Научная статья на тему 'Межэтническая коммуникация в контексте современного поликультурного пространства'

Межэтническая коммуникация в контексте современного поликультурного пространства Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
5034
579
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЯЗЫК / КУЛЬТУРА / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / INTERETHNIC COMMUNICATION / ETHNIC IDENTITY / LANGUAGE / CULTURE / POLICULTURAL ENVIRONMENT / CULTURAL VALUES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Черникова Валентина Евгеньевна

В статье рассмотрены особенности межэтнической коммуникации в современном поликультурном социуме, дана характеристика этнической идентичности, выявлена роль этнической культуры и языка межнационального общения. Отмечено, что большое значение имеет культура межэтнического взаимодействия, которую необходимо формировать в процессе обучения. Показана роль гуманитарных дисциплин в процессе формирования этнической идентичности и оптимизации межкультурной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERETHNIC COMMUNICATION IN THE CONTEXT OF MODERN POLICULTURAL AREA

The features of interethnic communication are in the focus of the article. The ethnic identity is characterized and the role of ethnic culture and the language of international communication are showed in the article. It is noticed, that the great meaning has the culture of interethnic communication which must be formed in the process of education. The author underlines the role of humanitarian subjects in the process of forming ethnic identity and optimization of intercultural communication.

Текст научной работы на тему «Межэтническая коммуникация в контексте современного поликультурного пространства»

2014 г. №3(23)

УДК 130.2 ББК 71.95

В.Е.Черникова

МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. В статье рассмотрены особенности межэтнической коммуникации в современном поликультурном социуме, дана характеристика этнической идентичности, выявлена роль этнической культуры и языка межнационального общения. Отмечено, что большое значение имеет культура межэтнического взаимодействия, которую необходимо формировать в процессе обучения. Показана роль гуманитарных дисциплин в процессе формирования этнической идентичности и оптимизации межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: межэтническая коммуникация, этническая идентичность, язык, культура, поликультурная среда, культурные ценности

V.E.Chernikova

INTERETHNIC COMMUNICATION IN THE CONTEXT OF MODERN POLICULTURAL AREA

Annotation. The features of interethnic communication are in the focus of the article. The ethnic identity is characterized and the role of ethnic culture and the language of international communication are showed in the article. It is noticed, that the great meaning has the culture of interethnic communication which must be formed in the process of education. The author underlines the role of humanitarian subjects in the process of forming ethnic identity and optimization of intercultural communication.

Key words: interethnic communication, ethnic identity, language, culture, policultural environment, cultural values.

Расширение мирового образовательного пространства, активизация академической мобильности, внедрение информационных технологий в различные сферы общества, в том числе и в учебный процесс все более высвечивают актуальность проблемы межэтнической коммуникации в поликультурном пространстве, поиска новых способов, обеспечивающих социальную и психологическую комфортность этого взаимодействия. В теоретико-методологическом анализе указанных проблем важно выяснить, какие факторы обусловливают социальную активность этнически разобщенных субъектов, определить, с одной стороны, весомость, значимость отдельных факторов с целью принятия управленческих решений по усилению их позитивного или нивелирования негативного влияния, с другой стороны, выявить, как этнические субъекты могут влиять на развитие образовательной среды.

По мнению исследователей, этническую культуру можно рассматривать как целостную структуру, состоящую из элементов, которые не должны быть представлены изолировано друг от друга. Каждый элемент культуры имеет собственный смысл и значение только в пределах системы. Находясь вне системы, происходит изменение собственных культурных смыслов, тем самым совершается своеобразная адаптация внутреннего культурного кода к тем условиям, в которых культура пребывает. Под межэтнической коммуникацией традиционно понимается

113

• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •

взаимодействие представителей различных этнических групп. Это взаимодействие, содержание которого составляют акты обмена информацией, совместного осуществления определенных видов деятельности, зависит от этнической самоидентификации, этнокультурной компетентности личности, толерантности, а также стремления к этнонациональному взаимопониманию в условиях многообразия современных культур. Основу межэтнической коммуникации составляют этническая идентичность, а также культура и язык этнонационального взаимодействия. Культура межэтнического общения занимает важное место в структуре межэтнического взаимодействия представителей разных этнических общностей. По мнению З.Г. Гасанова, культура межэтнической коммуникации должна рассматриваться как элемент политической культуры и культуры в целом [3]. Данная интерпретация способствует пониманию культуры межнационального общения как единства двух важных функций в обществе: гармонизация и оптимизация межкультурных связей и способ взаимодействия с различными этносами.

Являясь главным условием социокультурной детерминации поведения человека в условиях современного общества, межэтническая коммуникация, с одной стороны, способствует признанию достоинств той или иной культуры, с другой, - демонстрирует превосходство одной культуры над другой. Важно отметить противоречивость процесса межэтнической коммуникации. Мы, прежде всего, имеем ввиду, негативные факторы, связанные с различными этническими процессами, вызывающими этнические конфликты, и негативно влияющие на межэтническое согласие.

В поликультурной среде, представляющей пространство взаимодействия представителей разных этнических общностей, большое значение имеет язык, как основа межэтнической коммуникации. Являясь не только средством общения между различными этническими общностями, язык является необходимой формой выражения ценностей различных культур. Исходя из того, что различные культуры в большей или меньшей степени отличаются друг от друга, наблюдается своего рода культурная дистанция между языками и различными языковыми группами. Причем, увеличение культурной дистанции между различными языковыми группами усложняет возможность стабильного разрешения ситуации двуязычия. В поликультурной образовательной среде эта проблема решается исходя из того, что знание языка этнокультурного взаимодействия поможет избежать этнических разногласий, неприятия культурных особенностей того или иного этноса, агрессии, насилия.

Особое значение в оптимизации межнационального общения имеет знание национальных стереотипов, отражающих особенности ценностно-оценочного отношения и поведения. По мнению ряда ученых, межэтнические отношения следует понимать как процесс, в котором важную роль играют природные и социальные, стереотипно- поведенческие условия коммуницирующих этносов [4]. Это означает, что гармонизация межэтнических отношений предполагает понимание «других» культурных и общественных стереотипов как «своих». Социальнопсихологические исследования роли стереотипов в общении позволяют трактовать культуру межэтнического общения как коммуникацию во всех сферах общества, предполагающую обмен, понимание, принятие лучших культурных образцов с целью распространения «своих» стереотипов среди этнонациональных общностей и отдельных представителей этноса. Становясь объектом внимания со стороны других этнических общностей, некоторые виды стереотипов превращаются в константы. В гуманитарном знании за термином «этнический стереотип» закрепилось значение устойчивых, схематичных и эмоционально окрашенных мнений одного этноса о

114

2014 г. №3(23)

другом или о самом себе. Следует отметить, что зачастую устоявшиеся нравственные принципы и традиции могут показаться странными и непонятными.

Для того чтобы понять процессы, протекающие на уровне межэтнических отношений, необходимо отметить, что восприятие стереотипов «другого» этноса характеризует, прежде всего, тот этнос, в котором эти стереотипы образовались и бытуют. Распространение стереотипов в общественном сознании предполагает мобилизацию общественного мнения в отношении собственной культуры, демонстрацию этнокультурных особенностей, что способствует формированию различий между этносами. Поведенческие стереотипы аккумулируют исторический опыт этноса, вбирают в себя множество привычек предшествовавших поколений, особенности этических нравственных норм. Разрушение такого рода стереотипов означает попытку лишить этнос его исторической памяти и культурных корней.

Известно, что процесс межкультурной коммуникации во многом связан с усвоением не только этнических, но и общечеловеческих ценностей в их единстве и многообразии. Основную роль в этом процессе призваны играть общечеловеческие ценности, которые позволяют уйти от узкоэтнического восприятия традиций и культуры этноса, тем самым расширяют значимость этнической культуры. Любое ограничение и «замыкание» только в границах собственного этноса способствует тому, что другие культурные стереотипы и ценности становятся чужими, неестественными и необъяснимыми. В данном контексте важным является устранение ограничений и односторонности при восприятии культуры отдельного этноса, стремление к более глубокому постижению культурных ценностей, тем самым открывая путь к культурному взаимопониманию и взаимообогащению. Культура межэтнического взаимодействия предполагает активизацию процесса межкультурного диалога, углубленное познание особенностей отдельного этноса. Это может быть достигнуто только благодаря толерантности по отношению к общепринятым нормам и ценностям, которые закреплены традициями, имеющими многовековую историю. Оптимизации процесса диалога между этносами также может способствовать закрепленные в общественном сознании социокультурные стереотипы.

С точки зрения М. Вебера, межэтническая коммуникация включает в себя два типа: патриархальный и конкурентный [2]. Патриархальный тип межэтнических взаимодействий предполагает наличие господства экономически и культурно развитого этноса по отношению к менее развитому («незрелому», «примитивному»). Основой для объяснения господства одной доминирующей группы над другой является идеология «просвещенного деспотизма». Заметим, что подобный тип взаимодействия можно наблюдать в студенческой аудитории, что, в принципе, отражает иногда имеющее место в отдельных ситуациях негативное отношение общественного мнения к представителям других национальностей. Впоследствии патерналистский вид отношений может вызвать появление различных комплексов и даже этнического нигилизма. Задача преподавателя в данном случае заключается в том, чтобы настойчиво формировать мнение о равенстве этнических культур, не допускать пренебрежительного отношения к какому-либо этносу.

Конкурентный тип межэтнической коммуникации формируется в условиях урбанизации общества, которому характерен отбор по профессиональным качествам, исключая любые этнические (расовые) или родовые связи. В результате наблюдается уменьшение дистанции между социальными группами, и поэтому только этнокультурные особенности могут стать опорой для сохранения доминирующего статуса определенной группы. Резюмируя, отметим, что для патерналистской формы межэтнических отношений характерен опекунский тип взаимодействия, конкурентный же тип предполагает наличие своеобразного «соперника», «конкурента»

115

• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •

и т.д. Реакцией на конкурентный способ межэтнического взаимодействия может стать усиление этнического самосознания.

Дальнейшее развитие культуры межэтнической коммуникации необходимо связать с решением конкретных практических задач усовершенствования, как образовательной среды, так и взаимодействующих в этой среде представителей разных народов. Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что основной задачей культуры межэтнической коммуникации является обучение молодого человека культуре общения, что в свою очередь предполагает выявление у него способности к взаимопониманию и стремлению к духовному совершенству.

Одним из факторов, способствующих оптимизации этнокультурных отношений является формирование этнической идентичности - чувства сопричастности к определенной этнической группе, следования ее традициям, ценностям, способам организации жизни.

Обширный эмпирический материал этносоциологических исследований показывает, что комплекс этнической идентичности является устойчивым компонентом культуры, он характеризуется постоянным воспроизведением и обновлением в общей структуре социальных отношений. Норвежский антрополог Ф. Барт настаивал на том, что этническая идентичность является своеобразной «культурной границей», удерживающей тот или иной этнос от размывания, благодаря существованию этой невидимой границы этнические группы при постоянном контакте друг с другом сохраняют и воспроизводят свою обособленность [1, C. 42].

В рамках современного постмодернистского подхода любая культура представляет собой систему кодов и представлений, которые обладают субъективным содержанием. «Ядро содержания «этнического» перемещается в сферу осознания этнической группой своих отличий» [8, C. 12]. Исследуя сущность феномена «этническое», американский ученый М.Неш дал развернутое представление об этничности, считая, что она проявляется в следующих формах: самоназвание, набор культурных элементов, в том числе система родства, особенности питания и религии [4, C. 48].

Сегодня не вызывает возражений суждение о том, что конкретная конфигурация элементов культуры ситуативна и зависит от взаимодействия носителей культуры с конкретным внешним окружением. Мобильность современного мира, нарастание процессов глобализации создают все предпосылки для утраты этнической идентичности, и, следовательно, утраты довольно существенной составляющей социального и психологического комфорта каждого человека. Система образования, предполагающая развитие духовных оснований личности, ведущих к изменению ее социального статуса, в национальных государствах направлена на укрепление этнической идентичности, которая, несомненно, является одним из психологических оплотов нации.

Формы проявления этнической идентичности были систематизированы петербургским исследователем Н.Г. Скворцовым, который выделил атрибутивный, субъективно-символический и интеракционный аспекты идентичности в качестве основных [7, C. 52-61].

Атрибутивный аспект закрепляет культурные основания, выступающий в качестве базовых в процессе формирования этнообщности. В данном контексте мы имеем ввиду: язык, историческую память, религию, материальную культуру, отражающую специфику этноса, обычаи, нравственные нормы и т.д. Культурные атрибуты и поведенческие модели (стереотипы) также способствуют формированию этнической идентичности. В рамках этого аспекта гуманитарные науки нацелены на воспроизведение особенностей национальной культуры, анализ национальной специфики мышления и поведения.

116

2014 г. №3(23)

Субъективно-символический аспект проявления этничности акцентирует внимание на принадлежность личности к определенной этнической группе, то есть представляет собственно выражение этнической идентичности, которая формируется путем осознания общности культурных ценностей, установленных традиций, духовных ценностей. Здесь особое значение имеет характер национальных ценностей, сопоставление этих ценностей с общечеловеческими.

Интеракционный аспект связан с межкультурной коммуникацией, акцентирует внимание на культурных отличиях, способствует осознанию своего культурного отличия, формирует специфические черты этноса. Задача преподавания гуманитарных наук заключается в том, чтобы выдвинуть на первый план необходимость межнационального взаимодействия, обсудить ситуацию этнической толерантности при одновременном формировании патриотических чувств.

З.В. Сикевич определяет этничность как характеристику, которая обнаруживается в межэтническом взаимодействии, которую можно интерпретировать как своеобразную культурно-символическую среду, в которой происходит социализация индивида [6, C.18-20]. Следует отметить, что эта среда полифонична, она системно объединяет такие комплексы воздействия на личность, как управление, обучение, общение, быт.

Не последнее место в системе факторов, способствующих оптимизации межэтнического взаимодействия и важной составляющей формирования этнической идентичности в контексте межкультурного общения являются гуманитарные дисциплины, содержание которых, по нашему глубокому убеждению, призвано формировать у студента (конечно, наряду с определенными знаниями) не только широту взглядов, ориентацию на общечеловеческие ценности, но и любовь к исторической родине, уважение к национальной культуре, укрепление этнической идентичности. Так, философия формирует этническую идентичность по трем основным направлениям: через теоретическое содержание, посредством формирования определенных ценностных ориентаций, а также создавая некоторое пространство социокультурной символической среды этноса.

Современные студенты ищут свое место в мире, формируют систему ценностных ориентаций, жизненные планы и идеалы. Социальная практика детерминирует необходимость формирования адекватного социальным условиям мировоззрения, независимо, осознает это человек или нет. Поэтому, как только человек начинает выделять себя из окружающего мира, сразу возникает проблема его отношений с ним. Философствовать человек начинает тогда, когда он стремится обосновать и доказать истинность и значимость своего мировоззрения. Таким образом, мировоззрение возникает неслучайно и не по свободному выбору человека, оно детерминировано его социальной сущностью. С той же необходимостью в силу изменения условий бытия человека появляется необходимость и потребность в его переосмыслении, в философствовании. Поэтому ни один человек не может обойтись без философии. Проникновение философии в обыденное сознание определяется имеющейся у студента потребностью в социально-ориентированном знании и необходимостью глубоко и всесторонне осмысливать действительность, целостно воспринимая мир. Эти потребности особенно четко осознаются, когда происходящие радикальные изменения действительности выявляют недостаточность и несовершенство обыденного сознания. Философия призвана удовлетворять реальные потребности человека в осознании мира, нахождении человеком своего места в нем. Знание человеком окружающего мира и самого себя - предпосылка свободной деятельности личности и необходимое условие ее ответственности, нравственности, развертывания социальной активности.

Поиск будущими специалистами ответов на вопросы: кто я? зачем я? каким

117

• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •

я должен стать? что и как мне следует для этого делать? - стимулирует переход от стихийного самонаблюдения к целенаправленному систематическому самообследованию. Человек должен совершенствовать самого себя, развивать свои понятия о человечности, о должном и сущем, о ценностях бытия и жизненных идеалах. Сократ считал, что ответить на вопрос «что есть благо?» и, следовательно, понять, к чему следует стремиться в жизни, можно, лишь осуществив веление дельфийского оракула «познай самого себя». Но познать себя совсем не просто, поскольку человек - наисложнейший феномен действительности, и самопознание происходит одновременно с изменением человека и мира вокруг него, самосознание объединяет самопознание с самооценкой и самодеятельностью, направленной на формирование конкретной индивидуальности.

Особое значение в формировании этнической идентичности имеет аксиологическая функция философии. Как было отмечено выше, формирование этничности во многом определяется культурой этноса, которая в свою очередь определяет его «культурные границы», этнокультурные отличия. Важную роль в данном случае играет аксиологическая доминанта, позволяющая укоренить наиболее устойчивые и приоритетные ценности в культуре, выявить отличительные особенности и своеобразие культурных норм, определить взаимосвязь между элементами культуры в рамках конкретной этнической культуры.

Данный подход позволяет выявить особенности усвоения каждым этносом своеобразия культурных ценностей, характеризующих национальные специфические черты. Социокультурная деятельность этноса, проявляющаяся в различных формах межкультурного взаимодействия, наглядно характеризует культурно-цивилизационную принадлежность этноса. Серьезное теоретическое исследование и учет данного обстоятельства в учебном процессе способствуют не только формированию этнической солидарности и толерантности, но и снижению вероятности межэтнических конфликтов как в учебных группах, так и на бытовом уровне.

Список литературы

1. Барт Ф. Этнические группы и социальные границы. - М.: Новое издательство,2006. - 200с.

2. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма. - М.:Прогресс,1990 - 808с.

3. Гасанов Г. С. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения. - М.: Педагогика,1996. - 256с.

4. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология: Учебное пособие. - Ростов н/Д: «ЦВВР», 2000.- 280с..

5. Дробижева Л.М. Формирование культуры межнационального общения. // Педагогика.- 1994.-№5.-С.6-17; Кочетков, В.В. Психология межкультурных различий. - М.:АСТ, 2002.-362с.

6. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. - СПб: Издательство Михайлова В.А.,1999. - 203с.

7. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. - СПб. : Изд-во СШГУД996. - 183с.

8. Шандыбин С.А. Постмодернистская антропология и сфера применимости ее культурной модели. //Этнографическое обозрение.- 2000.- № 6.- С.3-20.

118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.