Научная статья на тему 'Межэтнические отношения как фактор нестабильности в странах центральной Азии'

Межэтнические отношения как фактор нестабильности в странах центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
361
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межэтнические отношения как фактор нестабильности в странах центральной Азии»

об элитах, их взаимодействии и борьбе, ближайшем окружении лидеров и внешнеполитических ориентациях наиболее значимых финансово-промышленных и неформальных политических групп влияния в республиках Центральной Азии пользуются самым пристальным вниманием в мировых столицах.

По словам Ш. Кадырова, «кланы непрестанно находятся в движении». Это движение, взаимная борьба и частая смена внут-риэлитной конъюнктуры затрудняют изучение проблемы. В его работе намечены лишь контуры будущего большого междисциплинарного исследования судьбы кланов региона и особенно постсоветских элит.

«Азия и Африка сегодня», М., 2010 г., № 9, с. 50-55.

Елена Пономарева,

кандидат политических наук (МГИМО),

Георгий Рудов,

кандидат политических наук

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

КАК ФАКТОР НЕСТАБИЛЬНОСТИ

В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Центрально-Азиатский регион представляет собой сложный этноконфессиональный клубок и по степени влияния национальных и религиозных чувств на политическое развитие мировой системы может быть сравним с Кавказом и Балканами. Особую значимость страны ЦА имеют для России не только в геополитическом и геостратегическом смыслах, но и в связи с многочисленным русскоязычным населением, все еще проживающим в регионе. Учитывая концепцию и стратегию стран Запада, прежде всего США, по дестабилизации, сепаратизации и возможному дроблению государств ЦА под условным названием «Большая Центральная Азия», особое внимание следует уделить не только отношениям между титульными нациями (казахами, киргизами, узбеками, туркменами и таджиками) и русскоязычным населением, но и конфликтогенам в отношениях между диаспорами из сопредельных стран.

Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Туркмения. Узбекистан имеют полиэтничный состав населения с разными долями наличия титульного этноса. По официальной статистике, казахи в Казахстане составляют 56% (по последним данным - 59,2%), киргизы в

Киргизии - 64% (по последним данным - 69,5%); таджики в Таджикистане - 79,9%. Для сравнения: в Узбекистане удельный вес узбеков составляет 80%, а доля туркмен в Туркменистане - 77,0%.

Если в начале 90-х годов XX в. произошел серьезный отток русскоязычного населения, как правило, высококвалифицированной рабочей силы, то ситуация с крупными диаспорами из республик региона (казахская, узбекская, таджикская и киргизская) иная. Эти общности, испытывающие определенные трудности в реализации своих гражданских и политических прав, при определенных условиях и соответствующей политической конъюнктуре могут представлять серьезную угрозу для стабильности целого региона. Социалисты выделяют ряд факторов, способных при стечении обстоятельств стать аккумулятором роста конфликтогенности в ЦА.

1. Дифференциация по уровню развития регионов внутри стран. Это приводило и будет приводить к проявлению самых различных форм общественно-политических движений, основанных на этнической принадлежности их членов. Например, в Таджикистане в начале 90-х годов протестные движения приняли форму борьбы по географической принадлежности: «долинные - горные» таджики; по местам проживания: ленинабадские - памирские. В Киргизии деление основывается на принадлежности к северному (Бишкекскому) или южному (Ошскому) регионам. В Узбекистане особую роль исторически играла Ферганская долина.

2. Борьба за перераспределение ресурсов (территориальных, водных, энергетических и финансовых) между представителями различных этнических групп. Особенно остро эта борьба проявляется в республиках, испытывающих дефицит пригодных для обработки земель. Достаточно вспомнить случаи межэтнического противостояния, наблюдавшегося между таджиками и турками-месхетинцами в 1989 г. (Таджикистан), узбеками и киргизами в 1990 г. (Ошская область), таджиками Исфаринского района Таджикистана и киргизами Баткенского района Киргизии в 19891990 гг. Нужно помнить, что в целом по ЦА численность населения превысила 50 млн. человек. На человека приходится в среднем менее чем по 0,20 га, а в Узбекистане - менее 0,17 га.

3. Большая плотность населения в местах компактного проживания представителей одной национальности. При этом не трудно спрогнозировать ситуацию, когда в политическом противостоянии может быть использован вопрос об этнической принадлежности и принадлежности к тому или иному региону внутри страны. В начале 90-х годов эксплуатация этнических и религиоз-

ных лозунгов с целью привлечения рядовых граждан республик на свою сторону является составной частью практики и идеологии многих политических объединений.

4. Проблема анклавов. Последствия национально-территориального размежевания в СССР, включая Кавказ и Центральную Азию, инициированного советской властью в 1924 г., до сих пор определяют состояние межэтнических отношений. Политическая карта ЦА имеет множество примеров деления компактных мест проживания народов и передачи их под юрисдикцию «соседей». Например, Ферганская долина как единый социокультурный, но многоэтнический организм была поделена на три части, отошедшие, соответственно, Узбекистану (с городами Наманган, Андижан, Маргелан, Фергана), Таджикистану (с городом Ходжент) и Киргизии (с городами Ош, Джалал-Абад, Узген). В результате проживающие там этнические группы оказались разделены государственными границами, которые не совпадают с этническими. Чаще всего вспышки межэтнических конфликтов происходят в местах цивилизационных разломов - несовпадений этнических и территориально-государственных границ, а именно в пограничных районах. В основе многих, если не всех этнотерриториальных претензий лежит историческая память. Восстановление справедливости, как правило, выражается в призывах к возвращению на историческую родину когда-то вытесненных из нее народов: туркмен -на полуостров Мангышлак в Казахстане, киргизов - на Памир в Таджикистане, казахов - в ташкентский оазис в Узбекистане. В настоящее время наблюдается ситуация, когда компактное проживание той или иной этнической группы на территории другого государства связывается с сохранением традиций, языка, образа жизни этнических меньшинств, которые в отдельных районах цен-тральноазиатских республик составляют преимущественное большинство. Например, этнические узбеки составляют значительную часть населения на юге Киргизии и Казахстана, на севере Таджикистана. Из казахов, проживающих в Узбекистане, почти 90% сосредоточено в городе Ташкенте, Ташкентской, Навоийской, Джи-закской, Сырдарьинской областях, а также в Республике Каракалпакстан. Также местом компактного проживания казахской диаспоры являются Бухарская и Хорезмская области. Таджики населяют такие центры Узбекистана, как Самарканд и Бухара. Но важно то, что они считают места своего постоянного проживания своей исконной территорией, и это не может не служить причиной для появления новых очагов напряженности в регионе.

Наибольшей конфликтностью отличаются узбекско-таджикские отношения в Узбекистане, где ярко выражено явление сочетания межэтнических и межгосударственных разногласий.

5. Проблемы трудовой и нелегальной миграции. Следует выделить два основных вектора ее направленности: Россия и Казахстан. С наступлением летнего периода трудовая миграция в Казахстан принимает большой и неконтролируемый масштаб. Как следствие наплыва большого количества рабочих в РК, усиливаются социально-экономические проблемы. Это, в свою очередь, создает реальные предпосылки этнической неприязни к трудовым мигрантам и способствует росту межэтнической напряженности в Казахстане и в регионе.

6. Преобладание на руководящих постах в республиках ЦА представителей «титульной нации». Представители этнических меньшинств, которые в некоторых областях значительно превосходят в процентном отношении представителей титульной нации, фактически не могут легальным способом занять руководящий пост в той или иной стране региона. Подобная картина наблюдается по отношению к узбекской диаспоре в политической структуре Таджикистана и казахской диаспоре в Узбекистане.

Необходимо помнить, что существующие территориальные разногласия, нерешенность вопросов земельных и водных ресурсов, наличие анклавов, а также тяжелая социально-экономическая ситуация в среде диаспор и титульной нации республик ЦА создают почву для роста напряженности и появления конфликтов, самыми опасными из которых являются межэтнические. При этом происходит слияние межэтнических и межгосударственных противоречий, что чревато мощным взрывом внутри республик региона.

Если политические власти государств региона не будут учитывать значение и влияние названных факторов на политическое развитие стран, это может послужить основой дестабилизации внутриполитической ситуации в каждой из республик по отдельности. Поэтому необходима разработка комплексной программы по стабилизации ситуации, по созданию условий для полноценного участия диаспор во всех сферах жизнедеятельности и управления страной. Вероятно, что без помощи российской стороны (ученых, экономистов, бизнесменов, политиков и др.) вряд ли удастся коренным образом изменить ситуацию. Для России же включение в процесс межэтнического урегулирования означает серьезные

перспективы по возвращению должного авторитета и статуса в республиках ЦА.

Больше всего межэтнических конфликтов среди стран ЦА за последние годы произошло в экономически наиболее успешном государстве региона - Казахстане, который, как и Россия, испытывает сильное демографическое воздействие иноэтничных по составу миграционных потоков.

Первыми в серии межэтнических столкновений 20062007 гг. стали антикавказские выступления казахского населения в прикаспийском городе Актау. 20 августа 2006 г. на центральной площади города собрался несанкционированный митинг работников ОАО «Мангистаумунайгаз», требовавших повышения зарплаты. По информации журналистов независимого «31-го канала», в ходе митинга было выдвинуто требование отставки главы городской администрации. К вечеру на площади собралось от 400 до 1000 человек, которые выкрикивали антикавказские лозунги, а затем стали громить принадлежащие лезгинам, чеченцам и азербайджанцам кафе и магазины. Напряженная ситуация сохранялась в городе в течение нескольких дней. На полуострове Мангышлак, где расположен Актау, события августа 2006 г. были уже не первым межэтническим конфликтом. Самый известный из них имел место еще летом 1989 г. в Новом Узене, когда произошли кровавые столкновения казахов с лезгинами и чеченцами.

В октябре 2006 г. произошло «тенгизское побоище» - массовая драка турецких и казахских рабочих на нефтяном месторождении Тенгиз, расположенном в Жылыойском районе Атырауской области Казахстана. Версии прокуратуры и очевидцев этих событий, изложенные впоследствии в СМИ, серьезно отличаются. Согласно официальным данным, поводом для драки стала попытка казахского рабочего без очереди получить обед в столовой. В результате около 400 казахов напали на турок и устроили драку, в которой было сожжено несколько машин и контейнер со спецодеждой.

По версии очевидцев событий, поводом для драки стало поведение турецких рабочих, избивших подошедшего к ним с просьбой расписаться в документе о допуске к работе казаха. В завязавшейся драке были избиты около 140 турок, которым впоследствии понадобилась медицинская помощь. По неподтвержденной информации, в ходе беспорядков на месторождении Тенгиз были и убитые, число которых оценивается очевидцами в 15-17 человек.

Анализируя причины столкновений, казахские эксперты указывали на два основных момента — вызывающее поведение

турок, пренебрежительно относившихся к местному населению, и неравенство зарплат, размер которых у иностранных рабочих, выполнявших те же функции, был значительно выше - в 15-20 раз.

В ноябре 2006 г., накануне 20-летней годовщины алма-атинских событий, когда состоялись массовые выступления казахов против назначения первым секретарем республиканской компартии русского по национальности Г. Колбина, произошли столкновения казахов и уйгуров в селе Шелек Алма-Атинской области. Беспорядки начались 18 ноября с бытовой драки в кафе «Старый замок», в которой трое уйгуров избили казаха. Драка переросла в массовые столкновения между казахской и уйгурской молодежью, в которых численный перевес оказался на стороне уйгуров. На следующий день казахская молодежь решила отомстить и устроила драку в трех кафе, посетителями которых были уйгуры. Столкновения, в одном из которых с обеих сторон участвовало до 300 человек, переместились на улицу и были остановлены только благодаря вмешательству старейшин. Для предотвращения дальнейших столкновений в поселке был введен своего рода комендантский час, установлен контроль старейшин над увеселительными заведениями.

Еще большее влияние на казахстанское общество, чем сами столкновения в Шелеке, оказала публикация оппозиционной газеты «Свобода слова» «Уйгуры Шелека: государство ваше, а земля наша». Автор статьи журналист Е. Уралбаев, в частности, приводил факт использования уйгурами в ходе столкновений лозунга «Государство ваше, а земля наша», который и вызвал возмущение казахов. В комментариях по поводу причин событий в Шелеке казахи и уйгуры придерживались, как правило, противоположных точек зрения. Если казахи рассматривали беспорядки как межэтнический конфликт, имеющий под собой социальную основу, то уйгуры стремились свести дело к бытовой драке, которая впоследствии была преподнесена в СМИ как межнациональные столкновения. Впоследствии ими отрицался и сам факт использования лозунга «Государство ваше, а земля наша».

В марте 2007 г. в Алма-Атинской области вспыхнули столкновения между чеченцами и казахами. Конфликт начался с драки в бильярдной поселка Маловодное, в 40 км от Алма-Аты. Сначала трое казахов избили чеченца, затем родственник последнего сбил одного из казахов на своем джипе и ранил его в ногу. На следующий день около 300 казахов прибыли в соседний поселок Казат-ком, где проживала семья участвовавшего в драке чеченца, и по-

требовали его выдачи. Чеченцы открыли по толпе огонь из ружей, в результате чего около 10 человек получили ранения, а двое из них впоследствии скончались. В ответ разъяренная толпа до смерти избила троих чеченцев, сожгла их дом и автомобиль. В тот же день была сожжена бильярдная и разгромлены принадлежавшие чеченцам коммерческие киоски. Состоявшийся на следующий день народный сход потребовал выселить из поселка всех чеченцев. Для предотвращения столкновений были использованы силы полиции и ОМОНа. Впоследствии трем участникам беспорядков были предъявлены обвинения в совершении уголовного преступления.

В октябре-ноябре 2007 г. разразился конфликт между казахами и курдами в селе Маятас, в Толебийском районе ЮжноКазахстанской области. Поводом для столкновений стала информация об изнасиловании 4-летнего мальчика-казаха 16-летним курдом. Возмущение казахского населения Маятаса, а также соседних селений вылилось в поджоги домов и нападения на курдов, которые продолжались три дня. В самом Маятасе были до основания сожжены четыре курдских дома. До 90% жителей села, населенного преимущественно курдами, покинули свои дома и перебрались в областной центр. Выступления против курдов проходили также в Сайрамском и Байдибекском районах ЮжноКазахстанской области. Для предотвращения столкновений было задействовано до 500 человек личного состава полиции, прокуратуры и Комитета национальной безопасности Казахстана, трое полицейских получили ранения. В общей сложности были задержаны 18 предполагаемых участников погромов, в отношении семи из них возбуждены уголовные дела. Несмотря на то что расследование прокуратуры подтвердило факт совершения преступления, представители курдских организаций Казахстана и России выражали в этом сомнения, считая беспорядки провокацией турецких спецслужб.

Межэтнические конфликты, произошедшие в Казахстане в 2006-2007 гг., имеют ряд общих черт. Во-первых, конфликтующими сторонами в них выступают казахи и азиатские / кавказские по происхождению этнические группы, исторически не проживавшие на территории республики. Во-вторых, во всех конфликтах играет роль фактор этносоциального неравенства в самых разных проявлениях - от погромов кафе и магазинов до массовых драк с иностранными рабочими. В-третьих, одной из главных причин конфликтов являются особенности образа поведения «некорен-

ных», воспринимаемые казахами как вызывающие и неуважительные по отношению к обычаям коренного населения.

В целом присутствие в Казахстане «восточных» этнических общностей имеет тенденцию к превращению в мощный конфлик-тогенный фактор. Тот факт, что в конфликтах 2006-2007 гг. не участвовало русское население, объясняется несколькими обстоятельствами: более высокой психологической совместимостью русских и казахов, занимаемыми ими различными экономическими нишами, длительной традицией совместного проживания. Кроме того, большинство русских, не видя в Казахстане будущего для своих детей, настроены на эмиграцию и участвовать в конфликтах в чужом для них государстве не склонны.

На современном этапе развития ЦА именно конфликты между титульными этносами, многочисленные диаспоры которых проживают во всех соседних государствах, наиболее опасны. Незавершенность демаркации границ, усиление националистических настроений, дискриминация нетитульного населения в ряде республик, бедность основной массы населения и высокие темпы его естественного прироста обусловливают сохранение в странах региона значительного конфликтного потенциала.

Известно, что межэтническое противостояние может быть отягощено конфессиональными противоречиями. В этом смысле ситуация в странах ЦА не является исключением, несмотря на то что подавляющее большинство населения региона исповедует ислам. Например, в Киргизии суннитов 80%, в Таджикистане подавляющая часть таджиков исповедуют ислам суннитского толка, небольшая часть населения - шииты, но точных данных нет. В Туркмении 89% населения исповедуют ислам. В Узбекистане мусульман (преимущественно суннитов) 93,28 % от общего числа населения. Самая пестрая религиозная картина в Казахстане, где действует около 5 тыс. объединений, принадлежащих к 62 конфессиям. По данным на 2005 г., лишь 65% из них суннитские. В южной части Казахстана имеет распространение суфизм, в том числе в форме суфийских орденов-таритаков. Социологи отмечают, что среди государств ЦА Казахстан является наименее религиозным государством - от 60 до 70% населения считают себя верующими. Однако в самом общем виде конфессиональная ситуация в регионе пока не представляет особой напряженности. Но думается, что это только пока.

«Края дуги нестабильности: Балканы-Центральная Азия», М., 2010 г., с. 190-199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.