Научная статья на тему 'Трансформация этноконфессиональной структуры новых независимых государств Центральной Азии'

Трансформация этноконфессиональной структуры новых независимых государств Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
185
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация этноконфессиональной структуры новых независимых государств Центральной Азии»

А. Шустов,

востоковед

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ НОВЫХ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Трансформация этноконфессиональной структуры населения происходит под действием трех факторов: естественного прироста, определяемого соотношением рождаемости и смертности, миграционных потоков, а также процессов ассиммиляции. Поскольку ассимиляция, как правило, происходит на протяжении длительного исторического периода, а определение ее количественного измерения затруднено, основными факторами трансформации этноконфессиональной структуры независимых государств Центральной Азии (ЦА) в течение 1990-х - середины первого десятилетия 2000-х годов можно считать естественное и миграционное движения населения.

К Центральной Азии в данной статье относятся Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, к Средней Азии - Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Под коренными этносами в статье понимаются народы, проживавшие на территории Центральной Азии ко времени ее включения в состав Российской империи, под некоренными - переселенцы дореволюционного и советского периодов из других, преимущественно европейских, районов страны. В качестве синонима термина «некоренное» используется определение «европейское».

В условиях глубокого экономического кризиса и нестабильной общественно-политической ситуации, сопровождавших распад СССР, темпы естественного прироста населения бывших союзных республик заметно снизились. В Средней Азии и Казахстане замедление демографического роста наметилось еще в 1970-е годы. Если в период демографического «взрыва», пик которого пришелся на 1959-1970 гг., прирост населения достигал 42,6%, в 1970-1979 гг. - 22,6, в 1979-1989 гг. - 22,9, то в 19912000 гг. - всего 9,3%, сократившись по сравнению с предыдущим десятилетием более чем в два раза. К 2000 г. численность жителей региона достигла 55,2 млн., к 2008 г. - 60,6 млн. человек, а ее доля среди населения СНГ в 1991-2005 гг. выросла с 18 до 21,6%.

Вместе с тем тенденции демографического развития государств ЦА в постсоветский период были разнонаправленными. На

протяжении 1990-1999 гг. среднегодовые темпы прироста населения Киргизии составляли 0,8%, Таджикистана - 1,8, а Узбекистана -2%. В Казахстане численность населения в 1990-е годы, напротив, ежегодно сокращалась на 0,6%, что было следствием массовой эмиграции некоренных этносов и резкого снижения показателей естественного прироста. В результате численность жителей Казахстана к 2000 г. сократилась на 9,1% (1,5 млн. человек), тогда как в Киргизии численность населения увеличилась на 11,4 (0,5 млн.), в Таджикистане - на 15,1 (0,8 млн.), а в Узбекистане - на 18,9% (3,9 млн. человек).

В 2000-2008 гг. наметился небольшой прирост населения в Казахстане (на 0,8 млн.), в результате чего его общая убыль к 2008 г. сократилась до 4,3%. В Средней Азии население продолжало быстро расти, увеличившись в Киргизии на 18,2%, в Узбекистане - на 32, в Туркмении - на 36,8 и в Таджикистане - на 37,7%. Различия в темпах демографического роста привели к тому, что доля Казахстана в населении ЦА на протяжении 1991-2008 гг. сократилась с 32,5 до 25,9%, а доля Узбекистана выросла с 40,8 до 44,9%, что вело к дальнейшей концентрации населения в перенаселенной Средней Азии.

В целом, безусловными демографическими лидерами Центральной Азии являются Узбекистан и Казахстан, где проживает более 70% населения региона. Однако на фоне соседних государств Ближнего и Среднего Востока1 эти показатели не особенно впечатляют. Так, по данным на 2005 г., демографический потенциал Узбекистана сопоставим с такими странами, как Ирак (28,8 млн.) и Саудовская Аравия (24,6 млн.), а Казахстана с Сирией (18,4 млн.). Ведущие государства региона - Турция (72,9 млн.) и Иран (69,5 млн.) - не только в 2,5-5 раз превосходят по числу жителей Узбекистан и Казахстан, но и все население ЦА вместе взятое.

Снижение темпов демографического роста в суверенных государствах Центральной Азии было вызвано сокращением естест-

1 Последние годы через публицистику в научный обиход входит выражение «Большой Ближний Восток», введенное американскими экспертами во время правления Дж. Буша-младшего. В Большой Ближний Восток ими были включены Турция, государства Закавказья, Сирия, Ливан, Израиль, Иран, Афганистан, Пакистан, страны Северной Африки, где господствует ислам. После волнений 2010-2011 гг. в арабском мире в политической риторике Вашингтона появилось выражение «Новый Ближний Восток».

венного прироста населения. В 1991-1999 гг. общий коэффициент рождаемости в Киргизии уменьшился в 1,3, в Казахстане и Узбекистане - в 1,5, в Туркменистане - в 1,8, а в Таджикистане -в 2,1 раза. Несмотря на снижение смертности в республиках Средней Азии, связанное с более молодой возрастной структурой, и ее небольшой рост в Казахстане, естественный прирост населения Киргизии снизился в 1,5 (с 21,6 до 14,6 на 1000 человек), Узбекистана - в 1,7 (с 28,3 до 17), Туркмении - в 1,9 (с 25,4 до 13,1), Таджикистана - в 2,3 (с 32,8 до 14,4), а Казахстана - в 3 раза (с 13,4 до 4,4). Общий коэффициент естественного прироста населения Таджикистана в 1999-2008 гг. повысился с 14,4 до 22, Казахстана - с 4,4 до 11, Туркменистана - с 13,1 до 18,0, Киргизии - с 14,6 до 17, а в Узбекистане остался на прежнем уровне (17 на 1000 человек). К 2008 г. самым низким по-прежнему являлся естественный прирост населения Казахстана, а наиболее высоким - Таджикистана, различия между которыми поел распада СССР заметно снизились.

Основными причинами долговременного снижения рождаемости являлись глубокий экономический кризис и падение уровня жизни населения, изменившие его репродуктивное поведение. На протяжении 1988-1998 гг. среднее число детей, рожденных женщиной в течение жизни, уменьшилось: в Казахстане с 3,1 до 2, в Киргизии - с 4 до 2,8, в Узбекистане - с 4,3 до 2,8, в Туркмении -с 4,6 до 2,9, а в Таджикистане - с 5,3 до 3,4. К концу 1990-х годов рождаемость в Казахстане обеспечивала лишь простое, а в республиках Средней Азии - расширенное воспроизводство населения.

Несмотря на сокращение среднего размера семей, в большинстве они являлись многодетными. В 1993 г. 45% всех семей Киргизии и около 60% - Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана состояли из пяти и более человек. В Таджикистане, по данным переписи 2000 г., 10,8% всех домохозяйств включали десять и более человек. На общие данные, отражавшие менее значительный размер семей в Казахстане и Киргизии, влиял фактор высокой доли некоренного населения, для которого характерны малодетные семьи.

Сохранение традиции многодетности у коренных и ее отсутствие у некоренных этносов обусловили разнонаправленность протекавших в их средах демографических процессов. Если для первых были характерны высокие темпы естественного прироста, то для вторых - депопуляция, вызванная резким снижением рождаемости и ростом смертности. По данным на 1995 г., в Таджикистане рождаемость среди таджиков составляла 29,8, узбеков - 30,3,

русских - 6,2 человека, тогда как смертность - 5,3, 5,4 и 16 на 1000 человек соответственно. То есть рождаемость у русских была в 4,8 раза ниже, а смертность - в 3 раза выше, чем у коренных этносов. В Киргизии общий коэффициент рождаемости у киргизов в 1995 г. составлял 30,6, смертности - 6,4, а естественного прироста -24,2, среди узбеков - 32,1, 6 и 26,1, а у русских - 9,2, 14,6 и 5,2 человека.

Снижение естественного прироста вело к «взрослению» населения, в составе которого удельный вес младших сокращался, а средних возрастных групп увеличивался. В 1991-2003 гг. доля детей и подростков до 15 лет в Казахстане уменьшилась с 32 до 25%, в Киргизии - с 37 до 33, в Таджикистане - с 43 до 40, в Туркменистане - с 41 до 37, в Узбекистане - с 41 до 36%, а доля населения в возрасте от 15 до 64 лет - увеличилась по вышеперечисленным республикам соответственно с 62 до 67, с 58 до 62, с 53 до 56, с 55 до 59 и с 55 до 60%. Доля населения в возрасте 65 лет и старше выросла только в Казахстане (с 6 до 8%), а в остальных странах ЦА она оставалась на уровне 4-5%.

Преобладание молодых возрастных групп свидетельствует о быстрой смене поколений, вследствие которой на протяжении двух-трех десятилетий произойдет смена основной массы трудоспособного населения ЦА. В среднесрочной перспективе большинство ее жителей будут составлять те, кто родился на свет уже после распада СССР, что неизбежно приведет к существенному изменению социокультурного облика региона.

Эмиграция некоренного населения из республик Средней Азии и Казахстана началась задолго до распада СССР. В Казахской ССР отток европейского населения был впервые зафиксирован в 1968 г., а в Средней Азии он начался в 1970-е годы. К этому времени стали сказываться последствия демографического «взрыва» среди коренного населения, вызвавшего рост напряженности на рынках труда, а также политики «коренизации». Сферой пересечения интересов коренных и некоренных этносов стали партийно-государственный аппарат, система образования, сферы здравоохранения, культуры и искусства, престижные должности в которых все чаще стали заниматься представителями титульных этносов. В результате миграционный приток европейского населения сменился оттоком.

В основе постсоветских миграций лежал целый комплекс факторов, определявших характер и интенсивность их протекания на разных исторических отрезках времени. К числу объективных

факторов относились политический (распад СССР и превращение административных границ между республиками в государственные, что вынуждало некоренное население определиться со своим гражданством и страной проживания), социальный (невключенность некоренных этносов в систему неформальных социальных связей) и экономический (значительное сокращение занятости в индустриальных отраслях), а к субъективным - этнический (рост националистических настроений среди коренного населения региона), конфессиональный (усиление влияния ислама) и культурный (сужение русского культурного, информационного и образовательного пространства).

В конкретной исторической ситуации отмеченные факторы трансформировались в причины, определявшие динамику миграций в той или иной стране. По итогам выборочного обследования 1991 г. эмиграция из Таджикистана, Киргизии и Узбекистана была вызвана в основном обострением межэтнических отношений, на долю которых приходилось соответственно 40,6, 32,7 и 27,3% общего числа причин отъезда. По этому показателю Таджикистан уступал только Азербайджану (47,9%), втянутому к тому времени в вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе. В то же время в Туркменистане и Казахстане межэтнические отношения среди причин эмиграции находились лишь на втором и третьем местах после семейных обстоятельств и смены места работы. В Узбекистане, Киргизии и Таджикистане, переживших межэтнические конфликты, важной причиной эмиграции была криминогенная динамика, обычно сопровождающая периоды внутриполитической нестабильности.

К середине 1990-х годов, когда ситуация в Центральной Азии несколько стабилизировалась, на первое место среди причин эмиграции вышли экономические проблемы. Проведенный в 1994 г. опрос русских горожан Казахстана показал, что главной причиной их отъезда являлось неустойчивое экономическое положение. Дискриминация по этническому признаку, проявлявшаяся, по данным экспертного опроса 1999 г., в преимуществах титульного населения при трудоустройстве и продвижении по службе, занимала среди причин отъезда из Казахстана и Киргизии третье место, сохраняя, однако, выталкивающий эффект.

В количественном отношении эмиграция населения из государств ПА продолжала возрастать до середины 1990-х годов и начала снижаться во второй половине десятилетия. С одной стороны, ее сокращение было вызвано снижением численности некоренных

этносов и, как следствие, постепенным исчерпанием миграционного потенциала, а с другой - относительной стабилизацией политической и экономической ситуации. Однако периодические всплески миграционного оттока населения, связанные с обострении-ем внутриполитической обстановки, наблюдались в регионе на всем протяжении второй половины 1990-х - первого десятилетия 2000-х годов.

Абсолютное большинство мигрантов из Центральной Азии переселялись в Россию. По мере исчерпания миграционного потенциала немцев, евреев, греков, поляков и других народов, историческая родина которых находилась за пределами СССР, удельный вес РФ среди стран выезда возрастал. Если в 1991 г. на долю России приходилось около 3/4 всех переселенцев из Казахстана и более 1/2 из Средней Азии, то к концу десятилетия - 93,2% мигрантов из Казахстана, 84,2 - из Киргизии, 76,9 - из Узбекистана, 71,7 - из Таджикистана и 67,5% - из Туркменистана.

В общей сложности нетто-миграция населения из ЦА в Россию на протяжении 1991-2008 гг. составила 3 млн. 535,5 тыс. человек, 50% которых пришлось на долю Казахстана, 24 - Узбекистана, 11 - Киргизии, 10,8 - Таджикистана и 4,3% - Туркменистана. По сравнению с 1991-1999 гг. в первом десятилетии 2000-х годов заметно сократился удельный вес мигрантов из Казахстана (с 52,8 до 41,5%) и Таджикистана (с 11,6 до 8,4%) и увеличился - из Узбекистана (с 21,6 до 31,3%) и Киргизии (с 9,9 до 14,3%, что было обусловлено ухудшением экономической и политической ситуации в этих республиках.

Во многом уровень миграционных потерь определялся удельным весом некоренного населения. В 1989-1999 гг. 3/4 нет-то-миграции в Россию («чистого» притока) из стран ЦА обеспечили славяне, в том числе более 2/3 - русские. В конце 1980-х - начале 1990-х годов доля славян среди переселенцев последовательно возрастала, достигнув максимума в 1994 г., а во второй половине десятилетия стала постепенно снижаться. Однако в 1999 г. они по-прежнему составляли почти 2/3 переселявшихся в Россию жителей региона. Только в 1991-1999 гг. население РФ за счет миграции из стран ЦА увеличилось на 3 млн. русских, 243 тыс. украинцев и 30,4 тыс. белорусов. Как следствие, миграционные процессы стали главным фактором, радикально изменившим этноконфессиональную структуру государств ЦА.

Изменение этноконфессиональной структуры

В каждом из государств ЦА трансформация этноконфессио-нальной структуры определялась специфическим сочетанием миграционных и демографических факторов.

В Казахстане такими факторами стали массовая эмиграция «некоренных» этносов, составлявших в конце 1980-х годов более половины населения, и низкий естественный прирост самих казахов. В 1989-1999 гг. население Казахстана под влиянием эмиграции сократилось на 7,7%, численность русских уменьшилась на 26,1, а казахов - увеличилась на 22,9%. Если в 1989 г. в Казахстане проживало 6062 тыс. русских и 6496,9 тыс. казахов, то в 1999 г. число первых сократилось до 4479,6 тыс., а число вторых выросло до 7985 тыс. человек. В итоге удельный вес русских снизился с 37,4 до 30%, а казахов - вырос с 40,1 до 53,4%, в связи с чем они впервые с 1926 г. стали на территории республики этническим большинством. Сокращение численности русского и увеличение титульного населения Казахстана продолжалось и в последующие годы. К 2007 г. количество русских в республике уменьшилось до 3,9 млн. (на 34% по сравнению с 1989), а казахов - увеличилось до 9,3 млн. (на 16,8%), в результате чего доля первых снизилась до 25,5, а доля вторых выросла до 59,8% населения.

Помимо русских депопуляция затронула и другие некоренные этносы Казахстана. К концу 1990-х годов численность украинцев и белорусов сократилась почти на 2/3, а общий удельный вес восточных славян, достигавший в 1989 г. 43,9% населения и превышавший долю титульного этноса, снизился до 34,4%, что привело к потере ими численного превосходства. Еще более значительно уменьшилось количество немцев, сократившееся в 2,7 раза. Если в 1989 г. их насчитывалось 946,9 тыс., то в 1999 г. -всего 353,4 тыс. человек. В итоге удельный вес немцев, активно переселявшихся в ФРГ, снизился с 5,8 до 2,4%, а среди наиболее многочисленных этносов они переместились с третьего на пятое место.

Схожие демографические процессы наблюдались и у других некоренных этносов. В 1989-1999 гг. количество греков снизилось в 3,6 раза, башкир и мордвы - в 1,8, молдаван - в 1,7, болгар -в 1,5, татар, поляков и армян - в 1,3 раза. Сокращение их численности происходило быстрее, чем русских, что было обусловлено ассимиляцией последними части «русскоязычного» населения, а также высоким миграционным оттоком этносов, историческая ро-

дина которых находилась вне постсоветского пространства. Показатели естественного прироста коренных этносов, напротив, оставались высокими. К 1999 г. количество дунган увеличилось на 23,3%, уйгур - на 15,9, узбеков - на 12%. В общей сложности коренное население Казахстана выросло на 22%, а его удельный вес - с 44 до 59,8%.

Аналогичным образом изменилось соотношение этнических групп, исторически исповедовавших христианство и ислам. В 1989 г. на территории Казахстана проживало 7 млн. 640,6 тыс. мусульман и 8258,4 тыс. христиан, составлявших соответственно 47,3 и 51% населения. К концу 1990-х годов основные этно-конфессиональные группы поменялись местами. По данным переписи 1999 г., в стране насчитывалось 9077,8 тыс. мусульман и 5593,2 тыс. христиан, в связи с чем доля первых выросла до 60,7%, а доля вторых снизилась до 37,5%. Если накануне распада СССР среди жителей Казахстана преобладали христиане, что выделяло его на фоне мусульманских республик ЦА, то спустя всего десять лет большинством стали мусульмане.

Оценивая общие результаты трансформации этнодемогра-фической и конфессиональной структуры Казахстана, следует учитывать, что исходные данные Всесоюзной переписи населения 1989 г. в период независимости были скорректированы. Если, по данным Госкомстата СССР, численность населения Казахской ССР в 1989 г. составляла 16 464,5 тыс. человек, то в изданиях Агентства Республики Казахстан по статистике приводится цифра 16 199,2 тыс. человек. В итоге население Казахстана накануне распада СССР «сократилось» на 265,3 тыс. человек (на 1,6%). Однако численность различных этносов «снизилась» при этом неравномерно. Если количество русских и белорусов уменьшилось на 2,6%, украинцев - на 2,3, то казахов - всего на 0,6%. Между тем сопоставление исходных данных переписи 1989 г. и результатов переписи 1999 г. показывает, что население Казахстана сократилось не на 1246,1 тыс., а на 1510,9 тыс. (на 9,2%). Пересмотр итогов переписи в основном был осуществлен за счет славян, число которых к 1999 г. должно было сократиться не на 1977 тыс., а на 2168,4 тыс., в том числе русских - на 1748,4 тыс. «Снижение» количества казахов, напротив, увеличило их итоговый прирост, который составил не 1450 тыс., а 1488,1 тыс. человек. Корректировка данных переписи 1989 г. позволила не только «уменьшить» масштабы депопуляции населения, но и «повысить» долю титульного

этноса, представив этнодемографическую структуру страны в более выгодном свете.

Особенностями этнодемографического развития Киргизии являлись более высокие по сравнению с Казахстаном темпы увеличения коренного и сокращения некоренного населения. В 19891999 гг. количество жителей республики выросло с 4,3 до 4,8 млн. человек (на 13,3%). При этом число киргизов увеличилось на 40,3% (с 2,2 до 3,1 млн. человек), а количество русских сократилось на 34,2% (с 917 до 603 тыс.), в связи с чем доля первых повысилась с 52,4 до 64,9%, а вторых - снизилась с 21,5 до 12,5%. Среди наиболее, многочисленных этносов Киргизской Республики (КР) русские к 1999 г. опустились на третье место, уступив второе узбекам. По данным российского МИД, к 1 января 2007 г. в республике насчитывалось не более 470 тыс. русских (около 9% населения), число которых по сравнению с 1999 г. снизилось на 22%, а по сравнению с. 1989 г. - в 2 раза.

Численность других некоренных этносов сокращалась еще быстрее, чем русских. К концу 1990-х годов количество немцев снизилось почти в 5 раз (со 101,3 до 21,5 тыс.), евреев - в 4 раза (с 5,6 до 1,6 тыс.), белорусов - в 3 раза (с 9,2 до 3,2 тыс.), украинцев - в 2 раза (со 108 до 50,4 тыс.). В меньших масштабах сократилось число татар (с 70,1 до 45,4 тыс.) и азербайджанцев (с 16 до 14 тыс.), которые, по-видимому, оказались более адаптированы к жизни в исламском регионе. Небольшой демографический.; рост наблюдался у корейцев (с 18,4 до 19,8 тыс.), занятых в товарном земледелии и потому сумевших лучше приспособиться к условиям рыночной экономики. Все коренные этносы демонстрировали значительный рост населения, хотя и не столь высокий, как у киргизов. В аналогичных масштабах (на 40,4%) увеличилось лишь количество дунган, которые в силу своей малочисленности (около 52 тыс. человек) не влияли существенно на этническую структуру. У других коренных этносов темпы прироста были заметно ниже. Число уйгур выросло на 26,9% (с 37 до 47 тыс.), таджиков -на 27,2 (с 34 до 43 тыс.), узбеков - на 20,9 (с 550 до 665 тыс.), казахов - на 14,5 (с 37 до 43 тыс.), узбеков - на 20,9 (с 550 до 665 тыс.), казахов - на 14,5% (с 37 до 43 тыс.). Общая численность коренных этносов КР увеличилась с 2,92 до 3,98 млн., а некоренных - сократилась с 1,33 млн. до 846 тыс., в результате чего доля первых выросла с 68,7 до 82,5%, а вторых - снизилась с 31,3 до 17,5%.

Следствием резкого сокращения численности некоренного населения стало значительное увеличение доли мусульман и снижение - христиан. В течение 1989-1999 гг. удельный вес христиан в Киргизии снизился с 26,7 до 14%, или почти в 2 раза, а мусульман вырос с 71 до 84%. Среди христиан, в свою очередь, с 91 до 97% увеличилась доля православных, для которых был характерен менее высокий уровень миграционного оттока. Таким образом, население республики стало гораздо более моноконфессиональным, но при этом заметно возросла однородность и его христианской составляющей. В целом увеличение коренного и сокращение некоренного населения в Киргизии происходило гораздо быстрее, чем в Казахстане, что, по-видимому, было обусловлено более сильным социально-экономическим кризисом, меньшей численностью и не столь длительной адаптацией «европейской» общины. Глубокие перемены в этнической структуре отражало то, что вторым по численности этносом к 1999 г. вместо русских стали сконцентрированные в южных областях узбеки. В итоге межэтнические противоречия все более смещались в область киргизо-узбекских отношений, которые в 1990 г. уже были омрачены кровопролитным ошским конфликтом.

В Таджикистане, пережившем самую длительную и ожесточенную на постсоветском пространстве гражданскую войну, миграционный отток некоренного населения в начале 1990-х годов принял характер лавинообразного бегства. В условиях одного из самых высоких в регионе показателей естественного прироста титульного населения почти полное исчезновение некоренных этносов привело к тому, что Республика Таджикистан (РТ) стала одним из наиболее моноэтничных и моноконфессиональных государств СНГ. В 1989-2000 гг. население Таджикистана увеличилось на 20,3% и достигло 6,1 млн. человек. При этом его рост происходил почти исключительно за счет таджиков, численность которых увеличилась с 3,2 до 4,9 млн. человек (на 54,4%). Если в 1989 г. они составляли 62,3%, то в 2000 г. - уже 79,9% населения РТ. Численность других коренных этносов РТ, как правило, сокращалась. Так, количество узбеков снизилось с 1,2 до 0,9 млн. (на 21,8%), а удельный вес - с 23,5 до 15,3%, казахов - с 11,4 до 0,9 тыс. (в 12,7 раза), туркмен - с 20,5 до 20,3 тыс., среднеазиатских евреев -с 4,9 до 0,02 тыс., и лишь количество киргизов увеличилось с 63,8 до 65,5 тыс. Резкий рост числа арабов (в 52 раза) был связан с тем, что в предыдущих советских переписях они включались в состав других этносов. По тем же причинам в переписи 2000 г. появились

данные о тюркоязычных этнических группах лакайцев (51 тыс.), катаганов (4,9 тыс.), барлосов (3,7 тыс.) и юзов (1,1 тыс.), ранее считавшихся узбеками, и конгратов (15,1 тыс.), которые прежде учитывались как казахи.

Некоренные этносы почти полностью покинули Таджикистан. Численность крымских татар сократилась в 72, евреев -в 48,5, немцев - в 29,7, мордвы - в 18,3, белорусов, чувашей, болгар, украинцев - в 11-14, корейцев, осетин, башкир, поляков -в 7,0-7,9, армян и грузин - в 5-5,7, азербайджанцев, татар, молдаван - в 3-4,5 раза. Количество русских, которые, по данным переписи 1989 г., являлись третьим этносом республики, снизилось в 5,7 раза (с 388,5 до 68,2 тыс.), а удельный вес - с 7,6 до 1,1%. Большинство из них проживало в Душанбе и Согдийской области - единственном регионе Таджикистана, не затронутом в ходе конфликта военными действиями. В целом численность некоренных этносов Таджикистана на протяжении 1989-2000 гг. снизилась с 612 до 104,4 тыс. человек, а их удельный вес - с 12 до 1,7%. Сокращение некоренного населения продолжалось и в последующие годы. По данным российского МИД, к 2007 г. в Таджикистане оставалось 60-65 тыс. «этнических россиян», в том числе не более 50 тыс. русских (менее 1% населения). В итоге сегодня на улицах таджикских городов, по словам корреспондента «Известий», «очень редко можно встретить гражданское "лицо славянской национальности"». Мусульмане в постсоветский период стали едва ли не единственной конфессиональной группой республики. В 1989-2000 гг. их удельный вес вырос с 89,5 до 98,5%, а доля христиан сократилась с 9,6 до 1,2%. В отличие от других стран ЦА, где весомую часть жителей по-прежнему составляли христиане, население Таджикистана стало почти полностью мусульманским.

Трансформация этноконфессиональной структуры Узбекистана происходила более плавно. Эмиграция некоренных этносов первоначально не оказалась здесь столь массовой, что было связано с факторами как позитивными (относительно стабильная политическая и экономическая ситуация), так и негативными (трудности с продажей жилья, получением необходимых документов, прямые административные запреты выезда). Несмотря на быстрый рост численности титульного этноса, на рубеже 1990-2000-х годов в Узбекистане сохранилось многочисленное европейское население, игравшее важную роль в его социально-экономическом развитии. В течение 1989-1999 гг. население Республики Узбекистан под воздействием естественного прироста коренных этносов вы-

росло с 19,8 до 24,1 млн. человек, или на 22%. Изменение численности коренного и некоренного населения в основном определялось демографической динамикой двух самых многочисленных этносов - узбеков и русских, в совокупности составлявших около 80% жителей страны. К 1999 г. количество узбеков увеличилось на 32,5% (с 14,1 до 18,7 млн.), а русских сократилось на 26,9% (с 1,6 до 1,2 млн.), в результате чего доля первых выросла с 71,4 до 77,6%, а доля вторых снизилась с 8,3 до 5%. По данным МИД РФ, к концу 2002 г. в республике оставалось около 1 млн. русских, составлявших около 4% населения. Среди некоренных этносов наиболее резко сократилось число немцев и евреев (в 4,5 раза), за которыми следовали украинцы, татары (в 1,3 раза), армяне (на 11,8%), азербайджанцы (на 6,8%) и корейцы (на 3,3%). К концу 1990-х годов удельный вес большинства из них не превышал 1%, а заметное место в этнической структуре занимали лишь татары (1,3%). Неравномерная убыль некоренных этносов, как и в других странах ЦА, была обусловлена высокой эмиграцией немцев и евреев, а также лучшей адаптацией к новой экономической ситуации корейцев и кавказцев. В целом численность некоренного населения РУ в 1990-е годы снизилась с 2,7 до 1,9 млн. человек, а удельный вес - с 13,4 до 8,1%.

Численность коренных нетитульных этносов росла в 1,5-2 раза медленнее узбеков, а их удельный вес почти не изменился. В 1989-1999 гг. количество каракалпаков увеличилось на 25,7%, таджиков - на 24,7, киргизов - на 23,4, казахов - на 19,7, а туркмен -на 16,4%. В общей сложности коренные этносы к 1999 г. составляли 90,1% жителей республики. Однако данные о численности таджиков часть исследователей считают заниженными. По оценке российского этнолога Ю.Г. Кульчика, количество таджиков в Узбекистане накануне распада СССР в 1,5-2 раза превышало официальные данные (934 тыс.), а в Бухаре и Самарканде они составляли большинство населения По мнению же американского ученого Д. Шоберлайна-Энгела, на улицах Самарканда сегодня чаще звучит таджикская, а не узбекская речь.

Конфессиональная однородность населения в Узбекистане возросла сильнее, чем в Казахстане и Киргизии, где сохранилось многочисленное немусульманское население, но слабее, чем в Таджикистане. В 1989-1999 гг. число мусульман выросло на 29%, а количество христиан сократилось на 28%. В итоге доля мусульман выросла с 86,4 до 91,5%, а доля христиан, по численности которых Узбекистан занимал второе место в регионе после Казах-

стана, снизилась с 9,6 до 5,8%. В целом темпы депопуляции некоренных этносов в Узбекистане оказались ниже, чем в большинстве соседних республик Средней Азии, что объяснялось более стабильной политической и экономической ситуацией.

К наиболее сложным в плане исследования этнодемографи-ческих процессов странам относится Туркменистан. Связано это с проблемой достоверности демографической статистики, возникшей вскоре после распада СССР. Начиная с 1992 г. Госкомстат Туркменистана указывал в своих изданиях завышенную численность населения, которая была воспроизведена в материалах переписи 1995 г. и ряде публикаций Статкомитета СНГ. По оценке С.В. Жукова и О.Б. Резниковой, «приписка» составила примерно 0,4 млн. человек, что резко снизило адекватность всех демографических данных. По данным переписи 1995 г., в Туркменистане, как и других странах ЦА, происходило быстрое увеличение коренного и сокращение некоренного населения. Если общая численность жителей республики в 1989-1995 гг. увеличилась на 26%, то количество туркмен - на 34,1 (с 3,5 до 4,4 млн.), узбеков - на 28,3 (с 317 до 407 тыс.), а белуджей - на 38,4% (с 26 до 36 тыс.). Различия в темпах демографического роста привели к тому, что удельный вес туркмен вырос с 72 до 77%, узбеков - с 9 до 9,2, белуджей - с 0,7 до 0,8%, а незначительное сокращение числа казахов (на 0,8 тыс.) обернулось снижением их доли с 2,5 до 2% населения.

Если следовать данным переписи 1995 г., темпы прироста населения Туркменистана в 1991-1994 гг. увеличились по сравнению с периодом 1989-1991 гг. почти в 2 раза (с 2,5 до 4,65%), что свидетельствовало о беспрецедентном демографическом «взрыве». При этом соответствующий показатель у туркмен вырос с 3,1 до 6%, а у узбеков - с 3,2 до 4,75%. Между тем в Узбекистане, демографическое развитие которого на протяжении 1980-х годов было сопоставимым с Туркменистаном, население в 1990-е годы по-прежнему росло на 2% в год.

Демографическая динамика некоренных этносов в 19891995 гг. была разнонаправленной. Если численность русских, уступивших статус второго этноса республик узбекам, сократилась на 10,5% (с 334 до 299 тыс.), украинцев - на 35,1 (с 35,6 до 23,1 тыс.), татар - на 7,1 (с 39,2 до 36,4 тыс.), то количество армян выросло на 5,7 (с 31,8 до 33,6 тыс.), а азербайджанцев - на 9,6% (с 33,4 до 36,6 тыс.) Однако заметное место в этнической структуре продолжали занимать только русские, удельный вес которых снизился с 9,5 до 6,7%. На долю остальных некоренных этносов к се-

редине 1990-х годов приходилось менее 1% населения. В целом же численность некоренного населения Туркмении в этот период снизилась на 9,6% (с 474 до 429 тыс.), его удельный вес - с 13,5 до 9,7%.

Этническая статистика за более поздний период отсутствует. Единственным ориентиром служит выступление президента С. Ниязова перед Народным советом в феврале 2001 г., в ходе которого он заявил, что туркмены составляют 91%, узбеки - 3, а русские - 2% жителей страны. Исходя из этих данных, численность русских можно оценить примерно в 110 тыс. человек. Аналогичные оценки приводились председателем Совета русских общин Туркмении А. Фоминым (100-120 тыс.), также в документах МИД России (около 100 тыс.). Таким образом, в течение шести лет, прошедших со времени переписи 1995 г., число русских уменьшилось в 2,5-3 раза, что сопоставимо с их эмиграцией из Таджикистана в период гражданской войны.

Количество туркмен на фоне других этносов возросло особенно значительно. По официальным данным, их численность в 1989-2001 гг. увеличилась с 2,5 до 5 млн. человек, или в 2 раза, что превышает все реальные возможности демографического роста. Если в качестве базовых принять ежегодные темпы прироста в 2,5%, характерные для периода 1980-х годов, число туркмен окажется в 1,5 раза ниже и составит около 3,4 млн. То есть они будут самым малочисленным титульным этносом региона, что, видимо, и стало одной из причин завышения их количества. Косвенно об этом говорит сделанное С. Ниязовым в мае 2003 г. заявление о планах переселения в Туркмению 2-3 млн. анатолийских турок, бессмысленное в условиях демографического «взрыва».

В целом к началу 2000-х годов Туркменистан стал одним из наиболее моноэтничных и моноконфессиональных государств региона. На долю титульного этноса приходилось более 3/4, мусульман - более 9/10 жителей республики, а по численности этнических русских Туркменистан занимал предпоследнее место в

Центральной Азии, опережая лишь Таджикистан.

* * *

В течение первых полутора десятилетий после распада СССР изменение этноконфессиональной структуры суверенных государств ЦА характеризовалось увеличением абсолютной и относительной численности коренных, а также сокращением неко-

ренных этносов. При этом темпы прироста титульного населения, как правило, были выше других коренных этносов, а численность русских снижалась медленнее, чем у других групп некоренного населения. Сокращение русского населения в странах региона происходило неравномерно. Если общая численность русских в ЦА на протяжении 1989-1999/2000 гг. снизилась примерно на 29%, то в Казахстане (на 26,1%) и Узбекистане (на 26,9%) она снижалась медленнее, а в Киргизии (на 34,2%), Туркмении (в 2-3 раза) и Таджикистане (в 5,7 раза) значительно быстрее, чем в целом по региону. Темпы сокращения численности европейского населения были выше в странах со сложной политической и социально-экономической ситуацией, и ниже там, где положение было стабильнее.

Однако эмиграция русских из Центральной Азии, будучи массовым явлением, не приняла, за исключением Таджикистана, характера всеобщего бегства. В суверенных государствах региона пока осталось более половины русского населения, проживавшего на их территории к моменту распада СССР. После Украины, где насчитывается около 11 млн. этнических русских, страны ЦА являются для России вторым по значимости демографическим резервуаром зарубежного русского населения (около 5 млн.), большинство которого проживает на территории Казахстана, Киргизии и Узбекистана.

Существенно различались и темпы прироста титульных этносов. Если количество казахов увеличилось на 22,9%, то узбеков -на 32,5, туркмен - на 34,1, киргизов - на 40,3, а таджиков - на 54,4%. То есть численность среднеазиатских этносов росла в 1,42,4 раза быстрее, чем численность казахов, что вело к дальнейшему усилению аграрного перенаселения и смещению демографического «центра тяжести» на юг региона. В обшей сложности удельный вес коренного населения ЦА к началу 2000-х годов вырос с 69,6 до 81,2%, а некоренного - снизился с 28,6 до 17,3%, или в 1,7 раза.

Одновременно с сокращением европейского населения повсеместно наблюдался быстрый демографический рост самого многочисленного народа региона - узбеков. После распада СССР узбеки стали вторым по численности этносом в Киргизии и Туркмении, опередив русских. На рубеже 1990-2000-х годов в Казахстане их насчитывалось 370,7 тыс., в Киргизии - 665 тыс., в Туркмении - около 400 тыс., а в Таджикистане - 936,7 тыс. При этом реальная численность узбеков, как правило проживавших в при-

граничных районах и представлявших, с точки зрения соседних государств, реальную опасность этнического сепаратизма, была значительно выше официально заявленной.

Суммируя общие итоги этнодемографического развития суверенных государств ЦА, следует отметить, что их население стало значительно более моноэтничным и моноконфессиональным. К середине первого десятилетия 2000-х годов на долю титульного этноса приходилось более 1/2 населения Казахстана, 2/3 - Киргизии и более 3/4 Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана. Еще выше был удельный вес мусульман, составлявших более 60% жителей Казахстана, 80 - Киргизии и 90% - других государств ЦА. Вследствие сокращения удельного веса европейского населения этноконфессиональный облик региона приобретал все более «азиатские» и мусульманские черты, что делало его типологически похожим на соседние страны Среднего Востока.

«Восток (Опет)», М., 2011 г., № 5, с. 48-114.

Александр Алексеенко,

доктор исторических наук (Казахстан) КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Этнодемографическим итогом существования Казахстана в составе Российской империи, а позднее - СССР стало количественное превосходство русских (прежде всего) в составе населения республики. Строительство независимости на таком фундаменте было объективно чревато негативными для суверенитета последствиями. Особую актуальность в связи с этим приобретает задача исправления этнических диспропорций прошлого. В 90-е годы XX в. результат достигался уменьшением численности европейских народов вследствие эмиграции. Стабилизация социально-экономической ситуации в первое десятилетие XXI в. привела к существенному сокращению эмиграционных потоков. На новом этапе активизируется политика репатриации этнических казахов (так называемых оралманов). Для их привлечения на историческую родину принимается ряд поощрительных мер (экономических, социальных, правовых и т. п.). В результате численность казахов в составе населения приближается в настоящее время к 70%-ной отметке. В то же время ставка на количественные показатели оставила без достаточного внимания иные проблемы. Основ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.