Научная статья на тему 'Развитие международного правосудия как основного средства мирного разрешения международных споров'

Развитие международного правосудия как основного средства мирного разрешения международных споров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
767
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОСУДИЕ / МЕЖДУНАРОДНАЯ СУДЕБНАЯ ИНСТАНЦИЯ / СУД / КОНФЕРЕНЦИЯ / КОНВЕНЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / ДОГОВОР / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПОЛНОМОЧИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власова Галина Борисовна, Денисенко Светлана Васильевна

Статья посвящена зарождению идеи международного правосудия и ее реализации в первой половине ХХ века. Основное внимание уделено разработке концепции международного суда выдающимся русским юристом-международником Камаровским Л.А. и двумя международными конференциями конца ХIХ начала ХХ вв., созванными по инициативе России в Гааге. Рассмотрены также первые шаги по созданию международной судебной инстанции в Центральной Америке в начале ХХ века и в Европе при Лиге Наций между I и II Мировыми войнами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of international justice as the main means of peaceful settlement of international disputes

The article is devoted to the emergence of the idea of international justice and its implementation in the first half of the twentieth century. The focus is development of the concept the international court of justice by the outstanding Russian lawyer on international affairs, Kamarovsky L.A. and two international conferences of the late ХIХearly ХХ centuries, organized by Russia's initiative at Hague. Also considered the first steps to establish an international court in Central America in the early twentieth century in Europe when the League of Nations between First and Second World wars.

Текст научной работы на тему «Развитие международного правосудия как основного средства мирного разрешения международных споров»

2.26. РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВОСУДИЯ КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ

Власова Галина Борисовна, д-р. юрид. наук. Должность: профессор. Место работы: Ростовский государственный экономический университет. Подразделение: кафедра теории и истории государства и права. E-mail: [email protected] Денисенко Светлана Васильевна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Российский государственный университет правосудия. Филиал: Ростовский филиал. Подразделение: кафедра международного права. E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена зарождению идеи международного правосудия и ее реализации в первой половине ХХ века. Основное внимание уделено разработке концепции международного суда выдающимся русским юристом-международником Камаровским Л.А. и двумя международными конференциями конца ХХ начала ХХ вв., созванными по инициативе России в Гааге. Рассмотрены также первые шаги по созданию международной судебной инстанции в Центральной Америке в начале ХХ века и в Европе при Лиге Наций между I и II Мировыми войнами.

Ключевые слова: международное правосудие, международная судебная инстанция, суд, конференция, конвенция, концепция, договор, компетенция, полномочия.

THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL JUSTICE AS THE MAIN MEANS OF PEACEFUL SETTLEMENT OF INTERNATIONAL DISPUTES

Vlasova Galina Borisovna, Dr of Law. Position: Professor. Place of employment: Rostov State Economic University. Department: theory and history of state and law chair. E-mail: [email protected]

Denisenko Svetlana Vasilievna, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: Russian State University of Justice. Branch: Rostov branch. Department: international law chair. E-mail: [email protected]

Annotation: The article is devoted to the emergence of the idea of international justice and its implementation in the first half of the twentieth century. The focus is development of the concept the international court of justice by the outstanding Russian lawyer on international affairs, Kamarovsky L.A. and two international conferences of the late ХХ- early ХХ centuries, organized by Russia's initiative at Hague. Also considered the first steps to establish an international court in Central America in the early twentieth century in Europe when the League of Nations between First and Second World wars. Keywords: international justice, international court, court, conference, Convention, concept, contract, competence, authority.

Идея создания международного суда и международного судопроизводства появилась достаточно давно. Эта идея активно дискутировалась во второй половине Х!Х в. Показательным в этом отношении является высказывание выдающегося русского юриста-международника Л.А.Камаровского: «Вообще вопрос международной юстиции есть вопрос времени. Но только теоретические причины, но и практические вы-

нудят государство вступить на путь его осуществления» [Камаровский, 2007, с. 103]. Относительно развития международного правосудия, он считал, что его путь лежит от построения общего международного судебного органа к последующему созданию специальных международных судов.

Главным вопросом в деле создания международного суда для Л.А.Камаровского было то, какое право должно им применяться. И таким образом проблема создания международной судебной инстанции была дополнена проблемой развития международного права. Ученый выработал весьма значимый проект построения международного суда. В его основе лежали представления о международном праве как главном регуляторе международных отношений и роли судебных учреждений, как в международной жизни, так и в организации взаимодействия государств на международной арене.

Международный суд должен был положить начало и стать институтом будущей международной организации. В нее вступят государства Европы и Америки, не теряя своего суверенитета с целью образования юридически организованного мира. Для этого в основе такой судебной инстанции должны лежать следующие принципы: независимость суда, коллегиальность осуществления правосудия, устное разбирательство и состязательность, возможность пересмотра решения и наличие специализированных департаментов.

Особым был вопрос о том, как будет сформирован международный судебный орган. Во-первых, сначала должен был состояться отбор кандидатов в судьи на государственном уровне. Предполагалось, что юридические сообщества отдельных стран составят списки, утверждаемые министерством юстиции, из которых затем следовало выделить двух кандидатов в состав суда.

Во-вторых, судьи должны быть несменяемы, а отстранить их от должности будет иметь право только сама судебная инстанция. Судья не должен заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме осуществления правосудия и не имеет право получать от кого бы то ни было вознаграждение и знаки отличия. Первостепенное значение Л.А.Камаровский придавал личным качествам судей и их образованию, считая, что им необходимо специальная подготовка.

В отличие от уже существовавших форм арбитражного и третейского разбирательства, международный суд должен был стать постоянным учреждением. И хотя обращение в суд могло быть факультативным, решение суда должно было стать обязательным (если обращение в суд имело место). Предусматривалась процедура обжалования решений суда. Предполагалось, что юрисдикция суда будет охватывать Европу и Америку, а затем распространится и на другие государства, которые возникнут на месте бывших колоний. Л.А.Камаровский допускал создание и региональных судов.

В компетенцию международного суда должны были войти: а) разрешение споров между государствами; б) систематизация международного права.

По мнению ученого, определенную опасность для международного суда представляет его политизация. Чтобы избежать этого, необходим контроль за его деятельностью со стороны Организации государств при условии обеспечения его независимости, беспристрастности судей и доверия к нему сторон.

В конечном итоге можно сказать, что в указанный период времени международный суд стал пониматься

СРЕДСТВА МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ

Власова Г.Б. Денисенко С.В.

как международный институт, призванный разрешать межгосударственные конфликты с целью предотвращения вооруженных столкновений.

Доктринальные идеи международного правосудия получили дальнейшее развитие в ходе работы Первой (1899 г.) и в большей степени Второй (1907 г.) Гаагских конференций мира. Созванные по инициативе России, эти конференции преследовали цель разработать механизм мирного разрешения международных конфликтов и создания постоянного международного арбитража.

На Первой конференции мира состоялось принятие Конвенции о мирном разрешении международных столкновений, которая предполагала учреждение Постоянной палаты международного третейского суда. Речь шла лишь о составлении списка лиц, способных быть арбитрами, определенных правил судебного разбирательства и организационных основ для его проведения.

Итогом Второй Гаагской конференции мира стало принятие Конвенции об учреждении Международной призовой палаты. Целями деятельности последней должно было стать разрешение споров, касавшихся реализации права захвата кораблей в ходе военных действий на море. Речь шла о том, насколько были правомерны действия той или иной стороны по захвату и распоряжению имуществом на неприятельских и нейтральных судах, а также контрабанды на судах нейтральных стран.

Однако принятие подобного решения в первые годы ХХ века, конечно же, было обречено на провал, поскольку в тех условиях ни одно из государств не намерено было участвовать в подобного рода мероприятиях. Аналогичная судьба была уготована еще одному важному начинанию Второй Гаагской конференции -учреждению постоянного международного судебного органа. Предполагалось учредить специальную международную судебную инстанцию, которая будет собираться в определенном составе и разрешать в течение своей сессии дела, представленные к ее рассмотрению. В ходе обсуждений проекта международного суда, участники конференции не смогли прийти к единому мнению по целому ряду вопросов. В итоге, Конвенция об учреждении Судебной третейской палаты не была принята.

Несмотря на скромные результаты двух Гаагских конференций, следует отметить, что они положили начало тому процессу, который привел в дальнейшем к учреждению универсальной организации государств, международных судебных инстанций и целой отрасли международного права - права вооруженных конфликтов, без которого были бы невозможны Нюрнбергский и Токийский судебные процессы.

Первый реальный опыт международного правосудия был предпринят, как ни странно, не в Европе, а в Центральной Америке. Им стала Центральноамериканская палата правосудия (ЦАПП). Она была создана пятью центрально-американскими республиками на конференции, созванной в Вашингтоне 14 ноября 1907 года, по предложению Мексики и США. 20 декабря 1907 года была подписана Конвенция об учреждении ЦАПП. Конвенция должна была действовать десять лет с момента последней ее ратификации и могла быть продлена на последующие 10-летние сроки. С 15 февраля по 12 марта Никарагуа, Коста-Рика, Сальвадор, Гондурас и Гватемала ратифицировали Конвенцию.

В соответствии с Конвенцией ЦАПП обладала обыкновенной и экстраординарной компетенциями.

Обыкновенная компетенция предусматривала:

1) разрешение споров между договорившимися государствами;

2) разрешение споров между гражданами государств и любым государством-участником Конвенции;

3) определение положения, в котором спорящие стороны должны находиться в течение всего времени судебного разбирательства;

4) дела, касающиеся внутреннего конституционного права государств-участников в случае, если внутригосударственный конституционный конфликт не мог быть решен самим государством-участником соглашения.

Обыкновенная компетенция ЦАПП считалась основной и обязательной.

Согласно экстраординарной компетенции ЦАПП имела право выступать в качестве арбитражного органа в спорах между государством-участником и гражданами государств, не присоединившихся к Конвенции, а также между государством-участником Конвенции и государством не участником.

ЦАПП самостоятельно утверждала свой регламент, принимала бюджет и управляла своей текущей хозяйственной деятельностью. Судьи назначались легислатурами государств-участников. Судебное присутствие состояло из пяти судей. Для кворума необходимо было присутствие всех пяти судей. В качестве гарантии независимости судей предусматривалось наличие у них дипломатических привилегий и иммунитетов. Кроме того, было предусмотрено, что судьи могут отказаться рассматривать дело, а стороны имеют право заявить отвод судьям. Однако, был один важный момент, подрывавший независимость каждого из судей. Судья мог быть отозван назначившим его государством, и судьи всегда ассоциировали себя с назначившими их государствами.

В организационном плане ЦАПП должна была действовать как постоянный международный орган с сессионным порядком проведения заседаний. Ежегодно на первой сессии избирался председатель ЦАПП, причем было предусмотрено, что каждый судья, назначенный от соответствующего государства, должен был побывать в этой должности один раз в течение пятилетнего срока.

В судопроизводстве ЦАПП должны были сочетаться письменная и устная речь и соблюдаться принцип состязательности. Характерной особенность работы ЦАПП было то, что ее заседания, по общему правилу, должны были быть закрытыми, а проведение открытых слушаний воспринималось как исключение из этого правила. Решение по делу должны были приниматься большинством голосов (три из пяти или четыре из пяти), но подписывать его должны были все судьи. Основой решений должно было быть или международное право, или национальное законодательство.

Таким образом, ЦАПП задумывалась как авторитетный международный орган с достаточно обширными полномочиями, однако деятельность Палаты не была очень активной. Всего за десять лет своего существования она заслушала десять дел, пять из которых представляли собой жалобы частных лиц. Все они были отклонены. В 1910 и 1912 годах ЦАПП выступила с предложением о посредничестве во внутренних вооруженных конфликтах в Никарагуа, но они были откло-

нены. Проработав, таким образом, десять лет, ЦАПП прекратила свое существование в апреле 1918 года.

Был этот первый реальный опыт неудачным или нет сказать трудно (все-таки это была первая реальная международная судебная инстанция). В качестве причин ряда неудач ЦАПП следует назвать отсутствие реальной независимости судей. Руководство государств-участников считало, что они (судьи) являются, прежде всего, их представителями (какая уж тут независимость в принятии решений). К этому необходимо добавить вовлеченность ЦАПП в урегулирование политических конфликтов не столько в качестве суда, сколько в качестве политического посредника. Немаловажную роль сыграло и то обстоятельство, что США (фактически хозяин региона в то время) стали воспринимать ЦАПП как помеху в осуществлении своей внешней политики. Тем не менее, деятельность ЦАПП сыграла положительную роль в развитии международных судебных учреждений во всей Латинской Америке в целом.

В 1920 г. под эгидой Лиги Наций был учреждён новый международный судебный орган - Постоянная палата международного правосудия. Она просуществовала вплоть до роспуска Лиги Наций в 1946 г; впоследствии её место занял Международный суд ООН. Деятельность Постоянной палаты, по мнению ООН, была чрезвычайно успешной, поскольку в период с 1922 по 1946 гг. ею были рассмотрены 29 международных споров между государствами и вынесено более 20 консультативных заключений [Международный суд..., 2001, с. 7].

Статья 13 Устава Лиги Наций провозгласила: «Члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий, по их мнению, быть разрешенным третейским судом, и если этот спор не может быть удовлетворительно урегулирован дипломатическим путем, то вопрос будет полностью подвергнут третейскому разбирательству» [Версальский мирный., 1925, с. 715].

Нарушение этой нормы было обеспечено следующим образом: если одно из государств, вместо передачи спора в суд, объявляет войну другому государство, оно ipso facto объявляется агрессором, а остальные члены Лиги Наций обязуются прекратить с агрессором дипломатические, экономические и все другие международные отношения. Кроме того, против агрессора члены Лиги Наций вправе объявить войну и создать международный военный контингент, который принудит агрессора соблюдать свои международные обязательства.

Численный состав судей, входивших в Постоянную палату, менялся со временем. Первоначально в неё вошли 11 судей, затем, с расширением числа участников Лиги Наций, их стало 15. Процедура назначения судей была довольно простой: они последовательно избирались из списка кандидатур сначала Советом, а затем - Ассамблеей Лиги наций на срок в 9 лет.

Однако, в целом обращение государств к суду Постоянной палаты, ввиду того, что она функционировала как третейский суд, было необязательным: стороны могли, передав спор в Палату, отказаться от её услуг. По словам Б.Ференса, «неспособность Лиги согласиться на международный суд, обладающий обязательной юрисдикцией в отношении таких споров, которые могли бы привести к войне, обрекала его на роль суда с ограниченным авторитетом, властью и влиянием» [Дорская, 2012, с. 8-9].

Равно как и в Постоянной палате третейского суда, процессуальные нормы были обозначены лишь в рамках самых общих принципов международного права. Стороны самостоятельно определяли как судей, так и порядок рассмотрения дела. Достижением этого органа международного правосудия можно признать всё более широко распространявшуюся идею обязательной юрисдикции Постоянной палате: к началу Второй мировой войны 65 государств признавали обязательной юрисдикцию Постоянной палаты. Полному достижению этой цели помешала война [Дорская, 2012, с.

9].

По итогам войны, в результате учреждения ООН, идея международного суда получила большое развитие. Был создан международный суд ООН, в настоящий момент являющийся основным органом международного правосудия.

Список литературы:

1. Версальский мирный договор. Полный перевод с французского под редакцией Ю.В. Ключникова и А.Сабанина. М.: Издание Литиздата НКИД, 1925. С 715

2. Дорская А.А. Международное правосудие: учебно-методическое пособие. - С.-Пб., 2012.

3. Камаровский Л.А. О международном суде. М., 2007.

4. Международный суд. Главный судебный орган ООН: вопросы и ответы. - Нью-Йорк, 2001..

Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Материал не содержит сведений ограниченного распространения. Статья проверен в системе «Антиплагиат»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.