Научная статья на тему 'Межнациональное взаимодействие в контексте парадигмы толерантности'

Межнациональное взаимодействие в контексте парадигмы толерантности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
86
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межнациональное взаимодействие в контексте парадигмы толерантности»

© 2006 г. Е.Б. Кац

МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В КОНТЕКСТЕ ПАРАДИГМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Термин «толерантность» неоднозначен. Содержательные нюансы, характеризующие ее, в значительной степени зависят от контекстов, относительно которых рассматривается данное понятие. Как цивилизационная норма она выполняет следующие функции: а) обеспечение устойчивого развития человека и социальных групп в мире разнообразия; б) право каждого человека «быть иным»; в) баланс интересов различных противоборствующих сторон в экономике и политике; г) возможность диалога и накопления согласия различных мировоззрений, религий и культур [1].

По мнению Г.У. Солдатовой [2], толерантность как интегральная характеристика индивида определяет его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром. Это определение предполагает рассмотрение толерантности в широком диапазоне: от ее понимания как нервно-психической устойчивости до социально-психологической устойчивости к многообразию мира: к социальным, этническим, религиозным, мировоззренческим и другим культурным различиям.

Под толерантностью как психической устойчивостью личности следует понимать способность индивида противостоять внешним воздействиям, выводящим человека из состояния нервно-психического равновесия, и самостоятельно и быстро возвращаться в состояние психического равновесия.

Кроме нервно-психической устойчивости основой данной способности является также толерантность личности к неопределенности, обеспечивающая высокие приспособительные возможности человека. В этом контексте ее исследовала Е. Френкель-Брунсвик [3]. Человек, толерантный к неопределенности, способен продуктивно действовать в незнакомой обстановке и при недостатке информации часто берет на себя ответственность, способен принимать решения без долгих сомнений и боязни неудачи. В непривычной ситуации он видит возможность развития и проявления своих способностей и навыков.

Если человек интолерантен к неопределенности, это значит, что он склонен воспринимать необычные и сложные ситуации скорее как угрожающие, чем дающие новые возможности. Недостаток информации или ее двусмысленность доставляют такому человеку дискомфорт. Интолерантные к неопределенности люди лучше чувствуют себя в при-

вычной, знакомой обстановке и предпочитают четкие формулировки, ясные цели и простые задачи.

Социально-психологическая устойчивость предполагает устойчивость к многообразию мира, к этническим, культурным, социальным и мировоззренческим различиям. На этом уровне она выражается через систему социальных установок и ценностных ориентаций. Эта система, опираясь на способность к сохранению нервно-психического равновесия в самых разных жизненных ситуациях, в идеале должна сформироваться как нравственный императив зрелой личности. В этом смысле психологическая устойчивость выступает как особое проявление человеческого духа, как его нравственная сила и представляет такое качество личности, которое можно назвать толерантностью. Сторонами и проявлениями этого качества могут оказаться эм-патия, альтруизм, миролюбие, доверие, веротерпимость, кооперация, сотрудничество, стремление к диалогу и др. Майкл Уолцер [4], рассматривая толерантность как социально значимую характеристику, определяет ее как особый позитивный способ принятия различий, который исключает развитие конфронтаций и ксенофобий.

Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другой национальности, предполагает, что мы сознаем существование скрывающихся под различиями сходств и тождеств; например, сознаем принадлежность отдельных групп к человечеству в целом [5].

В данной работе толерантность рассматривается нами в контексте межнациональных отношений. Это необходимо, потому что в последнее время в массовом сознании происходит усиление проявлений различных предрассудков и страхов: ксенофобии как реакции на встречу с чужим человеком или культурой, этнофобии, кавказофобии и антисемитизма, мигрантофобии, национализма, дискриминации [6]. Указанные формы нетерпимости нередко используются экстремистскими движениями, разжигающими ненависть, национальную рознь и социальные конфликты в обществе.

Цель нашего исследования - изучение межнациональных отношений в контексте толерантности. Объектом данного исследования являются студенты Ростовского государственного (РГУ) и Дортмунд-ского университетов (ДУ). Общее количество испытуемых - 31 человек (21 женщина, 10 мужчин). Средний возраст - 22 года. Все испытуемые были разделены на три группы:

- студенты ДУ;

- студенты РГУ, находящиеся на момент исследования в тесном взаимодействии с представителя-

ми других национальностей (на территории Германии);

- студенты РГУ, не имеющие частых контактов с представителями других национальностей.

Для проведения исследования нами был разработан опросник, состоящий из шести утверждений. Испытуемому предлагалось пять вариантов ответов:

- полностью согласен;

- скорее согласен, чем не согласен;

- не знаю;

- скорее не согласен, чем согласен;

- абсолютно не согласен.

Для изучения особенностей межнациональной толерантности нами были выделены три блока утверждений: эмоциональное отношение к своей национальности, эмоциональное принятие/неприятие представителей других национальностей, социальная дистанция по отношению к представителям других национальностей.

Эмоциональное переживание собственной национальной принадлежности имеет большое значение для изучения особенностей проявления толерантных и интолерантных установок по отношению к представителям других национальностей [7].

Для выявления эмоционального отношения к своей национальности было использовано следующее утверждение - «я человек, который полагает, что моя национальность лучше, чем другие». Средний балл по данному утверждению у студентов Дортмундского университета (4,4) значительно выше, чем у студентов РГУ (2,8 и 2,6). Это свидетельствует о том, что представители данной группы не считают, что их национальность лучше, чем остальные. Можно предположить, что у студентов ДУ нет фиксации на значимости национальной проблематики. У студентов РГУ этот показатель значительно ниже. Они преимущественно выбирали варианты ответов 2 и 3 (скорее согласен, чем не согласен; не знаю), и даже 1 (абсолютно согласен). Следует также отметить, что существуют гендер-ные особенности распределения ответов. Среднее значение у студентов мужского пола ниже, чем у студентов-девушек обоих университетов.

Социальная дистанция является традиционным параметром при изучении и определении толерантности к представителям других национальностей. Для фиксации особенностей социальной дистанции были использованы три вопроса-утверждения:

- я человек, который считает, что интернациональные браки - это плохо;

- я человек, который не хочет иметь друзей среди людей других национальностей;

- я человек, который не хочет вместе учиться/работать с людьми других национальностей.

В целом существенных различий между тремя группами испытуемых по данному блоку вопросов нет. Средние значения у студентов ДУ по данному блоку - 4,6; 4,7; 4,8; у студентов РГУ, находящихся на момент исследования в тесном взаимодействии с

представителями других национальностей, - 4,8; 4,8; 5; у студентов РГУ, не имеющих частых кон -тактов с представителями других национальностей, - 3,3; 3,9; 4,3. Самые большие различия существуют по вопросу «я человек, который считает, что интернациональные браки - это плохо». У студентов-юношей РГУ, не имеющих частых контактов с представителями других национальностей, преобладают ответы 2 и 3.

Об эмоциональном принятии/неприятии представителей других национальностей можно судить, проанализировав ответы на вопросы «я человек, который полагает, что взаимодействие с представителями других национальностей часто является источником неприятностей»; «я человек, которого раздражает близкое общение с людьми другой национальности». В данном блоке также нет существенных различий у опрашиваемых. Средние баллы по данным вопросам у студентов ДУ - 3,7 и 4,2; у студентов РГУ, на момент исследования тесно взаимодействующих с представителями других национальностей, - 4,6 и 4; у студентов РГУ, не имеющих частых контактов с представителями других национальностей, - 3,9; 3,8. Гендерных различий внутри групп также не выявлено.

При статистической обработке данных использовалась функция ФТЕСТ. Для сравнения групп мы брали усредненное значение по всем блокам вопросов. При сравнении группы студентов ДУ и студентов РГУ, на момент исследования тесно взаимодействующих с представителями других национальностей, значение равно 0,16. При сравнении студентов ДУ и студентов РГУ, не имеющих частых контактов с представителями других национальностей, значение равно 0,009. Полученные данные являются статистически значимыми.

Таким образом, в ходе проведенного исследования были получены следующие выводы:

- у студентов ДУ и РГУ в целом нет тенденции к проявлению интолерантного отношения;

- по всем блокам вопросов самые значительные различия в данных по среднему значению существуют между студентами ДУ и студентами РГУ, находящимися на момент исследования на территории России;

- более всего фиксированы на своей национальной принадлежности студенты РГУ, не имеющие частых контактов с представителями других национальностей; менее всего - студенты ДУ;

- существуют гендерные различия между студентами по вопросам эмоционального отношения к своей национальности и отношения к браку с людьми другой национальности. Студенты-юноши в данных вопросах более склонны к интолерантно-му отношению, чем студенты-девушки.

Литература

1. АсмоповА.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.

2. Сопдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

5.

Frenkel-Brunswik E. Intolerance of ambiguity as an emotional and perceptual personality variable // J. of Personality. 1949.

Уолцер М. О терпимости / Пер. И. Мюрнберг. Общ. науч. ред. М.А. Абрамов. М., 2000.

Кулешов В.Н., Сушков И.Р., Циплюк В.Т. Социально-психологический аспект межнациональных отношений // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 1.

Сопдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

Собкин В.С., Адамчук Д.В. Измерение толерантных установок в сфере межнациональных отношений // Вестн. практической психологии образования. 2006. № 27.

Ростовский государственный университет

6 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.