Научная статья на тему 'Межкультурное взаимодействие студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза (на базе института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого КФУ)'

Межкультурное взаимодействие студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза (на базе института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого КФУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
910
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
INTERETHNIC COOPERATION / INTERCULTURAL COMMUNICATION / POLYCULTURAL SPACE OF A HUMANITARIAN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / COLLECTIVE IMAGE "WE" / ETHNOCENTRIC AND ETHNO-RELATIVE PERCEPTION TYPES / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА / КОЛЛЕКТИВНЫЙ ОБРАЗ "МЫ" / ЭТНОЦЕНТРИЧЕСКИЙ И ЭТНОРЕЛЯТИВНЫЙ ТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмутова Мадина Мухаметовна, Хасанова Оксана Владимировна

В статье систематизированы основные теоретические понятия «межэтническое взаимодействие», «межэтническая коммуникация»; обозначена потребность в межэтнической коммуникации, которая выполняет регулирующую и идентификационную функции; определено содержание учебно-воспитательной работы, которое отражает коллективный образ «мы» и заключает в себе определенные объективные (язык, традиции, культура, религия и т. д.) и субъективные (ориентации, интересы, предпочтения) факторы; раскрыты социально-педагогические факторы, влияющие на изменение межэтнического взаимодействия в процессе общения студентов, обучающихся в вузе; определена просветительская и мобилизационная роль преподавателей гуманитарного вуза в обеспечении межэтнического взаимодействия студентов. Процесс взаимодействия с другими этносами, благодаря которому данная этническая общность осознает себя как единство, является необходимым этноформирующим условием создания поликультурного пространства. Проведенный анализ и осмысление проблемы межкультурного взаимодействия в высшем образовании позволил авторам статьи определить коммуникативную компетентность как интегративное свойство, включающее в себя ряд взаимообусловленных и взаимодополняющих уровней: коммуникативный, интерактивный, перцептивный, которые проявляются во всех составляющих межкультурной коммуникации и во всех сферах межкультурного взаимодействия. В повседневной жизни студентов культурные различия представлены во внешнем облике, языке, в принадлежности к той или иной религии. В основе межэтнического общения лежит механизм противопоставления «я они» на первом курсе обучения в вузе, определение своего отличия от других и создание коллективного образа «мы» до времени выпускного года окончания учебы. В связи с этим важная роль отводится созданию целостного поликультурного образовательного пространства в вузе, ориентированного на каждого студента. В ходе исследования сделан вывод, что вектор развития коллективного образа «мы» лежит в направлении от этноцентрических к этнорелятивным типам восприятия в процессе общения студентов, обучающихся в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ INTERCULTURAL INTERACTIONS IN A POLYCULTURAL EDUCATIONAL SPACE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS (BASED ON THE INSTITUTE OF PHILOLOGY AND INTERCULTURAL COMMUNICATION NAMED AFTER LEO TOLSTOY, KAZAN FEDERAL UNIVERSITY)

The research deals with the main theoretical concepts “interethnic interaction” and “interethnic communication” and recognizes the need for interethnic communication, which carries out regulating and identification functions. It also defines the content of educational activities, which reflects a collective image "we" and comprises certain objective (language, traditions, culture, religion, etc.) and subjective factors (attitudes, interests, preferences); reveals social and pedagogical factors, influencing the changes in interethnic interactions in the course of university students’ communication, and defines an educational and mobilizing role of humanitarian university faculty members in ensuring interethnic interaction of students. The process of interaction with other ethnic groups, due to which this ethnic community realizes itself as a unity, is a necessary ethno-forming condition for creating a poly-cultural space. The analysis and awareness of the problem of intercultural interaction in higher education allows the authors of the article to define communicative competence as an integrative property, including a number of interdependent and complementary levels: communicative, interactive and perceptive, which manifest themselves in all components of intercultural communication and in all spheres of intercultural interactions. In everyday life of students, cultural distinctions are presented as external reality, as language and religious affiliation, adherence to different traditions and values. The basis of students’ interethnic communication is the opposition mechanism “I they” in their first year of a higher educational institution, awareness of their difference from others and eventually successful creation of a collective image of "we" before their final year at university is over. In this regard, it is important to create a holistic poly-cultural educational space, which includes organized pedagogical activities, focused on each student, and conducted by the academic staff of the Institute of Philology and Intercultural Communication named after Leo Tolstoy, KFU. The research makes it possible to conclude that the development vector of a collective image "we" is directed from ethnocentric to ethno-relative types of perception in university students’ communication.

Текст научной работы на тему «Межкультурное взаимодействие студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза (на базе института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого КФУ)»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2016. №1(43)

УДК 378

МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА (НА БАЗЕ ИНСТИТУТА ФИЛОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ИМ. ЛЬВА ТОЛСТОГО КФУ)

© Мадина Махмутова, Оксана Хасанова

STUDENTS' INTERCULTURAL INTERACTIONS IN A POLYCULTURAL

EDUCATIONAL SPACE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS (BASED ON THE INSTITUTE OF PHILOLOGY AND INTERCULTURAL COMMUNICATION NAMED AFTER LEO TOLSTOY, KAZAN FEDERAL

UNIVERSITY)

Madina Makhmutova, Oxana Khasanova

The research deals with the main theoretical concepts "interethnic interaction" and "interethnic communication" and recognizes the need for interethnic communication, which carries out regulating and identification functions. It also defines the content of educational activities, which reflects a collective image "we" and comprises certain objective (language, traditions, culture, religion, etc.) and subjective factors (attitudes, interests, preferences); reveals social and pedagogical factors, influencing the changes in interethnic interactions in the course of university students' communication, and defines an educational and mobilizing role of humanitarian university faculty members in ensuring interethnic interaction of students. The process of interaction with other ethnic groups, due to which this ethnic community realizes itself as a unity, is a necessary ethno-forming condition for creating a poly-cultural space. The analysis and awareness of the problem of intercultural interaction in higher education allows the authors of the article to define communicative competence as an integrative property, including a number of interdependent and complementary levels: communicative, interactive and perceptive, which manifest themselves in all components of intercultural communication and in all spheres of intercultural interactions.

In everyday life of students, cultural distinctions are presented as external reality, as language and religious affiliation, adherence to different traditions and values. The basis of students' interethnic communication is the opposition mechanism "I - they" in their first year of a higher educational institution, awareness of their difference from others and eventually successful creation of a collective image of "we" before their final year at university is over. In this regard, it is important to create a holistic poly-cultural educational space, which includes organized pedagogical activities, focused on each student, and conducted by the academic staff of the Institute of Philology and Intercultural Communication named after Leo Tolstoy, KFU. The research makes it possible to conclude that the development vector of a collective image "we" is directed from ethnocentric to ethno-relative types of perception in university students' communication.

Keywords: interethnic cooperation, intercultural communication, polycultural space of a humanitarian higher educational institution, collective image "we", ethnocentric and ethno-relative perception types.

В статье систематизированы основные теоретические понятия «межэтническое взаимодействие», «межэтническая коммуникация»; обозначена потребность в межэтнической коммуникации, которая выполняет регулирующую и идентификационную функции; определено содержание учебно-воспитательной работы, которое отражает коллективный образ «мы» и заключает в себе определенные объективные (язык, традиции, культура, религия и т. д.) и субъективные (ориентации, интересы, предпочтения) факторы; раскрыты социально-педагогические факторы, влияющие на изменение межэтнического взаимодействия в процессе общения студентов, обучающихся в вузе; определена просветительская и мобилизационная роль преподавателей гуманитарного вуза в обеспечении межэтнического взаимодействия студентов. Процесс взаимодействия с другими этносами, благодаря которому данная этническая общность осознает себя как единство, является необходимым этноформирующим условием создания поликультурного пространства. Проведенный анализ и осмысление проблемы межкультурного взаимодействия в высшем образовании позволил

авторам статьи определить коммуникативную компетентность как интегративное свойство, включающее в себя ряд взаимообусловленных и взаимодополняющих уровней: коммуникативный, интерактивный, перцептивный, которые проявляются во всех составляющих межкультурной коммуникации и во всех сферах межкультурного взаимодействия.

В повседневной жизни студентов культурные различия представлены во внешнем облике, языке, в принадлежности к той или иной религии. В основе межэтнического общения лежит механизм противопоставления «я - они» на первом курсе обучения в вузе, определение своего отличия от других и создание коллективного образа «мы» до времени выпускного года окончания учебы. В связи с этим важная роль отводится созданию целостного поликультурного образовательного пространства в вузе, ориентированного на каждого студента. В ходе исследования сделан вывод, что вектор развития коллективного образа «мы» лежит в направлении от этноцентрических к этноре-лятивным типам восприятия в процессе общения студентов, обучающихся в вузе.

Ключевые слова: межэтническое взаимодействие, межкультурная коммуникация, поликультурное пространство гуманитарного вуза, коллективный образ «мы», этноцентрический и этнореля-тивный типы восприятия.

Проблемы межэтнических взаимодействий и развитие этнической идентичности в настоящее время приобретают особую значимость в сфере гуманитарных и общественных наук. Социальные, политические и экономические факторы миграции народов, их переселение влияют на процесс межкультурной коммуникации людей, преодоление культурных барьеров. Взаимодействие культур в современных условиях подразумевает развитие культурных связей в самых разных сферах человеческой жизни: туризме, спорте, личных контактах и т. д. Любые отношения, в которые вступают между собой отдельные люди или их группы (отношения экономические, общественные, политические), непременно выражаются в форме определенной информации [Арутюнов]. Каждый студент в процессе общения открыт для восприятия чужого культурного опыта и одновременно сам готов делиться с другими студентами продуктами собственной культуры. Это обращение к культурам других народов создает условия «взаимодействия культур» и «межкультурной коммуникации» в поликультурном пространстве вуза.

В связи с этим представляется важным рассмотрение основных ключевых понятий по данному вопросу.

Понятие «межкультурная (кросс-культурная, межэтническая) коммуникация», или «межкультурная интеракция», ввели в научный оборот Г. Трейгер и Э. Холл в своей работе «Культура и коммуникация. Модель анализа» [см.: Садохин, Грушевицкая], определявшие ее как идеальную цель, к которой должен стремиться человек в своем желании как можно лучше и эффективнее адаптироваться к окружающему миру. Межэтническая коммуникация - обмен между двумя или более этническими общностями материальными и духовными продуктами их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах. Исходя

из этого, межэтнические отношения понимаются в широком смысле слова как взаимодействия народов в разных сферах общественной жизни: политике, искусстве, науке и т. д., а в узком смысле - как межличностные отношения людей разной этнической принадлежности, которые также происходят в разных сферах социальной жизни -трудовом, семейно-бытовом и различных неформальных видах взаимоотношений. Из всей совокупности отношений между этническими группами этнологи обычно исследуют межкультурные взаимодействия [Там же]. Специфику межэтнического взаимодействия можно типологизировать и классифицировать по разным основаниям: по типу, виду, форме, уровням, результату, наконец, по тому, с позиций какой науки его рассматривать.

В общем виде выделяют несколько типов взаимодействия:

• межэтническое взаимодействие - общение между лицами, представляющими разные этнические уровни;

• контркультурное взаимодействие - происходит между представителями материнской культуры и дочерней субкультуры и выражается в несогласии дочерней субкультуры с ценностями и идеалами материнской, причем характерной особенностью этого уровня является отказ субкультурных групп от ценностей доминирующей культуры и выдвижение своих собственных норм и правил, противопоставляющих их ценностям большинства;

• взаимодействие среди социальных классов и групп - основывается на различиях между социальными группами и классами общества, однако все члены общества могут принадлежать к одной культуре, а социальные различия делят их на субкультуры и отражаются на взаимодействии между ними;

• взаимодействие между представителями различных демографических групп;

• взаимодействие между городскими и сельскими жителями основывается на различиях между городом и деревней в стиле и темпе жизни, общем уровне образования, ином типе межличностных отношений, разной «жизненной философии», которые прямым образом сказываются на процессе взаимодействия;

• региональное взаимодействие - возникает между жителями различных областей (местностей), поведение которых в одинаковой ситуации может значительно отличаться;

• взаимодействие в деловой (профессиональной) культуре - возникает из-за того, что каждая организация располагает рядом специфических обычаев и правил, связанных с корпоративной культурой, и при контакте представителей разных предприятий может возникнуть непонимание [Грушевицкая, с. 142-143].

Общая черта всех типов взаимодействия -неосознанность культурных различий его участниками. Большинству людей кажется, что их стиль и образ жизни является единственно возможным и правильным, что ценности, на которые они ориентируются, одинаково понятны и доступны всем людям. И только сталкиваясь с представителями других культур, обнаруживая, что привычные модели поведения перестают работать, человек начинает задумываться о причинах своей неудачи [Грушевицкая].

В сложной культурной картине вуза федерального значения выделяются основные ее составляющие - культуры отдельных регионов РФ. В более широком масштабе можно говорить о культуре отдельных групп народов как о культуре, характерной для больших и малых историко-этнографических областей. И, наконец, существует современная общемировая культура индустриально-городского типа [Копора18кауа, АЬ^айкоуа, Уагшакееу].

В ходе изучения научных понятий «межэтническое взаимодействие», «межэтническая коммуникация» мы можем сделать вывод, что вектор развития коллективного образа «мы» лежит в направлении от этноцентрических к этнорелятив-ным типам восприятия, а проявления агрессивности и негативные стереотипы поведения усиливаются при низком уровне межкультурной компетентности студентов вуза. Опираясь на исследования ученых Т. Г. Грушевицкой, В. Д. Попкова, А. П. Садохина, выделим уровни общения межэтнического взаимодействия студентов гуманитарного вуза, которые лежат в основе процесса формирования межкультурной компетентности:

- коммуникативный уровень представляет собой общение посредством языка и культурных традиций, характерных для той или иной общно-

сти людей, результатом взаимодействия которого является взаимопонимание между студентами.

- интерактивный уровень - это общение, учитывающее личностные характеристики студентов, которое приводит к определенным взаимоотношениям между ними.

- перцептивный уровень представляет собой процесс умения студентом управлять своим восприятием, настроением других участников коммуникации по вербальным и невербальным характеристикам [Грушевицкая].

В отличие от восприятия, которое носит единовременный характер, освоение - более длительный процесс. В процессе восприятия и усвоения инонациональных ценностей важны социально обусловленные стереотипы, которые формируются под влиянием комплекса мероприятий учебно-воспитательной работы, направленных на формирование межэтнического взаимодействия студентов в вузе.

Комплекс мероприятий имеет ярко выраженный адаптивный характер, предусматривающий оптимальный поведенческий сценарий межэтнической коммуникации студентов практически на каждый случай жизни, имеющий место в локальных культурах. Для нормального межличностного общения в многонациональной среде традиционным всегда было определенное знание и уважение этнически специфичных, национальных кодов и поведенческих принципов всех соседних культур.

В связи с этим миссией института филологии и межкультурной коммуникации КФУ является международное сотрудничество с зарубежными и российскими вузами и научными организациями, которые открывают возможность студентам и сотрудникам ИФМК участвовать в программах студенческой и преподавательской мобильности, в образовательных, научных и творческих проектах.

Институт осуществляет подготовку специалистов нового поколения, формирует прогрессивное мировоззрение, общечеловеческие и профессиональные компетенции, позволяющие выпускникам адаптироваться в социокультурную жизнь России и стран мирового сообщества. В контексте темы исследования запланированы на 2016 год научные мероприятия ИФМК КФУ, направленные на устойчивое инновационное развитие образовательной и научно-исследовательской деятельности в области филологии, профессиональной лингводидактики и межкультурного общения для наиболее полного удовлетворения экономических, социальных и культурных потребностей регионов России и других стран:

1. IV Международная научно-практическая конференция «Искусство и художественное об-

разование в контексте межкультурного взаимодействия»;

2. Международная научно-практическая конференция «Сохранение и развитие языков и культур в поликультурном и поликонфессиональном обществе: мировой опыт и современные технологии»

3. V Международный форум «Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы»;

4. VII Международная научно-практическая конференция «Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы»;

5. Приволжский студенческий фестиваль народного творчества «Национальное достояние».

Просветительская и мобилизационная роль преподавателей вуза в формировании культуры межэтнических коммуникаций заключается в социально-педагогическом сотрудничестве: взаимопомощь студентам разных национальностей с учетом их этнической специфики (история, культура, традиции, обычаи и т. д.). Создать атмосферу общения без уважительного отношения к «чужой» культуре невозможно. Ежедневные контакты студентов разных национальностей формируют у них представления друг о друге, создают благожелательное и уважительное отношение независимо от их этнической принадлежности, воспитывают терпимость к традициям и обычаям, религиозным верованиям другого народа.

Культуру межэтнического взаимодействия в поликультурном пространстве вуза можно определить как свод наиболее общих нравственно-психологических норм, обеспечивающих свободное общение в процессе учебы в гуманитарном вузе. Содержание учебных дисциплин, направленных на изучение, сохранение национальных традиций народов РТ, является социально-педагогическим фактором эффективности процесса межэтнического взаимодействия студентов, повышения уровня внутренней культуры и национальной воспитанности людей разных национальностей. Понимание значения воспитания культуры межэтнических отношений на личностном уровне - еще один социально-педагогический фактор, так как человек и в современных

Махмутова Мадина Мухаметовна,

кандидат педагогических наук, доцент,

Казанский федеральный университет,

условиях имеет устойчивое национальное самосознание и национально-психологическую ориентацию.

Таким образом, весь коллектив обучающихся студентов и работающих преподавателей становится устойчивой многонациональной общностью, отражающей коллективный образ «мы». Понимание этого является неотъемлемым элементом учебно-воспитательной работы коллектива преподавателей и стратегии создания поликультурного пространства в вузе, ситуации овладения и применения определенных интернационалистических норм поведения, способов и форм дружественных взаимоотношений и взаимодействий между студентами разных национальностей.

Список литературы

Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. 244 с.

Грушевицкая Т. Г. Основы межкультурной коммуникации / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин. М.: Юнити-Дана, 2003. 352 с.

Konopatskaya E. A., Abdrafikova A. R., Yarmakeev I. E. Professional evolution of student's personality in conditions of poly-cultural educational university space / E. A. Konopatskaya, A. R. Abdrafikova, I. E. Yarmakeev // Social Sciences (Pakistan). 2015. Vol. 10 № 5. P. 556561

Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Основы этнологии: Учебное пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2003. 354 с.

References

Arutjunov, S. A. (1989). Narody i kul'tury: razvitie i vzaimodejstvie [Peoples and Cultures: Development and Interaction.]. 244 p. Moscow, Nauka. (In Russian)

Grushevickaja, T. G. (2003). Osnovy mezhkul'turnoj kommunikacii [Fundamentals of Intercultural Communication]. T. G. Grushevickaja, V. D. Popkov, A. P. Sado-hin. 352 p. Moscow, Juniti-Dana. (In Russian)

Konopatskaya E. A., Abdrafikova A. R., Yarmakeev I. E. (2015). Professional evolution of student's personality in conditions of poly-cultural educational university space. Social Sciences (Pakistan), 2015. Vol. 10, No. 5, pp. 556-561. (In English)

Sadohin, A. P., Grushevickaja, T. G. (2003). Osnovy jetnologii: Uchebnoe posobie dlja vuzov [Fundamentals of Ethnology: A Course-Book for Universities.]. 354 p. Moscow, Juniti-Dana. (In Russian)

The article was submitted on 26.01.2016 Поступила в редакцию 26.01.2016

Makhmutova Madina Mukhametovna,

Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Kazan Federal University,

420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. madinakazan@mail.ru

Хасанова Оксана Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент,

Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. khasanova_oxana@rambler.ru

18 Kremlyovskaya Str.,

Kazan, 420008, Russian Federation.

madinakazan@mail.ru

Khasanova Oxana Vladimirovna,

Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. khasanova_oxana@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.