Научная статья на тему 'Межкультурный диалог как основа поликультурного пространства Азербайджана'

Межкультурный диалог как основа поликультурного пространства Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
77
20
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / INTERCULTURAL DIALOGUE / ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ АЗЕРБАЙДЖАН / MULTI-CONFESSIONAL AZERBAIJAN / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTER-ETHNIC COOPERATION / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / БАКИНСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ФОРУМ / THE BAKU INTERNATIONAL HUMANITARIAN FORUM / БАКИНСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / BAKU SLAVIC UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ахундова Севда Мамед Гызы

Сохранение и приумножение культурного наследия народов считается приоритетом национально-культурной политики Азербайджана. Автор рассказывает о богатой этнокон-фессиональной палитре Азербайджанской Республики и ее отражении в поликультурном образовательном пространстве страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intercultural dialogue as a basis for a poli-cultural space in Azerbaijan

Preservation and enhancement of peoples' cultural heritage is a priority in the national cultural policy of Azerbaijan. The author tells about the rich ethnic and confessional gamut of the Republic and its impact on a multicultural educational space of the country.

Текст научной работы на тему «Межкультурный диалог как основа поликультурного пространства Азербайджана»

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Севда Ахундова

Межкультурный диалог как основа поликультурного пространства Азербайджана

Сохранение и приумножение культурного наследия народов считается приоритетом национально-культурной политики Азербайджана. Автор рассказывает о богатой этнокон-фессиональной палитре Азербайджанской Республики и ее отражении в поликультурном образовательном пространстве страны.

Ключевые слова: межкультурный диалог, поликонфессиональный Азербайджан, межэтническое взаимодействие, поликультурное образование, Бакинский международный гуманитарный форум, Бакинский славянский университет

Севда Мамед гызы Ахундова,

д-р философии, доцент, зав. кафедрой европоведения, Бакинский славянский университет (Баку, Азербайджан) avropashunasliq@mail.ru

Азербайджан всегда был местом пересечения цивилизаций, страной, где Восток встречается с Западом, а христианство -с исламом. Азербайджан - это одновременно и часть исторического Шелкового пути, и часть Европы. Азербайджан - одна из немногих стран в мире, где представители различных религиозных конфессий и многих национальностей на протяжении сотен лет жили в мире и согласии. Многонациональный и многоконфессиональный состав республики является характерной особенностью Азербайджана, только в Баку функционируют свыше двадцати различных культурных обществ: болгар-

5 | ское, лезгинское, украинское, татарское, татское,

<1 русское, немецкое, польское, греческое и др. На про-

со | тяжении веков формировались образ других культур

"§ и толерантность к другим этносам и национальным

1 меньшинствам. С древности в Азербайджане прожи-° вали представители самых различных религиозных ¡= направлений: зороастризма, иудаизма, христианства | и ислама. Религиозная палитра Азербайджана пред-| ставлена совокупностью разных религиозных течений, | распространенных среди этнических групп, прожива-

2 ющих на нынешней территории страны.

§ В условиях толерантного отношения к культуре дру-

| гих народов формировался менталитет населения на-

о шей страны. В Азербайджане возникли самобытные эт-

ч нические культуры, и в результате этого на протяжении

| многих веков существовало поликультурное общество.

¡5 Культурный симбиоз и многообразие традиций запечат-

лены в памятниках материальной и духовной культуры. х Многонациональный и поликонфессиональный

состав населения Азербайджана - фактор, который необходимо учитывать. Сохранение и приумножение культурного наследия народов является приоритетом национально-культурной политики Азербайджана. Руководство страны проводит сбалансированную политику, проявляя заботу о народах, в результате чего сохраняется полиэтнический массив государства. Придается большое значение таким элементам этнической культуры, как язык, народное искусство, материальная культура, обычаи и традиции, этика и традиционная система воспитания. Базовые положения национальной политики заложены в Конституции Азербайджана, которая обеспечивает равенство всех его граждан, независимо от их этнической и расовой принадлежности.

Закон Азербайджанской Республики «О культуре» дает правовую гарантию на удовлетворение культурных

потребностей личности, предоставляет возможность поддержания и развития международных контактов народов со своей исторической родиной. Эта возможность обеспечивается и другими законами, относящимися к культуре.

Сегодня в республике действует ряд религиозных общин. В Азербайджане насчитывается 1,8 тысячи мечетей, 5 православных церквей, зарегистрировано также 11 общин молокан (духовных христиан). Молокане не имеют церквей и отрицают церковную иерархию, их догмы содержатся в специальных «обрядных книгах». Первые русские поселения на территории Азербайджана стали появляться только в 1830-1850-х годах, после заключения Туркманчайского договора (1828). С 1832 года русские раскольники из Тамбовской, Воронежской, Самарской и других внутренних губерний России начали переселяться в Закавказский край. Среди первых русских селений были Вель, Привольное, Пришиб, Николаевка, Ивановка. С середины 1833 года русские староверы переселяются в Шемахинский и Шушинский уезды, затем - в Ленко-ранский уезд. Некоторое время «сектантам» запрещалось селиться в городах. Чуть позже они основали слободы в Шемахе и Ленкорани, и лишь в 1859 году им было разрешено поселение слободой в Баку.

В Баку находится католическая церковь Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Католическая община в Баку была организована в 1882 году, одновременно с возведением небольшой католической часовни. В 1894 году было получено разрешение на строительство католического храма. Строительство храма Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии продолжалось три года: с 1909 по 1912 год. После установления советской власти в Азербайджане католическая община подверглась репрессиям. В 1938 году католический храм был пол-

ностью разрушен. В 1997 году местная католическая община была восстановлена. 16 октября 2000 года Святым Престолом в Баку была учреждена первичная католическая структура - миссия, руководство которой было поручено монахам из конгрегации салезианцев. В 2002 году католическая община получила участок земли для строительства храма. Церковь построена по проекту итальянского архитектора Паоло Руджеро в современном стиле с элементами неоготики, строительство завершили в 2006-м, а 29 апреля 2007 года храм был освящен в честь Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. При освящении церкви присутствовал папский нунций Клаудио Гуджеротти.

Протестантизм в Азербайджане функционирует в виде 25 поместных общин.

В Азербайджане также действуют три еврейские общины: горских евреев, евреев-ашкенази и грузинских евреев. В целом по стране численность иудеев составляет 16000 человек. 11000 являются горскими евреями, из которых приблизительно 6000 живут в Баку, 4000 - в Губе , 1000 - в других городах. Евреев-ашкенази насчитывается 4,3 тысячи человек; большая их часть проживает в Баку и Сумгаите. Грузинских евреев приблизительно 700 человек. В Баку, Огузе и Губе действует несколько синагог горских евреев. Поселок Красная Слобода в Губинском районе - единственное на всем постсоветском пространстве место компактного проживания горских евереев.

Этническое и конфессиональное разнообразие налагает особую ответственность на систему образования страны. Одной из актуальнейших проблем современного общества является воспитание поликультурной личности, способной к осуществлению эффективной межкультурной коммуникации. Тенденции современного общества в социальном, культурном, экономическом плане привели к образованию поликультурного социу-

ма. Поликультурный социум является также образовательным пространством, в котором проживают и обучаются представители разной этнической, религиозной и социально-экономической принадлежности. В свою очередь, поликультурное образование выступает компонентом общего образования, направленного на лучшее понимание других культур, содействие установлению благоприятных отношений взаимообмена и взаимодействия между представителями других культур страны, воспитанию в духе ненасилия и веротерпимости.

Образовательное пространство Азербайджана является неотъемлемой частью поликультурного общества. Одним из основных показателей поликультурного пространства является билингвизм (владение двумя языками). В Азербайджане образовательный процесс строится на азербайджанском и русском языках. Также в республике увеличилось количество школ с образованием на английском и на турецком языках. Помимо этого функционируют воскресные школы польского, украинского, греческого и других языков.

Одно из ведущих государственных высших учебных заведений в Азербайджане является Бакинский славянский университет, созданный указом президента Азербайджанской Республики Г.А. Алиева от 13 июня 2000 г. на базе Азербайджанского педагогического института русского языка и литературы им. М.Ф. Ахундова. Сегодня Бакинский славянский университет как уникальный научный, образовательный и культурный центр, изучает духовные ценности европейских и славянских народов. На филологическом факультете осуществляется подготовка кадров по русской и романо-германской филологии и учителей соответствующих языков. На факультете журналистики и азербайджанской филологии готовятся кадры по соответствующим специальностям. На педагогическом факультете учатся будущие учителя русского язы-

о те

I? * * >■=

ка и литературы для средних общеобразовательных школ республики, а также бакалавры по специальности «Педагогика и методика начального обучения». Факультет международных отношений и регионове-дения выпускает специалистов по международным отношениям, туризму и гостиничному делу, многопрофильных регионоведов по Азербайджану, Турции, России, Украине, Польше, Болгарии, Чехии и Греции. На факультете перевода готовятся профессиональные переводчики с языками специализации русский, английский, польский, чешский греческий и т. д. В университете осуществляется подготовка магистров разных специальностей по направлениям «Языковедение», «Филология», «Регионоведение», «Международные отношения», «Журналистика» и «Просвещение». В университете функционируют российский, украинский, греческий, болгарский, польский, турецкий, чешский, белорусский, немецкий и французский культурно-образовательные центры.

Свидетельством поощрения развития поликультурного общества является реализация идеологии муль-тикультурализма в контексте государственной политики. Доброй традицией стало ежегодное проведение Бакинского международного гуманитарного форума, на котором встречаются представители политической, научной и культурной элиты мирового сообщества, включая известных государственных деятелей, лауреатов Нобелевских премий по различным отраслям науки и руководителей влиятельных международных организаций. Цель форума - стимулирование диалога и продуктивных дискуссий по широкому спектру вопросов глобального характера, представляющих интерес для всего человечества. Инициаторами форума в 2010 году выступили президенты Азербайджана и России.

Литература:

4. Akhundova S. Tolerance as a moral imperative of a multicultural society (Philosophical aspect) // STUDiA ORiENTALNE. Pol§a. Torun. 2014. №(5). P.214-222.

5. Ахундова С.М. Роль государства в духовно-нравственном развитии и воспитании молодежи Азербайджана в эпоху глобализации // Духовно-нравственное воспитание и развитие: традиции и современность. Сб. ст. межд. конференции. Иваново, 2010. С.89-100.

6. Ахундова С.М. Общенациональный лидер Г. Алиев и формирование национального самосознания Азербайджанского народа // Национальное самосознание и диалог культур. Вестник КазНУ. 2010. №11. C.46-53.

7. Ахундова С.М. Азербайджан - пример мультикультурального общества // Azarbaycan^ünasligin aktual problemlari. Ümümilli lider Heydar Gliyevin anadan olmasinin 91-ci ildónümüna hasr olunmu§ 5 Beynalxalg elmi konfransin materiallari 05-07 may 2014, Baki, Azarbaycan. S.72-75.

Sevda Akhundova,

PhD, Associate Professor, Head of the Department"European Behavior", the Baku Slavic University

(Baku, Azerbaijan)

avropashunasliq@mail.ru

Intercultural dialogue as a basis for a poli-cultural space in Azerbaijan

Abstract: Preservation and enhancement of peoples' cultural heritage is a priority in the national cultural policy of Azerbaijan. The author tells about the rich ethnic and confessional gamut of the Republic and its impact on a multicultural educational space of the country.

Keywords: intercultural dialogue, multi-confessional Azerbaijan, inter-ethnic cooperation, multicultural education, the Baku International Humanitarian Forum, the Baku Slavic University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.