2007.03.018-026. СОДЕЙСТВИЕ ЯПОНИИ И ГЕРМАНИИ УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. СИМПОЗИУМ 10-11 ИЮНЯ 2002 Г.
Japanese and German contributions to a sustainable development in Central Asia, Symposium, Berlin, June 10-11, 2002. - München, 2003. -173 p.
From the content:
2007.03.018. SULTANOV B.K. Political aspects of the route to stability in Central Asia. - P. 25-49.
2007.03.019. SHIMIZU MANABU. Towards stability in Afghanistan and Central Asia - The Japanese approach. - P. 50-58.
2007.03.020. OLIMOV M. German and Japanese support for sustainable development in Tajikistan. - P. 75-81.
2007.03.021. SUYUNBAEV M. Factors concerning the integration of Central Eurasia. - P. 82-88.
2007.03.022. OHLS U. Development of the socio-economic situation and reform policy - Approaches of German financial cooperation in the region. - P. 97-101.
2007.03.023. GOERDELER R. The Central Asia strategy and the dialogue between the partners. - P. 123-130.
2007.03.024. MUSHAKOJI KINHIDE. Human security in Central Asia -Proposition for a human security assessment system. - P. 137-141.
2007.03.025. ASHIMBAEV M. The situation in Central Asia after September 11 in the context of the region's security. - P. 142-148.
2007.03.026. Japanese and German contributions to a sustainable development in Central Asia. Berlin - June 10-11, 2002. - P. 163-164.
Симпозиум был проведен в Берлине Японско-Германским центром (Берлин) совместно с фондом Конрада Аденауэра (Sankt Augustin, Германия), Национальным институтом исследования прогресса (Токио). Участвовали сотрудники посольств Японии и Германии, а также специалисты из Центральной Азии (ЦА). Все говорили, что геополитическое положение ЦА обусловило возросшее внимание к ней всего мира после событий 11 сентября 2001 г. На симпозиуме внимание сфокусировалось на ситуации в Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане; в выступлениях поднимались политические, экономические аспекты развития,
формирования гражданского общества и соблюдения прав человека в странах ЦА.
Б.К. Султанов (Центр внешней политики и анализа, Алма-Ата, Казахстан (018)) подчеркивает радикальное изменение ситуации после 11 сентября 2001 г. в ЦА, где скрещиваются интересы США, России, Китая, ЕС, Японии. Экономическая привлекательность ЦА возросла вследствие ее энергетических ресурсов, транзитного пути между Европой и Азией и нового рынка товаров из США, Европы, Японии и Китая. Но экономические факторы не главные. Из-за близости ЦА к Афганистану, Синьцзяну, Тибету возникли новые опасности: международный терроризм, воинствующий сепаратизм, религиозный экстремизм, межэтнические конфликты, нелегальные поставки оружия и наркотиков.
Террористическая активность проявлялась в Киргизии и Узбекистане, а в Казахстане эмиссары радикальных религиозных организаций распространяли листовки антиамериканского и антисемитского содержания, через республику шел растущий поток наркотиков из Афганистана в Россию и далее в Европу, причем, по данным Комитета национальной безопасности Казахстана (КНБ), задерживается не более 1/10 транспортируемого количества (018, с. 29). Кроме того ЦА стала этапом на пути нелегальной иммиграции из Афганистана, Пакистана, АТР в Россию и далее в Западную Европу. Дополнительную опасность представляют отходы производства урана в Киргизии, грозящие радиоактивным заражением всем соседним республикам (например, в Джалалабадском районе находится 3 млн. т таких отходов, в Нарынском - 1 млн. т, (018, с. 30)). Межэтнической напряженностью грозит неурегулированность ряда участков искусственно проведенных границ между республиками ЦА.
Каковы геополитические интересы США, России и Китая в регионе? Процессы глобализации несут благоприятные последствия узкому кругу развитых стран, одновременно усугубляя противостояние Севера и Юга, конфронтацию по религиозным и этническим мотивам.
США под флагом искоренения международного терроризма преследуют в ЦА цель консолидации своего военного присутствия и контроля за путями поставок энергетических ресурсов. Это вызывает противодействие России и Китая. Экономическое сотрудничество ЕС с Казахстаном осуществляется по программе ТАСТ8.
В 2000 г. инвестиции ЕС в республике достигли 1,04 млрд. долл., импорт - 1,5 млрд. долл., что превратило ЕС во второго торгового партнера после России (018, с. 37). Особую роль играют отношения Казахстана с Германией. Именно последняя сделала ЕС вторым после России торговым партнером, открыты более 100 отделений немецких банков и компаний, происходят многочисленные обмены визитами, наконец, из Казахстана возвращаются на родину этнические немцы (за 1989-1999 гг. примерно 600 тыс.), становящиеся звеном между двумя странами (018, с. 43).
Симидзу Манабу (Университет Утсуномия, Япония) (019) формулирует японскую точку зрения на проблемы стабильности в Афганистане и ЦА, которая тесно взаимосвязана с исламистскими движениями в Западной и Юго-Восточной Азии, взаимоотношениями Индии и Пакистана, энергетической политикой Китая.
В ЦА необходимо учитывать разницу в положении стран, обладающих богатыми природными ресурсами и не имеющих их, оказывая помощь последним. Бедность - благодатная почва для деятельности экстремистских групп. Стабильность - условие создания нового «Шелкового пути» через ЦА для связи Восточной Азии с Европой. Контуры политики Японии относительно ЦА были обозначены в речи премьер-министра Хасимото (1997), названной «политика Шелкового пути». Не только для Японии, но для Китая, Индии и других азиатских стран, зависящих от поставок нефти из стран Персидского залива, важно получить ее альтернативный источник из Каспийского бассейна.
Японско-германское сотрудничество будет способствовать упрочению стабильности в ЦА и Афганистане. Например, «накапливается опыт японо-германского сотрудничества в экспертизе и обучении персонала малого и среднего бизнеса» (019, с. 58).
М. Олимов (Информационно-аналитический центр «Шарк», Душанбе) (020) рассказывает о международной, в частности германской и японской, помощи Таджикистану, экономика которого была парализована гражданской войной. На конференции доноров в мае 2001 г. в Токио, созванной по призыву ООН, было решено предоставить Таджикистану 430 млн. долл. на период 20012003 гг. Фактически к 31 января 2002 г. гуманитарная помощь составила 58,5 млн. долл., в том числе от США - 46,7 млн. долл. (80%), Японии - 4,5 млн. долл. (8%), Германии - 1,6 млн. долл.
(около 3%), Швеции - 1,8 млн. долл. (3%) (020, с. 76). Как необходима эта помощь для спасения людей от голодной смерти, можно судить по следующим цифрам: 83% населения Таджикистана живут за чертой бедности (в том числе 12% за чертой крайней бедности, а 5% не имеют никаких средств существования), уровень безработицы - 30%, среднемесячный доход - 7 долл. (там же). Гуманитарная помощь помимо облегчения жизни обездоленных должна закрепить мирный процесс, а в долгосрочной перспективе ее цель - помочь обеспечить устойчивое развитие экономики республики. Пока же речь идет о самых неотложных нуждах, поскольку к последствиям гражданской войны добавилась засуха 19992001 гг. - 55,3 млн. долл. из 58,5 млн. долл. гуманитарной помощи пошло на поставки продовольствия (020, с. 77).
Помощь Японии также в значительной степени состояла из продовольствия (3 млн. долл. из 4,5 млн. долл., (там же)), остальные деньги предназначались системам здравоохранения и образования, а также на обучение персонала, который должен осуществлять реструктуризацию экономики.
Помощь Германии (1,6 млн. долл.) включала: поставки муки (0,6 млн. долл.), продовольствия, одеял и зимней одежды для беженцев из Афганистана (0,7 млн. долл.), а также помощь сельскому хозяйству (успешно осуществляет ряд проектов германское агро-действие) (020, с. 78).
Автор выделяет как наиболее успешные программы (в них участвуют Япония и Германия) интеграцию бывших повстанцев в мирную жизнь путем поиска рабочих мест для них.
М. Суюнбаев (Академия управления Киргизской Республики, Бишкек) (021) настойчиво утверждает, что термин «Центральная Азия» неточен с геополитической и цивилизационной точки зрения: 1) регион расположен и в Азии, и в Европе, является частью Евразии; 2) страны ЦА входят в европейские структуры - ОБСЕ, ЕБРР; 3) одновременно они входят в азиатские структуры - Организация исламской конференции, Исламский банк развития, Азиатский банк развития; 4) они члены евразийских структур - СНГ, Организации евразийского экономического сотрудничества, (Ев-рАзЭС), ШОС; 5) «с точки зрения культурологии мы одновременно в Азии и Европе - европейский тип образования» (021, с. 82). Поэтому Суюнбаев призывает заменить термин «Центральная Азия»
на «Центральную Евразию» (ЦЕА). Ее частью является также Синьцзян, а центр ЦЕА - Киргизия.
Природные условия ЦЕА - горы, пустыни, огромные перепады температуры - ограничивают возможности устойчивого экономического развития. Это бедный, нестабильный регион.
Автор ссылается на мнение эколога Е. Одума, что для поддержания жизнедеятельности одного человека требуется 1,2 га земли, в том числе 0,6 га на полноценное питание, плюс 0,6 га на одежду, инфраструктуру и т.п. (021, с. 85).
Соответственно, учитывая территорию (минус ледники и пустыни) и население, в Киргизии приходится 1,97 га на человека, в Таджикистане - 0,96 га, в Андижанском районе Узбекистана -0,2, в Афганистане - 0,73 га на человека (021, с. 85-87). Низкая «социоэкономическая устойчивость» районов, где на человека приходится земли меньше, чем нужно для нормальной жизни, объясняет активность экстремистских групп, социальную напряженность. Нехватка природных ресурсов (земли и воды) исключает устойчивое развитие, порождает «порочный круг бедности», что в свою очередь является почвой для экстремизма и терроризма.
Перед регионом стоит выбор: какую проблему нужно решать в первую очередь - развитие или безопасность? До сих пор предпочтение отдавалось развитию. На самом деле необходимо увеличить расходы на безопасность, чтобы избежать гражданских войн и конфликтов. Эти расходы велики, поэтому экономический рост невозможен без интеграции стран ЦЕА.
Автор предлагает: 1) развивать такие интеграционные проекты, как ТЯАСЕСА, «Шелковый путь»; 2) ускорить вступление в ВТО; 3) исследовать возможности принятия евро в качестве общей валюты региона.
У. Ольс (Германский банк развития, Франкфурт-на-Майне, Германия) (022) утверждает, что страны ЦА не слишком стремятся к интеграции, проводят курс на автаркию, некоторые не хотят приватизации предприятий, называемых «стратегическими», снабжение населения электричеством, газом, водой происходит по ценам, субсидируемым государством во имя помощи беднякам. В этих условиях первоочередная задача - осуществление реформ во имя эффективности производства, экономического подъема, что, в свою
очередь, поможет уменьшить масштабы бедности. Прогресс в осуществлении реформ привлечет иностранные инвестиции.
Что делает Германский банк развития в рамках финансовой кооперации? Обязательства правительства ФРГ в регионе ЦА достигают 310 млн. евро (022, с. 100). Прежде всего мы стремимся развивать финансовый сектор, чтобы способствовать долгосрочному кредитованию малых и средних фирм. Далее, оказывается помощь системе здравоохранения (проблемы лечения туберкулеза и ВИЧ-инфицированных больных).
Р. Герделер (Федеральное министерство экономической кооперации и развития, Бонн) (023) отмечает необходимость координации деятельности доноров, увеличивших внимание к проблемам ЦА, особенно после 11 сентября 2001 г. В Берлине в марте 2002 г. прошли две конференции, подчеркнувшие, что ЦА заслужитвает «большего сотрудничества» (023, с. 123); в Вашингтоне в апреле международные финансовые институты (МВФ, МБ, ЕБРР, Азиатский банк развития) обещали большую помощь международных доноров в осуществлении реформ беднейшим странам бывшего СССР, в том числе Киргизии, Таджикистану, Узбекистану. Германское правительство поддерживает эту инициативу.
Перед странами ЦА стоят сложнейшие задачи: 1) создание региональных экономических зон; 2) развитие демократических институтов, борьба с коррупцией; 3) уменьшение бедности и неравенства, подъем уровня жизни всего населения; 4) защита природных ресурсов, уменьшение экономической деградации, совместное решение проблем опустынивания. Перспективы решения этих задач благоприятны благодаря нефти и газу в Казахстане и Туркмении, водным ресурсам Киргизии и Таджикистана, хорошо обученной рабочей силе и развитой инфраструктуре, отличающей ЦА от «типичных развивающихся стран» и, наконец, помощи мирового сообщества в осуществлении реформ.
Решение всех проблем должно быть найдено в самом регионе в «совместном диалоге, жизненно важном для достижения мирного и устойчивого развития» (023, с. 126). Подобный диалог следует вести на многих уровнях (см. 023, с. 126-128, выделено автором):
диалог в странах ЦА, особенно между правительством и гражданским обществом. Высказывается мнение, что эти государства еще не готовы к демократии. Но опыт показывает - развитие
возможно только в том случае, если все группы населения смогут самостоятельно, сами улучшить свое положение, что бывает только в демократическом обществе;
диалог между странами ЦА и растущая субрегиональная кооперация должны дополнять диалог внутри стран ЦА. «Шелковый путь» олицетворял культурную связь, символизировал общую историю народов региона. Однако в последние годы между ними возникло недоверие, преимущественное внимание к формированию не общей, а только своей идентичности. Европейский опыт подсказывает, что в эпоху глобализации нет альтернативы растущей региональной кооперации, и мы будем поддерживать поиск странами ЦА общего пути;
диалог между странами ЦА и сообществом доноров - другой необходимый аспект плодотворного сотрудничества. Например, в таких бедных странах, как Киргизия, Таджикистан, Узбекистан сообществу доноров следует поддерживать национальные программы уменьшения бедности, бремени внешнего долга;
наконец, следует улучшить диалог и координацию действий в рамках сообщества доноров. Ключевая роль в этом принадлежит МВФ, МБ, ЕБРР, Азиатскому банку развития. Более тесно должны сотрудничать между собой Германии и Япония.
Германское правительство ставит своей целью вести диалог со странами ЦА и помогать им в достижении мирного устойчивого социального, экологического и экономического развития. Помощь концентрируется в трех направлениях: консолидация демократических структур; поддержка экономических реформ и программ уменьшения бедности, включая реформирование банковской системы, создание новых рабочих мест и т.п.; поддержка межнациональных программ кооперации, например, борьбы с опустыниванием.
Автор настойчиво повторяет - диалог необходим, и «конкретные рамки кооперации должны разрабатываться в ходе этого диалога, поскольку двустороннее сотрудничество может быть эффективным, если оно определяется на базе диалога с нашими партнерами в странах Центральной Азии, в других странах-донорах и в международных институтах» (023, с. 130).
Мусаходзи Кинсидэ (Университет Чубу, Токио) (024) предлагает создать «систему оценки общественной безопасности (СООБ), что должно предшествовать всей деятельности индустри-
альных стран, особенно Европы и Японии, в ЦА. Эта деятельность должна включать меры по поддержанию мира и борьбе с терроризмом и организованной преступностью, гуманитарную помощь, экономическое и технологическое сотрудничество.
Сейчас народы ЦА испытывают серьезную «общественную (человеческую) небезопасность» (human insecurity) вследствие геополитических и геоэкономических перемен, включающих последствия разработки и транспортировки в Европу нефти и газа, продолжающуюся войну с терроризмом, исламским фундаментализмом. «Совокупный эффект этих событий препятствует устойчивости социального и эко-культурного развития многих традиционных сообществ региона» (024, с. 136). Страны-доноры должны минимизировать «общественную небезопасность», порождаемую их деятельностью.
Какие группы населения наиболее уязвимы? Женщины и молодежь, кочевники, мигранты в города, занятые в неформальном секторе городской экономики, традиционные религиозные общины. Необходимо принять все меры, чтобы они не пострадали.
СООБ должна не только предшествовать, но и сопровождать всю региональную деятельность: «Собирать информацию об эко-культурных изменениях, об уязвимых группах и взаимопонимании в различных по идентичности группах... Мониторинг должен включать экологическую безопасность, фокусируясь на местоположении проектов новых дорог, плотин, нефтепроводов и т.п. Он должен изучать изменения в распределении населения - миграции из деревни в город, за пределы региона, "нелегальную" контрабанду людей, особенно женщин и детей. Он должен контролировать проблемы небезопасности в здравоохранении, образовании.» (024, с. 140). Европе и Японии следует разработать такую систему для ЦА, отражающую вышеназванные аспекты ее «общественной безопасности» прежде всех других.
М. Ашимбаев (Казахстанский институт стратегических исследований, Алма-Ата) (025) утверждает, что после разгрома талибов в Афганистане угроза терроризма и экстремизма в регионе уменьшилась. Тем не менее радикальная исламистская оппозиция сохраняется: Исламское движение Узбекистана (ИДУ), «Хизб ут-Тахрир». Продолжается и транспортировка наркотиков из Афганистана в Россию и Европу, доходы от которой частично подпитыва-
ют экстремизм. Кроме того, 15-20% от общего объема транзита наркотиков потребляется в самой ЦА, порождая преступность, болезни (025, с. 144).
Социально-экономические корни экстремизма - бедность, безработица, а также недовольство нынешними политическими режимами. Настоятельно необходимо движение к демократии, но ни в одной из стран ЦА нет условий для быстрого осуществления политических реформ. После 11 сентября осложнилась и геополитическая ситуация: если в 1999-2001 гг. только Россия была гарантом безопасности в ЦА, то теперь сложились новые отношения в Каспийско-Центрально-Азиатском регионе между США, Россией и Китаем. В этом геополитическом треугольнике США помимо нефтегазовых позиций приобрели также военные и политические, которые прежде принадлежали только России. «Россия вынуждена примириться с американскими военными базами в своей традиционной сфере влияния. В то же время нельзя исключить возможность активных попыток Москвы реставрировать влияние и статус в регионе, что может привести к обострению геополитической напряженности» (025, с. 147).
Поэтому в Казахстане приветствуют вклад Германии и Японии в консолидацию стабильности в ЦА в следующих аспектах: 1) объединение усилий в борьбе против наркобизнеса; 2) оказание финансовой помощи для осуществления программ борьбы с бедностью и безработицей; 3) мониторинг конфликтных ситуаций; 4) помощь Запада в создании проектов экономической кооперации стран ЦА и Афганистана.
Симпозиум принял следующие рекомендации (026):
страны ЦА должны стремиться к региональному сотрудничеству, возрождая с этой целью «Шелковый путь» (железнодорожные, шоссейные, нефтепроводные, электрические сети), возможно и заключение Союза водных ресурсов;
признавая значение уже существующих институтов (ШОС, ЕврАзЭС), следует усиливать и другие формы кооперации. Тем самым Германия, Евросоюз и Япония будут способствовать борьбе стран ЦА против терроризма, транзита наркотиков и преступности, которые могут негативно влиять на безопасность Европы и Азии в целом;
поскольку в основе политической стабильности лежит экономическая, необходимо диверсифицировать экономику ЦА. Германия и Япония рекомендуют больше помогать мелким и средним предприятиям, развивать человеческие ресурсы;
учитывая распространение в регионе криминальных форм неформальной экономики, так же как неудовлетворенность некоторых этнических сообществ официальной помощью развитию, что может провоцировать конфликты, следует думать об общественной безопасности, «необходимо поощрять возникновение гражданского общества» (026, с. 164).
С.И. Кузнецова