Научная статья на тему 'Межэтнические и межкультурные конфликты «Турист-местное население» и их роль в процессах негативизации национального образа России'

Межэтнические и межкультурные конфликты «Турист-местное население» и их роль в процессах негативизации национального образа России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2252
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТ / КОНФЛИКТ / МЕСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ЭТНОС / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / TOURIST / CONFLICT / LOCAL POPULATION / AUTHORITIES / ETHNOS / THE CULTUROLOGICAL APPROACH / NATIONAL IMAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антонюк Екатерина Юрьевна

В данной статье на конкретных примерах рассматриваются конфликтные ситуации, возникающие у туристов в процессе путешествий. Предлагается авторская типология конфликтов в туристской сфере, анализируются причины их возникновения, а также последствия для всех их участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interethnic and cross-cultural conflicts between tourists and local population and their role in the processes of shaping of the negative image of Russia

The article considers the concrete examples of the tourists’ conflict situations taking place during tourists’ travels. The author suggests an original typology of conflicts in the tourism sphere. The reasons of the conflicts and consequences for all the conflicts participants are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Межэтнические и межкультурные конфликты «Турист-местное население» и их роль в процессах негативизации национального образа России»

УДК 316.34/.35

Антонюк Екатерина Юрьевна

старший преподаватель кафедры

английского языка

Поволжского института управления

имени П.А. Столыпина -

филиала Российской академии народного

хозяйства и государственной службы

dom-hors@mail.ru

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОНФЛИКТЫ «ТУРИСТ-МЕСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ»

И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССАХ НЕГАТИВИЗАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА РОССИИ

Аннотация:

В данной статье на конкретных примерах рассматриваются конфликтные ситуации, возникающие у туристов в процессе путешествий. Предлагается авторская типология конфликтов в туристской сфере, анализируются причины их возникновения, а также последствия для всех их участников.

Ключевые слова:

турист, конфликт, местное население, органы власти, этнос, культурологический подход, национальный образ.

Antonyuk Ekaterina Yuryevna

Senior Lecturer of the English Language Chair, Stolypin Volga Region Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration dom-hors@mail.ru

INTERETHNIC AND CROSS-CULTURAL CONFLICTS BETWEEN TOURISTS AND LOCAL POPULATION AND THEIR ROLE IN THE PROCESSES OF SHAPING OF THE NEGATIVE IMAGE OF RUSSIA

The summary:

The article considers the concrete examples of the tourists’ conflict situations taking place during tourists’ travels. The author suggests an original typology of conflicts in the tourism sphere. The reasons of the conflicts and consequences for all the conflicts participants are analyzed in the article.

Keywords:

tourist, conflict, local population, authorities, ethnos, the culturological approach, national image.

Туризм является одной из наиболее конфликтных отраслей мировой и национальной экономик. Туристский бизнес на протяжении последних десятилетий сотрясают информационные сообщения о происходящих в зарубежных странах с завидной регулярностью конфликтах туристов с местным населением. Причем практически в половине случаев такие конфликты возникают в связи с поведением и деятельностью российских туристов и носят деструктивный характер, усугубляя отношения между Россией и основными туристскими державами мира, негативно влияя на сформировавшийся национальный образ страны в зарубежных СМИ.

Говоря о природе конфликтов, А.Н. Новгородцева указывает на то, что первые конфликтные ситуации и противоречия могут возникать в процессе приобретения человеком роли туриста. Основное из них - это противоречие между различными возможностями осуществления досуга и проведения свободного времени. С одной стороны, это будет внутриличностный конфликт, связанный с проблемами ценностных ориентаций, установок и интересов, но с другой -в данной ситуации прослеживается и связь с социальным окружением и процессами конструирования своей идентичности [1].

Автор обращается к противоречиям и возможным конфликтным ситуациям, которые могут возникать у туриста в процессе осуществления поездки, когда человек уже реализует выбранную им соответствующею роль. В этом случае может возникать первое противоречие - между имеющимися у человека представлениями о себе как субъекте социального взаимодействия и ситуациями изменения этих представлений в необычной сфере деятельности - туристской. В этой ситуации возникает противоречие на различных уровнях, как несовпадение ролей, статуса, потребностей, ожиданий туристов и т.д., что и приводит к возникновению конфликта.

Второе противоречие возникает с вхождением туриста в определенное сообщество - туристскую группу, которая будет на протяжении всей поездки сопровождать туриста. В этом случае турист вовлекается в определенные условия коллективного взаимодействия. Такое противоречие в своей реализации связано с двумя важными психокультурными эффектами: эффектом компаньона и эффектом стадности, когда наиболее ведомые туристы, сами того не желая,

вовлекаются в орбиту конфликтов с местными населением, несут ответственность как организаторы и участники.

Третье противоречие возникает в ситуации наличия формального лидера - организатора, то есть представителя турфирмы или гида, сопровождающего всю поездку определенную группу. Это противоречие или конфликтные ситуации могут быть как в индивидуальном плане, так и с группой в целом. Формальный лидер в данном случае должен работать в направлении предупреждения и скорейшего разрешения конфликтов, от степени психологического и социокультурного единства с группой зависит и эффективность вышеуказанных действий.

И, наконец, четвертое противоречие или возможные конфликтные ситуации могут возникать между туристами и местным населением. В данном случае, с одной стороны, важно отметить и вопросы культурной идентичности и культурных традиций и стереотипов, истории взаимодействия различных народов (например, народа данного местного населения в частности с русскими). И с другой стороны, важно понимать, что на культурные аспекты всегда накладываются вопросы политики, экономики.

Важное значение имеет также и типология конфликтов по их составу, а также по инициаторам. Так, по составу конфликты бывают следующих разновидностей: 1) «турист-местное население»; 2) «турист-местное население-органы власти»; 3) «турист-органы власти»; 4) «турист-турист»; 5) «турист-турист-органы власти»; 6) «турист-турист-органы власти-местное население». То есть, из представленной типологии видно, что в конфликты, связанные с российскими туристами, могут быть вовлечены четыре стороны, которые могут являться их инициаторами: а) российские туристы; б) иностранные туристы; в) местное население; г) органы власти.

В.Э. Гордин и М.В. Матецкая сужают степень вовлеченности туристов в конфликтную среду и указывают на то, что конфликты возникают чаще всего между: федеральными и региональными органами государственного управления; политическими (краткосрочными) и профессиональными (административными) целями местных органов управления; различными ведомствами, комитетами на федеральном и региональном уровнях управления; общественным и частным секторами экономики; местным рынком туризма и международными операторами; населением и местной администрацией; внутри местного сообщества (различные субкультурные группы); между жителями и туристами [2].

Важно указать на необходимость выделения причин возникновения конфликтов, инициированных местным населением не по вине российских туристов.

Так, местное население вступает в конфликты с российскими туристами по: а) мотивам религиозной вражды и ненависти; б) мотивам личной неприязни; в) межнациональным мотивам; г) разногласиям в вопросах внешней политики государств; д) причине повышенного внимания местных мужчин к российским женщинам; е) мотивам, связанным с совершением преступных деяний (кражи, грабежи, насилие); ж) причинам, связанным с расточительным и показным потреблением российских туристов.

Одним из наиболее радикальных межэтнических и межрелигиозных конфликтов, стал конфликт между российскими туристами и местным населением Турции в высокий сезон 2010 г. Так, на фоне разгорающегося турецко-израильского конфликта в небольших турецких городах наметилось изменение отношения местного населения ко всем туристам-немусульманам. При этом наиболее характерным агрессивное поведение местных жителей стало для малых городов Турции, посещаемых российскими туристами в ходе экскурсий.

Конфликты, возникающие между местным населением Турции и российскими туристами далеко не редкость, что объясняется целым рядом причин. Во-первых, между российским и турецким этносами чрезвычайно велики межкультурные различия, связанные, в первую очередь, с религиозной составляющей (извечное противостояние христианства и мусульманства). Во-вторых, практически в половине случаев конфликты возникают по причине несоблюдения российскими туристами установленных правил поведения в обществе. Так, участились случаи повышенного внимания русских к местным женщинам, отмечаются также и вольности туристов в отношении одежды, поведения в культовых сооружениях. В-третьих, основная масса проблем связана также и с менталитетом российских туристов, желающих за свои деньги «отдохнуть с размахом».

В том же 2010 г. развернулся серьезный конфликт, также возникший между российскими туристами и местными жителями Гоа. Суть его заключалась в том, что российские туристы с просроченными визами нелегально оставались на территории штата и затем активно включались в предпринимательскую деятельность, связанную с обслуживанием иностранных туристов. Некоторые жители Гоа выдвинули требование о выставлении нелегальных мигрантов из штата, а также о запрете русским заниматься бизнесом, связанным с привлечением и обслуживанием туристов.

Проблема нелегальной миграции весьма характерна для российского туризма. Свидетельством этому служит недавний пример, когда туристка из России решила остаться в понравившейся ей Греции и заняться там бизнесом (работа в ресторане гостиничного комплекса). Естественно, что местные правоохранительные органы вычислили ее с просроченной визой, сделали всевозможные отметки о нарушении визового режима, а затем депортировали из страны. Такие случаи происходят практически повсеместно и иногда приводят к серьезным социокультурным последствиям - разгулу преступности, формированию кланов, «русской мафии», асоциальным деяниям (проституции, алкоголизму, наркомании и т.д.).

Интересен опыт восприятия российских туристов на одном из фешенебельных курортов Франции - Куршевеле. Негативное впечатление французов от русских туристов связано, прежде всего, с их эпатажным, неприличным и расточительным поведением. Несмотря на то, что русские туристы оставляют много денег в ресторанах и туристских комплексах, дают колоссальные чаевые, ни один француз не остановится в отеле в номере, соседствующим с номером, занимаемым туристами из России. В обиход работников индустрии гостеприимства Куршевеля вошел термин «русские сезоны», то есть моменты, связанные с максимальным наплывом русских туристов на курорт.

Исходя из всего сказанного, можно говорить о том, что в процессе освоения туристского региона или страны с российскими туристами в контакт или конфликт вступают четыре культуры: культура своей страны; культура отдыха (стиль жизни и нормы поведения российских туристов во время отдыха); культура местных жителей и культура гостеприимства и сервиса. Все они взаимодействуют друг с другом, взаимопроникают друг в друга.

Степень влияния туризма на культуру местных жителей зависит от различных факторов, основным из которых является возможность самоопределения местных жителей и их открытость к воздействиям извне.

Максимально открытая культура местного населения наиболее подвержена изменениям, процессам ассимиляции, и в дальнейшем она утрачивает свое значение, а молодые поколения приспосабливаются к культуре, привносимой туристами. Так возникают эффект идентификации (внутренняя передача составляющих чужой культуры) и эффект имитации (внешнее подражание отдельных видов поведения и элементов повседневной культуры).

При высокой степени открытости культуры местного населения, но невысокой степени гибкости в принятии чужой, происходит постепенное изменение местной культуры, внедрение в нее чужих элементов. Происходит медленная ассимиляция местной культуры культурой пришлой.

В стране, где местное население имеет культуру высокой зрелости, способную противостоять влиянию привносимой иностранными туристами, существует наибольшая вероятность возникновения конфликтов в разных сферах - социокультурной, экономической, экологической, политической, семейно-бытовой.

В процессе развития туристского региона местное население испытывает различные фазы восприятия инокультуры. На первой фазе она внедряется или имитируется, в случае утверждения или потери собственной идентичности происходит отказ от собственной культуры или значительная ее стилизация. Только на этапе зрелости в развитии туристского региона удается на фоне инокультуры, определить собственную идентичность и прийти к новому осознанию местной культуры. Это позволяет говорить о необходимости соблюдения в сфере гостеприимства как минимум духовной дистанции, дабе не допустить влияния чужой культуры на местную.

Итак, туристский бизнес является наиболее оптимальной средой для развития конфликтов между различными участниками туристского рынка - туристами, органами власти, местным населением. Наибольшей степенью выраженности как по характеру, так и по последствиям, отличаются конфликты типа «турист-местное население». К основным причинам таких конфликтов относятся межэтнические, межкультурные, религиозные, языковые и предпринимательские.

Анализ большинства наиболее громких конфликтов с участием российских туристов позволяет говорить об их негативном влиянии на национальный образ России, так как туристы выступают своего рода его провайдером в ходе осуществления туристских поездок.

Ссылки:

1. Новгородцева А.Н. Конфликты и противоречия в туристской деятельности // Ломоносов-2007: материалы молодежной науч. конф. М., 2007.

2. Гордин В.Э., Матецкая М.В. Культурный туризм как стратегия развития города: поиск компромиссов между интересами местного населения и туристов // Многомерность культурного пространства: материалы научнопрактического форума. СПб., 2009. С. 109-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.