Научная статья на тему 'Международный Суд ООН'

Международный Суд ООН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6243
1142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД ООН / ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ / СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРАВО / ИСТОРИЯ И ПОРЯДОК РАБОТЫ СУДА ООН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афанасьев М. А., Голубева Т. Ю.

Работа предназначена для студентов, дипломатов, юрисконсультов и сотрудников министерств иностранных дел. При этом он адресован также членам делегаций, ведущих переговоры по международным договорам, или любым иным лицам, которые могут оказывать консультативные услуги по передаче какого-либо спорного вопроса на рассмотрение Международного суда ООН. Проанализирована история создания Международного Суда. Рассмотрены возможные участники судебных разбирательств в Международном суде ООН, а также его основные принципы работы и в чем его привлекательность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный Суд ООН»

УДК 341.645.5

Афанасьев М. А.

к.ю.н., заведующий кафедрой конституционного

и международного права Международного еврейского института экономики, финансов и права

Голубева Т. Ю.

Федеральный судья в отставке, Старший преподаватель Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД ООН

Работа предназначена для студентов, дипломатов, юрисконсультов и сотрудников министерств иностранных дел. При этом он адресован также членам делегаций, ведущих переговоры по международным договорам, или любым иным лицам, которые могут оказывать консультативные услуги по передаче какого-либо спорного вопроса на рассмотрение Международного суда ООН. Проанализирована история создания Международного Суда. Рассмотрены возможные участники судебных разбирательств в Международном суде ООН, а также его основные принципы работы и в чем его привлекательность.

Ключевые слова: Международный суд ООН, Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, право, история и порядок работы суда ООН.

Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций (далее — Суд). Суд может урегулировать спор, только при условии, если соответствующие государства признает его юрисдикцию. Данное признание может быть достигнуто несколькими способами:

1. Путем заключения специального соглашения,

2. Путем присоединения к договору, предусматривающему урегулирование споров

судом,

3. Путем подачи одностороннего заявления о признании юрисдикции суда.

Увеличение числа признающих юрисдикцию Суда государств позволит Суду более

полно реализовать свой потенциал в деле содействия мирному урегулированию споров и поддержания международного мира и безопасности, а также в деле развития дружественных отношений между нациями на основе верховенства права.

В Уставе Организации Объединенных Наций Международный Суд назван одним из главных органов Организации Объединенных Наций наряду с:

1. Генеральной Ассамблеей,

2. Советом Безопасности,

3. Экономическим и Социальным Советом,

4. Секретариатом.

Статут Суда является частью Устава, вследствие чего Суд является неотъемлемой частью системы Организации Объединенных Наций, служащей интересам, как самой Организации, так и ее участникам.

Интенсивность работы Суда в последние 20 лет существенно возросла. Все больше государств обращаются в Суд за разрешением спорных ситуации, поскольку он предлагает удобные и эффективные средства мирного урегулирования существующих между ними разногласий. Его уникальный мандат, охватывающий все дела, которые будут переданы ему

сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом Объединенных Наций или действующими договорами и конвенциями, в сочетании с его универсальным характером, а также авторитетностью его решений и основанной на согласии юрисдикцией делают Суд предпочтительным механизмом для урегулирования правовых споров между государствами.

Для того чтобы и далее поддерживать эту положительную динамику и призвать государства передавать свои правовые споры в Суд, Генеральный секретарь в 2013году запустил кампанию, нацеленную на увеличение числа государств, признающих юрисдикцию Суда обязательной в соответствии с Статута Суда [пунктом 2, статьи 36; 1], и на то, чтобы государства сняли оговорки, возможно, сделанные ими в арбитражных положениях многосторонних договоров, участниками которых они являются. Благодаря этой кампании удалось обратить на Суд внимание международного сообщества и подчеркнуть важность мирного урегулирования международных споров.

Одной из важнейших задач международного сообщества является поддержание мира и безопасности. Эта задача была закреплена в Уставе Организации Объединенных Наций в качестве одной из целей Организации [пункт 1, стати 1,; 2]. Один из основополагающих принципов Устава предусматривает, что «все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность, и справедливость» [пункт 3, статьи 2; 2].

Принцип мирного урегулирования споров неоднократно подтверждался Организацией Объединенных Наций, в частности в 1970 году [3] (Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами), в 1982 году [4] (Манильская декларация о мирном разрешении международных споров), в 2005 году (Итоговый документ Всемирного саммита) и в ряде недавних документов Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, посвященных вопросу верховенства права на национальном и международном уровнях.

Устав Организации Объединенных Наций не только требует от государств, чтобы они разрешали свои конфликты мирным путем; он также предусматривает орган для судебного урегулирования споров в соответствии с международным правом. В этом и состоит главная функция Международного Суда.

Международный Суд сегодня.

Международный Суд был учрежден Уставом Организации Объединенных Наций в 1945 году и приступил к работе в 1946 году. Он является главным судебным органом Организации Объединенных Наций и центральной инстанцией по мирному урегулированию правовых споров между государствами. Он действует в соответствии со своим Статутом, являющимся неотъемлемой частью Устава. Он пришел на смену Постоянной палате Международного Суда, учрежденной статутом Лиги Наций, действовавшей с 1922 года по 1940 год и распущенной в 1946 году. Местопребыванием Международного Суда является Гаага, Нидерланды.

Суд состоит из 15 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на срок 9 лет. 15 его членов должны в совокупности обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира. Официальными языками судопроизводства являются французский и английский.

Главная функция Суда заключается в решении переданных ему государствами правовых споров в соответствии с его Статутом и международным правом (так называемая «юрисдикция по спорам»). Суд также выносит консультативные заключения по правовым вопросам, переданным на его рассмотрение Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности и другими органами Организации Объединенных Наций, а также специализированными организациям, имеющим на то полномочия от Генеральной Ассамблеи (так называемая «консультативная юрисдикция»; [см. статью 96; 2].

Инициаторы обращения в Суд.

Для того чтобы стать стороной рассматриваемого в Суде спора, государства должны иметь доступ к Суду и признавать его юрисдикцию:

- доступ к Суду предоставляется всем государствам, являющимся участниками Статута Суда [пункт 1, статьи 35; 1]. Все члены Организации Объединенных Наций автоматически являются участниками Статута Суда [пункт 1, статьи 93; 1]. При определенных условиях участником Статута Суда может стать государство, не являющееся членом Организации Объединенных Наций [пункт 2, статьи 93; 1]. В исключительных случаях Суд может также быть открыт для обращения государств, которые не являются участниками Статута Суда [пункт 2, статьи 35; 1]; условия, при которых Суд открыт для обращения государств, не являющихся участниками Статута Суда, определены Советом Безопасности в его резолюции № 9 (1946) от 15 октября 1946 года);

-юрисдикция Суда основывается на согласии государств, для которых открыт доступ к нему. В каждом конкретном случае Суд обладает юрисдикцией, если стороны согласились на урегулирование их спора в Суде. Такое согласие может быть выражено посредством односторонних заявлений (именуемых также заявлениями о «факультативном условии»; см. главу II), в договорах (см. главу III) или посредством специальных соглашений (см. главу IV).

Порядок работы Суда

Передача дела на рассмотрение Суда означает, что вопрос будет рассматриваться независимым, профессиональным и беспристрастным судебным органом, который вынесет решение на основании объективных правовых критериев. Суд взвешивает представленные ему доказательства, выдвинутые сторонами правовые аргументы и соответствующие нормы и принципы международного права, с тем, чтобы вынести обоснованное и справедливое решение.

Процесс рассмотрения дела в Суде включает письменную часть и устную часть. Все стороны имеют равные возможности по представлению своих аргументов и фактов в отношении юрисдикции Суда, а также в отношении приемлемости существа рассматриваемого дела. В ходе разбирательства или даже при его открытии сторона может просить Суд предписать временные меры для предотвращения причинения неминуемого и непоправимого вреда затрагиваемым спором правам до того, как Суд получит возможность вынести решение по существу дела. Такой механизм позволяет Суду действовать быстро и эффективно, если обстоятельства того требуют, чтобы соблюсти соответствующие права сторон.

Если разбирательство не было прекращено, то оно прекращается решением Суда. Вынесенные Судом решения имеют для сторон обязательную силу, являются окончательными и обжалованию не подлежат. Каждая сторона обязана выполнить решение Суда. На тот случай, если одна из сторон не выполняет решение, в Уставе Организации Объединенных Наций предусмотрена возможность обращения в Совет Безопасности (статья 94, пункт 2). К решениям Суда, поскольку они вынесены главным судебным органом Организации Объединенных Наций, относятся весьма серьезно. Государства, как правило, прилагают все усилия к тому, чтобы их выполнить. На практику Суда широко ссылаются не только в других международных судах и трибуналах, но и в национальных судах. Комиссия международного права основывается на практике Суда в своей работе по содействию прогрессивному развитию международного права и его кодификации. Юридические консультанты и ученые, занимающиеся международным правом, в своей повседневной работе также ссылаются на практику рассмотрения и решения дел Судом. Такое признание практики Суда дает Суду положительный импульс в деле обеспечения того, чтобы его решения были исполнены.

Предшествующие дела

С момента его создания в 1945 году в Суд было передано свыше 130 спорных дел, по которым было вынесено более 110 решений. Суд решал споры во многих областях международного права. Им была наработана значительная практика в области споров, касающихся делимитации морских пространств и демаркации сухопутных границ. Он также урегулировал споры в таких столь разных областях, как:

1. Ответственность государств,

2. Толкование двусторонних и многосторонних соглашений,

3. Суверенитет над морскими объектами,

4. Дипломатическая защита,

5. Права человека,

6. Международное гуманитарное право,

7. Экологическое право,

8. Защита живых ресурсов,

9. Охрана здоровья человека.

Государства все чаще обращаются к Суду как к органу, который хорошо подходит для рассмотрения споров, имеющих возможные последствия для сохранения окружающей среды и смежных вопросов.

В разбирательствах в Суде участвовали более 90 государств, в том числе государства Африки, Азии (включая Ближний Восток), Южной, Центральной и Северной Америки, Океании и Европы. Тот факт, что доверие Суду оказывают государства из всех регионов мира, несмотря на правовые, политические и культурные различия, подтверждает его универсальный характер и укрепляет его авторитет. Во многих случаях деятельность Суда и его решения способствовали укреплению отношений между сторонами в споре. После того, как спор был рассмотрен Судом, стороны могут начать уделять большее внимание развитию сотрудничества между ними на прочной основе.

Помимо урегулирования конкретных споров Суд выполняет и другую важнейшую задачу, а именно формулирование правовых норм. Нормы международного права не всегда столь точны и ясны, как могли бы быть. Это особенно справедливо в отношении обычного международного права. При рассмотрении того или иного дела Суд получает возможность вынести авторитетное решение по вопросам международного права. Таким образом, Суд поясняет и развивает международное право, что приводит к большей правовой определенности.

Практическое значение Суд.

Как следует из вышесказанного рассмотрение Судом споров между государствами отвечает их интересам. По сути дела, Суд особенно привлекателен как судебный орган, в частности по следующим причинам:

- Суд может рассматривать любой правовой спор, касающийся международного права. Функция Суда заключается в вынесении решений в отношении переданных на его рассмотрение споров в соответствии с международным правом. В отличие от многих других международных механизмов урегулирования споров сфера деятельности Суда не ограничивается какой-либо конкретной областью международного права. Если стороны того желают, на рассмотрение Суда может быть передан любой спор, имеющий отношение к международному праву. Это означает, что в международно-правовой системе Суд играет центральную роль;

- Суд осуществляет урегулирование споров между государствами мирными средствами. При рассмотрении спора Суд выносит решение и обеспечивает устойчивое урегулирование споров в соответствии с юридическими основаниями. Передача дела в Суд является эффективным способом достижения мирного урегулирования конфликта и построения более гармоничных межгосударственных отношений;

- Суд дает возможность разблокировать дипломатические тупиковые ситуации мирным путем. Лучшим способом урегулировать разногласия между сторонами в споре по-прежнему являются переговоры. Однако переговоры не всегда могут оказаться успешными. Если переговоры зашли в тупик, спор может быстро привести к эскалации. В таких случаях признание юрисдикции Суда становится весьма полезным и взаимоприемлемым выходом из ситуации. При этом следует отметить, что передача дела в Суд не препятствует продолжению или возобновлению переговоров между сторонами.

Пример:

В деле Авиараспыление гербицидов (Эквадор против Колумбии) стороны достигли соглашения об урегулировании спора, и разбирательство дела в Суде было прекращено. Обе стороны выразили Суду признательность за потраченные им время, ресурсы и усилия и признали, что без участия Суда достичь соглашения было бы сложно или вообще невозможно. В свете этого передачу спора на рассмотрение Суда не следует рассматривать как недружественный акт (см. Манильскую декларацию о мирном разрешении международных споров (резолюция 37/10 Генеральной Ассамблеи)). Напротив, передача свидетельствует о готовности стороны или сторон, выносящих дело на рассмотрение, достичь мирного урегулирования спора;

- Суд предлагает эффективный и доступный механизм урегулирования споров. Решение вопроса о выборе вместо Суда другой третьей стороны или другого механизма урегулирования споров остается на усмотрение сторон. Например, гибким и оперативным, но при этом дорогостоящим вариантом могло бы стать обращение в арбитраж. При осуществлении разбирательств в Суде административные расходы Суда оплачиваются Организацией Объединенных Наций. Что касается расходов, которые несут заинтересованные стороны (расходы на юрисконсультов, представителей, экспертов, подготовку меморандумов и контрмеморандумов и т.п.), то оказать финансовую помощь может целевой фонд Генерального секретаря для помощи государствам в разрешении споров через Международный Суд (см. главу VI);

Пример:

В 1992 году суд провел окончательную демаркацию границ и положил конец 90-летнему спору о границах между Сальвадором и Гондурасом. В 1969 году территориальный спор перерос в шестидневную войну, формальным поводом для которой стал проигрыш команды Гондураса команде Сальвадора в матчах отборочного этапа чемпионата мира по футболу.

-Суд имеет почти 100-летний опыт урегулирования споров. Постоянная палата Международного Суда и ее преемник, Международный Суд, совместно накопили свыше 90 лет опыта и практики в области мирного урегулирования международных споров;

Пример:

В 1973 году Австралия и Новая Зеландия обвинили Францию в проведении ядерных испытаний, из-за чего на страны-истцы выпали радиоактивные осадки. В 1974 году суд указал, что Франция в ходе слушаний отказалась от проведения испытаний, а значит вопрос, по которому поданы иски, отсутствует.

- Суд выносит авторитетные решения. Решения Суда оказывают серьезное воздействие не только на стороны в споре, но и на другие государства и на международное сообщество. На протяжении многих лет Судом была наработана значительная практика, получившая всемирное признание;

- Суд содействует обеспечению верховенства права на международном уровне. Суд, применяя нормы права при рассмотрении переданных ему дел, формулирует и развивает международное право, тем самым внося вклад в укрепление верховенства права в целом. Иными словами, призна-ние юрисдикции Суда и выражение согласия стать одной из сторон в деле, что уже является четким показателем признания и уважения государством

верховенства права, не только выгодно для признающих эту юрисдикцию государств, но и оказывает благотворное воздействие на международное право в целом и на все международное сообщество.

Если в составе судебного присутствия находится судья, состоящий в гражданстве одной из сторон, любая другая сторона может избрать для участия в присутствии в качестве судьи лицо по своему выбору (см. пункт 2 статьи 31 Статута Суда). Следовательно, в специальном соглашении может быть отражен вопрос о таких судьях по принципу ad hoc.

Пример:

В 2008—2011 гг. в Суде было рассмотрено первое в истории дело, в котором Россия выступала стороной в споре. Соответствующий иск подан Грузией на основе Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (КЛРД).[21] Грузия утверждает, что, начиная с 1990 года, Россия непосредственно, а также через подконтрольные ей структуры Абхазии и Южной Осетии, осуществляет дискриминацию грузинского населения в этих республиках.

15 октября 2008 года Суд вынес решение, предписав обеим сторонам спора временные меры, которые сводятся к подтверждению их обязательств по указанной Конвенции, восемью голосами (включая итальянского судью, выдвинутого Грузией на должность судьи ad hoc) против семи (включая российского судью).

Как мы видим Международный суд ООН, играет решающее значение в деле поддержания мира и имеет реальные механизмы для обеспечения верховенства права на всей планете.

Литература

1. Статут Международного суда ООН (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // http://www.un.org/ru/icj/statut.shtml.

2. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) //"Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами", Вып. XII, — М., 1956, с. 14 - 47.

3. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles

4. Манильская декларация о мирном разрешении международных споров Принята резолюцией 37/10 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 1982 года http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/manila_declaration.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.