Научная статья на тему 'Международный Суд ООН в Гааге'

Международный Суд ООН в Гааге Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
946
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Организация Объединенных Наций / Международный суд / Лига Наций / Устав ООН / Статут / юрисдикция. / United Nations / International Court of Justice / League of Nations / UN Charter / Statute / jurisdic- tion.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лазарева Александра Сергеевна, Дидковский Егор Вячеславович

В настоящее время мы вынуждены констатировать обострение межгосударственных отношений практически во всех регионах Земного шара. Конфликтные ситуации касаются всех сфер жизнедеятельности современного общества – от вопросов ресурсов и экономики, до масштабных переделов территорий и национальных освободительных движений. Всемирная история приводит нам многочисленные примеры подобных столкновений, однако, одновременно с этим, предлагает решение. Печальный опыт мировых и гражданских войн послужил основой для создания одного из важнейших ныне действующих международных судебных органов – Международного суда ООН в Гааге. В данной работе рассматриваются предпосылки создания, современная структура и функции, а также практическое значение указанного судебного органа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UN INTERNATIONAL COURT OF HAGUE

At present, we have to state the aggravation of interstate relations in almost all regions of the globe. Conflict situations concern all spheres of vital activity of a modern society from questions of resources and economy, to large-scale redistribution of territories and national liberation movements. World history gives us numerous examples of such clashes, but at the same time offers a solution. The sad experience of world and civil wars served as the basis for the creation of one of the most important international judicial bodies in existence the International Court of Justice in The Hague. This paper discusses the prerequisites of creation, the modern structure and functions, as well as the practical significance of the specified judicial body.

Текст научной работы на тему «Международный Суд ООН в Гааге»

УДК 341.645.5

Лазарева Александра Сергеевна Дидковский Егор Вячеславович

Юридическая школа ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»

г. Владивосток, Приморский край DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10411 МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД ООН В ГААГЕ

Lazareva Alexandra Sergeevna Didkovsky Egor Vyacheslavovich

Law School

FSAEI of HE "Far Eastern Federal University" Vladivostok, Primorsky Krai

UN INTERNATIONAL COURT OF HAGUE

Аннотация

В настоящее время мы вынуждены констатировать обострение межгосударственных отношений практически во всех регионах Земного шара. Конфликтные ситуации касаются всех сфер жизнедеятельности современного общества - от вопросов ресурсов и экономики, до масштабных переделов территорий и национальных освободительных движений. Всемирная история приводит нам многочисленные примеры подобных столкновений, однако, одновременно с этим, предлагает решение. Печальный опыт мировых и гражданских войн послужил основой для создания одного из важнейших ныне действующих международных судебных органов - Международного суда ООН в Гааге. В данной работе рассматриваются предпосылки создания, современная структура и функции, а также практическое значение указанного судебного органа.

Abstract

At present, we have to state the aggravation of interstate relations in almost all regions of the globe. Conflict situations concern all spheres of vital activity of a modern society - from questions of resources and economy, to large-scale redistribution of territories and national liberation movements. World history gives us numerous examples of such clashes, but at the same time offers a solution. The sad experience of world and civil wars served as the basis for the creation of one of the most important international judicial bodies in existence - the International Court of Justice in The Hague. This paper discusses the prerequisites of creation, the modern structure and functions, as well as the practical significance of the specified judicial body.

Ключевые слова: Организация Объединенных Наций, Международный суд, Лига Наций, Устав ООН, Статут, юрисдикция.

Keywords: United Nations, International Court of Justice, League of Nations, UN Charter, Statute, jurisdiction.

История человечества непрерывно связана с различного рода агрессией - гражданскими, мировыми войнами, локальными конфликтами, разделом, не всегда мирным, сфер влияния. Однако, по мере совершенствования, «взросления» международного сообщества, становится невозможным отрицание того факта, что ни одно государства, ни одно правительство не в состоянии в надлежащей мере обеспечить мировую безопасность. Кроме того, очевидной является необходимость привлечения должностных лиц, причастных к организации войн, от локальных до крупномасштабных, к ответственности за те действия, которые стали причинной многочисленных жертв и колоссальных потерь для всего мирового сообщества [9, с. 101].

Данная необходимость ставит перед нами вопрос - кто должен вершить это правосудие? Очевидно, что наделение подобными полномочиями какого-то конкретного государства может стать причиной нового конфликта. Следовательно, орган должен быть абстрагированным он национальных

предпочтений и руководствоваться исключительно нормами международного права. Именно так зародилась, развилась и воплотилась в жизнь идея создания Международного суда.

Первая попытка имела место после окончания Первой мировой войны. Инициаторами выступал ряд государств, участников Антанты. На основании ст.277 Версальского мирного договора, подписанного 28 июня 1917 г. [7, с. 841], они настаивали на учреждении Международного трибунала над кайзером Германии Вильгельмом II. Этот этап истории имеет фундаментальное значения, хотя мы и вынуждены признать, что данный опыт оказался неудачным.

Разработка международного договора в качестве нормативного фундамента для создания Международного трибунала, целью которого стало привлечение к ответственности физических лиц, стала возможной лишь спустя несколько десятилетий, к моменту окончания Второй мировой войны. Страны-участницы антигитлеровской коалиции

ECONOMICS / «€©LL@qyiym-j®y®MaL»#1l3îl7),2©l9

188

единогласно признавали необходимость создания подобного органа, и подписали ряд правоустанавливающих документов с целью достижения желаемого результата.

Однако этому событию, спровоцированному международной катастрофой, предшествовала деятельность другого судебного органа. Это была сформированная в 1920 г. под эгидой Лиги Наций Постоянная палата международного правосудия (далее - III1МП). созданная с целью рассмотрения споров между государствами.

Данный орган был создан на основании ст. 14 Устава Лиги Наций [3, с. 41] и соглашения от 16 декабря 1920 г. Палата начала свою работу в Гааге, во Дворце мира в 1921 г. За время своей деятельности ППМП вынесла 32 решения и 27 консультативных заключений, однако, в преддверии Второй мировой войны, 1940 г. прекратила своё существование одновременно с Лигой Наций.

Еще в ходе Второй мировой войны государства антигитлеровской коалиции задались целью создания принципиально нового органа, который смог бы наиболее оперативно установить факты нарушения международного права и привлечь виновных к максимально объективному наказанию. Помимо этого, преследовалась цель создания постоянного действующей судебной структуры, которая могла бы распространить свою юрисдикцию на любой вопрос международного права, рассмотреть споры между отдельными государствами, а также дать толкование международным договорам [2, 4]. Результатом поставленной цели стал новый судебный орган - Международный суд ООН.

Международный суд был учрежден Уставом Организации Объединенных Наций в 1945 году и приступил к работе в 1946 году. Суд является главным международным судебным органом и центральной инстанцией по мирному урегулированию правовых споров между государствами. Он действует на основании своего Статута, который, в свою очередь, является неотъемлемой частью Устава ООН [6, с. 140].

В Уставе ООН Международный суд назван одним из главных органов Организации Объединенных Наций наравне с:

• Генеральной Ассамблеей;

• Советом Безопасности;

• Экономическим и Социальным Советом;

• Секретариатом.

Суд состоит из 15 судей, которые избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН на срок не более 9 лет.

Суд (местонахождением его является г. Гаага, Нидерланды) обычно проводит пленарные заседания, но в некоторых случаях может образовывать и более мелкие группы, именуемые камерами. Такой формат избирается по ходатайству сторон. Решения, которые выносятся в формате камер, считаются вынесенными судом в полном составе. Отдельно следует сказать о камерах, существующих на постоянной основе: к ним относится Камера по

вопросам охраны окружающей среды, ежегодно образуется Камера упрощенного судопроизводства [5, с. 26].

Основная функция Суда на современном этапе - решение переданных ему государствами правовых споров в соответствии его Статуту и с соблюдением норм международного права (так называемая «юрисдикция по спорам). Помимо решений по конкретным делам, Суд осуществляет деятельность по изданию консультативных заключений по правовым вопросам, переданным на его рассмотрение Генеральной Ассамблее, Советом Безопасности и иным органами ООН (так называемая «консультативная юрисдикция). Кроме того, консультативные заключения могут быть вынесены по запросу специализированной организация, но только в том случае, если организация уполномочена на обращение в суд Генеральной Ассамблеей [4, с. 14-47].

Стать стороной рассматриваемого в Международном Суде спора может только то государство, которое имеет к нему доступ и признало его юрисдикцию. Данная процедура осуществляется двумя способами:

1. Доступ к Суду предоставляется всем государствам, являющимся участниками Статута Суда [2, п.1 ст.35]. Все члены ООН автоматически становятся участниками Статута Суда. Однако, В ряде случаев участником Статута может стать государство, не являющееся членом Организации Объединенных Наций. Также имеется возможность для обращения в Суд государствами, не являющимися участниками Статута. Данные исключения установлены Резолюцией Совета Безопасности ООН №9 от 15 октября 1946 года.

2. Юрисдикция Суда основывается на согласии государств, для которых открыт доступ к нему. Данное согласие может быть выражено посредством односторонних заявлений, в договорах или посредством специальных соглашений [6, с. 141].

Передача дела на рассмотрение в Международный Суд означает, что вопрос будет оцениваться независимыми, профессиональными и беспристрастными судьями непредвзятого судебного органа, который вынесет решения на основании объективных правовых критериев.

Процесс рассмотрения дела в Суде включает в себя два этапа: письменную часть и устную.

Все стороны имеют равные возможности по представлению доказательств, выдвижению своих аргументов и их обоснованию. В ходе разбирательства или даже при его открытии стороны имеют право ходатайствовать о предписании временных мер для предотвращения причинения большего вреда права и интересом, защищаемым в рамках судебного разбирательства, до того, как Суд вынесет решение по существу дела. Данный механизм позволяет наиболее оперативно и эффективно урегулировать экстремальные ситуации, ставящие в опасность общественную опасность и мировой правопорядок. Также данный механизм, не смотря на его высокую эффективность, ни коем образом не нарушает прав сторон.

Вынесенные Судом решения имеют для сторон обязательную силу, являются окончательными и не подлежат обжалования. На каждую из сторон спора возлагается обязанность по выполнению предписаний, вынесенных судом. В том случае, если какая-либо сторона уклоняется от выполнения решения, применяется закрепленная в Уставе ООН возможность обращения в Совет Безопасности (ст. 94 п. 2 [4, с. 14-47]). Но данное правило применяется крайне редко, поскольку международное сообщество относится к решениям Международного Суда с должным уважением и принимает меры по исполнению его предписаний ввиду того, что Суд является не только главным судебным органом ООН, но и высшей международной судебной инстанцией.

С момента создания и до настоящего времени в Международный Суд было передано свыше 130 спорных дел, по которым было вынесено порядка 110 решений.

Юрисдикция суда коснулась различных сфер жизни международного сообщества, отразилась на большинстве областей международного права. Международным Судом была выработана весомая практика, касающаяся демилитаризации морских пространств, демаркации сухопутных границ и иных часто встречающихся «пограничных» вопросов.

Кроме того, Суд имеет весомую роль в вопросах:

• Применения мер ответственности к государствам;

• Толкования двусторонних и многосторонних международных соглашений;

• Определения суверенитета над морскими границами;

• Предоставления дипломатической защиты;

• Защиты прав человека;

• Развития международного гуманитарного права [8, с. 89-128];

• Развития экологического права;

• Защиты природных ресурсов;

• Охраны здоровья человека и т.д.

Немаловажным является тот факт, что к помощи Международного суда обращалось порядка 90 государств, в том числе страны Африки, Азии (включая Ближний Восток), Южной, Центральной и Северной Америки, Океании и Европы. Это свидетельствует о высочайшей степени доверия к Суду со стороны государств всех регионов земного шара, несмотря на существующие правовые, политические и культурные противоречия между странами. Это подтверждает универсальный характер и доказывает правовой авторитет Суда для мирового сообщества.

Также следует сказать, что помимо урегулирования конкретных споров, важным направлением в деятельности Суда является формулирование правовых норм. Мы вынуждены признать, что из-за своего объема и многосторонности нормы международного права не всегда отличаются особой ясно-

стью и точностью, что неминуемо приводит к противоречиям. Это утверждение наиболее справедливо по отношению к международному обычному праву.

Сами по себе судебные решения Международного Суда не являются источником права, однако невозможно оспаривать тот факт, что dicta (решения) Суда содержат наилучшие формулировки, в которых отражено содержание действующего международного права [10, с. 567-579]. Поэтому, с точки зрения общего международного права, решения Международного Суда являются главным ориентиром для определения правовых рамок [11, с. 327-350].

Возможность Международного Суда вынести объективное и авторитетное решение по какому-либо спору позволяет прояснить действующее международное законодательства, а также способствует его развитию, что является благоприятной почвой для повышения уровня правовой определенности.

В качестве заключения следует сказать о преимуществах Международного Суда как независимого судебного органа, а также его роли в уже решенных межгосударственных спорах и дальнейших перспективах для конфликтующих стран.

Во-первых, в отличие от большинства внесудебных международно-правовых механизмов урегулирования конфликтных ситуаций, деятельность Международного Суда не ограничивается какой-то конкретной областью международного права. Если стороны сочли необходимым обратиться в Суд, то он полномочен разрешить любой спор, имеющий отношение к международному праву. Это свидетельствует о центральной роли Международного Суда ООН в системе международно-правовых механизмов.

Во-вторых, Суд осуществляет урегулирование межгосударственных конфликтов мирными способами. Передача дела в Суд является эффективным и, при этом, наиболее мирным средством разрешения международного спора, а также способствует построению более гармоничных межгосударственных отношений.

В-третьих, Суд способствует урегулированию даже тупиковых дипломатических ситуаций.

С точки зрения международного права, наиболее оптимальным способом урегулирования конфликтов по сей день являются переговоры. Однако желаемый результат переговоров не всегда совпадает с действительным, и нередко переговоры заходят в тупик, а спор неминуемо приходит к эскалации. В таких случаях, обращение в Международный суд становится наиболее действенным способом урегулирования конфликта.

Примером этого может служить дело авиараспыления гербицидов (Эквадор против Колумбии). В данном споре стороны уже в ходе разбирательства дела по существу достигли соглашения об урегулировании вопроса, что позволило прекратить разбирательство. Обе стороны выразили Суду признательность за потраченные им время, ресурсы и усилия и признали, что без участия Суда достичь

ECONOMICS / <<ш^шетим~лш®мак>>#щ17)),2©1]9

190

соглашения было бы сложно или вообще невозможно.

В-четвертых, Суд предлагает наиболее доступный способ урегулирования споров. Например, в 1992 году своим решением о проведении окончательной демаркации границ Суд положил конец пограничному конфликту Сальвадора и Гондураса, который продолжался на протяжении 90 лет.

В-пятых, решения Международного Суда оказывает существенное воздействие не только на непосредственные стороны конфликта, и на все мировое сообщество, становясь примером, «инструкцией к действию» для других государств.

В-шестых, Суд обеспечивает верховенство права на международном уровне. Примером может служить первое в истории Международного Суда рассмотренное дело с участием Российской Федерации (2008-2011 гг.). Соответствующий иск подан Грузией на основе Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (КЛРД) [1]. Грузия утверждает, что, начиная с 1990 года, Россия непосредственно, а также через подконтрольные ей структуры Абхазии и Южной Осетии, осуществляет дискриминацию грузинского населения в этих республиках [12]. 15 октября 2008 года Суд вынес решение, предписав обеим сторонам спора временные меры, которые сводятся к подтверждению их обязательств по указанной Конвенции.

Все вышеизложенное свидетельствует о совершенстве Международного Суда ООН как международно-правового средства урегулирования межгосударственных споров, а также эффективности судебных механизмов для обеспечения верховенства права на всем земном шаре.

Список использованных источников

1. Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.rU/2540327/#ixzz5cO6vzxTz

2. Статут Международного суда ООН (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // http://www.un.org/ru/ici/statut.shtml.

3. Устав Лиги Наций / Международное публичное право. Сборник документов // состав. и авт. предисл. К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев. 2009. С.41.

4. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. 1956. С.14-47.

5. Автономов А.С. Международные судебные органы, осуществляющие правоохранительную и правозащитную деятельность / А.С. Автономов // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-

исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». №4. Рязань, 2014. С.26-29.

6. Афанасьев М.А. Международный Суд ООН / М.А. Афанасьев, Т.Ю. Голубева // Таврический научный обозреватель. 2015. №4-3. С.139-144.

7. В. Граф Витцтум и др. Международное право / В. Граф Витцум // Пер. с нем., 2-е издание.

2015. С.841.

8. Винсент Шетай. Вклад Международного суда в международное гуманитарное право / Винсент Шетай // Международный журнал Красного Креста. 2003. №849-852. С.89-128.

9. Ермолов Г.П. Международные суды: долгий путь создания / Г.П. Ермолов // Сборник докладов 6-й международной научной конференции «Современные проблемы права и управления».

2016. С.101-106.

10. H. Lauterpacht, The Development of International Law by the International Court, Stevens & Sons, London, 1958, in particular pp. 6-22, and pp. 61-71; E. McWhinney, «The legislative role of the World Court in an era of transition», in R. Bernhardt, W.K. Geck, G. Jaenicke & H. Steinberger (eds), Vokerrecht als Rechtsordnung, internationale Gerichtsbarkeit, Menschenrechte: Festschrift fur Hermann Mosler, SpringerVerlag, Berlin-Heidelberg-New York, 1983, pp. 567-579.

11. I.P. Blishchenko. "Judicial decisions as a source of international humanitarian law", in A. Cassese (ed.), The New Humanitarian Law of Armed Conflict, Editoriale Scientifica S.r.l., Naples, 1979, pp. 41-51; R. Abi-Saab, «The 'general principles' of humanitarian law according to the International Court of Justice», International Review of the Red Cross, No. 766, 1987, pp. 381-389; N.S. Rodley, «Human rights and humanitarian intervention: The case law of the World Court», International and Comparative Law Quarterly, Vol. 38, 1989, pp. 321-333; S.M. Schwebel, «The treatment of human rights and of aliens in the International Court of Justice», in V. Lowe & M. Fitzmaurice (eds), Fifty Years of the International Court of Justice. Essays in Honour of Sir Robert Jennings, op. cit. (i'6ei. 1), pp. 327-350.

12. Международный суд ООН начнет рассматривать иск Грузии против России / Российское агентство правовой и судебной информации // [Электронный ресурс] URL: http://rapsinews.ru/international news/20100913/2507 00316.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.