Научная статья на тему 'Трансформация этнополитики власти стран постсоветского пространства: формы, тренды, динамика'

Трансформация этнополитики власти стран постсоветского пространства: формы, тренды, динамика Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
277
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация этнополитики власти стран постсоветского пространства: формы, тренды, динамика»

уровня экономического влияния Китая в этом регионе. Тегеран не претендует на сколько-нибудь серьезную конкуренцию российскому присутствию в Центральной Азии. Правда, для Москвы может оказаться существенным то, что при определенных условиях возникнет вероятность создания альтернативных российским маршрутов транзита поставок энергоносителей из стран Центральной Азии в Европу через Иран.

Сегодня есть свидетельства того, что Тегеран склонен рассматривать Москву как своего приоритетного партнера. Следует учитывать, что уровень взаимодействия Ирана с РФ и странами ЦА, в том числе Таджикистаном, может серьезно возрасти в случае его вступления в ШОС. Этот вопрос находится сейчас на стадии обсуждения.

«Россия и новые государства Евразии», ИМЭМО РАН, М, 2015 г., № 2, с. 108-113.

В. Тян,

кандидат исторических наук, доцент кафедры рекламы, теории и практики связей с общественностью (Институт экономики и культуры) ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭТНОПОЛИТИКИ ВЛАСТИ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА: ФОРМЫ, ТРЕНДЫ, ДИНАМИКА

С обретением независимости бывшие союзные республики столкнулись с рядом неотложных проблем, в том числе этнополи-тических. В союзных республиках (кроме РСФСР) на момент распада СССР проживала почти половина населения страны, и четверть населения республик составляли некоренные народы и национальные меньшинства. Следует также отметить миграционные процессы, которые меняют демографическую ситуацию в этих странах. Общая численность населения стран на постсоветском пространстве (без учета населения РФ) на 1 января 2015 г. составила 146 млн человек, из них 40 млн человек составляют национальные меньшинства (в том числе 20 млн русских). Их судьба во многом зависит от этнополитики власти этих стран.

Стремительное обретение независимости способствовало реанимации во властных кругах известного этнополитического императива: предоставление преференций титульной нации.

Политический эгоизм титульной нации проявился в полной мере в процессе формирования институтов государства. Почти во всех бывших союзных республиках не удалось избежать форсированного закрепления статуса титульной нации, в то время как статус национальных меньшинств не был определен, и статусный баланс не был достигнут. Освободившись от бремени двоевластия, титульная нация, получив статус государствообразующей, субъекта этнополитики, в момент, когда национальные меньшинства, некоренные этносы столкнулись с правовой незащищенностью, не была готова к принятию научно обоснованных этнополитических решений. (Это не относится к тогдашней власти РБ, принявшей в 1992 г. Закон «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь»1.)

Отрадно, что позитивный тренд этнополитики белорусской власти сохранился, тем более что после распада СССР «в условиях переходного общества во многих странах обострились межэтнические отношения, усилились процессы консолидации этнических групп» [Макрушич 2008].

Эти процессы в Беларуси происходили в цивилизационном дискурсе. Белорусские эксперты считают, что Республика Беларусь является одной из немногих республик бывшего СССР, в которой не было зафиксировано ни одного межнационального или межконфессионального конфликта. Действительно, витрина этно-политики власти РБ выглядит по-европейски (законодательство). Но контроль за руководителями этнических общин напоминает советскую практику.

Известно, что во многих республиках происходит корректировка статуса национальных меньшинств с целью установления статусного баланса в стране. В Республике Беларусь русским придали статус национального меньшинства при 10% общей численности населения республики. Но они же совместно с белорусами (титульная нация) и евреями являются коренными народами РБ.

С обретением суверенитета власть стремилась укрепить статус титульной нации. Нарушался статусный баланс в обществе. Межэтнические отношения становились все более напряженными. Латышские, литовские, эстонские власти разделяли опасения титульной нации о возможности ее «растворения» среди других

1 Закон Республики Беларусь «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» от 11.11.1992 № 1926-ХП. Доступ: http://pravo.evonevsky.org/ bazaby/zakon/zakb1368.htm (Проверено 24.08.2015.)

этносов и потери идентичности. Да и состав некоренного населения был показательным: некоренное население состояло из двух категорий: а) потомков подданных Российской империи; б) русскоязычных жителей, населивших страну после ее вхождения в состав СССР. Наряду с введением государственного языка власти этих стран в непубличной форме реанимировали этнополи-тические ограничители (по национальным признакам), применявшиеся в Италии, Германии в 1920-1930-х годах, в СССР - в течение всего периода его существования.

К чести власти Казахстана (президент республики Н.А. Назарбаев) надо заметить, что принципом своей этнополитики она объявила полиэтнизм и приверженность к евразийству. В этой стране в настоящее время проживают около 18 млн человек, 53% -казахи). Конечно, численность национальных меньшинств (47%), соотношение численности титульной нации и общей численности некоренных этносов повлияла на характер и динамику этнополи-тического процесса. Происходила фрагментация ответственности власти за межэтнические столкновения, зачинщиками которых были некоренные этносы. Политический эгоизм титульной нации предопределил особенности этих столкновений: их остроту, неадекватную реакцию на замечания, причем когнитивный диссонанс испытывали обе стороны.

Но этнополитическая ситуация в Казахстане, сложившаяся в ходе реализации программы на принципах полиэтнизма, была несколько иной, чем в Беларуси. Была сформирована модель этнопо-литики, которую Н. Мустафаев называет «казахстанским вариантом политики этнического многообразия». «Казахстанская модель национальной политики обусловлена полиэтничным составом населения. В мировой практике полиэтничными считаются государства, имеющие более 5% иноэтничного населения». Далее Н. Мустафаев констатирует: «РЕСУРСЫ: Казахи. 1. Государственность Республики Казахстан, статус титульной нации. 2. Властный ресурс. Широкая представленность во всех ветвях власти и силовых структурах. Русские. 1. Геополитический вес России...» [Мустафаев 2003].

Таким образом, казахи являются обладателями властного ресурса, что называется, по праву. Титульной нации, если только она является субъектом этнополитического процесса, трудно сохранить статус-кво (социальное неравенство), поскольку в этом случае игнорируется принцип справедливости.

Как и в других азиатских постсоветских республиках, в Казахстане ограничение возможности для представителей других народов войти во властные структуры имеет слабую мотивацию -«почвенничество». Казахстанская модель этнополитики - директивная, этносы, живущие в республике издавна, не могут привыкнуть к местному шовинизму.

«Больше всего межэтнических конфликтов в Центральной Азии за последние годы имело место в экономически наиболее успешном государстве региона - Казахстане, который, как и Россия, испытывает сильное демографическое воздействие иноэтнич-ных по составу миграционных потоков» [Шустов 2008]. Кажущееся благополучие «некоренных» владельцев кафе и дорогих автомашин, «ногой открывающих двери высоких кабинетов» (но хозяева кабинетов - титульные!), задевает национальные чувства представителей титульной нации, как показали межэтнические конфликты 2006-2007 гг. в Казахстане (столкновения между казахами и уйгурами - потомками тех, кто не переселился в Восточный Туркестан).

Смысл противоречий между казахами и уйгурами свелся к следующему: «Государство ваше, а земля наша» [Шустов 2008]. Во всех 12 межэтнических конфликтах, о которых сообщалось в казахстанских СМИ, зачинщиками были люди не казахской национальности.

Статусные преференции в европейском правосознании сталкивались с азийскими традициями гостеприимства. Сложившаяся ситуация не устраивала обе стороны.

«В целом присутствие в Казахстане "восточных" этнических общностей имеет тенденцию к превращению в мощный конфлик-тогенный фактор» [Шустов 2008].

Более того, неоднородность общества тревожит местных социологов. Р. Жангазы вполне откровенен: «В то же время в долгосрочной перспективе сохраняются фундаментальные этнополити-ческие риски, определяющиеся, прежде всего, неоднородностью демографического состава населения РК» [Жангазы 2012].

Следует отметить, что для минимизации этнополитических рисков некоторые местные социологи и политики нашли «рецепты»:

а) наращивание властных ресурсов титульной нации,

б) формирование миграционного поведения среди некоренных жителей - бывших граждан СССР.

Необходимо отметить, что на стадии становления государственности в качестве ориентиров необходимы европейские институты. Открытие в Астане Евразийского университета - шаг в этом направлении.

В соседнем Киргизстане (около 5,8 млн человек, 76% -киргизы) также начались демократические преобразования. Анализируя этнополитику первых годов независимости Киргизской Республики, Ж. Жоробеков отмечает: «Так, о первых шагах президента страны А. А. Акаева: официальные и неформального характера мероприятия и действия реально содействовали достижению общенационального согласия в межэтнических взаимоотношениях в нашем полиэтническом государстве и социально расслоенном обществе» [Жоробеков 1998].

В дальнейшем власти Киргизстана в рамках евразийства находили основополагающие и паллиативные этнополитические решения: придание русскому языку статуса государственного, разрешение телевещания на узбекском языке для узбекской диаспоры г. Оша, назначение на должности министров представителей национальных меньшинств (корейцев, украинцев) и т.д. снимали напряжение в обществе.

Тем не менее в республике не удалось избежать резонансных межэтнических конфликтов. Известно, что в период политического кризиса возникают события, которые могут дестабилизировать ситуацию. Поэтому столкновение узбеков и киргизов летом 2010 г. было не случайным. «В прошлые месяцы И. Каримов инициировал борьбу с олигархами Узбекистана. В результате этого множество узбекских бизнесменов вывозили миллионы долларов наличными на юг Киргизстана. Все это создавало условия к появлению своеобразной политической инициативы у оппозиционно настроенных узбеков»1.

Узбекские власти, вопреки ожиданиям, не встали на защиту свои соотечественников.

В Узбекистане государственный язык - узбекский, ведется политика отказа от билингвизма (некоренное население составляет 12 млн человек - 40% общей численности населения).

Как уже отмечалось, несколько иная картина складывается в ареале евразийства и азийства. Несмотря на декларирование

1 Киргизия 2010 г. Ош - войска в городе. Доступ: http://tubethe. com/watch/Bx-IGL-0HUk/kirgiziya20100613-g-osh-vojjska-v-gorode. html (Проверено 24.08.2015.)

приоритетности демократического развития общества, национальные меньшинства отлучены от участия в решении этнополитиче-ских проблем.

В лоне азийства осуществляется альтернативная модель этнополитики в Узбекистане. Как отмечают А.С. Уманский и А. В. Арапов, «азийская уникальность предполагает ограниченную способность любой европейской страны, подчас даже евразийской России, адекватно воспринимать сущность происходящего в азий-ской стране. На самом деле - скрытое, неявное переплетение духовных взаимосвязей, интересов, кланов в любой стране Азии (от Турции до Японии) многократно вводило в заблуждение, ставило в тупик крупнейших мыслителей и политиков Запада» [Уманский, Арапов 1994]. Пока этнополитические решения этой страны сложны для восприятия на Западе. В республике отношение к этому неоднозначное. «Управление республики делало все возможное, чтобы облегчить социальное положение людей, предоставив социальную защиту всему народу, не разделяя его на "своих" и "чужих". Все же вопрос государственной и публичной самоидентифиации по-разному стоял перед представителями разных этнических меньшинств.

Актуальной представлялась неувязка, связанная с новым статусом и перспективами развития этнического меньшинства, т.е. решением вопроса о продолжении собственного функционирования на местности проживания либо сосредоточении сил на возвращении на историческую родину» [Иноякова 2014]. Примечательно, что допускается вариант возвращения на историческую родину, т. е. фактически легализуется гостевой статус национальных меньшинств, несколько веков проживающих в Узбекистане (турки-месхетинцы помнят об их насильственном «возвращении», т. е. изгнании из Узбекской республики накануне распада СССР).

В соседнем Таджикистане (свыше 8 млн человек, 81% - таджики), где в декабре 1990 г. прокатилась волна насилия по отношению к русскоязычному населению, конфликт во властной элите (при явной «национализации» государственных структур) сопровождался оттоком русскоязычного населения. Миграция не ослабевает.

С. Олимова в 1996 г. по результатам своего исследования сделала вывод о возможности «осуществления по крайней мере трех сценариев будущего:

1) оптимистического, при котором будет достигнут консенсус между субэтносами таджиков при том, что будут соблюдаться права национальных <...>;

2) наиболее вероятного, при котором в Таджикистане сформируется находящаяся в динамическом равновесии "пирамида" из достаточно замкнуто существующих этносов и субэтносов;

3) пессимистического, при котором... будут наблюдаться напряжения между этносами и субэтносами» [Олимова 1997].

Формирование гибридно-пирамидальной модели полиэтнического общества происходит в традициях азийства и становится неприемлемым для некоторых этносов из-за цивилизационных противоречий. Ангажированная этнополитика власти мотивирует миграцию этнонаселения.

Используя современную терминологию, можно сказать, что в Таджикистане складывается центральноазиатский тип социокультурного развития.

Оберегая статус титульной нации, власти РТ приняли ряд мер по снятию межэтнической напряженности. Принят закон о двойном гражданстве. Открыты этнические школы, Таджико-славянский университет. Складывается мозаичная картина этнополитического процесса в этой центральноазиатской стране. Оказывает свое влияние и социокультурный фактор. Но концепция доминирования титульной нации во всех сферах общественной жизни является одной из причин миграции этнонаселения. В Таджикистане государственный язык - таджикский. Однако с подписанием Таджикистаном договора с ОБСЕ власть обязуется гарантировать всем гражданам их права и свободы.

Пример взаимодействия этой центральноазиатской страны с Европейским союзом свидетельствует о глобализации цивили-зационных процессов, что вселяет в людей надежду на диалог с властью.

Как утверждает З.М. Мадамиджанова, «умеренное и толерантное исламское мышление, уважающее светские принципы конституций, представляют отличительную черту стран Центральной Азии». Далее она поясняет: «Во-первых, идет процесс переосмысления формы национальной идентичности». Этницизм со становлением власти в республике принимает форму охранительного национализма. Таджикская культура, сохраняя свою близость с иранской, остается в лоне азийства [Мадамиджанова 2012].

Трудно проследить позитивный тренд в этнополитике Туркменистана (5,6 млн человек на момент распада СССР; с момента

обретения независимости его элита проводила политику туркме-низации страны). Как отмечает Ш.Х. Кадыров, «на стадии развития племени как политической организации (союзы племен), когда в состав племени входят инородные группы, возникает деление племен на "своих" и чужих"» [Кадыров 2004]. Почти 10% граждан (национальные меньшинства) с введением государственного языка (туркменский) и увольнением с работы были вынуждены покинуть страну. Нефтедоллары покрыли экономический кризис, в республике заговорили о золотом веке, но, выходит, не для всех этносов, проживающих в республике. «В силу исторических и геополитических условий Туркмения находится на стыке трех цивилизаций -тюркско-исламской, иранско-исламской, славяно-православной. Это обусловливает одновременно геополитическую уязвимость страны и ряд преимуществ. Главная проблема в том, что такая цивилизация станет более привлекательной политически и экономически. Туркмения участвует в организации тюркских государств, возглавляемых Турцией, получила немалые турецкие инвестиции. Однако в отношениях с тюркскими странами она имеет ряд серьезных проблем. Радикальный секуляризм и проатлантизм Турции неодобрительно рассматривается, соответственно, и в Тегеране, и в Москве, что чревато натянутостью отношений с этими державами. И наконец, политическое и экономическое ослабление России обусловливает поиск других стратегических партнеров [например, Иран], хотя и в Туркмении предпочитают более секу-ляристскую модель развития» [Галиев 2010] .

В общественном сознании историческая память приходит на помощь национальной гордости. Государство туркмен достигало расцвета и могущества. Иранское государство, монголы (Чингисхан), а в Х1Х в. - Российская империя поставили под вопрос суверенитет государства. До сих пор у части туркмен они составляют образы их врагов [Галиев 2010]. В первые годы независимости отток русскоязычного населения был значительным. В. Чеботарева в 1996 г. отмечала: «Оценивая перспективы развития Туркменистана на ближайшие десятилетия, можно прогнозировать усиление межплеменных противоречий, уходящих корнями в далекое Средневековье. Помимо исторических традиций соперничества племенных вождей, на сознание современных туркмен негативное воздействие оказывает неравноправие в распределении национальных богатств: газовые месторождения находятся на территории одних племен, а фантастические дивиденды от продажи этого вида сырья получают представители других» [Чеботарева 1997].

Явственна трансформация этнополитики власти в тренде азийства. Внутриполитическая ситуация, связанная с разгоревшимися конфликтами в Азербайджане (около 9,8 млн человек, 91% - азербайджанцы), а также в Грузии (3,8 млн человек, 83% - грузины), Молдове (свыше 2,9 млн человек, 75% - молдаване), подталкивала власти к более явному проявлению национально выраженного тренда этнополитики.

В такой ситуации власти пришлось разрабатывать, что называется, эксклюзивную этнополитику. В Грузии и Молдове с их европейской ориентацией во внешней политике она была по сути миниимперской, отвергающей федеративное устройство государства. Ошибки этнополитики власти этих стран привели к тому, что Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье стали субъектами геополитики. Еще в советское время одна закавказская республика -Армения (около 4 млн человек, 91% - армяне), выражала несогласие с этнополитикой другой - Азербайджана, настаивая на выходе Нагорного Карабаха из состава Азербайджана. Опасения нарастания динамики этнополитического конфликта оправдались: с распадом СССР он стал межгосударственным.

В свое время союзная власть оказалась неспособной не только предотвратить, но и разрешать острые этнополитические проблемы, что приближало час ее агонии.

Как и следовало ожидать, с обретением независимости в Азербайджане произошли заметные трансформации в этнополити-ческой сфере, на что обращают внимание Л.Г. Мелик-Шахназарян, А.Х. Хачатрян и др. И. Нифталиев утверждает: «Чтобы вернуть подобие советской "видимости всеобщего благоденствия" в этно-национальной сфере, власти режима решили по-ленински сделать "два шага назад".

Они инициировали изменение названия тюркского языка опять на азербайджанский» [Нифталиев 2014]. Трайбализм, а также азербайджанизация полиэтнического общества усугубили на-горно-карабахскую проблему, проблему идентификации талышей и т.д. Титульные азиатские народы, а также азербайджанцы - разделенные народы, и возникновение этнополитических коллизий гипотетически не исключено.

В Грузии с приходом к власти З. Гамсахурдия обострился грузино-абхазский конфликт. Э.А. Шеварднадзе удалось несколько снизить интенсивность этих конфликтов. По мнению некоторых исследователей, Михаил Саакашвили был намерен решить эту

проблему, усилить борьбу с салафитами. Так, был создан своего рода центр борьбы.

Успокоив мусульманскую часть населения, новая власть повела наступательную этнополитику. Ей удалось вернуть Аджарию в поле грузинской юрисдикции, но с Абхазией и Южной Осетией наладить диалог не удавалось. Геополитические интересы России вступили в противоречие со стремлением новой грузинской власти к НАТО. И тогда амбициозный президент Грузии сменил демократический способ решения этнополитической проблемы на традиционный. Это заставило Россию принудить Грузию к миру (события августа 2008 г.). Итогом имперской политики Грузии стал выход Абхазии и Южной Осетии из ее состава (Россия оказала им поддержку в рамках международного права). Ряд экспертов считают (например, И. Мигранян и др.), что, находясь в обязывающих отношениях с западным сообществом и декларируя демократические принципы во внутренней политике, Грузия не может игнорировать функционирование институций, связанных с формированием этнополитики.

Не менее остро, чем в других многонациональных государствах постсоветского пространства, проблема национальной идентичности приходит в столкновение с проблемой этнополитики в Республике Молдова. Так, А.В. Дикун пишет: «Раскрывается специфика этнополитической ситуации в республике, которая проявлялась в наличии двух противоположных общественно-политических тенденций внутри "доминирующего" молдавского этноса: "молдавешсти", которые выступают за возрождение национальной культуры и традиций, и "румишсти", которые ратуют за присоединение Молдовы к Румынии» [Дикун 2005]. По мнению многих экспертов, Молдова допустила ряд ошибок в этнополити-ческих проектах, не оценила внешнеполитическую ситуацию и фактически потеряла контроль над Приднестровьем. Но в последние годы этнополитическая ситуация в республике несколько стабилизировалась. Процессу определенной нормализации межэтнических отношений способствовало создание специальных государственных институтов: Департамента национальных отношений и функционирования языков (ныне - Департамент межэтнических отношений), Института межэтнических исследований при Академии наук Молдовы, а также принятие таких важных документов, как законы «О функционировании языков на территории МССР», «О правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций», и др.

Нынешняя власть Молдовы гарантирует соблюдение прав национальных меньшинств (гагаузы и др.).

Заметные трансформации этнополитики произошли в малых странах Балтии. Здесь этнополитика власти приобретает неустойчивые формы. Более четко определен правовой статус национального меньшинства (вид на жительство, натурализация, обретение гражданства и т. п.). Они могут заниматься политической деятельностью, в парламентах и правительственных структурах этих республик представители нацменьшинств занимают заметные позиции. Однако здесь происходит вытеснение русского языка, как и в других республиках - нейтральных и проевропейской ориентации. Возвращение этих стран к историческим истокам усугубляет нормализацию европейских стандартов в статусных параметрах национальных меньшинств. Введение государственного языка, натурализация лиц некоренной национальности и усилия по вступлению в новый союз мотивировались необходимостью защиты суверенитета национального государства. Вот что пишет П.В. Гордиенко: «Малые страны Прибалтийского региона, <...> отказавшись от прежней (советской) системы ценностей, поспешили интегрироваться в другое крупное сообщество (Европейский союз), заявив о предпочтительности для себя его ценностных категорий» [Гордиенко 2007: 5]. Если рассмотреть становление этно-политики малых стран Балтии, то отчетливо видно стремление власти придерживаться принципов гуманизма, законности и соблюдения прав человека в увязке с национальной безопасностью. Отрицательное отношение к пребыванию страны в составе СССР переносится на русскоязычное население, что вызывает у него недовольство. И все же этнополитическая ситуация в странах Балтии при очевидном позитивном тренде неоднозначна. Национальные меньшинства участвуют в политической жизни. Но немало жалоб в связи с натурализацией, которые рассматриваются национальными и европейскими инстанциями. Так, автор теории культурно-исторических типов (вторая половина Х1Х в.) Н. Я. Данилевский подчеркивает: «Европа есть романо-германская цивилизация» [Данилевский 1991: 74]. Возвращение к европейским истокам развития стран Балтии новые власти рассматривали на первых порах как разрыв исторических связей с Россией, с советской этнополитической системой, генетически связанной с российской цивилизацией. А на фоне глобализации, межцивилизаци-онных противоречий и усложнения стратегии развития на пороге ХХ1 в. наступившая «эра метаморфоз власти» [Тоффлер 2004]

предопределила трансформацию этнополитики. Влияние украинского кризиса на коррекцию этнополитики стран Балтии очевидно. Как это скажется на политических позициях русских в республике, сохранивших связи с исторической родиной, покажет будущее.

А. В. Сашинская утверждает: «Украина является полиэтническим государством, в котором должны органично сочетаться интересы всех национальных общностей, которые ее населяют. Межэтническое многообразие дополняется языковым, культурным и религиозно-конфессиональным. При этом национальные и языковые группы не всегда совпадают между собой». Далее она пишет: «... законодательство Украины в сфере защиты прав нацменьшинств Украины основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и включает: Конституцию Украины, Закон Украины "О национальных меньшинствах Украины", Закон Украины "О ратификации Рамочной Конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств", Закон Украины "О ратификации Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств"» [Сашинская 2009]. В Украине геополитическая парадигма спровоцировала в конце 2013 г. искусственный этнопо-литический конфликт. Казалось, в полиэтническом обществе было достигнуто согласие. Однако Н.П. Медведев считает, что «консенсус - не единогласие, ибо допускает нейтральные позиции. Предложенное понимание консенсуса применимо не только в межгосударственных отношениях, оно вполне доступно и при решении внутриполитических конфликтов» [Медведев 2014] и полагает, что возможности для достижения этнополитического консенсуса на юго-востоке Украины сохраняются.

Таким образом, в этнополитике власти стран постсоветского пространства наметился определенный прогресс в контексте модернизации общества.

Вопреки существовавшим ожиданиям, что национальные меньшинства новых государств обретут законные права и свободы в полном объеме, со смешением политического монизма в сторону политического этницизма их реальный статус понизился в связи с: а) сменой гражданства СССР (великая держава) на гражданство бывших (небольших) союзных республик; б) понижением статуса русского языка; в) ослаблением контроля над чиновниками, создающими для «некоренных» этносов все новые ограничители (Н. Мустафаев).

Из-за новых «правил жизни» почти все республики не избежали межэтнических конфликтов, особенно в связи с тем, что

миллионы титульных жителей в связи в экономической ситуацией в этих республиках находятся в многолетней трудовой миграции (в советской «метрополии»), подрывая экономику своей страны и стабильное будущее. Следовательно, экономика также является одним из факторов межэтнического конфликта. После установления политической независимости в большинстве республик не создана нормально функционирующая социально ориентированная экономическая система. Это стало фактором, сдерживающим реанимацию охранительного национализма на постсоветском пространстве. Этнополитический процесс не является изолированным. Украинский кризис вносит заметные коррективы в этнополитику бывших республик СССР.

Поскольку ангажированная этнополитика в период ее становления столкнулась с проблемами нормализации межэтнических отношений, являющейся приоритетом для института власти, то рассматривались и альтернативные модели.

В целом трудности со сменой советской идентичности на новую страновую идентичность для национальных меньшинств усугубляют их положение. Добиться согласия в обществе - одна из главных задач политического менеджмента. Реанимация советской этнополитики (национальная идентификация, система ограничений), наделение статусными преференциями титульной нации осложняют задачи этнополитики власти стран, вступивших в современное политико-правовое пространство.

Следовательно, этнополитический менеджмент для людей титульной нации, обретших власть, во-первых, оказался серьезным испытанием на зрелость: титульная нация не должна решать проблемы за счет других наций. Во-вторых, поскольку мировое сообщество оказало молодым государствам содействие в их становлении, власть должна проводить мотивированную этнополити-ку, не должна ограничиваться запретами; ограничительные меры не должны нанести ущерб развитию личности.

Снижение напряженности в межэтнических отношениях (задача власти) возможно путем внесения корректировок в текущую этнополитику власти, включая: а) контроль за недопущением доминирования интересов титульной нации над общими интересами, преодоление статусного дисбаланса в полиэтническом обществе; б) законодательство в области национальных отношений, соответствующее современным требованиям; в) компенсационную основу ухудшения статусных позиций; г) правовую защиту национальных меньшинств; д) достижение статусного баланса в полиэт-

ническом обществе как определяющего фактора в нормализации межэтнических отношений.

Трансформация этнополитики власти стран постсоветского пространства (от ангажированности до приближения к европейским моделям) свидетельствует об эволюции власти и этнической политики, показывает важные подвижки в утверждении принципов гуманизма в противостоянии страновой идентичности и политического эгоизма титульной нации в полиэтническом обществе.

Литература

1. Галиев А. А. 2010. Туркменистан: мифологизация истории и политика. Доступ: http://articlekz.com/article/7685 (Проверено 24.08.2015.)

2. Гордиенко П.В. 2007. Этнополитика на постсоветском пространстве: на примере Латвии: Автореф. дис. ...к. полит. н. - М.: РАГС. - 22 с.

3. Данилевский Н.Я. 1991. Россия и Европа. - М.: Книга. - 576 с.

4. Дикун А.В. 2005. Динамика общественно-политического развития Республики Молдова в контексте этнополитического конфликта: автореф. дис. ... к. полит. н. Одесса. Доступ: http://www.dissland.com/catalog_ukr/dinamika_ob-shestvennopoliticheskogo_razvitiya_respubliki_moldova_v_kontekste_yetnopoli-ticheskogo_konflikta_avtoreferat.html (Проверено 24.08.2015.)

5. Жангазы Р. 2012. О некоторых тенденциях развития этнополитической ситуации в Республике Казахстан. Доступ: http://yvision.kz/post/226812 (Проверено 24.08.2015.)

6. Жоробеков Ж. 1998. Этнодемографические процессы и вопросы этнополити-ки Киргизской Республики: дис. ... д. полит. н.: - Алматы. - 293 c.

7. Иноякова Д.М. 2014. Становление и развитие этнополитики в современном Узбекистане. - Исторические науки. № 1. Доступ: http://cyberleninka.ru/ article/n/stanovlenie-i-razvitie-etnopolitiki-v-sovremennom-uzbekistane (Проверено 24.08.2015.)

8. Кадыров Ш.Х. 2004. Становление и эволюция этнополитической организации у туркмен: Автореф. дис. ... д. и. н. - М.: ИА РАН. - 48 с. Доступ: http://www. dslib.net/etnografia/stanovlenie-i-jevoljucija-jetnopoliticheskoj-organizacii-u-turk-men.html (Проверено 24.08.2015.)

9. Мадамиджанова З.М. 2012. Вопросы этнополитики. Таджикистан. Доступ: http :/geopolitica.ru/article/voprosy-etnopolitiki#. VgKDSX0uUdU (Проверено 24.08.2015.)

10. Макрушич Е.Н. 2008. Этнокультурная политика в отношении национальных меньшинств в Республике Беларусь (1991-1994 гг.). Доступ: http://www. rusnauka.com/1_NI0_2008/Istoria/25438.doc.htm (Проверено 24.08.2015.)

11. Медведев Н.П. 2014. Этнополитический консенсус: к вопросу о конфликте на юго-востоке Украины. - Вопросы национальных и федеративных отношений. № 1. - С. 51-58. Доступ: http://www.souzpolitolog. ru/ru/medvedev_article.php (Проверено 24.08.201.)

12. Мустафаев Н. 2003. Казахстанский вариант политики этнического многообразия. - Казахстанская модель этнополитики: Ресурсы и ограничители. Доступ: http://www.centrasia.ru/new A.php?st=1041974340 (Проверено 24.08.2015.)

13. Нифталиев И. 2014. Депортация. Последний азербайджанец покинул Армению в 1991 г. - Каспий. № 115/116/117/118/119. Доступ: Шр://1905. а//ги/% В0%Б4%В0%Б5%В0%БГ%В0%БЕ%В1%80%В1%820/оВ0%Б0%В1%86%В0 %Б8%В 1 %8Г-%В0%БГ%В0%БЕ% В1%81%В0% ББ% В0%Б5% В0% Б4% В0%БВ%В0%Б8%В0%Б9-%В0%Б0% В0%Б7%В0% Б5%В1 %80%В0% Б1%В0%Б0%В0%Б9%В0%Б4%В0%Б6%В0%Б0%В0%БВ%В0%Б5%В1% 86/(Проверено 24.08.2015.)

14. Олимова С. 1997. Этнополитическая ситуация в Таджикистане и ее влияние на миграционное поведение. Доступ: http://www.ca-c.org/journal/12-1997/ st_05_olimova.shtml (Проверено 24.08.2015.)

15. Сашинская А.В. 2009. Этнополитика в Украине и соответствие ее международным стандартам. Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского. Доступ: http://www.rusnauka. com/10_NPE_ 2009/Politologia/44124.doc.htm (Проверено 24.08.2015.)

16. Тоффлер Э. 2004. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на начало ХХ1 века. - М.: АСТ. - 672 с.

17. Уманский Я.С., Арапов А.В. 1994. Диалоги об этнической политике: Узбекистан и Центральная Азия. - Ташкент: ТГЮИ. Доступ: http://www.alexarapov. narod.ru/article212.htm (Проверено 24.08.2015.)

18. Чеботарева В. 1997. Туркменистан сегодня: Этнополитическая ситуация. Доступ: http://viperson.ru/articles/turkmenistan-segodnya-etnopoliticheskaya-situatsiya (Проверено 24.08.2015.)

19. Шустов А. 2008. Межэтнические конфликты в Центральной Азии. ШОС и ситуация в Азии. Доступ: http://www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/19870/ (Проверено 24.08.2015.)

«Власть», М., 2015 г., № 10, с. 55-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.