Научная статья на тему 'Межэтническая агрессия как актуальный феномен современного общества'

Межэтническая агрессия как актуальный феномен современного общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
509
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / ЭТНОС / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Таймударов Арсен Юсупович

В статье даются понятия ключевых категорий и раскрываются предполагаемые причины возникновения межэтнической агрессии, а также пути, которые способствуют предупреждению агрессивного поведения в межэтнических взаимоотношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC AGGRESSION AS TOPICAL PHENOMENON OF MODERN SOCIETY

The article defines key categories and revealed the alleged causes of the ethnic aggression, as well as ways that contribute to the prevention of aggressive behavior in inter-ethnic relations.

Текст научной работы на тему «Межэтническая агрессия как актуальный феномен современного общества»

5.4. МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Таймударов Арсен Юсупович, слушатель. Место учебы: Академия управления МВД России. E-mail: taimudarov@mail.ru

Аннотация: В статье даются понятия ключевых категорий и раскрываются предполагаемые причины возникновения межэтнической агрессии, а также пути, которые способствуют предупреждению агрессивного поведения в межэтнических взаимоотношениях.

Ключевые слова: агрессия, этнос, межэтническая агрессия.

ETHNIC AGGRESSION AS TOPICAL PHENOMENON OF MODERN SOCIETY

Taymudarov Arsen Yusupovich, student. Place of study: Management Academy of MIA Russia. E-mail: taimudarov@mail.ru

Annotation: The article defines key categories and revealed the alleged causes of the ethnic aggression, as well as ways that contribute to the prevention of aggressive behavior in inter-ethnic relations. Keywords: aggression, ethnicity, ethnic aggression.

В настоящее время проблема этнической агрессии является одной из популярных тем для обсуждения в различных слоях современного общества. Этническим конфликтам посвящено большое количество публикаций и выступлений. Проводятся семинары, симпозиумы и международные конференции, посвящённые проблеме агрессии и конфликтов. Изучение данного феномена является не модой, а реакцией ученых и специалистов различных отраслей науки на существующие проблемы, так как наше государство является многонациональным и многоэтническим.

По результатам переписи населения в России в 2010 году в очередной раз подтвердилось, что Российская Федерация входит в число самых многонациональных государств мира. В настоящий момент на территории Российской Федерации проживает более 182 наций, народов, этносов, этнических групп. Но нации и народности в Российской Федерации не проживают в строго отведенных для них географических или административных границах. В соответствии с Конституцией Российской Федерации принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., Россия является свободной демократической страной, где каждому гражданину дано право свободного передвижения и выбора места жительства на территории государства. Следовательно, любой гражданин, не зависимо от этнопроисхож-дения, свободно может выбирать себе не только место жительства, но и место работы, а также имеет полное право становиться членом любого трудового коллектива на территории России.

Проблема конфликта в многоэтническом коллективе представляет собой очень важную социальную и психологическую проблему. Такие коллективы могут существовать и развиваться только тогда, когда основные психологические процессы, происходящие в них, контролируются, достаточно стабильны и не нарушена социальная справедливость. В месте с тем, в таких коллективах могут сохранятся предпосылки для возникновения межэтнической агрессии, так как предста-

витель любого этноса несет в себе историю, культуру, обычаи, традиции, язык и нравы своего этноса, пося-гание на которые, представителем другого этноса, может вести к межэтнической агрессии.

Любая научная работа, обязывает автора дать определение рассматриваемому феномену для того, чтобы понять те аспекты, которым посвящено исследование. Изучая феномен «межэтническая агрессия», необходимо обратиться к сути этого понятия. В средствах массовой информации: в газетах, на телевидении, в различных публикациях глобальной сети «Интернет», авторы дают различные определения феномену «межэтническая агрессия». Эти различия зависят от того насколько глубоко они понимают сущностные проблемы взаимоотношений между различными этносами, их культуру, обычаи, традиции и мировоззрение.

В сети «Интернет» в одной из статей посвященной «этнической агрессии» данный феномен описывается как совершение противоправных действий (бездействий), в отношении лиц постоянно проживающих на своей этнотерритории, лицами иного этноса, прибывшими из другого региона [10]. В данной статье автор подчеркивает некую дискриминацию «русской нации» другими этносами, при этом не указан предмет конфликта.

Вместо с тем, прежде чем отнести правонарушение или преступление совершенное представителем одного этноса в отношении другого, к категории межэтнического, считаем необходимым более основательно изучить все причины и условия зарождения подобных конфликтов. Зачастую источником агрессии индивидов разных этносов в отношении друг к другу являются обыденные жизненные проблемы, а не оскорбление этнических ценностей.

Изучая публикации можно столкнуться и с другими мнениями. Так, описывая проблемы, с которыми в настоящее время столкнулось население России, в частности проблемой иммиграции населения из бывших Советских Республик, авторы считают, что межэтническая агрессия - это некое ущемление русского населения на территории России, путем заселения и захвата их территорий. С данным пониманием феномена «межэтническая агрессия» трудно согласиться. Так, причиной заселения территории России иммигрантами, на мой взгляд, является то, что сами коренные граждане нуждаются в услугах иммигрантов. Говоря простым языком, не хотят трудится в отдельных отраслях промышленного производства, строительстве, сельском хозяйстве, сфере услуг.

При изучении феномена «межэтническая агрессия» мы сталкиваемся с двумя направления психологического анализа: психология агрессии и этническая психология.

Как актуальный феномен агрессия давно является предметом исследования представителей разных научных направлений и имеет множество различных определений.

Так, Э. Фромм по этому поводу заметил, что агрессия — «коллекция хлама, куда мы сваливаем многие психологические механизмы, о которых мы не знаем, как их анализировать или даже точно назвать, либо такие, анализ и наименование которых нас не интересует» [7].

В словарях можно проследить изменения понятия «агрессия» в различные периоды времени. В толковом словаре современного русского языка под редакцией С.И. Ожегова, «агрессия» трактуется как «открытая неприязнь, вызывающая враждебность» [4]. В словаре

1-2016

Пробелы в российском законодательстве

французского языка Поля Роберта «агрессия» рассматривается как «нападение на индивида с использованием силы» [11]. В Оксфордском словаре английского языка, «агрессия» раскрывается как «чувство ненависти и гнева, выраженные в угрозах и в насилии» [12].

В психологическом словаре под общей редакцией Л. А. Карпенко, А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, изданном в 1990 году, дается следующее определение феномену: «агрессия - (от латинского аggredi - нападать) - индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей» [5].

Различными авторами предложено множество определений агрессии, но не одно из них не может быть признанно исчерпывающим и окончательным.

По мнению одного из современных российских ученых в этой области С.Н. Ениколопова, феномен агрессия - это «напористое, доминирующее, атакующее и вредоносное поведение, объединяя такие различные по форме и результатам акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств» [2].

В зарубежных исследованиях встречаются разнообразные определения и понимания агрессивного поведения (Л. Берковиц, А. Бандура, Э. Фромм, К. Лоренц, Дж. Доллард, З.Фрейд, А. Басе и др.). Толкование концепций агрессивного поведения людей такими видными психологами, как Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Д. Май-ерс, Э. Аронсон, Р. Уотсон, Ф. Зимбардо и др. показывает, что, несмотря на отличие понятий друг от друга, тем не менее, даже являясь продуктом разнообразных подходов и объяснительных принципов, они взаимно дополняют и увеличивают наше понимание этой, по сути одной из центральных проблем современной психологии.

Анализируя подходы по изучению и толкованию агрессии, если не учитывать дескриптивные подходы по изучению агрессии, каковым является, к примеру, классификация агрессии, выдвинутая А.Бассом, все предложенные варианты интерпретации понимания агрессии, можно свести к основным трем теоретическим направлениям.

Их можно вкратце сформулировать следующим образом:

1. Агрессивные проявления являются прирожденными (К. Лоренц, Э. Фромм, З.Фрейд.);

2. Агрессия как ответная реакция на фрустрацию (Л. Берковиц, Дж. Доллард.);

3. Агрессивное поведение результат социального научения (А. Бандура.).

Эти концептуальные направления в основе своей имеют принципиальное отличие между собой, тем не менее, они друг друга полностью взаимо не исключают и в совокупности образуют довольно понятную структуру научных представлений о закономерностях и природе существования агрессии.

Завершив экскурс в краткое изучение содержания феномена «агрессии», нам необходимо перейти раскрытию понятия «этнос».

Происхождение слова «этнос» прослеживается «от греческого "ethnos" - народ» - группа людей, объединённая общими происхождением, языком, культурой, территорией проживания, самосознанием.

В своей работе Д.В. Джамалян, раскрывает данное явление так: «Межэтническая агрессия является ре-

зультатом взаимных фрустраций этносов при межэтнических взаимодействиях. Она возникает между двумя этносами на групповом и на межличностном уровнях и в основном выполняет функцию защиты собственной территории, а иногда и ее расширения за счет соседей, приобретения новых ресурсов, повышения групповой самооценки этнической группы или его лидеров» [1].

Исходя из выше сказанного, можно сформулировать следующее определение межэтнической агрессии -это эмоциональная реакция или действия индивида или группы индивидов, относящихся к одному этносу, на возникшее состояние фрустрации, причины которой приписываются представителям других этносов (или даже целому народу).

К межэтнической агрессии можно отнести все действия людей одной нации, которые могут воздействовать на сознание индивидов другого этноса, при которых люди лишаются ощущения общественной безопасности в межэтнических отношениях, в результате чего у людей вызывается страх за личную безопасность, а так же за безопасность близких родственников, вследствие возникшей межэтнической напряженности и вражды.

Изучение причин возникновения межэтнической агрессии между индивидами и различными народами порождали у ученых множество всевозможных теорий.

Преодоление межэтнической агрессии тесно связано с широким кругом задач воспитания - формированием эмоциональной устойчивости, волевой регуляции поведения, овладением навыками межличностных отношений.

Эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психического напряжения у детей, которые стараются разрядить его посредством агрессивного поведения в отношении представителей иного этноса, а также внутри этнической группы.

В силу технического прогресса в XXI веке отрицательное влияние на детей и подростков оказывает также некритичное восприятие некоторых кинофильмов, в которых агрессивное поведение главных героев привязанных по сюжету к различным этническим группам, преподносится как эталон и образец мужества, силы.

Преодоление и предупреждение межэтнического агрессивного поведения подростков зависит от того, сумеют ли старшие поколения своевременно и в достаточной полноте передать новым, растущим поколениям своего народа его духовное наследие родной язык, обычаи, традиции, религию, фольклор, этикет и т.д. «Народ жив, пока живы его язык и традиции, т.е. его дух, мировосприятие, самосознание, национальный характер» [6].

Методы этнического воспитания подрастающего поколения северокавказских народов содержат глубокие духовные и традиционные корни, получившие название горское или народное воспитание. В сложившуюся исторически у народов, проживающих на Северном Кавказе практику воспитания молодого подрастающего поколения, входит, в первую очередь, преодоление, подавление и профилактика агрессивного поведения с помощью приобщения их к труду, к общению, к выполнению разнообразных ролей в семье и обществе. Изучение и усвоение подрастающим поколением народного этикета, обычаев, традиций, норм жизни и других наследственных духовно-нравственных ценностей яв-

ляются важным основанием для профилактики и коррекции агрессивного поведения молодежи.

Таким образом, в данной статье предпринята попытка раскрыть понятие «межэтническая агрессия» и некоторые причины, пробуждающие её возникновение, а также пути предупреждения и уменьшения агрессивного поведения во взаимоотношениях индивидов разных этносов. В этой работе, конечно, только поставлена проблема путей снижения межэтнической агрессии. Мы полагаем, эта проблема может быть решена только на основе продуманной национальной политики, воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, формирования в сознании людей межэтнической толерантности.

Список литературы:

1. Джамалян Д.В. Проявление агрессии в этнических стереотипах: дис. кан. псих. наук. М., 2004 год.

2. Ениколопов С. Н. Психология агрессии: основные подходы. // Вестник Псковского Вольного университета, 1994 г., 1, 62—68.

3. Магомедов И.С. Проблемы молодежного экстремизма в Республике Дагестан// Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - №1. - С. 160-162.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений // 4-е изд., доп. М.: 1997г.

5. Психологический словарь // Под общ.ред. Л. А Карпенко, А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.— 2-е изд., испр. и доп. М.: 1990 г.

6. Саидов Т.Г. Культура и традиции народов Дагестана. // Учебник. М.: 1998г.

7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивно-сти. // М.: 1994 г.

8. Худойкина Т.В. Правовые основы противодействия этническому экстремизму среди молодежи в Республике Мордовия// Пробелы в российском законодательстве. - 2015. - №5. - С. 190-192

9. Черненилов В.И. Психология управления. // Учебник. М.: 2011 г.

10. Этническая агрессия. [Электронный ресурс] // URL: http://strelec-08.livejournal.com/11933.html. (дата обращения 20.12.2015 г.).

11. Dictionnaire alphabetiqu eetanalogiqu edelalangu efrancaisede Paul Robert. // 2me edition, Vol. 1, Vol. 9, Paris, 1991 г.

12. Oxford Advanced Learner's Dictionary. // Oxford, 2000 г.

Рецензия

на статью Таймударова А.Ю. «Межэтническая агрессия как актуальный феномен современного общества»

Рецензируемая статья посвящена феномену «межэтнической агрессии». В статье даются понятия ключевым категориям и раскрываются предполагаемые причины возникновения межэтнической агрессии, а также пути, которые способствуют предупреждению агрессивного поведения людей в межэтнических взаимоотношениях.

Актуальность и важность проблемы обусловлены тем, что в настоящее время феномен «межэтническая агрессия» получает распространение в некоторых регионах России, что может влиять на состояние общественной безопасности. Соответственно, требуется глубокий анализ причин и условий его возникновения. Теоретическая и практическая значимость статьи несомненна, информация, содержащаяся в ней, полезна как для исследователей, так и для работников правоохранительных органов.

Проблема, рассмотренная в статье, стимулирует дальнейшие исследования в области межэтнических взаимоотношений, связанных с агрессивным поведением представителей различных этносов.

Рецензируемая статья ранее не публиковалась. Полагаю, что она заслуживает публикации в открытой печати в научном журнале, рекомендованном ВАК.

Профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, кандидат психологических наук, доцент В.И. Черненилов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.