Научная статья на тему 'Международный семинар "православие и наука" в храме мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова. (обзор)'

Международный семинар "православие и наука" в храме мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова. (обзор) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / РЕЛИГИЯ / КОНФЛИКТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный семинар "православие и наука" в храме мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова. (обзор)»

ние статьи автор рассматривает некоторые практические аспекты и возможности применения рассмотренной им концепции православного отношения к религиозному плюрализму в условиях современных Греции и России (р. 622-625).

С.В. Мельник

2018.02.017. ПУЩАЕВ Ю.В. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР «ПРАВОСЛАВИЕ И НАУКА» В ХРАМЕ МУЧЕНИЦЫ ТАТИА-НЫ ПРИ МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА. (Обзор).

Ключевые слова: наука; религия; конфликт.

В Москве 18 сентября 2017 г., в домовом храме мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова в форме диспута прошел международный семинар «Православие и наука: История, современность, будущее», посвященный такой вечно актуальной теме, как конфликт веры и научного знания, вопросу о том, возможно ли согласовать данные науки и научное мировоззрение с христианской религией, или между ними лежит непереходимая пропасть.

Семинар был организован в форме своеобразного диспута, центральным пунктом которого стали два полемично направленных друг против друга выступления (каждое примерно по 45 минут). Первую лекцию под названием «Наука и вера в наше время: вместе или нет?» прочитал математик и доктор физико-математических наук, академик РАН Алексей Николаевич Паршин. Вторую -«Физика и религиозная метафизика в восточно-христианской культуре» - кандидат философских наук, профессор Московской духовной академии Николай Константинович Гаврюшин. Затем состоялась небольшая публичная дискуссия. Ее модератором выступил кандидат философских наук, руководитель отдела Института истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН Дмитрий Сапрыкин.

Перед диспутом-спором выступил настоятель храма мученицы Татианы протоиерей Владимир Вигилянский, который сказал, что этот храм - может быть, одно из самых уместных место в Москве для проведения такого семинара. Ведь многие ученые, преподававшие и работавшие в МГУ, были верующими и являлись прихожанами этого храма. Во время своего выступления он, в частности, сказал: «Мы сейчас издаем книгу о великих выпускни-

ках и преподавателях Московского университета, которые пострадали за веру в XX в. У нас 17 святых. Это все - выпускники физико-математического факультета, юридического, историко-филологического и массы других, председатели Математического общества - это святые Московского университета...». Еще он напомнил, что в Татианинском храме отпевали писателя Николая Гоголя, здесь молились профессора университета Михаил Погодин и Василий Ключевский, крестились сестры Цветаевы - Марина и Анастасия, праздничный хор храма также составляли университетские профессора.

После этого непосредственно перед самой дискуссией прошло открытие фотовыставки, посвященной выдающимся русским ученым из МГУ им. Ломоносова, преимущественно математикам, в жизни и творчестве которых православие играло большое значение.

Что касается диспута, то выступавший первым А.Н. Паршин отметил сначала, что сегодня в российском обществе наблюдается общественный раскол, связанный с отношениями религии и науки между собой. Последний пример подобного рода - острая общественно-научная дискуссия вокруг первой в России диссертации по теологии, недавно защищенной протоиереем Павлом Хондзин-ским, деканом богословского факультета ПСТГУ. Однако в данном случае те резкие возражения и упреки в ненаучности, которые диссертация отца Павла встретила у ряда ученых-биологов, объясняются скорее непониманием ими специфики гуманитарного знания в сравнении со знанием естественно-научным.

Между тем, по мнению Паршина, все же действительно многие противоречия между наукой и религией не являются выдуманными, они вполне реальны. Например, вера в творение человека и живых существ Богом (креационизм) противоречит современным эволюционным представлениям, а христианские представления о жизни и развитии человека с момента зачатия противоречат практике современной медицины, в рамках которой человеческий эмбрион можно подвергнуть диагностике генетических дефектов и в случае их наличия уничтожить.

Однако Алексей Николаевич все же считает, что наука и религия, независимо от их отношения друг другу, должны быть включены в единое мировоззрение. Далее в ходе своей лекции он сослался на ряд примеров из истории ряда наук, когда те или иные

ученые черпали отдельные идейные мотивы и вдохновение для своего творчества в богословии. Так, например, в книге «Мир как пространство и время» выдающегося русского математика и физика А.А. Фридмана (1888-1925), автора теории расширяющейся Вселенной, видны явные переклички с мыслями блаженного Августина о природе времени из его «Исповеди». А Георг Кантор, создатель теории множеств, читал Отцов Церкви, патристику и схоластику. Как сказал историк математики Феликс Клейн в своих «Лекциях по истории развития математики в XX веке», «недаром Георг Кантор, творец теории множеств, учился у схоластиков».

Кандидат философских наук, профессор Московской духовной академии Николай Константинович Гаврюшин свое выступление начал с мысли, что этот конфликт между верой и наукой проходит сегодня внутри каждого человека. Он высказал себя сторонником той позиции, что наука и религия заняты каждая своим делом и не стоит их смешивать. Своего рода девизом для своего выступления он избрал слова М.В. Ломоносова, основателя Московского университета: «Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем. Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по Псалтыри можно научиться астрономии или химии».

Как отметил Н.К. Гаврюшин, краеугольные для традиции европейской науки и философии понятия «природа» и «сущность» не употребляются в Новом Завете. В православии неизмеримо важнее «деятельное уподобление Богу» (Константин Философ). И если в разных науках идет постоянная смена гипотез, в истории культуры эволюционирует само понятие науки, то истина Христова остается одной и той же. Наука стремится к объективному знанию, стремясь как можно больше элиминировать субъективное, но тогда она не может ничего сказать нашему сердцу.

Состоявшийся семинар хорош тем, что, представив разные позиции, многие вопросы отставил открытыми и заставил задуматься над ними слушателей и посетителей мероприятия. Хорошо бы, чтобы традиция таких публичных диспутов с активным участием церковной общественности была продолжена.

Мероприятие было организовано крупнейшей научной институцией Греции - Национальным исследовательским фондом.

Ю.В. Пущаев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.