Научная статья на тему 'Межэтнические конфликты в государствах - участниках СНГ'

Межэтнические конфликты в государствах - участниках СНГ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1278
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межэтнические конфликты в государствах - участниках СНГ»

не элит. Внутреннее напряжение режима может обеспечить власти неблагоприятные эффекты. Интеллектуалы, понимая это, продолжают осторожные попытки расшатывания режима как изнутри, так и снаружи, используя для этого все имеющиеся у них ресурсы, начиная от относительно политических методов и заканчивая радикальными, относящимися к исламскому фактору техниками. Как будет развиваться ситуация в Узбекистане в дальнейшем - покажет время.

«Социум и власть», 2011 г., № 1, с. 51-56.

Андрей Зюков,

юрист

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ

В ГОСУДАРСТВАХ - УЧАСТНИКАХ СНГ

Еще в 2002 г., исходя из полученных в ходе исследований данных, уровень межнациональной терпимости в российском обществе в целом оценивался достаточно высоко. Полная толерантность приближалась к 50% населения, сумма же ответов по всей правой части шкалы (полная толерантность плюс незначительные отклонения от нее) составила 72,5%. При этом, однако, наряду с «толерантностью вообще» отдельно рассматривалось отношение к конкретным национальностям, которое у россиян в настоящее время сильно варьируется.

Таблица 1

Рейтинг национальной терпимости в субъектах РФ

Регионы Терпимость Промежуточные группы Нетерпимость

Москва 43,7 38,6 17,6

Санкт-Петербург 55,4 36,9 7,7

Северо-Запад 57,1 35,8 7,1

Север 45,8 40,3 13,9

Волго-Вятский 47,6 29,5 22,9

Центральный 40,0 36,0 24,0

Центрально-Черноземный 55,5 25,7 18,8

Поволжский 55,5 38,8 10,7

Северный Кавказ 37,0 37,7 25,3

Уральский 42,1 38,9 19,0

Западная Сибирь 42,1 26,7 10,2

Восточная Сибирь 49,0 40,7 10,3

Дальний Восток 42,9 36,9 20,2

Весь массив 47,2 35,6 17,2

По данным этнологического мониторинга в январе-марте 2004 г. ситуация на постсоветском пространстве оставалась свободной.

Таблица 2

Рейтинг конфликтности (2003- начало 2004)

Государство, где осуществляется мониторинг Конфликтность, % Общественно-политическая ситуация в январе-марте 2004 г.

2004 2003

январь-март январь-март апрель-июнь июль-сентябрь октябрь-декабрь

Азербайджан нет данных 23,91 17,39 19,02 27,17 нет оценки

Казахстан 5,43 19,01 15,76 10,33 8,15 слабая напряженность

Вост.-Казах-станская обл. 4,48 5,98 5,73 3,34 3,14 стабильная обстановка

Юж.-Казах-станская обл. 9,78 21,74 19,57 13,32 8,37 слабая напряженность

Киргизстан 12,23 9,78 9,24 10,33 4,89 конфликтные ситуации

Россия 6,05 8,30 7,13 9,27 8,63 слабая напряженность

Таджикистан 3,80 3,26 4,89 4,13 3,80 стабильная обстановка

Узбекистан 14,20 23,37 21,20 4,89 5,43 конфликтные ситуации

Крым 16,58 10,16 7,28 7,07 12,77 конфликтные ситуации

В числе современных угроз национальной безопасности на территории СНГ сегодня называются: глобальная террористическая угроза; расширяющаяся наркоопасность; трансграничная орг-преступность; национально-этнический экстремизм и сепаратистские движения; стремление к геополитическому лидерству в этом регионе стран и организаций извне и наращивание наступательного потенциала на границах сопредельных государств. Что касается этнического аспекта общественных противоречий в некоторых государствах - участниках СНГ, то он по-прежнему является существенным.

Казахстан. В период 2002-2004 гг. в Казахстане открытых конфликтов и громких политических скандалов не отмечалось. В то же время через СМИ в общественное сознание внедряется мысль, что в полиэтническом Казахстане культура и праздники -прежде всего казахские, так как именно казахи - титульная нация. В Восточно-Казахстанской области, по оценке экспертов EAWARN, уровень общественно-политической конфликтности в январе-марте 2004 г. оставался неизменно низким - 4,5% (в конце 2003 г. был 3,1%). Однако заметно повысилась этническая составляющая общественных противоречий. При этом в целом практически отсутствует этнодискриминация. Социально-профессиональная мобильность казахов, особенно в сельской местности, обеспечивается в основном за счет родственных и клановых связей. Таковы традиции. Однако молодежь любой этнической принадлежности испытывает равные трудности в трудоустройстве.

Уровень внутренней общественно-политической напряженности в Южно-Казахстанской области в январе-марте 2004 г. составил небольшую величину - 9,8% (в 2003 г. - 8,4%). Между тем эксперты EAWARN отмечали существенное усиление этнических факторов конфликтности на фоне внешних факторов, к которым отнесли противоречия в сфере культуры (с 6,3 до 23,1%). К этому добавились экономические проблемы, составляющие напряженный фон (с 4,7 до 9,7%).

Проблемы терроризма, сепаратизма и экстремизма в Казахстане существуют и носят вполне реальный характер. Только за шесть месяцев 2009 г. зарегистрировано 19 преступлений, предусмотренных ст. 164 (возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды) УК РК (за шесть месяцев 2008 г. - 12); ст. 170 (призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо насильственному нарушению единства территории Республики Казахстан) УК РК - 0 (2008 г. - 0); ст. 233 (терроризм) УК РК - 0 (в 2008 г. - 2); ст. 233-1 (пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма) УК РК - 6 (2008 г. - 2); ст. 233-2 (создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности) УК РК - 4 (2008 г. - 1); ст. 337 (создание или участие в деятельности незаконных общественных и других объединений) УК РК - 0 (2008 г. - 2); ст. 337-1 (организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма) УК РК - 8 (2008 г. - 10).

Киргизия. По отношению к 2003 г. в 2004 ситуация в Кир-гизстане несколько усугубилась, но в целом осталась в пределах характерных колебаний: от спокойной обстановки к слабоконфликтной. Интегрированный показатель конфликтности за январь-март 2004 г. составил 12,2% (в конце 2003 г. было 4,9%). Одновременно несколько возросла роль этнических факторов. С 20 мая 2010 г. начавшиеся в Киргизии события и смена власти в областях обнажили старые межэтнические конфликты между узбекской и киргизской общинами на Юге страны. Последующие межэтнические конфликты и столкновения привели к гибели более 200 человек и затронули более 1 млн. человек, значительная часть которых стали беженцами. Следует отметить, что межэтнический конфликт произошел в районе Ошской области Киргизии. А также он затронул область Ферганской долины, где и до этого существовали неразрешенные территориальные и межэтнические проблемы. Эксперты констатируют, что вооруженный межэтнический конфликт как крайняя форма межэтнической напряженности может служить причиной жертв и крупномасштабных социальных катаклизмов.

На сегодняшний день наибольшее число территориальных споров существует между Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном, которые помимо общих границ и аграрного перенаселения объединяет принадлежность к «пороховой бочке Центральной Азии» - Ферганской долине, где расположены Ошская область Киргизии, Согдийская область Таджикистана, а также Ферганская, Наманганская и Андижанская области Узбекистана.

Несовпадение этнических и государственных границ, берущее свое начало в национально-государственном размежевании 1924-1925 гг., привело к тому, что во всех республиках Средней Азии проживают крупные общины других титульных этносов региона. Так, в Узбекистане, по данным на начало 1999 г., проживало 1,2 млн. таджиков, 967 тыс. казахов, 216 тыс. киргизов и 142 тыс. туркмен; в Туркменистане (1995) - 407,1 тыс.; в Киргизии (1999) - 665 тыс.; в Таджикистане (2000) - 937 тыс. узбеков. За исключением Узбекистана, самой крупной этнической общиной которого являются таджики, наиболее многочисленная диаспора в остальных республиках Средней Азии - узбеки. Наличие крупных этнических общин, проживающих на границе со своим «титульным» государством, является сегодня мощным конфликтогенным фактором.

Таджикистан. Положение в Таджикистане эксперты EAWARN склонны рассматривать как стабильное и малоконфликтное. Ситуация в целом не меняется с 2003 г., и этническая конфликтность не является существенной. Эксперты также говорят об ослаблении негативного влияния на общественно-политическую ситуацию миграционных процессов (показатель конфликтности равняется 0%, в 2003 г. был 12,5%). В то же время в обществе снижается уровень толерантности, нередки на этой почве конфликтные ситуации, и связаны они не только с ухудшением отношений с Узбекистаном. Проблема имеет внутригосударственный этнический и религиозный аспекты. Некоторые факты прямо указывают на это, как, например, происшествия на таджик-ско-киргизской границе.

Основной движущей и дестабилизирующей силой Центрально-Азиатского региона является партия «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», которая выступает за создание государства «Исламский Халифат» с концепцией борьбы с «неверными» и установления единоверия (так называемого «чистого и истинного ислама»).

Узбекистан. В Узбекистане в 2003-2004 гг. наблюдалось сильное повышение этнической напряженности. По сравнению с 2003 г., состав факторов конфликтности в Узбекистане заметно расширился. До этого катализаторами напряжения были миграционные проблемы и влияние внешних условий (конфликтность неизменно 12,5%). А теперь проблемными в общественно-политическом контексте стали экономика (конфликтность 21,9%, была -6,3%) и сфера государственного управления (21,4%, было - 6,3%).

Крым. В Автономной Республике Крым, как и в целом по Украине, наблюдается усиление общественно-политической напряженности. Показатель конфликтности в январе-марте 2004 г. составил 16,6%, наблюдаются частые конфликтные ситуации. Тенденция ухудшения положения стала наиболее заметной в последнем квартале 2003 г. (тогда оценка уровня конфликтности составила 12,8%). Продолжает усиливаться, причем опережающими темпами, этническая составляющая конфликтности. В прошлые годы острота этнических отношений на полуострове наблюдалась по линии «лидеры крымских татар - власти Крыма». В 2003 г. все более заметными стали противоречия в бытовой сфере между крымскими татарами и остальным населением, большую, часть которого составляют русские. В этой связи о неизбежности волны внутренних переселений и об их массовом характере писали еще в начале 1990-х годов. Эксперты говорят о растущем недовольстве

бездействием правоохранительных органов, которые не реагируют на нарушения общественного порядка, особенно в тех случаях, когда инциденты имеют этническую окраску. Власти не склонны называть подобные инциденты этническими. В Симферополе, столице автономии, в результате массовой драки с применением холодного оружия, в которой были четко обозначены две стороны: крымские татары и «славяне», ножевые ранения получили десятки лиц. Цепь повторений многочисленных стычек, распространение негативных этностереотипов и страхов - все это недвусмысленно свидетельствует о росте межэтнической конфликтности.

Угрозы террористических актов и иных насильственных проявлений экстремизма продолжают оставаться реальностью, что с наглядностью продемонстрировали террористические атаки 29 марта 2010 г. в Московском метрополитене, городе Кизляре Республики Дагестан 31 марта 2010 г. и в ингушском городе Кара-булаке у здания ГОВД 5 апреля 2010 г. В отчетах и информационных письмах из генеральных прокуратур государств - участников СНГ отражается общая взаимосвязь мировых процессов глобализации и возникающих проблем, ведущих к возникновению угрозы терроризма и иным насильственным действиям экстремистского характера.

Называются общие причины возникновения таких угроз, находящиеся в плоскости нерешенных проблем и противоречий межгосударственного характера и внутренних конфликтов политического, социально-экономического, территориального, исторического, национального, религиозного и иного характера. На причины терроризма и иных насильственных действий экстремистского характера влияют экономический кризис, политическая нестабильность, бедность, безработица, неграмотность населения, отсутствие политического опыта и жизненных перспектив, а совершение террористических актов часто прикрывается националистическими или религиозными лозунгами.

Международные террористические организации чаще используют небанковские схемы финансирования, альтернативные системы трансферта денежных средств, что обусловлено высокой степенью конспиративности и отсутствием возможности государственного контроля и контроля со стороны спецслужб государств.

С проблемой межэтнических конфликтов и отсутствием толерантности сталкиваются не только Россия и государства -участники СНГ, но и другие страны. Только в последние десятилетия в Турецком Курдистане в результате столкновений курдов с

турецкими правительственными войсками погибло 26 тыс. человек, в Шри-Ланке - более 35 тыс., в Сьерра-Леоне в этническом конфликте погибло около 100 тыс., на Филиппинах (о. Минданао) -свыше 120 тыс., в Либерии - более 150 тыс., в Боснии и Герцеговине - около 200 тыс., в Судане - более 1 млн., в Афганистане -свыше 1 млн., в Сомали - более 350 тыс., в Анголе - свыше 500 тыс., в Руанде только за три месяца 1994 г. погибло более 1 млн. человек. Многие из названных этнополитических конфликтов остаются неурегулированы и до сих пор. По существу, то же самое можно сказать и о целом ряде этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве, ибо очаги этнической напряженности сохраняются в Закавказье, Чечне, Приднестровье, в Крыму, Средней Азии.

В отношении государств - членов СНГ следует также учитывать геополитическое значение Центрально-Азиатского региона и регионов Северного Кавказа, которые находятся в зоне политической нестабильности и конфликтов. Неразрешаемые межэтнические конфликты на территории отдельных государств - участников СНГ оказывают (или могут оказать, в случае их эскалации) влияние на межэтническую обстановку на территории сопредельных государств.

А. Зюков. «Этническая преступность».

Владимир, 2010 г., с. 77-87.

М. Гареев,

президент Академии военных наук, доктор исторических наук РОССИЯ И АФГАНИСТАН: ЧТО НАМ НАДО ДЕЛАТЬ В СЛОЖИВШЕЙСЯ ОБСТАНОВКЕ?

Афганистан для России всегда имел большое значение. Объективно, Россия заинтересована в существовании Афганистана как самостоятельного, суверенного и сильного государства. И конечно, крайне опасным является проникновение и закрепление США и НАТО в Афганистане и других районах Центральной Азии. В связи с этим некоторые эксперты, занимающиеся этой проблемой, полагают, что нам надо не только прекратить всякое сотрудничество по содействию США в Афганистане, но и всячески противодействовать этому. Действительно, закрепление США на долгое время в Афганистане для России крайне невыгодно, и у нее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.