УДК 371
Тяпкин С.Е.
студент
ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина" (Россия, г. Сыктывкар)
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация: в статье проанализированы основные научные мероприятия и проекты в сфере мобильного обучения и реализации мобильных технологии от первых крупных международных конференций до вступления Российской Федерации в первый международный проект в сфере мобильного обучения.
Ключевые слова: образование, обучение, мобильное обучение, мобильные технологии
Несмотря на медленный темп развития мобильного обучения в Российской Федерации, есть огромное количество законодательных актов, касающихся данного вопроса на международном уровне.
Анализ международного опыта в области мобильного обучения представлен в "Рекомендациях ЮНЕСКО по политике в области мобильного образования", подготовленных институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образования (ИИТО ЮНЕСКО). Здесь полноценно раскрывается как понятие мобильного обучения, так и обозначены формы, в которых оно может применяться [6].
В завершении документа аргументировано представлены основные преимущества мобильного обучения в комплексном подходе:
- расширенные возможности обучающихся и принцип равенства доступа к образованию;
- возможность создания персональных образовательных траекторий;
- мгновенная обратная связь и оценка результатов образовательного процесса;
- постоянная доступность обучения в любое время и в любом месте;
- эффективное использование учебного времени;
- поддержка ситуационного обучения;
- обеспечение принципа непрерывности образования;
- обеспечение связи между формальным и неформальным образованием;
- возможность обучения после стихийных бедствий и в зонах военных конфликтов;
- обучение детей и взрослых с ограниченными возможностями;
- повышение качества коммуникации и управления;
- увеличение коэффициента полезного действия форм и методов образования;
Проанализировав международные и российские аспекты законодательства в области мобильного обучения, можно сделать вывод, что для России мобильное обучение является новой формой организации обучения, требующего как законодательного, так и методического регулирования [2].
Уже на протяжении более чем 15 лет, с начала 2000-х годов на территории Европы и Соединенных Штатов Америки проводятся международные научные мероприятия, на которых обсуждается роль и место мобильных телефонов в образовании, их применение как для учителя, так и для студента (ученика). Например, международная конференция International Conference Mobile Learning проходит ежегодно в Европе с 2005 года. Ежегодно, участие в ней принимает более 600 человек. В 2019 году ее участниками стали более 700 человек, а это лишь означает, что количество заинтересованных в в вопросах мобильного обучения людей увеличивается. В том числе, участие в конференции уже 6 лет подряд принимают делегаты из России. Именно ICML является одним из ключевых мероприятий в сфере мобильного обучения, так как на ее площадка
презентацию основные дидактические и теоретические материалы ЮНЕСКО, ООН, а также делегатов-участников [3].
Помимо ICML в Великобритании с 2007 года проходит конференция MoLeNet. Организаторы конференция ставят перед собой главную цель - обмен опытом в сфере мобильного обучения, а также распространение новых практик среди стран-участников [5].
С 2010 в рамках конференции был запущен проект The Mobile Learning Network Project целью которого является распространение эффективных практик мобильного обучения в разных странах, а также поиск единомышленников среди преподавателей, использующих мобильные технологии в образовании. Ключевыми направлениями проекта являются:
1. "Система мобильного обучения" (MoLeNet) - обмен современными практиками между педагогами со всех стран мира.
2. "Среда мобильного обучения" (Mobile Learning Environment Project) - разработка методик мобильного обучения маломобильных групп населения и инвалидов.
3. "Мобильные технологии в обучении через всю жизнь" (Mobile Technologies Lefelong Learning: the best practic) - лучшие практики мобильного обучения людей третьего возраста [4].
Изначально, целью данного проекта было создание единой системы для мобильного обучения студентов и школьников Великобритании. Но на данный момент, участниками проекта являются более 10 000 преподавателей и более 2000 учебных заведений по всему миру. Такое развитие стало возможным при поддержке Организации Объединенных Наций.
С 2010 года набирает обороты европейский проект "Мобильные технологии через всю жизнь" (MOTILL). Проект появился в ходе стратегической сессии Евросоюза в области образования. Главная цель - исследовать возможности непрерывного образования людей в любой точке земли при наличии лишь мобильных устройств с выходом в интернет [2].
С 2012 года в Канаде создан "Консорциум мобильного обучения" (M-Learning Consorcium). Объединение представляет собой кластер лесных высших учебных заведений, которые используют мобильное обучение, как основную технологию передачи теоретических знаний студентов по всей территории Канады [1].
С 2017 года проект M-learning стартовал в издательства "Дрофа", которое выпускает большое количество учебников, а также материалов для подготовки к ЕГЭ. Целью проекта становится разработка современных мобильных пособий для подготовке к ЕГЭ, а также электронных учебников для мобильных устройств (преимущественно планшетов). Участие издательства "Дрофа" в проекте M-learning стало возможным после участия в конференции ICML в 2016 году [6].
На конец 2019 года законодательно мобильное обучение, как самостоятельное направление в образовании закреплено в 17 странах. Еще в 79 странах, в том числе в Российской Федерации мобильное обучение рассматривается как составляющая часть электронного обучения, наравне с дистанционным обучением.
Таким образом, следует сделать вывод, что на международном уровне изучение возможности обучения посредством мобильных технологий активно ведется с начала 2000-х годов. Регулярно проходят научные мероприятия, где представители разных стран обмениваются опытом в области мобильного обучения. С 2017 года, после участия в одной из зарубежных конференций, одно из крупнейших изданий "Дрофа", также включилось в проект M-learning, целью которого является создание электронных изданий учебников, удобных для использования на мобильных устройствах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Arhistrongh S. About M-learning: Start education with mobile technologies now / S. Arhistrongh. - Washington. 2014.
Bransford M. How People Learn: Brain, Mind, Experience, and School / M. Bransford, J. Douglas. - Washington. 2015.
Digilab: кейс-стади проект поддержки мобильного обучения с помощью библиотечных инноваций / К. Миллс, Н. Скэнтлбери, Р. Томас // Мобильные библиотеки. Мобильные библиотечные онлайновые услуги : сборник публикаций. - Москва : Профессия, 2017. - С. 312-326
Geddes S. Mobile Learning in the 21st Century: Benefit for Learners / S. Geddes // The Knowledge Tree: An E-Journal of Learning Innovation. - 2015. - No 6. John Traxler. Defining Mobile Learning. IADIS International Conference Mobile Learning. 2015.
Mobile Learning: Transforming Education, Engaging Students, and Improving Outcomes Electronic resource. URL:
http://www.brookings.edu/research/papers/2013/09/17-mobile-learning-education-engaging-students-west (дата обращения 24.03.2020).