Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54
УДК 371.8.06 https://doi.org/10.33619/2414-2948/54/68
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
©Левина Е. А., ORCID: 0000-0003-1948-782 7, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва, Россия, [email protected]
INTERPERSONAL CONFLICTS IN THE SYSTEM OF RELATIONS OF HIGH SCHOOL STUDENTS
©Levina E., ORCID: 0000-0003-1948-782 7, Moscow State Psychological and Pedagogical University, Moscow, Russia, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена изучению проблем и путей решения межличностных конфликтов у старшеклассников (15-18 лет). На основе полученных данных, можно сделать выводы, что старшеклассники сталкиваются с одинаковыми проблемами и из-за этого появляется конфликт. Исходя из результатов исследования, сделан вывод, что причина появления конфликтогена — неадекватная самооценка, самоутверждение среди сверстников и расширение спектра социальных ролей. Для решения данной проблемы, старшеклассникам необходимо попытаться не скрывать его появление, а родителям объяснить своим детям как самостоятельно решать сложные жизненные ситуации, не распространяя негативные эмоции на других людей.
Abstract. This article is devoted to the study of problems and ways to solve interpersonal conflicts among high school students (15-18). Thanks to the research, it can be concluded that high school students face the same problems and because of this there is a conflict. Based on the findings of the study, it can be said that the cause of the emergence of the conflict gene is inadequate self-esteem, self-affirmation among peers and expansion of the range of social roles. To solve this problem, the teacher should not ignore the emerging conflicts, high school students try not to hide his appearance, and parents to explain to their children how to solve difficult life situations on their own, without spreading negative emotions to other people.
Ключевые слова: межличностные конфликты, подростки, педагог, конфликтоген, эмоционально-личностный фактор.
Keywords: interpersonal conflicts, adolescents, teacher, conflict agent, emotional-personal factor.
В настоящее время окружающая действительность ставит современного человека в условия бешеного ритма жизни, в которой немало затруднительных ситуаций, споров и противоречий. Каждый хотя бы раз был участником межличностного конфликта, в какой бы то ни было роли: зачинателем, обороняющимся или наблюдателем. Вероятно, большинство признает, что конфликтные ситуации — это психологически изнуряющие, социально давящие, вызывающие напряжение и агрессию моменты.
Зачастую можно наблюдать, насколько трудно бывает взрослым людям эффективно разрешить межличностный конфликт, прийти к адекватному решению, устраивающему обе стороны. При столкновении интересов, ценностей, идей или попросту ввиду
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54
несовместимости каких-либо личностных особенностей, людям становится трудно увидеть конструктивные пути решения. Более того, сама причина конфликта чаще всего нагнетается сопутствующими факторами: плохое настроение/самочувствие, «больное место» или, например, разрушенный задуманный план.
В период от 15 до 18 лет у старшеклассников появляются межличностные конфликты, с которыми не все подростки могут справиться грамотно. Это, прежде всего, связано с тем, что именно этот период является некой границей взросления, когда у подростков появляются новые социальные роли, в которые необходимо адекватно «влиться», начинается активное познание самого себя, своего самосознания и внутреннего мира. Таким образом, в период, когда подросток изучает себя наиболее детально и глубинно, в то же время активно социализируясь в окружающем его социуме, возникает немало, как внутриличностных, так и межличностных конфликтов [1].
Еще одним важным моментом в изучении межличностных конфликтов старшеклассников служит их значимость для последующего этапа взросления и будущего в целом. Для старших школьников конфликты выступают некоторой площадкой, на которой они отыгрывают свои умения и навыки общения с другими людьми, в частности, со сверстниками. В свою очередь, это показывает на будущее, насколько успешно ребенок прошел этот этап взросления. Фактически это отображается на последующих конфликтных ситуациях, их причинах и умению находить решения уже в период взрослости.
И. С. Кон, будучи известнейшим антропологом, психологом и специалистом в других гуманитарных областях, что еще больше возвышает его авторитетное мнение, отмечал, что старшеклассники сталкиваются с одними и теми же проблемами, из-за чего и могут конфликтовать [2]. И все же, несмотря на то, что он учитывает индивидуальность каждого, старшеклассники взрослеют по-разному, что создает еще более острые условия для межличностного контакта среди них. При этом И. С. Кон также считает, что конфликты в этом возрасте имеют такую особенность, как ориентация на свой внутренний мир. Если ребенок младшего школьного возраста или дошкольник будет в большей степени ориентирован на то, что происходит вокруг, то уже в 14-15 лет ребенок станет обращать больше внимания своим внутренним переживаниям, затем посвящая время размышлениям о себе и причинам из собственного «Я» [1].
Конфликты старшеклассников, поистине, имеют другой смысл, нежели среди младших школьников. Если среди последних (младших школьников) причина конфликта содержится где-то вовне и ее, как правило, можно решить «на месте», то в случае старшеклассников причина лежит где-то в глубине, имеет историю возникновения и динамичного преобразования. Стало быть, решение конфликта среди старших школьников находится не на поверхности и не может быть найдено мгновенно. Для участников конфликта в данном случае на первом месте будут свои личные смыслы, собственные «тараканы» в голове, нежели какой-то внешний контекст, который может только усугублять ситуацию в целом, но не формировать ее.
Благодаря проведенным исследованиям известно, что старшеклассники сталкиваются преимущественно с межличностными конфликтами, в которых особое значение имеет не деловой фактор, а эмоционально-личностный. Причем встречаются они в сферах общения, деятельности и поведения [3].
В общении первоначальным конфликтогеном может служить неадекватная самооценка старшеклассника. В случае заниженной самооценки через неприязнь и презрение к себе ребенок может проецировать это на других, опасаясь контактов, не доверяя окружающим. В
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54
случае завышенной самооценки ребенку часто становится трудно найти общий язык вообще с кем-либо в условиях строгих требований и тотальный отбор своего окружения [2].
Поведенческий конфликт чаще всего выражен через самоутверждение старшеклассника среди своих сверстников, причем это может граничить с асоциальными проявлениями, а основной целью является овладение чем-либо (статус, роль, предмет и т. д.). Более того, в этом возрасте детям свойственно совершать поступки, которыми они проверяют окружающих, выводя их на ответные реакции, что может провоцировать сам конфликт.
Конфликты в сфере деятельности, связаны с расширением спектра социальных ролей, с которым ребенок может не справиться, ввиду несерьезного отношения к ним [4]. Старшеклассникам свойственно ориентироваться в основном на то, что происходит здесь и сейчас. Так, например, роль друга/подруги может быть не до конца осознана или любой промах со стороны другого форсируется до более крупного скандала и конфликта [2].
Конечно же, представления классификация конфликтов довольно условна, ее границы гибки, а критерии очень обобщены, но в любом виде конфликта чрезвычайно важная и ответственная задача лежит на взрослых (чаще педагогах), которые являются свидетелями общения и взаимодействия участников конфликта. Трудность может заключаться, во-первых, в том, что педагог может игнорировать эту проблему, не придавать ей должного значения или будет стараться нивелировать ее какими-то поверхностными решениями, не приводящими по факту к положительному итогу. Во-вторых, старшеклассники сами чаще всего стараются скрыть антипатии, порой затяжного характера, друг к другу от глаз взрослых. Нередки случаи в педагогической практике, когда в классе существует такая фигура как изгой класса, о котором учителя даже и не догадываются. Такие межличностные конфликты, переходящие в буллинг, могут иметь действительно страшные последствия для всех участников конфликта.
Прежде всего, педагогу лучше всего будет выступать во взрослой, справедливой и адекватной позиции, а именно: разобраться в причинах и мотивах конфликтного поведения — ничего не делается просто так, всегда есть какой-то триггер, который необходимо распознать; затем в целом прояснить социометрический статус ребенка (в семье, в классе, в кружках и т. д.); и самое главное — дать ребенку проявить свою активность и самостоятельность в решении конфликта. В этом возрасте ребенку очень важно почувствовать свою силу в решении собственных проблемных ситуаций, а значит, со стороны взрослого должна быть необходимая поддержка в виде доверия, что старшеклассник сам способен на рефлексивную деятельность относительно конфликтных действий со стороны другого участника. Более того, для ребенка этого возраста действительно важно самому найти источник враждебной реакции с его или чужой стороны. Таким образом, он, во-первых, самостоятельно постарается минимизировать негативные последствия конфликта, а, во-вторых, создаст себе на будущее стратегию разрешения подобных ситуаций, постепенно обретая уверенность в своих межличностных интеракциях с людьми [5].
Безусловно, беседы взрослого со старшеклассником — это лишь часть работы, включающая обсуждение ситуации в целом, более весомое значение имеет само желание ребенка этого возраста найти самого себя в этом конфликте: «А почему все так произошло?», «Кто я такой?», «В чем истинная причина и что я могу сделать?». То есть, старший школьник поднимает у себя в голове действительно философские и глубокие вопросы, связанные с его идентичностью и местом в этом мире. Ответы на эти вопросы он ищет в самом себе, формируя, в том числе умение разрешать конфликтные ситуации. Известно, что именно в этом возрасте образ «Я» становится стабильным, а самосознание обретает устойчивость. Тем не менее, чтобы к этому прийти старшеклассник сталкивается и с трудностями на этом пути,
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54
например, со своим эгоцентризмом, характерным данному периоду. Ему постоянно будет казаться, что окружающие о нем что-то подумали, кто-то ему дал оценку, обратил внимание и проявил к нему негатив [2, 6].
Работа с самооценкой — так же один из пластов работы над формированием умения разрешать конфликты. К слову, самооценка характеризуется динамичностью, поддается изменениям: меняются не только представления о себе, но и само эмоционально-ценностное отношение к себе. То есть, сама работа будет направлена на изменение содержания, которое переформировывает самооценку и, как следствие, регулирует поведение [7].
Подводя итог всему выше сказанному, стоит отметить, что в настоящее время проблема межличностных конфликтов среди старшеклассников особенно актуальна в связи с современным темпом жизни, где зачастую у родителей не хватает времени на своих детей, а педагогам не хватает внимательности, мотивации проследить за взаимоотношениями между детьми. Старший школьный возраст для ребенка — это период его взросления в отношении самосознания, образа собственного «Я», выстраивания своих границ и понимания чужих границ, стабилизации самооценки, эмоциональной саморегуляции и регуляции своего поведения в целом.
Таким образом, успех в конструктивном разрешении конфликтных ситуаций зависит от того, насколько старший школьник готов к рефлексии и саморегуляции относительно возникшего конфликта. Также насколько взрослый (педагог или родитель) подготовил для этого почву, создал условия, просветив детей в том, что общение необходимо выстраивать на взаимном уважении, эмпатии и интересе к личности другого, в ином случае — принять то, что существует нечто, не стыкующееся с собственной картиной мира.
Список литературы:
1. Кон И. С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. 192 с.
2. Наумова Л. Д. Формирование готовности старших школьников к продуктивному разрешению конфликтов // Образование и наука. Известия УРО РАО. 2009. №10 (67). С. 4858.
3. Фролова Н. А., Николаева А. А. Социальная активность современной российской молодежи. Орел, 2010.
4. Николаева А. А., Казачкина Ю. Ю. Реорганизация в сфере образования и педагогические конфликты // Образовательные ресурсы и технологии. 2018. №3 (24). С. 7075.
5. Савченко И. А. Конфликты в образовательной организации в условиях организационных изменений // Конфликтология / nota bene. 2018. №2. С. 24-35. https://doi.org/10.7256/2454-0617.2018.2.25674
6. Почекаева И. С. Воспитание конфликтологической культуры старшеклассников // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. №2. С. 49-54.
7. Булатова О. В., Куликов М. А. Взаимосвязь самооценки и стиля поведения в конфликтных ситуациях в старшем школьном возрасте // Взаимодействие педагогов и специалистов социальной сферы с разными категориями населения. Екатеринбург. 2018. С. 67-71.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54
References:
1. Kon, I. S. (1980). Psikhologiya starsheklassnika: posobie dlya uchitelei. Moscow. (in Russian).
2. Naumova, L. D. (2009). Formirovanie gotovnosti starshikh shkol'nikov k produktivnomu razresheniyu konfliktov. Obrazovanie i nauka. Izvestiya URO RAO, (10), 48-58. (in Russian).
3. Frolova, N. A., & Nikolaeva, A. A. (2010). Sotsial'naya aktivnost' sovremennoi rossiiskoi molodezhi. Orel. (in Russian).
4. Nikolaeva, A. A., & Kazachkina, Yu. Yu. (2018). Reorganizatsiya v sfere obrazovaniya i pedagogicheskie konflikty. Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii, (3), 70-75. (in Russian).
5. Savchenko, I. A. (2018). Konflikty v obrazovatel'noi organizatsii v usloviyakh organizatsionnykh izmenenii. Konfliktologiya / nota bene, (2), 24-35. (in Russian). https://doi.org/10.7256/2454-0617.2018.2.25674
6. Pochekaeva, I. S. (2017). Vospitanie konfliktologicheskoi kul'tury starsheklassnikov. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, (2), 49-54. (in Russian).
7. Bulatova, O. V., & Kulikov, M. A. (2018). Vzaimosvyaz' samootsenki i stilya povedeniya v konfliktnykh situatsiyakh v starshem shkol'nom vozraste. In Vzaimodeistvie pedagogov i spetsialistov sotsial'noi sfery s raznymi kategoriyami naseleniya. Ekaterinburg, 67-71. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 08.04.2020 г. 11.04.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Левина Е. А. Межличностные конфликты в системе отношений старшеклассников // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №5. С. 496-500. https://doi.org/10.33619/2414-2948/54/68
Cite as (APA):
Levina, E. (2020). Interpersonal Conflicts in the System of Relations of High School
Students. Bulletin of Science and Practice, 6(5), 496-500. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/54/68