программы художественного и творческого развития личности дошкольника, мы получили статистические данные, свидетельствующие о том, что ребенок становится:

• доброжелательным, коммуникабельным, не агрессивным, организованным;

• самостоятельным, самодеятельным, активным, творческим;

• любознательным, целеустремленным, с высоким уровнем развития познавательной сферы;

• общительным, заботливым, внимательным, добрым;

• в школе он учится с удовольствием и интересом; усидчив, самоорганизован;

Нельзя не отметить кардинальных изменений в ценностных ориентациях практически всех педагогов - воспитателей, работающих по данной программе. Фиксируется рост профессионального мастерства воспитателя, его стремления импровизировать, экспериментировать и находить адекватные способы управления детьми. Например, воспитатель Мартиросян О.А. (г. Кириши, Ленинградская область) смогла еще в 1994 г. показать коллегам способ взаимодействия с детьми третьего года жизни (и это было зафиксировано на видеопленке), в процессе которого у детей появилось умение ставить цель, планировать место расположения мостика для того, что-

8

бы теленок смог встретиться со своей мамой! Дети не только планировали, но и вырезали из бумаги полоски - «бревнышки», наклеивали их поперек речки, чтобы создать мост для героев игровой ситуации.

Судьба таких педагогов - мастеров своего дела и сегодня радует! И таких педагогов множество в разных регионах нашей необъятной страны! Все они, проработавшие по нашей программе от 3 до 25 лет, смогли заложить в детях удивительный потенциал, обеспечивающий их творческое развитие на всех этапах последующей жизни.

Программа «Гармония развития» - это интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. Она родилась как результат осознания автором необходимости внедрения в практику гуманистических идей развития и воспитания ребенка. Наша программа выстраивается на идеях Л. Выготского (ребенок - субъект деятельности), и Б. Ананьева, утверждающего, что любой вид деятельности имеет синтетический характер и при ближайшем рассмотрении оказывается лишь средством развития других деятельностей. В наших условиях познание, труд, общение выступают во взаимосвязях во всех конкретных видах активности субъекта.

Ведущей идеей программы является духовноинтеллектуальное, целостное развитие личности любого ребенка (нормы, одаренного, ЗПР) через раскрытие его внутреннего творческого потенциала, с учетом его индивидуальности.

Ключевые понятия, реализуемые в программе «Гармония развития», следующие:

• целостное развитие личности (эмоциональное, интеллектуальное, нравственное, волевое);

• личностно ориентированный подход;

• педагогика сотрудничества;

• интеграция;

Интеграция - от латинского слова integration - это соединение разрозненных частей, элементов в единое целое, создающее качественно новое образование. Важно заметить, что интеграция - это не механическое соединение разрозненных элементов в единое целое, а органическое их взаимопроникновение. Интеграция - это тот оселок, который позволяет успешно решать проблему целостного развития дошкольника.

В программе реализуется интеграционная технология. Интеграция выступает как синтез отдельных видов знаний разных по содержанию. Это синтез различных видов деятельности: речевой, природоведческой, художественно-изобразительной, игровой, математической, музыкальной, физической и т. д. Интеграция - это в

9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

то же время синтез отдельных психических процессов. Интеграция направлена на соединение и параллельно на его дифференциацию. Это дает многое:

• устраняет дублирование материала;

• сокращает многопредметность;

• интенсифицирует содержание образовательного процесса в ДОУ;

• оптимизирует учебную деятельность детей;

• пробуждает интерес ребенка к изучению материала за счет его сменяемости;

• обеспечивает сохранность, и восстановление внимания к содержанию достаточно длительный период времени;

• дает возможность тренировать волевые качества личности;

• обеспечивает единство чувств, воли, мышления ребенка в процессе обучения.

Нами разработана «Модель ступенчатой интеграции для самоконтроля воспитателя». Ребенку она дает возможность развивать любознательность, познавательный интерес, познавательную деятельность, речь и элементы учебной деятельности. Всего в модели определено пять ступеней, приобщающих детей к социальному опыту, расширяющему уровень их представлений об окружающем мире. Детям предоставляется возможность:

первое - увидеть реальные объекты мира - природу, предметы, созданные трудом человека;

второе - увидеть вторую натуру - произведения изобразительного искусства (живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру);

третье - услышать звучащие искусства - музыку, поэзию, художественную прозу, фольклор;

четвертое - обыграть умом, лицом, телом, движением (театр, пантомима, дидактические и подвижные игры);

пятое - сделать собственными руками конструкцию из бумаги и других материалов, создать рисунок, аппликацию, вышивку, связать, сплести, слепить.

В этих условиях у детей формируется внутренняя потребность в познании, Ребенок сам стремится добыть определенную информацию о предмете, событиях, учиться исследовать проблему, познавать и оценивать результат. В итоге у ребенка формируется способность определять свои намерения, прогнозировать будущее, отбирать способы и средства для осуществления поставленной цели.

Данная модель ведет детей по пути активного познания, учить вычленять различные свойства и признаки предмета и явления. В

10

этих условиях ребенок познает, сочувствует, сопереживает, представляет, оценивает, творит.

Под руководством взрослого он становится активным, субъектом деятельности, у него формируется мотивационная готовность познавать, изучать, исследовать. Ребенок в этих условиях самореализуется, самоутверждается, испытывает удовлетворение от собственной активности, с удовольствием включается в творческий поиск и активно реализует свои идеи. В этих условиях интегрируются знания и мораль, интеллектуальное и социальное, идеальное и практическое.

В программе «Гармония развития» большое значение уделяется развитию движения тела, моторики рук ребенка. Следуя мнению российских биологов, мы подтверждаем органичную связь между развитием моторики руки, ума и речи детей.

В изобразительной деятельности мы разработали свою технологию, включающую ребенка в ситуацию активного поиска способа передачи формы предмета. В отсутствии показа, взрослый мотивирует ребенка сенсорно обследовать форму предмета в логике его предстоящего изображения, руководит ребенком, мотивирует его к тому, чтобы он действовал как настоящий мастер (художник). Пробуждая у ребенка познавательный интерес, педагог обеспечивал ему сохранность внимания и формировал умение обследовать форму предмета, осуществлять самоконтроль и самооценку собственной деятельности в процессе создания образа предмета.

Освоенные умения дети активно использовали в зонах свободного саморазвития, где ребенок приобретал новый для себя опыт обследования любого задуманного предмета. Это давало ему возможность изобразить его не только по частям, но и контурным, силуэтным способом в свободной игровой деятельности. В этих обстоятельствах актуализировалось не только мышление ребенка, но и знания математического содержания, востребованные необходимостью объяснять и оценивать длину, направление, характер линий. Работая в зонах саморазвития ребенок имел уникальную возможность свободно выбирать конкретный вид изобразительной деятельности и активно действовать, создавая образы разными способами и из разных материалов в разных видах деятельности.

Итак, интеграция с необходимостью включает разные виды содержательных деятельностей, что обеспечивает ребенку возможность упражняться в умении анализировать, обобщать, оценивать, применять разнопредметные знания и умения.

На психологическом уровне интеграция осуществляется как интеграция восприятия, представления, памяти, речи, вербального и конкретно-образного мышления, воображения.

11

По результатам работы с детьми по нашей программе на порог школы приходит удивительный ребенок: развитый, активный, любознательный, нравственный и целеустремленный.

В.А. Григорьева-Голубева, С.С. Михеева

Использование игровых технологий на уроках обучения грамоте при изучении русской графики

Огромный путь проходит за школьные годы ребёнок в своём развитии. Усвоение даже элементарных понятий требует от него известной степени развития логического мышления. Те умственные приобретения, которые он получает в первые годы школьных занятий, могут оказаться бесценными, если мы сумеем открыть малышу полную меру его возможностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Увеличение в последнее время умственной нагрузки на уроках обучения грамоте заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Необходимо помнить, что основным видом деятельности у дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Каждый урок должен вызывать у ученика интерес, желание размышлять и познавать что-то новое. Это особенно важно в начальной школе, когда начинают формироваться интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период жизни нужно стремиться раскрыть притягательные стороны родного языка. На уроках русского языка речь, язык становятся предметом изучения. А игра позволяет включить в учебный процесс детей с разным способом восприятия информации.

Дети, которые воспринимают информацию через зрение (визу-алы), имеют возможность рассмотреть раздаточный материал, ребусы, кроссворды и не упустить никаких деталей, даже незначительных. В результате, лучше запомнить последовательность действий необходимых при выполнении условий игры.

Дети, которые живут звуками (аудиалы), любят работать по алгоритму. Игра помогает выстроить этот алгоритм и учит рассуждать, предполагать, размышлять, следовательно, доходить до истины своим интересным путем.

Детям, воспринимающим информацию через эмоции, через ощущения, движения тела (кинестетики), игра позволяет заинтересоваться процессом, поскольку игра - это тот язык, который застав-

12