Научная статья на тему '2018. 02. 016. Пейн Д. П. К православному пониманию религиозной свободы: исследование богословских оснований для ответа на вызов религиозного плюрализма. Payne D. p. towards an Orthodox understanding of religious freedom: an exploration of the theological resources for engaging religious pluralism // Journal of Church and State. - waco, 2017. - vol. 59, n 4. - p. 608-625'

2018. 02. 016. Пейн Д. П. К православному пониманию религиозной свободы: исследование богословских оснований для ответа на вызов религиозного плюрализма. Payne D. p. towards an Orthodox understanding of religious freedom: an exploration of the theological resources for engaging religious pluralism // Journal of Church and State. - waco, 2017. - vol. 59, n 4. - p. 608-625 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ СВОБОДА / ПРАВОСЛАВИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ / МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЛЮБОВЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / МИТРОПОЛИТ ИОАНН (ЗИЗИУЛАС) / Х. ЯННАРАС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 02. 016. Пейн Д. П. К православному пониманию религиозной свободы: исследование богословских оснований для ответа на вызов религиозного плюрализма. Payne D. p. towards an Orthodox understanding of religious freedom: an exploration of the theological resources for engaging religious pluralism // Journal of Church and State. - waco, 2017. - vol. 59, n 4. - p. 608-625»

2018.02.016. ПЕЙН Д.П. К ПРАВОСЛАВНОМУ ПОНИМАНИЮ РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЫ: ИССЛЕДОВАНИЕ БОГОСЛОВСКИХ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОТВЕТА НА ВЫЗОВ РЕЛИГИОЗНОГО ПЛЮРАЛИЗМА.

PAYNE D.P. Towards an Orthodox understanding of religious freedom: An exploration of the theological resources for engaging religious pluralism // Journal of church and state. - Waco, 2017. - Vol. 59, N 4. -P. 608-625.

Ключевые слова: религиозная свобода; православие; социальная философия; Русская православная церковь; религиозный плюрализм; межрелигиозный диалог; социальные отношения; любовь; толерантность; секуляризация; митрополит Иоанн (Зизиулас); Х. Яннарас.

Д.П. Пейн отмечает, что один из основных вызовов, с которыми сегодня сталкиваются Православные церкви, - это религиозный плюрализм современного глобального мира. Как наглядно показал в своих работах крупнейший специалист в области социологии религии П. Бергер, теория секуляризации показала свою несостоятельность. В действительности современность породила не секулярзиацию, а плюрализм, т.е. множественность и взаимодействие в рамках одного общества носителей разных религиозных убеждений, систем ценностей и мировоззрений, как религиозных, так и светских. Ситуация плюрализма, когда «другие» живут по соседству, требует от православия нового осмысления проблем толерантности и религиозной свободы. В частности, внимания заслуживает поиск богословских оснований ответа на вопрос о том, как Церковь, которая существует не только для своих членов, но и для спасения всех людей, должна реализовать свою миссию преображения мира, где разные религии, расовые, этнические и культурные общности требуют публичного признания и уважения их свобод (p. 608-613).

Основной тезис статьи заключается в том, что, по мнению автора, христианское учение о Боге-Троице и его следствия применительно к области взаимоотношений между людьми могут служить богословским основанием для выработки православного подхода к проблемам толерантности, религиозной свободы и плюрализма. Согласно христианскому вероучению, Бог един по существу и

троичен в Лицах (Ипостасях, Личностях) - Отца, Сына и Святого Духа, которые находятся в отношениях любви. Тринитарный догмат важен для понимания не только сущности Бога, но и его отношения к миру, христологии, сотериологии, экклесиологии и замысла о человеке. Подобно Лицам Троицы, которые имеют единую природу и соединены взаимной любовью, люди, которые созданы по образу и подобию Бога, должны стремиться реализовывать этот принцип «единства в многообразии» и идеал отношения к Другому в общении между собой. Д.П. Пейн указывает, что концепция христианского тринитаризма может быть применена для построения гармоничных моделей общественного устройства, в связи с чем приводит слова русского философа Николая Федорова: «Троица -это наша социальная программа», а также высказывания видных православных религиозных деятелей, в том числе Константинопольского Патриарха Варфоломея, утверждавших актуальность этого богословского учения для современной жизни (р. 613-616).

Автор указывает, что осмысление значения тринитарного догмата для межличностных и общественных отношений в условиях современного мира было наиболее полно представлено в работах греческих православных богословов митрополита Иоанна Зи-зиулоса (род. 1931) и профессора Христоса Яннараса (род. 1935). Д. П. Пейн рассматривает различные аспекты учения этих греческих мыслителей, в том числе в контексте таких богословских терминов, как «кенозис» (букв. «опустошение», «истощение»; акт свободного самоуничижения и самоотдачи Христа из-за любви к людям и стремления к их спасению, выразившийся в вочеловечи-вании и принятии крестных страданий), «перихоресис» (букв. «взаимопроникновение»; «нераздельное и неразлучное» соединение Лиц в Святой Троице), «койнония» («общность», «соучастие»; идеальная модель отношений между христианами как членами Тела Христова) (р. 616-621). Д.П. Пейн показывает, как богословские категории «кенотической самоотдачи», «перихорезиса», открытости, «диаконии» (служения ближним), в основе которых лежит любовь к ближнему, призывают ценить, слышать и уважать свободу Другого. Рассмотренный православный подход позволяет предложить православную модель социальных отношений, где представители разных религиозных и светских мировоззрений могут жить в мире, согласии и подлинном «общении» (р. 621-622). В заключе-

ние статьи автор рассматривает некоторые практические аспекты и возможности применения рассмотренной им концепции православного отношения к религиозному плюрализму в условиях современных Греции и России (р. 622-625).

С.В. Мельник

2018.02.017. ПУЩАЕВ Ю.В. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР «ПРАВОСЛАВИЕ И НАУКА» В ХРАМЕ МУЧЕНИЦЫ ТАТИА-НЫ ПРИ МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА. (Обзор).

Ключевые слова: наука; религия; конфликт.

В Москве 18 сентября 2017 г., в домовом храме мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова в форме диспута прошел международный семинар «Православие и наука: История, современность, будущее», посвященный такой вечно актуальной теме, как конфликт веры и научного знания, вопросу о том, возможно ли согласовать данные науки и научное мировоззрение с христианской религией, или между ними лежит непереходимая пропасть.

Семинар был организован в форме своеобразного диспута, центральным пунктом которого стали два полемично направленных друг против друга выступления (каждое примерно по 45 минут). Первую лекцию под названием «Наука и вера в наше время: вместе или нет?» прочитал математик и доктор физико-математических наук, академик РАН Алексей Николаевич Паршин. Вторую -«Физика и религиозная метафизика в восточно-христианской культуре» - кандидат философских наук, профессор Московской духовной академии Николай Константинович Гаврюшин. Затем состоялась небольшая публичная дискуссия. Ее модератором выступил кандидат философских наук, руководитель отдела Института истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН Дмитрий Сапрыкин.

Перед диспутом-спором выступил настоятель храма мученицы Татианы протоиерей Владимир Вигилянский, который сказал, что этот храм - может быть, одно из самых уместных место в Москве для проведения такого семинара. Ведь многие ученые, преподававшие и работавшие в МГУ, были верующими и являлись прихожанами этого храма. Во время своего выступления он, в частности, сказал: «Мы сейчас издаем книгу о великих выпускни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.