Научная статья на тему 'Взаимоотношения Киргизии с республиками постсоветской Центральной Азии'

Взаимоотношения Киргизии с республиками постсоветской Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
366
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения Киргизии с республиками постсоветской Центральной Азии»

полагают, что «в обществе действует лишь один закон - сила денег»).

Иными словами, модернизация в Казахстане осуществляется «сверху», в формате и границах стереотипов «традиционного толка».

«Феномен модернизации и его отражение в сознании субэлитарных групп: Социокультурный аспект», Новосибирск, 2009 г., с. 117-123.

Андрей Большаков,

кандидат социологических наук

(Казанский государственный университет) ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КИРГИЗИИ С РЕСПУБЛИКАМИ ПОСТСОВЕТСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Большинство постсоветских стран проводит в последние несколько лет ярко выраженную многовекторную внешнюю политику, целостной пророссийской ориентации не существует в полной мере ни в одном государстве постсоветского пространства. Не является исключением в этом плане и Киргизия. Кроме того, экономическое положение Киргизской Республики настолько бедственно, что геополитические игры элиты являются едва ли не единственным способом эффективного пополнения бюджета. Экономика республики просто не может отказываться от финансовой помощи великих держав и международных организаций.

Киргизия в большой степени зависит от более сильных соседей, стремящихся играть по отношению к маленькой стране роль «старших братьев» (исключение составляет только Таджикистан). Север Киргизстана тесно связан с Казахстаном и Китаем. На юге роль главных партнеров играют соседние области Узбекистана и Таджикистана. Границы с этими странами делят Ферганскую долину наподобие средневековой Германии. Киргизстан вынужден лавировать между интересами данных стран, периодически заявляя о стратегическом партнерстве то с Россией, то с США, то со странами Европейского союза. Показательным в этой связи является наличие авиабазы «Манас» на территории Киргизстана. Сама авиационная база - это комплекс различных геополитических проблем.

Во-первых, столкновение интересов разных ведомств США, России и Китая. Во-вторых, проблема Афганистана, которую необходимо решать. В-третьих, интересы стран, расположенных к югу от Киргизстана, которые понимают, что в Киргизской Республике существует иностранная авиабаза, которая может быть рассмотрена как потенциальная угроза. Весь этот комплекс проблем сопряжен с реальными национальными интересами Киргизстана.

Основными донорами Киргизстана являются Россия, США, Китай, Германия, Великобритания, Турция, Швейцария и Япония, а также Азиатский банк развития, Исламский банк развития, Всемирный банк и Программа развития ООН. Ни одна страна современного мира пока не в состоянии полностью обеспечивать все необходимые для Киргизстана финансовые вливания в одиночку, а потому лавирование киргизского истеблишмента в лабиринтах современной геополитики будет продолжаться.

Особую роль в развитии современной Киргизии играют ее взаимоотношения с центральноазиатскими странами. Интеграция в постсоветской Центральной Азии отсутствует, существует кооперация и взаимодействие ряда международных игроков. Структура экономики и номенклатура товаров большинства стран региона идентичны, поэтому интеграция объективно заменена конкуренцией. Казахстан - это 65% всей региональной экономики. Исходя из своего экономического потенциала, Казахстан претендует на роль лидера в Центральной Азии. Энергетика не является фактором интеграции в Центральной Азии.

Киргизстан и Казахстан. Данные страны связаны особыми культурными и историческими узами. Духовная и языковая близость киргизского и казахского народов являются общепризнанным фактом. Две страны активно сотрудничают в рамках таких международных организаций, как СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС. Если не считать проблем, возникающих из-за регулирования стока Сыр-дарьи, киргизско-казахские отношения в эпоху А. Акаева развивались почти без конфликтов. Казахи были представлены в элите Киргизстана. В 90-х годах XX в. страны договорились о возвращении всех земель, арендованных в советский период. К 2001 г. была в основном завершена демаркация между двумя государствами. В январе 2000 г. Киргизстан и Казахстан подписали договор о совместном использовании воды рек Чу и Талас. Несмотря на то что свергнутый в результате политической революции 2005 г. А. Акаев бежал сначала в Казахстан, отношения между двумя странами не

стали кризисными. В декабре 2005 г. на встрече премьер-министров двух стран было подтверждено право собственности Казахстана на несколько объектов около озера Иссык-Куль, принадлежавших Казахской ССР до 1991 г. Удалось договориться об упрощенном порядке трудовой миграции из Киргизстана в Казахстан; было образовано совместное предприятие «Казкыргаз», создание которого сняло угрозу необеспечения Киргизстана узбекским газом зимой. В 2007-2008 гг. значительно возросли инвестиции Казахстана в экономику Киргизстана. Известно, что казахские компании примут участие в тендере по осуществлению крупного инвестиционного проекта - строительства ГЭС «Камба-рата-1». Активно развивается гуманитарное сотрудничество между странами, был проведен Форум интеллигенции двух стран, до 100 человек увеличилась квота мест в вузах Казахстана.

Однако киргизско-казахские отношения далеки от идеальных. Казахские власти ужесточают меры в отношении киргизских граждан, проезжающих по территории соседей. Так, например, дорога из Таласской области Киргизстана пролегает через территорию Казахстана. Пассажиры-киргизы ежедневно подвергаются унизительным проверкам на пограничных постах Казахстана.

Киргизстан и Таджикистан. Киргизская Республика и Таджикистан являются партнерами по ряду постсоветских международных региональных организаций (СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ), активно взаимодействуют в рамках ШОС, официальные переговоры и встречи представителей двух стран проходят в дружественной обстановке и служат укреплению дипломатических, торгово-экономических, культурных и гуманитарных контактов между странами. По ряду экономических, военно-технических и геополитических параметров обе страны являются слабейшими в регионе Центральной Азии. Их экономики конкурируют друг с другом, основные миграционные потоки из этих стран устремлены, прежде всего, в Россию, хотя многочисленные диаспоры киргизов и таджиков существуют и в других странах СНГ. Ситуация в Таджикистане напрямую связана с перманентной гражданской войной в Афганистане. Политические элиты Киргизстана и Таджикистана стремятся выйти из ореола «несостоявшихся государств», доказать свое экономическое и военное превосходство друг другу, занять более-менее устойчивые позиции. Географические параметры двух стран, наличие ограниченности или неравномерности в распределении природных ресурсов подстегивают часть населения на экс-

пансию с последующим освоением соседних территорий. Так, Таджикистан при наличии территории в 143,1 тыс. кв. км (из которых 93% - горная местность) имеет более 7 млн. человек населения (плотность населения более 45 человек на 1 кв. км). В свою очередь, Киргизстан имеет 198,5 тыс. кв. км территории с населением около 5 млн. человек (плотность 25 человек на 1 кв. км).

Список взаимных претензий Киргизстана и Таджикистана начинают земельно-территориальные участки на спорных приграничных территориях, преимущественно в Баткенской области Кир-гизстана, где на границе с Таджикистаном остаются около 70 спорных участков. В Киргизстане находится таджикский анклав Ворух, административно относящийся к Исфаринскому району Согдийской области Таджикистана. На территории площадью около 130 тыс. кв. км проживают более 20 тыс. человек, 95% которых являются таджиками, а 5% - киргизами. С каждым годом ожесточенное противостояние между жителями приграничных районов двух стран заканчивается попытками их правительств хоть как-то урегулировать ситуацию. Однако все безуспешно, так как Киргизстан и Таджикистан не могут прийти к общему согласию по вопросу определения принадлежности спорных приграничных участков. Важно отметить, что Киргизстан и Таджикистан уже имеют горький опыт длительного конфликта, в основе которого лежит застарелый спор вокруг земельно-водных ресурсов. С 80-х годов XX в. имели место серьезные столкновения между таджиками и киргизами, например в селениях Ворухе-Танги (1982) и Матче-Актатыре (1988). Безрезультатные попытки урегулировать противоречия, в ходе которых выдвигались различные требования, вплоть до передачи спорных земель Таджикистану, привели к новой эскалации напряженности (1989-1991), угрожая перерастанием в открытый двусторонний конфликт. В 1998 г. на территории Баткенского района отмечались новые столкновения из-за распределения воды.

За последние два-три года произошли аналогичные приграничные столкновения, преимущественно в весенне-полевой сезон. Нашумевший случай произошел в марте 2008 г. в Баткенской области, когда более 150 таджикских граждан во главе с руководителем администрации Исфаринского района вторглись на территорию Киргизстана и с помощью экскаватора попытались разрушить дамбу на канале, препятствовавшую поступлению поливной воды на таджикскую территорию. При неблагоприятном развитии событий подобные «малые конфликты» могут привести к применению

вооруженной силы. В условиях участившихся беспорядков на пограничных территориях и конфликтов при определении принадлежности земельных участков, водных спорах и др. любые односторонние действия со стороны Таджикистана или Киргизстана без учета мнения друг друга могут привести к межэтническим конфликтам. Представляется, что подобное развитие событий не входит в интересы правящих элит двух государств, которые постараются решить спорные вопросы в рамках региональных организаций или при посредничестве России.

Киргизстан и Туркмения. Киргизская Республика и Туркмения представляют собой своеобразные полюса в плане общественно-политической открытости. Киргизстан можно смело называть наиболее открытой страной региона Центральной Азии, Туркмения является самым закрытым государством Центральной Азии и всего постсоветского пространства. Противоречия военного и геополитического характера практически отсутствуют во взаимоотношениях двух стран, но разные модели экономического и политического развития способствовали настороженному отношению к действиям друг друга на протяжении большей части постсоветского периода. Политические изменения, которые произошли в Туркмении за последние несколько лет, позволили руководству Киргиз-стана наладить более конструктивные взаимоотношения с данным государством в экономической сфере. Культурно-гуманитарное, торгово-экономическое сотрудничество двух стран стало развиваться в последнее время более интенсивно, удалось наладить взаимодействие в области развития туризма. Китай заинтересован импортировать природный газ из Туркмении по киргизской территории, а не через Казахстан, и готов инвестировать в этот проект. Киргизия, которая, как и Казахстан, имеет общую границу с Китаем, полностью зависит от единственного источника поставок газа -Узбекистана - и хочет диверсифицировать импорт. Киргизия, Таджикистан и Туркмения подписали рамочную конвенцию об охране окружающей среды. Это стало одним из итогов многолетней работы Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию Международного фонда спасения Арала. Конвенция «предполагает единые требования в сфере осуществления природоохранной деятельности для всех стран Центральной Азии». Особое внимание в документе отведено научно-техническому сотрудничеству в решении экологических проблем и выработке совместных действий по

сохранению биологического разнообразия. Разработана и принята схема сотрудничества в чрезвычайных экологических ситуациях.

Киргизстан и Узбекистан. Отношения между двумя государствами на дипломатическом уровне носят преимущественно дружеский и взаимовыгодный характер. Известно, что в 1998 г. Киргизстан, Узбекистан и Казахстан подписали соглашение «О вечной дружбе и сотрудничестве», которое в определенной степени способствовало решению общих центральноазиатских проблем: региональной безопасности, противодействию терроризму и экстремизму, социальному развитию. Регулярно встречались президенты и премьер-министры трех стран, но реального экономического сближения не происходило. После приостановки Узбекистаном в 2008 г. своего участия в Евразийском экономическом сообществе, обе страны остались членами влиятельных региональных организаций ШОС, СНГ и ОДКБ. Сотрудничество Киргизста-на и Узбекистана получило новый импульс после прихода к власти К. Бакиева. Две страны договорились о налаживании тесного взаимодействия в деятельности пограничных, таможенных служб и служб безопасности в целях усиления контроля за государственной границей. Основной акцент в межгосударственных переговорах был сделан на вопросы дальнейшего расширения торгово-экономического сотрудничества, в частности эффективного использования транспортных коммуникаций и водно-энергетических ресурсов. Взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество Киргизстана и Узбекистана упорядочивается подписанными соглашениями о свободной торговле, стимулировании и защите инвестиций, избежании двойного налогообложения и другими важными двусторонними документами.

При этом события еще советского периода в Оше (киргизо-узбекский этнический конфликт 1990 г.), фактор проживания значительной общины узбеков на юге Киргизстана и сравнительно небольшого числа киргизов в Узбекистане в значительной степени осложняют двусторонние отношения. Реализация прав этнических меньшинств (узбекского, киргизского) является основой не только двусторонних соглашений, но и стабильности в Центрально-Азиатском регионе в целом.

* * *

Киргизская Республика поддерживает дипломатические, военно-технические, торгово-экономические, культурные и гума-

нитарные отношения с большим количеством стран в других регионах. Но именно великие державы и государства Центрально-Азиатского региона определяют основные тенденции внутреннего и внешнего развития Киргизской Республики. За последний год, лавируя между Россией и США, Киргизстан добился многого: сумел оставить военную базу антитеррористических сил в стране, более чем в три раза увеличил доход от ее пребывания, добился списания внешнего долга России, получил российский грант, а также часть кредита на льготных условиях. При всем этом руководство Киргизии сохранило возможность дальнейшего торга вокруг авиабазы. Ведь договор о присутствии натовских военных заключается на год с возможностью продления или непродления, если какая-нибудь другая заинтересованная страна, например Россия, пожелает сделать киргизским властям более выгодное предложение. Киргизстану в рамках современных реалий Центральной Азии объективно необходимо тесное сближение с Россией. Соседи Кир-гизстана - Казахстан, Таджикистан, Узбекистан - постоянно ужесточают пограничные претензии к республике. Противостоять более сильным в экономическом и военном отношении странам, которые предъявляют жесткие территориальные ультиматумы, возможно только в союзе с Российской Федерацией.

«Цивилизация и государство на Востоке», М., 2009 г., с. 23-44.

Елена Ионова,

кандидат исторических наук (ИМЭМО РАН)

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ТУРКМЕНИИ

Доминантой сотрудничества России и Туркмении остается экспорт туркменского газа в РФ. В течение 2008 г. шел активный диалог на высшем уровне: в сентябре и декабре состоялись два рабочих визита Д. Медведева в Ашхабад, в марте и ноябре -Г. Бердымухаммедова в Москву. Кроме того, переговоры на высшем уровне происходили и во время встреч в рамках саммитов СНГ. Они касались поиска решений спорных вопросов (в первую очередь, это относилось к вопросам об объемах и цене закупаемого РФ туркменского газа), а также определения новых направлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.