УДК 34 ББК 67
DOI 10.24411/2414-3995-2020-10240 © Я.М. Хаминский, 2020
Научная специальность 12.00.10 - международное право; европейское право
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
И ЭКСТРЕМИЗМА, СВЯЗАННОГО С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ
Яков Михайлович Хаминский,
доцент кафедры прав человека и международного права, кандидат юридических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются вопросы возникновения угроз и вызовов мировому сообществу от использования транснациональными преступными группами инструментария теневого банкинга для отмывания денег и легализации доходов, полученных преступным путем для финансирования терроризма и экстремизма.
Ключевые слова: теневой банкинг, финансирование терроризма и экстремизма, транснациональная преступность, профессиональные системы отмывания денег, неформальные услуги по переводу денег и материальных ценностей, трансграничный экспорт денежных средств.
INTERNATIONAL EXPERIENCE IN COUNTERING THE FINANCING OF TERRORISM AND EXTREMISM RELATED TO THE LEGALIZATION (LAUNDERING) OF PROCEEDS FROM CRIME
Iakov M. Haminsky,
Associate Professor of Human Rights and International Law, Candidate of Legal Sciences
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. Considered the issues of the emergence of threats and challenges to the world community from the use of shadow banking tools by transnational criminal groups for money laundering and legalization of proceeds from crime to finance terrorism and extremism.
Keywords: shadow banking, financing of terrorism and extremism, transnational crime, professional money laundering systems, informal services for the transfer of money and material values, cross-border export of funds.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Хаминский Я.М. Международный опыт противодействия финансированию терроризма и экстремизма, связанного с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем. Вестник экономической безопасности. 2020;(4):107-12.
Введение
Возникновение и существование в современном мире различных систем отмывания денег обусловлено рядом обстоятельств объективного и субъективного характера.
Этому способствовала и сама история происхождения и появления денег, их обращения, сбережения и транспортировки.
Очевидно, что любые, сколь угодно жесткие системы социального и экономического управления вплоть до тоталитарных, включающие в себя почти абсолютные ограничения коммерческой деятельности физических и юридических лиц, не в состоянии заставить деньги «работать» в полном объеме. Это не удавалось еще ни одному государству. Даже в ус-
ловиях жесточайшего тотального государственного контроля, существовавшего в такой одиозной стране, как СССР, имелись и успешно функционировали системы теневого банкинга. Ярким примером тому является оборот денег среди так называемых «цеховиков».
Не в последнюю очередь природа теневого банкинга (Shadow banking) связана с попытками преодоления именно ограничений свободного обращения денег, избыточного налогообложения со стороны государства, а также и конкуренцией в финансово-кредитной сфере.
Кроме того, формы и масштабы теневого банкинга в различных странах зависят от совершенства или несовершенства внутригосударственных за-
конодательств в этой сфере; имплементации в них и абсолютного соблюдения норм международного права; состояния экономик и уровня жизни населения; степени криминализации общества, в том числе связанной с его социально-экономической структурой и стабильностью.
Таким образом, существующие и вновь возникающие схемы теневого банкинга восполняют или стремятся восполнить недостатки и правовые пробелы, существующие в современных официальных системах финансового обращения, которые, не в последнюю очередь, из-за излишнего государственного контроля перестали быть эффективными. Очевидна в связи с этим востребованность таких систем и схем.
Развитие электронных коммуникаций и технологий, коррумпированность правящих «элит» лишь увеличивает и расширяет масштаб этой проблемы и ставит традиционную консервативную банковскую сферу практически на грань рентабельности.
Не вызывает сомнений, что существующие сегодня схемы и системы теневого банкинга, непосредственно «обслуживающие» процессы отмывания денег, представляют собой целую индустрию, мощную и разветвленную, имеющую передовое кадровое, техническое и технологическое оснащение.
А их транснациональный характер предметно ориентирован на финансирование террористов, их организованных групп и сообществ, включая обеспечение незаконного оборота оружия, наркотиков, психотропных веществ и т.д.
Понимание факта, что типология систем отмывания денег в теневом банкинге в настоящее время весьма широка, цель настоящей статьи ограничивается следующими научно-практическими элементами:
1) анализом профессиональных игроков теневого банкинга, основная деятельность которых нацелена на отмывание денег, в том числе полученных незаконным путем, для предоставления их преступным лицам, группам и сообществам, возможности уклонения последних от санкций в области борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма и экстремизма, включая получение прибыли от незаконной или, в каких-то случаях, законной деятельности;
2) описанием функций, характеристик и основных квалифицирующих признаков профессиональных отмывателей денег как лиц, организаций и сетей, участвующих в отмывании денег и легализации преступных доходов и получающих за это вознаграждение в любой форме.
Кроме того, в данной статье особое внимание уделено угрозам и вытекающих из них вызовов мировому сообществу, связанных с отмыванием денег; рассмотрены собственно преступные субъекты, в том числе транснациональные организованные преступные группы и группировки, специализирующиеся на предоставлении профессиональных услуг по отмыванию денег или легализации преступных доходов, а также их соучастники, бессознательно или преднамеренно участвующие в этих процессах.
Профессиональные игроки теневого банкинга, их функции и характеристики
Для обеспечения организации успешного противодействия приведенным выше преступным проявлениям, в частности, отмыванию денег, представляется необходимым классифицировать участников таких процессов по определенным признакам.
Профессиональных участников схем по предоставлению услуг по отмыванию денег традиционно принято подразделять на три основные группы.
1. Индивидуальные участники, обладающие специальными навыками или опытом в размещении, перемещении и отмывании денежных средств.
Эти лица специализируются на предоставлении услуг по отмыванию денег, которые в том числе могут быть выполнены, в рамках законной профессиональной деятельности.
Такие индивидуальные отмыватели денег, как правило, распределяют возможные риски по различным финансовым продуктам и осуществляют деловую деятельность с несколькими финансовыми специалистами и брокерами.
2. Профессиональные организации по отмыванию денег характеризуются наличием двух или более лиц, которые действуют в составе автономной группы, специализирующейся на предоставлении услуг или консультаций по отмыванию денег для преступников, организованных преступных групп или группировок.
Такие организации являются строго структурированными, но при этом отмывание денежных
средств может быть основным, но не единственным, видом деятельности такой организации. Иные виды совершенно легальной деятельности могут использоваться в целях конспирации основной нелегальной деятельности.
Большинство организаций по отмыванию денег имеют строгую иерархическую структуру, каждый член которой выступает в качестве специализированного специалиста, отвечающего за конкретные элементы цикла отмывания денег, и, как правило, не осведомленного о реальных действиях остальных работников.
3. Профессиональная сеть отмывания денег представляет собой совокупность партнеров или контактов, работающих совместно для облегчения схем отмывания денег и/или субподряда обеспечения этих услуг для конкретных задач, физических или юридических лиц.
Обычной практикой таких сетей является работа по реализации глобальных задач, имеющих ярко выраженный транснациональный характер.
Сети по отмыванию денег могут включать двух или более взаимодействующих профессиональных отмывателей денег или их партнеров.
Нередко они действуют в качестве неформальных сетей лиц или групп, предоставляющих клиенту-преступнику целый комплекс услуг по отмыванию денег.
При этом в таких сетях межличностные отношения не всегда строго организованы, могут быть замкнуты на конкретных лиц и часто носят гибкий характер, включающий перманентную замену участников таких процессов.
Такие обширные сети отмывания денег способны удовлетворить потребности любого клиента различными способами, включая открытие счетов в иностранных банках, создание или покупку иностранных компаний, инвестирование в различные совершенно легальные проекты и использования существующей инфраструктуры, контролируемой другими отмывателями денег. Помимо этого, могут применяться такие инновационные методы, как инвестиции в криптовалюты и др.
Динамика сотрудничества между различными системами и схемами отмывания денег может быть различной, в том числе с помощью диверсификации каналов прохождения незаконных поступлений,
что, безусловно, снижает риски обнаружения и изъятия полученных незаконным путем средств.
Профессиональные отмыватели денег работают с организованными преступными группами на транснациональной основе на глобальной основе или в конкретном регионе, их клиентами являются любые представители преступного мира вне зависимости от национальности.
При этом профессиональные отмыватели денег однозначно выступают в качестве глобального трансграничного предприятия и имеют абсолютно все его признаки.
При разработке мер по противодействию отмыванию денег и легализации доходов, полученных преступным путем, следует также учитывать, что для облегчения операций по отмыванию денег от имени нескольких организованных преступных групп или их преступных «филиалов» может использоваться один и тот же профессиональный от-мыватель денег.
Профессиональные отмыватели высококва-лифицированы, именно в силу этого они адаптированы к работе в различных условиях, при этом они обладают способностью и техническими возможностями не привлекать к себе внимания правоохранительных, контролирующих и надзорных органов.
Кроме того, противодействие им затруднено тем, что их кадровое, техническое и технологическое превосходство над правоохранительными и фискальными органами является объективно-очевидным фактором.
Международная правоохранительная практика также фиксирует случаи, однозначно свидетельствующие о том, что одни и те же лица, обеспечивающие предоставление услуг по отмыванию денег, одновременно в полном объеме оказывают эти услуги и организованным преступным группам, и террористическим организациям, и физическим лицам, причастным к финансированию и осуществлению террористической и экстремистской деятельности.
Наиболее ярким примером в этой области является деятельность совершенно, на первый взгляд, легальной организации Altaf КЪапаш [1-4].
На самом же деле, Альтаф Ханани (АИ^ КЪапаш) представляла собой преступную организацию по отмыванию денег, занималась отмыванием
незаконных доходов для других организованных преступных групп, организаций, в том числе по незаконному обороту наркотиков, во всем мире.
Altaf Khanani была комплексной организованной преступной группой, состоящей из физических и юридических лиц, работающих под наблюдением и контролем гражданина Пакистана Альтафа Хана-ни, которого Управление по борьбе с наркотиками США (DEA) арестовало еще в 2015 году.
Организация Altaf Khanani содействовала незаконному перемещению денежных средств между Пакистаном, Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ), Соединенными Штатами Америки, Соединенным Королевством Великобритания, Канадой, Австралией и другими странами.
С помощью этой организации ежегодно отмывались миллиарды долларов преступных доходов. Altaf Khanani предлагала услуги по отмыванию денег разнообразной клиентуре, включая китайские, колумбийские и мексиканские организованные преступные группы и группировки, также подобные услуги оказывались физическим и юридическим лицам, связанным с США.
Помимо этого, Altaf Khanani отмывала денежные средства для других террористических и экстремистских организаций.
В частности, Altaf Khanani и родственная ей «Аль-Заруни», участвовали в отмывании, сборе и перемещении денежных средств для афганских талибов, а сам Альтаф Ханани имел личные отношения с Лашкар-э-Тайибой, Давудом Ибрагимом, Аль-Каидой и Джаиш-э-Мохаммедом.
Кроме того, в зону ответственности Альтафа Ханани входило обеспечение надлежащего контроля за депонированием доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков.
Депонирование производилось с помощью банковских переводов со счетов абсолютно легального иностранного предприятия в целях обеспечения сокрытия и маскировки характера, источника денежных средств и их собственника и контроля над этими средствами.
Altaf Khanani проводила транзакции, включающие несколько банковских переводов от ряда общих торговых компаний.
Интересно, что комиссия Altaf Khanani за отмывание средств была весьма немалой на фоне
объема всех незаконных операций и составляла 3% от общей стоимости отмытых денежных средств. Вместе с тем потребители услуг Altaf Khanani готовы были идти на такие издержки ради обеспечения надежности операций и безопасности отмываемых денег.
Сама Altaf Khanani в 2015 году определена OFAC (Office of Foreign Asset Control of the U.S. Department of the Treasury - Отдел по контролю зарубежных активов Министерства финансов США) как «транснациональная преступная организация». В 2016 году OFAC установлены четыре физических и девять юридических лиц, связанных с организацией Altaf Khanani.
26 октября 2016 года под давлением неопровержимых улик Альтаф Ханани признал себя виновным по федеральному обвинению США. В 2017 году Альтаф Ханани был приговорен к 68 годам тюрьмы за преступный сговор с целью совершения операций по отмыванию денег.
Из приведенного примера очевидно следует, что организованные преступные группы, группировки, преступники - физические лица, в том числе транснациональные преступные организации, используют как аутсайдеров, так и членов организованных преступных групп для выполнения услуг отмыванию денег от имени группы. Высокий процент вознаграждения свидетельствует о готовности таких лиц, групп и организаций нести издержки ради обеспечения надежности и безопасности операций по отмыванию денег и легализации доходов, полученных преступным путем.
Следует отметить, что если имеется внутренний компонент организованной преступной группы, отвечающий за отмывание денег и представляющий собой высококлассных специалистов в указанной сфере, то такие члены группы могут получать свою часть доходов в процентах от совершенных незаконных операций или доходов группы, а не гонорар или комиссию за свои действия.
Степень вовлечения членов организованной преступной группы в схемы отмывания денег зависит от количественных потребностей и масштабов такой преступной группы.
При этом обязательно осуществляется расчет сложности операций по отмыванию денег, которые они хотят осуществить, а также расчет рисков и по-
тенциальных расходов, связанных с таким вовлечением.
Как правило, при использовании организованными преступными группами услуг профессиональных отмывателей денег, они стремятся войти в контакт с теми, кто знаком с лицами, близкими к сети организованной преступной группы либо входящими в нее.
В частности, это могут быть члены семьи или близкие люди из числа круга общения членов организованной преступной группы.
Эти лица также могут быть профессионалами, ранее выполнявшими свои обязанности в законном качестве, например как бухгалтеры, юристы, нотариусы и/или другие поставщики услуг, банкиры, брокеры, налоговые специалисты или консультанты, дилеры по драгоценным металлам или камням, владельцы банков или инсайдеры, владельцы платежных систем электронных и криптовалют, владельцы обменных пунктов и т.д., которых преступные сообщества стремятся использовать «в темную», без информирования о конечной цели осуществляемой деятельности.
Организованные преступные группы также и на тех же принципах могут использовать внешних экспертов на постоянной или специальной основе.
Такие эксперты также могут сознательно или бессознательно работать в коммерческой среде, быть предпринимателями исключительно в интересах организованных преступных групп. Как правило, они не имеют судимостей, что помогает им избежать обнаружения и ограждает от излишнего внимания правоохранительных и фискальных органов.
К сожалению, интенсивность присутствия такого рода соучастников в криминальной среде имеет положительную динамику.
При этом они имеют тенденцию к объединению в качестве поставщиков услуг для поддержки конкретных преступных схем или организованных преступных групп.
Во всех рассмотренных случаях и схемах доминируют «разрозненные» отношения, при которых может отсутствовать прямой контакт между организованными преступными группами и ведущими субъектами, ответственными за отмывание денежных средств.
Как правило, в целях обеспечения конспирации и минимизации возможных потерь в случае обнаружения незаконных транзакций операции по отмыванию денежных средств осуществляются через несколько «слоев» лиц или организаций, которые занимаются отмыванием денег.
Заключение и выводы
1. Выработка мер по борьбе с такими масштабными преступными проявлениями, как отмывание денег и легализация доходов, полученных преступным путем, стали предметом интенсивных международных усилий.
2. В силу высокого уровня закрытости и практически абсолютной степени конспирации в среде предоставления услуг по профессиональному отмыванию денег и легализации доходов, полученных преступным путем, их последствия для собственно экономик и экономического развития государств практически не поддаются количественной оценке.
Вместе с тем ясно, что такая деятельность в совокупности с предоставлением неформальных услуг по переводу денег и ценностей однозначно наносит существенный вред финансово-кредитной системе любого государства в целом и их учреждениям, снижает эффективность легального сектора экономики, поощряя преступность и коррупцию, а также негативно влияет и искажает внешний сектор экономики.
Кроме того, неуправляемое и не контролируемое движение неучтенных крупных наличных денежных масс в любой валюте, их даже временное изъятие из оборота или неожиданное вбрасывание в оборот могут привести к спонтанному росту инфляции. В тоже время, в государствах с малоразвитой или недостаточно развитой экономикой такие действия способны вызвать «обрушение» экономики, и кратно увеличить риск социального взрыва.
3. Отсутствие скоординированных действий мирового сообщества по борьбе с отмыванием денег и легализации доходов, полученных преступным путем, может привести к принятию разноплановых мер и их правоприменению государствами - членами ООН в целях защиты своих финансовых систем, что в результате существенно облегчит преступную деятельность лиц и организаций, занимающихся от-
мыванием денег и легализацией доходов, из-за образовавшихся правовых неоднородностей.
4. Выработанные меры и инструментарий по борьбе с отмыванием денег и легализацией доходов, полученных преступным путем, должны быть в равной мере применимы как в государствах с высокоразвитыми экономиками и национальными законодательствами, так и для развивающихся стран, в которых проблема борьбы с отмыванием денег и легализации доходов, полученных преступным путем, является значительно более сложной, чем для развитых стран, в силу несовершенства нормативно-правовой базы, уязвимости финансовых систем, степени криминализации общества и традиционного регионального менталитета, связанного с религиозно-культурными устоями.
5. Борьба с отмыванием денег и легализацией доходов, полученных преступным путем, должна вестись, не только уголовными средствами в рамках международного сотрудничества между судебными, правоохранительными и надзорными органами,
Уголовный подход не может быть единственным способом борьбы с отмыванием денег и потому, что в этом случае станет возможным и весьма эффективным использование легальных финансовых систем в преступных целях.
Таким образом, необходима разработка комплекса мер, ориентированных на противодействие этому явлению и обеспечение их безусловного правоприменения всеми субъектами международного права.
Это тем более важно, что очевидным и приоритетным для преступных сообществ вектором
отмывания денег и легализации доходов, полученных преступным путем, является финансирование террористической и экстремистской деятельности на транснациональном уровне, которое делает уязвимым любое государство.
Характерным примером такого комплексного подхода является международное взаимодействие в области противодействия незаконному обороту наркотиков в рамках Конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» («Венская конвенция», Вена, 19.12.1988 года).
Литература
1. Altaf Khanani News: Nisar orders reinvestigation of Khanani case // The express Tribune, 27.05.2020 / https://tribune.com.pk/altaf-khanani / (дата обращения 27.052020).
2. Professional Money Laundering // Официальный ресурс FATF, Paris, France, 2018 / www. fatf-gafi.org/publications/methodandtrends/documents/ professional-money-laundering.html (дата обращения 23.04.2020).
3. KHANANI MONEY LAUNDERING ORGANIZATION // Key Associates & Financial Network, October 2016 / https://home.treasury.gov/ (дата обращения 02.04.2020).
4. U.S. blacklists Pakistan nationals on suspicion of money laundering // Reuters, October 2016 / https://www.reuters.com/article/us-usa-sanctions-moneylaundering-idUSKCN12B2GW (дата обращения 12.05.2020).