Научная статья на тему 'Международный статус России в условиях современного мирового кризиса'

Международный статус России в условиях современного мирового кризиса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
188
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ДЕРЖАВА / ПОТЕНЦИАЛ СТРАНЫ / "ГРУППА ВОСЬМИ" / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ШОС / ОДКБ / ФИНАНСОВАЯ СЕМЕРКА / ВТО / GREAT POWER / POTENTIAL OF COUNTRY / G8 / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS / SHOS / ODKB / G7 / WTO

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Косов Ю. В.

С момента возникновения понятия "великие державы" до настоящего времени наша страна входит в их круг. Однако статус великой державы не дается на вечные времена. Его надо постоянно поддерживать, что требует немалых ресурсов и затрат. Как разворачивающийся в мире экономический кризис может сказаться на "великодержавии" России?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International status of Russia under conditions of modern world crisis

From the occurrence of the notion "the Great Powers" and so for Russia has its rightful place among them. However, the status of great power is not given for eternity. It should be constantly maintained, and that demands a great deal of resources and inputs. How can the Global Economic Crisis affect Russia's status as a great power?

Текст научной работы на тему «Международный статус России в условиях современного мирового кризиса»

для национальной интеграции геополитической идеи. Это будет возможно, если Россия займется поиском формата своей технологической специализации или же предложит некую продвинутую глобальную идею, например, преодолев архаические комплексы и комплексы времен "холодной войны", с "маниакальной" настойчивостью будет продвигать идею разоружения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Задохин А.Г. Внешняя политика: национальное сознание и национальные интересы. М., 2002.

Задохин А.Г. Образ Константинополя в национальном сознании и внешней политике России // Обозреватель. 2008. № 11.

Задохин А.Г. Балканската политика на Русии: традиции и интереси // Дипломатически проглед. 2008. № 2.

Ю.В. Косов, докт. филос. наук, проф., зав. кафедрой международных отношений Северо-Западной академии государственной службы*

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАТУС РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО КРИЗИСА

С момента возникновения понятия "великие державы " до настоящего времени наша страна входит в их круг. Однако статус великой державы не дается на вечные времена. Его надо постоянно поддерживать, что требует немалых ресурсов и затрат. Как разворачивающийся в мире экономический кризис может сказаться на "великодержавии" России?

Ключевые слова: великая держава, потенциал страны, "Группа восьми", международные организации, ШОС, ОДКБ, Финансовая семерка, ВТО.

From the occurrence of the notion "the Great Powers" and so for Russia has its rightful place among them. However, the status of great power is not given for eternity. It should be constantly maintained, and that demands a great deal of resources and inputs. How can the Global Economic Crisis affect Russia's status as a great power?

Key words: Great power, potential of country, G8, international organizations, SHOS, ODKB, G7, WTO.

В последнее десятилетие постоянно усиливалась роль России на мировой арене и укреплялся ее статус в международном сообществе, которые существенно пострадали в результате коллапса Советского Союза. С начала XXI в. о нашей стране вновь заговорили как о великой мировой державе. Сам термин "великая держава" — достояние скорее публицистики, чем международного

* Косов Юрий Васильевич — kosov@peterlink.ru 2 ВМУ, социология и политология, № 3

права, где он практически не употребляется. Великими державами со времен Венского конгресса именовали пять европейских стран, которые стали играть ведущую роль в международных отношениях в Европе, а поскольку мир тогда был европоцентричным, то и во всем мировом сообществе. К этим государствам относились Австрия (позже Австро-Венгрия), Великобритания, Пруссия (позже Германия), Россия и Франция. После объединения Италии она стала еще одним европейским государством, пополнившим круг великих держав. Затем в элиту мировой политики были включены неевропейские государства — США и Япония. Произошло это примерно в конце XIX в.

Существенная ревизия членства в клубе великих держав произошла после Второй мировой войны. После создания ООН к мировой политической элите стали относить те государства, которые являлись постоянными членами Совета Безопасности этой организации. Великие державы, входившие в состав антигитлеровской коалиции, хотели сохранить единство своих действий в борьбе с возможными агрессорами и после окончания Второй мировой войны. Было предложено, чтобы страны, внесшие основной вклад в общую победу (СССР, США, Великобритания, Китай и Франция), принимали участие в деятельности Совета Безопасности на постоянной основе, а другие члены избирались бы сроком на два года, а затем подвергались обязательной ротации. Кроме того, было внесено предложение, чтобы в Совете Безопасности действовал принцип единогласия постоянных членов (т.е. если один из постоянных членов голосовал при обсуждении любого вопроса против, иными словами, "накладывал вето" (veto от лат. "запрещаю"), то решение не могло быть принято). В далеком 1945 г. последнее предложение внедрялось в международную правовую систему отнюдь не единодушно. Так, на конференции в Сан-Франциско (апрель—июнь 1945 г.), где был принят Устав ООН, за вышеуказанные правила голосования в Совете Безопасности было подано 30 голосов, против — 2, воздержались 15, а 3 делегации уклонились от принятия решения по этому вопросу. Особенно активно выступали против делегации Австралии, Канады, Нидерландов, Новой Зеландии, Кубы, Турции и некоторых других стран.

Когда ООН начала свою деятельность, то такие страны, как Германия и Япония, не были включены в ее состав, потому что они являлись агрессорами, развязавшими Вторую мировую войну, а после ее окончания они лежали в руинах и временно утратили свою независимость, будучи оккупированными вооруженными силами держав-победительниц. (Германия и Япония были приняты в ООН позже.) После тех событий прошло шесть десятилетий. Япония и Германия занимают ведущие позиции в мировой экономике, однако их статус в мировой политической иерархии до сих

пор гораздо ниже их экономического потенциала. Правительства этих стран надеются в политическом плане изменить ситуацию для себя к лучшему путем повышения роли своих государств в ООН.

Таким образом, с момента возникновения понятия "великие державы" и до настоящего времени наша страна входит в их круг. Однако статус великой державы не дается на вечные времена. Его надо постоянно поддерживать, что требует немалых ресурсов и затрат. Как разворачивающийся в мире экономический кризис может сказаться на "великодержавии" России?

В последнее время институционально положение Российской Федерации как великой державы усилилось. Связано это прежде всего с включением нашей страны в "Группу восьми" — неформальный клуб мировых лидеров. И хотя Россия последней присоединилась к "Большой восьмерке", однако ее уже нельзя назвать новичком в этом элитарном клубе современной мировой политики. Взаимодействие нашей страны с "Группой восьми" в той или иной форме продолжается уже около двадцати лет. Россия накопила значительный опыт участия в деятельности рассматриваемой организации, установила в ее рамках взаимовыгодные связи, пользуется доверием своих партнеров. Следует отметить, что достичь таких результатов для российской дипломатии было непросто, так как присоединение Российской Федерации к группе наиболее развитых государств современного мира пришлось на 90-е гг. прошлого столетия, которые были для нее крайне неблагоприятными. Глубокий структурный кризис российского общества и огромные социальные издержки реформ существенным образом ограничили возможности нашей страны на мировой арене и значительно сократили ее внешнеполитический потенциал. И все же участие России в деятельности "Клуба мировых лидеров" усилило тенденцию его эволюции в сторону многополярности, что, конечно, в определенной мере влияет и на развитие в данном направлении всего международного сообщества. Как отмечают специалисты, участие Российской Федерации в деятельности "Большой восьмерки" позволило ограничить стремление западных держав, входящих в этот клуб, использовать силовые средства воздействия на некоторые государства в обход Совета Безопасности ООН (ибо лишь с его согласия допустимо применение силы против суверенного государства, с точки зрения современного международного права). Российским дипломатам также удалось предотвратить включение в документы "Группы восьми" списков так называемых "государств-изгоев".

Позиции России как великой державы усиливают также международные организации, которые были созданы в последние годы при ее непосредственном участии и в которых она играет ведущую роль. К таким организациям относятся: Содружество Независимых Государств (СНГ), Евразийское экономическое сообщество

(ЕврАзЭС), Организация договора коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

Так, ОДКБ была учреждена в 2002 г. В эту организацию входят семь постсоветских государств — Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан. ОДКБ решает задачи по обеспечению безопасности воздушных границ, предупреждению угроз терроризма, борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В конце 2003 г. ОДКБ получила статус наблюдателя при ООН. Данный статус означает, что ОДКБ является полноценной международной организацией и в соответствии с главой 8 Устава ООН признана в качестве регионального объединения по безопасности.

Другой пример — ШОС — быстро набирающая влияние в мире региональная организация, объединяющая пять азиатских стран (Китай, Казахстан, Узбекистан, Киргизию и Таджикистан) и одно евро-азиатское государство — Россию. Лидеры этой организации занимают ведущие позиции в мировой экономке. Так, ВВП Китая в 2007 г. составил 3,4 трлн долл., и по этому показателю он вплотную приблизился к занимающей третье место в мире Германии. Рост экономики был рекордным за последние 13 лет и составил 11,4%. Россия в 2007 г. достигла ВВП размером 2,08 трлн долл., выйдя по этому показателю на восьмое место в мире, а экономический рост был на уровне 7,5%.

Рост влияния Шанхайской организации сотрудничества объясняется причинами как внешнего, так и внутреннего характера. К внешним причинам можно отнести то, что ШОС образована и действует в регионе, где пока практически отсутствуют другие многосторонние международные институты, а потому роль этой организации в региональных международных отношениях, по сути дела, уникальна. Внутренние причины связаны с характером взаимоотношений в самой организации. Возможность открытого диалога между странами—участниками ШОС, принятие и исполнение взвешенных решений, найденных путем компромисса, привлекают страны региона. В процессе развития организации сформировался новый политический климат, который характеризуется взаимным доверием и уважением стран-участниц, — особый "шанхайский дух" подлинного уважения и взаимопонимания.

Однако существует ряд международных организаций и форумов, в которые Россия в силу разных причин и обстоятельств пока не вступила и не может принимать активное участие в их работе. К таким структурам относятся, например, Всемирная торговая организация (ВТО), Финансовая семерка ^7), Диалог Европа — Азия и некоторые другие. Так, переговоры о вступлении в ВТО Россия начала еще в 1994 г., состоялось около тридцати их раундов. Очень непросто складываются отношения нашей страны с НАТО. 20

Таким образом, можно сделать вывод, что с момента возникновения клуба великих держав Россия является его непременным участником. Это большое завоевание российской внешней политики. Важной задачей в условиях современного мирового экономического кризиса для Российской Федерации становится не только сохранение, но и упрочение своего статуса великой державы. Однако ограниченный кризисными условиями потенциал страны должен использоваться более эффективно и адаптировано к современной международной ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Косое Ю.В., Торопыгин А.В. Содружество независимых государств. Институты, интеграционные процессы, конфликты. М., 2009.

Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации / Под ред. П.А. Цыганкова. М., 2008.

Рост ВВП Китая побил рекорд за 13 лет // http://news.bbc.co.uk/hi/russian/ business/newsid_720600/7206441.stm

Фурман Е.Д. Идея интеграции в ЕС и СНГ: социальная база и альтернативы // Современная Европа. 2007. № 2.

А.В. Зинченко, докт. ист. наук, проф. кафедры международных отношений Института мировой политики Международной академии бизнеса и управления*

СТАТУС РОССИИ В ИЕРАРХИИ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Автор проводит в статье сравнительный анализ иерархии стран в международных отношениях в .зависимости от статуса государств в мировой политике в конце ХХ — начале XXI в. Критерии "индекса мировой силы"позволяют автору сделать выводы о потенциале статуса России в разработке ключевых решений по выходу из мирового финансового и экономического кризиса.

Ключевые слова: статус государства, международные отношения, индекс мировой силы, глобализация, экономический кризис, мировые цены на энергоносители.

The author presents a comparative analysis of the countries' hierarchy in the international relations according to their status in the world policy at the end of the XXth — the beginning of the XXIst century. The "world force index"criteria enable the author to arrive at the conclusions regarding the potential of Russia's status in working out the key solutions to the world economic and financial crisis.

Key words: Key Words: The statehood, the international relations, an index of world force, globalization, an economic crisis, the world prices for energy carriers.

* Зинченко Александр Викторович — ZAV59@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.