Научная статья на тему 'Мобильное обучение как новая технология обучения иностранному языку студентов вузов (на примере Томского политехнического университета)'

Мобильное обучение как новая технология обучения иностранному языку студентов вузов (на примере Томского политехнического университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1007
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / MOBILE LEARNING / МОБИЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА / MOBILE DEVICES / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова С.Н.

В данной работе рассматривается использование мобильного обучения в вузе при изучении дисциплины «Иностранный язык». На основе проведенного эксперимента и анкетирования студентов выявлены преимущества мобильного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOBILE LEARNING AS A NEW TECHNOLOGY OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING TO UNIVERSITY STUDENTS (TAKING TOMSK POLYTECHNIC UNVERSITY AS A CASE STUDY)

This paper we considers the use of mobile learning in high school when studying discipline “Foreign Language”. On the basis of the experiment and questionnaire for students the advantages of mobile learning have been revealed.

Текст научной работы на тему «Мобильное обучение как новая технология обучения иностранному языку студентов вузов (на примере Томского политехнического университета)»

С.Н. Попова

преподаватель, кафедра иностранных языков, Физико-технический институт, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»

МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Аннотация. В данной работе рассматривается использование мобильного обучения в вузе при изучении дисциплины «Иностранный язык». На основе проведенного эксперимента и анкетирования студентов выявлены преимущества мобильного обучения.

Ключевые слова: мобильное обучение, мобильные устройства, электронное обучение.

S.N. Popova, Tomsk Polytechnic University

MOBILE LEARNING AS A NEW TECHNOLOGY OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING TO UNIVERSITY

STUDENTS (TAKING TOMSK POLYTECHNIC UNVERSITY AS A CASE STUDY)

Abstract. This paper we considers the use of mobile learning in high school when studying discipline "Foreign Language". On the basis of the experiment and questionnaire for students the advantages of mobile learning have been revealed.

Keywords: mobile learning, mobile devices, e-learning.

Быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и постоянно меняющийся в связи с этим образ современного студента требуют от учебных заведений постоянной переоценки педагогических подходов, методов и форм обучения и т.д. В настоящее время в образовании в нашей стране особую популярность приобретает виртуальное электронное учебное пространство, доступ в которое можно получить при помощи различных мобильных устройств. Мобильные и беспроводные устройства становятся все более доступными, что знаменует новые возможности и вызовы для учебных заведений, преподавателей и студентов.

Обращение к проблеме использования мобильного обучения в вузе обусловлено ее недостаточной разработанностью в педагогике, когда существует потребность образовательной практики в средствах, которые обладают богатым педагогическим потенциалом, позволяющим оптимизировать процесс обучения студентов в вузе. Таким образом, актуальность данной проблемы определяется наличием противоречия между огромным потенциалом мобильного обучения и недостаточным его использованием в современном вузе. Целью данной статьи является выявление возможностей и преимуществ, а также недостатков мобильного обучения и его использования при обучении студентов в вузе. Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:

1. определить понятие мобильного обучения;

2. экспериментально выявить педагогический потенциал использования мобильного обучения в вузе.

С целью реализации данных задач нами был осуществлён обзор литературы по проблеме мобильного обучения, а также проведен эксперимент, в котором мы использовали элементы мобильного обучения при обучении студентов 2 курса физико-технического института Томского политехнического университета дисциплине (ФТИ ТПУ) «Английский язык».

В самом широком смысле термин «мобильное обучение» означает обучение с помощью портативных технологий, таких как мобильные телефоны, ноутбуки и любые другие подобные доступные портативные устройства. В настоящее время мобильное обучение представляет интерес для педагогов-исследователей во всем мире. Так, Даррелл Вест, директор-основатель Центра инновационных технологий Института Брукингса, считает, что мобильное обучение способно решить

многие образовательные проблемы. Одной из таких проблем является, например, упрощение доступа к любой информации, в том числе к учебным материалам. Кроме того, по мнению Даррелла, образовательное пространство для студентов выходит далеко за рамки образовательного учреждения, так как сегодня практически каждый студент имеет мобильный телефон или планшет с беспроводным доступом в Интернет, и он может обучаться, находясь в любом месте [1].

Также проблемой мобильного обучения активно занимается Джон Трекслер, исследователь из британского Университета Вулверхэмптона. Он определяет мобильное обучение как «любую образовательную услугу, где единственной или доминирующей технологией являются портативные или карманные устройства». Согласно данному определению мобильное обучение может включать мобильные телефоны, смартфоны, персональные карманные компьютеры и их периферийные устройства, планшеты и ноутбуки, но только не стационарные компьютеры. Трекслер выделяет основные характеристики, которые определяют мобильное обучение и которые характеризуют его как самостоятельное, незапланированное, индивидуальное, портативное, небольшого объема, контекстно-ориентированное, интерактивное [2].

Российские ученые также не остались в стороне от проблемы использования мобильного обучения в современном вузе. Например, С.В. Титова, профессор факультета иностранных языков и регионоведения МГУ, активно исследует данную проблему. Она рассматривает мобильное обучение как «новую форму обучения, отличную от дистанционного или смешанного, характеризующую новый виток развития информатизации человеческого общества» [3]. По ее мнению, «определение мобильный характеризует, прежде всего, две основные составляющие педагогического процесса - доступ к средствам обучения и формы реализации учебной интеракции. Обучающийся сегодня может иметь мгновенный доступ к учебным материалам и программам, учебным ресурсам, выполнять задания, общаться с педагогом в любое время и в любом месте» [3].

И.Н. Голицына, доцент кафедры экономической информатики и математики Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, определяет «термин «мобильное обучение» как использование мобильных и портативных ИТ устройств, таких как карманные компьютеры PDA (Personal Digital Assistants), мобильные телефоны, ноутбуки и планшетные ПК в преподавании и обучении. Так как компьютеры и Интернет стали необходимыми образовательными инструментами, технологии стали более портативными, доступными, эффективными и простыми в использовании; это открывает широкие возможности для расширения участия и доступа к ИКТ, в частности в Интернете» [4].

Среди других ученых, занимающихся проблемой мобильного обучения, можно выделить таких исследователей, как М. Бренсфорд и Дж. Дуглас [5], С. Геддес [6], В.А. Куклев [7], Е.И. Горошко [8] и многие другие. Проведенный нами анализ педагогической литературы показал, что в России мобильное обучение является относительно новой технологией обучения и только начинает свое развитие, в то время как на Западе этой проблемой занимаются уже много лет. На основе анализа исследований упомянутых авторов, нам также удалось выявить следующие преимущества мобильного обучения:

- Свободный доступ к учебным материалам, видеоклипам и аудиофайлам из любой точки мира, в том числе, находясь в общественных местах и даже в движущихся поездах и автобусах.

- Возможность осуществления взаимодействия с другими студентами и преподавателями.

- Портативность, которая является очень большим плюсом, так как мобильные устройства являются компактными и легкими, что позволяет студенту делать заметки или вводить любые данные непосредственно в устройство.

- Использование мобильных устройств повышает мотивацию студентов, так как нынешнее поколение студентов очень увлечено различного рода гаджетами.

- Большинство мобильных устройств обладают более доступной ценой, чем стационарные системы, и подавляющее большинство населения владеет ими.

- Гибкий график обучения является большим благом, так как студенты могут получить доступ к учебным материалам в любое время - 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Более того, поддержку преподавателя можно получить и за пределами учебных аудиторий.

- Каждый студент может выбрать свой собственный темп работы.

- Возможность экономии на стоимости учебных материалов.

Несмотря на наличие большого количества преимуществ, мобильное обучение обладает рядом недостатков, главным образом технического характера, а именно:

- небольшим экраном мобильного устройства, который может доставлять неудобства при обучении;

- быстрой разрядкой аккумулятора мобильного устройства;

- недостаточно развитым программным обеспечением для размещения учебных материалов;

- ограниченным беспроводным пространством и недостаточной скоростью Интернета.

Стоит отметить, что перечисленные недостатки носят исключительно технический характер, и в век стремительно развивающихся технологий эти проблемы в скором времени удастся решить.

В Томском политехническом университете повсеместно внедряются элементы разного рода электронного обучения, такого как: дистанционное обучение, смешанное обучение и мобильное обучение. В физико-техническом институте ТПУ при обучении студентов дисциплине «Английский язык» также применяются элементы электронного обучения, в том числе мобильного. Для того чтобы доказать эффективность использования мобильного обучения при обучении студентов английскому языку, нами был проведен эксперимент со студентами 2 курса ФТИ ТПУ (4-й семестр). В течение семестра, наряду с традиционными учебными пособиями, мы использовали электронный курс «The World of Work» [9]. Данный курс размещен в электронной обучающей среде MOODLE, доступ к которой можно получить с любого компьютера или мобильного устройства, такого как смартфон, планшет или ноутбук. Главным условием является доступ в Интернет.

Данный электронный курс состоит из четырех разделов и содержит различные виды заданий на освоение и отработку грамматического и лексического материала. Кроме того, в курсе представлено большое количество ссылок на онлайн-ресурсы для самостоятельной работы. Также курс содержит различные инструменты для взаимодействия студентов с преподавателем и друг с другом. Курс рассчитан на 20 часов (из 60 часов, предусмотренных рабочей программой) и 20 баллов (из 60 баллов в соответствии с рейтинг-планом дисциплины) [10]. Необходимо отметить, что для допуска к экзамену студенту необходимо набрать 33 балла и претендовать на минимальную положительную оценку. Для того, что иметь возможность получить отличную оценку, студент должен выполнить все задания электронного курса. Структура и тематика курса полностью соответствует рабочей программе.

В рамках эксперимента для работы с курсом студенты использовали свои мобильные устройства. В эксперименте принимали участие 4 группы студентов 2 курса ФТИ ТПУ (46 человек). Следует отметить, что большинство студентов справились со всеми заданиями курса «The World of Work», набрали необходимое количество баллов и могли претендовать на отличную оценку на экзамене. В конце семестра нами было проведено анкетирование студентов на предмет выявления их мнения об использовании мобильного обучения в процессе изучения дисциплины «Английский язык» (табл. 1).

Проведенный анализ результатов показал, что в целом процесс обучения английскому языку с использованием элементов мобильного обучения 100% студентов, принявших участие в анкетировании, оценивают положительно. Наиболее высоко (9,2 балла) студенты оценили «свободный доступ к учебным материалам». Также достаточно высоко (8,7 балла) был оценен пункт «Портативность». «Гибкий график» и «Возможность работать в индивидуальном темпе» студенты оценили в среднем на 8,2 балла. Оценка студентов за возможность получать консультации преподавателя

составила 7,8 баллов. Пункт «Возможность осуществления взаимодействия студентов друг с другом» получил среднюю оценку в 7,6 баллов. В комментариях студенты отмечали недостатки работы с применением мобильного обучения, среди которых они называли быстрый разряд аккумулятора и нестабильность доступа в Интернет.

Таблица 1 - Анкетирование студентов на предмет выявления их мнения об использовании мобильного обучения в процессе изучения дисциплины «Английский язык»

АНКЕТА

Уважаемые студенты! Просим вас принять участие в анкетировании об использовании мобильного обучения. Оцените по 10-балльной шкале следующие преимущества мобильного обучения (от 1 до 10):

Преимущества мобильного обучения Ваша оценка

1. Свободный доступ к учебным материалам

2. Возможность осуществления взаимодействия с другими студентами

3. Портативность

4. Гибкий график работы

5. Возможность работать в индивидуальном темпе

6. Возможность получать консультации преподавателя вне стен учебной аудитории

7. Комментарии

Планируя эксперимент, мы ставили цель выявить преимущества использования мобильного обучения в вузе, а именно в процессе обучения иностранного языка. Таким образом, полученные результаты эксперимента и анкетирования студентов доказали, что применение элементов мобильного обучения имеет ряд преимуществ, которые студенты оценили достаточно высоко. Также у нас не вызывает сомнений, что применение элементов мобильного обучения в образовательном процессе является эффективным. В дальнейшей практике мы планируем использовать мобильное обучение более активно.

Список литературы:

1. Mobile Learning: Transforming Education, Engaging Students, and Improving Outcomes [Electronic resource]. URL: http://www.brookings.edu/research/papers/2013/09/17-mobile-learning-education-engaging-students-west (дата обращения 24.03.2015).

2. John Traxler. Defining Mobile Learning. IADIS International Conference Mobile Learning.

2005.

3. Титова С.В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2012. - № 1. - С. 9-23.

4. Голицына И.Н. Мобильное обучение в современном образовании / И.Н. Голицына, Н.Л. Половникова // Школьные технологии. - 2011. - № 4.

5. Bransford M. How People Learn: Brain, Mind, Experience, and School / M. Bransford, J. Douglas. - Washington. 2000.

6. Geddes S. Mobile Learning in the 21st Century: Benefit for Learners / S. Geddes // The Knowledge Tree: An E-Journal of Learning Innovation. - 2004. - № 6.

7. Куклев В.А. Становление системы мобильного обучения [Электронный ресурс] / В.А. Куклев // Школьные технологии. - 2010. - № 4. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/ v12_i2/html/12.htm (дата обращения: 24.03.2015).

8. ЭИОС ТПУ [Электронный ресурс]. URL: http://stud.lms.tpu.ru/ course/index.php?categoryid=119 (дата обращения: 24.03.2015).

9. Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык» для студентов 1-2 курсов ТПУ. ТПУ, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.