Научная статья на тему 'Проблемы легализации преступных доходов'

Проблемы легализации преступных доходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2758
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина Ирина Александровна

Рассматриваются проблемы легализации преступных доходов: на междисциплинарном уровне проведен анализ российского и зарубежного опыта по противодействию легализации преступных доходов. Особое внимание уделяется тенденциям и способам, которыми деньги «отмываются». Исследуются региональные особенности отмывания денег преступными организациями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of legalising the criminal income

Some problems of legalizing crime income are under consideration. A systematized analysis of both Russian and foreign experience in sphere of counteraction the legalization of crime income has been carried out on the interdisciplinary level. Special attention pays to tendencies and methods of money-laundering. Regional features of money-laundering by criminal organizations are investigated.

Текст научной работы на тему «Проблемы легализации преступных доходов»

И.А. Никитина

ПРОБЛЕМЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ

Рассматриваются проблемы легализации преступных доходов: на междисциплинарном уровне проведен анализ российского и зарубежного опыта по противодействию легализации преступных доходов. Особое внимание уделяется тенденциям и способам, которыми деньги «отмываются». Исследуются региональные особенности отмывания денег преступными организациями.

Легализация денежных средств или имущества, добытых незаконным путем, является необходимым условием функционирования организованной преступности в сфере экономики.

Разнообразные виды преступной деятельности, осуществляемой транснациональными преступными организациями (ТПО), приносят огромные доходы, масштабы которых трудно представить. Это ставит перед организованными преступными структурами в качестве первоочередной задачи определение путей и методов легализации денежных средств, полученных незаконным путем. Отмывание денег - это заключительный этап превращения организованной преступности в высокодоходное и эффективное производство, в ходе которого происходит противоправная и вредная для общества концентрация экономической, а вслед за ней и политической власти в руках неконтролируемой группы лиц.

Вместе с тем легализация преступных доходов сама по себе представляет один из видов преступной деятельности ТПО, поскольку именно этот процесс, с одной стороны, позволяет эффективно уклоняться от социального контроля, а с другой - использовать отмытые деньги в легальном обороте для получения контроля над легальными предприятиями и прибыли в сфере легальной деятельности.

Для легализации «грязных» денег используются различные финансовые операции, которые постоянно совершенствуются по сложности и распространенности. Если изначально «отмыватели» использовали традиционные банковские финансовые институты, то в связи с усилением контрмер, применяемых правоохранительными органами, акцент отмывания денег смещается в сторону небанковских финансовых институтов, систем электронной и почтовой связи. Так, если еще в 1985 г. государственные структуры США, борющиеся с отмыванием денег, не обращали внимания на небанковские финансовые институты, то в 1995 г. уже вовсю разрабатывалась стратегия регулирования деятельности данных финансовых учреждений как используемых при «отмывании» денег. Специалисты Международного валютного фонда (МВФ) составили перечень основных потенциальных инструментов «отмывания» денег: 1) акцептные депозиты; 2) предоставление кредитов; 3) финансовый лизинг; 4) денежные переводы; 5) выпуск и управление средствами платежей (например, кредитные карты, дорожные чеки и банковские переводные векселя); 6) поручительства и обязательства; 7) торговля своим счетом или счетом постоянного клиента: инструменты денежного рынка (а), обмен валюты (б), финансовые фьючерсы и опционы (в), инструменты обмена (г), ценные бумаги (д), предоставленные с правом переда-

чи; 8) участие в выпуске акций и обеспечение услуги, связанной с таким выпуском; 9) соглашения по структуре капитала, промышленной стратегии и связанные с этим вопросы; услуги имеющие отношение к слиянию и стоимости обязательств; 10) денежное брокерское посредничество; 11) управление портфелем ценных бумаг; 12) кредитное обслуживание. Были также установлены некоторые нетрадиционные финансовые учреждения, потенциально вовлеченные в «отмывание» денег, такие, например, как дельцы, связанные с металлами, и брокеры по предметам торговли, казино, телеграфные и почтовые службы, рынки. С 1990 г. ФАТФ изучает нефинансовые рынки, в которых «отмывание» денег особенно широко распространено: автомобильные распродажи, сельскохозяйственные рынки, рынок ювелирных изделий, художественные аукционы, мелкий бизнес и недвижимость.

Следующая тенденция в развитии «отмывания» денег - выход ее на международный уровень, в результате чего и борьба с ней приобретает международный характер.

Различные международные организации принимают документы, разрабатывают типовые законы, направленные против усиления организованной международной преступности, в частности в области «отмывания» денег.

Из всех видов преступной деятельности отмывание денег является одной из самых скрытых от социального контроля. Очень трудно подсчитать количество доходов от незаконной торговли на отдельных рынках, но еще труднее определить общее количество отмываемых ежегодно денег, учитывая максимальную латентность этого вида деятельности. В сущности, для оценки размеров легализации доходов необходимо многократное увеличение сумм, которые по существу не имеют четких пределов.

Кроме того, при оценке количества отмытых денег всегда необходимо делать скидку на различие определений самого понятия «легализация преступных доходов». Некоторые исследователи рассматривают этот термин как синоним доходов от преступной деятельности в целом, другие употребляют его для обозначения любых денег, которые перемещаются в мировом финансовом пространстве с целью сокрытия их происхождения или принадлежности, а также для того, чтобы сделать их недоступными для правоохранительных органов. Неудивительно, что оценки этих сумм колеблются от 200 млрд долл. ежегодно отмываемых в США [1] и еще около 100 млрд долл. по всему миру до утверждений, что ежегодно отмывается до одного триллиона долларов. В одной из нескольких попыток оценить масштабы отмывания денег на государствен-

ном уровне, предпринятой Австралией, общая сумма легализации была названа равной примерно 3 500 млн долл. [2]. Существует мнение, что отмывание денег по общей сумме обращаемых капиталов является третьей по величине индустрией в мире [3].

Трудно получить сведения о том, какие доходы приносит незаконная деятельность и каковы в действительности размеры доходов, получаемых транснациональными преступными организациями. Частично это зависит от суммы, необходимой для поддержания самого преступного предприятия. Самую незначительную часть расходов составляют расходы на производство и транспортировку товаров и услуг. Расходы же, идущие на подкуп, гарантирующий безопасную гавань и безопасный путь, могут быть весьма значительными. Кроме того, некоторая часть доходов должна быть инвестирована в дальнейшую преступную деятельность. Только деньги, которые остаются после всего вышеперечисленного, нуждаются в отмывании.

По оценкам швейцарского исследователя К. Мюллера, эта сумма составляет примерно две третьих от полученных доходов. Легализованные деньги в примерно равных пропорциях размещаются на международном финансовом рынке и инвестируются в легальные предприятия [4]. С такой оценкой пропорций совпадают данные российских экспертов, согласно которым из ежегодного совокупного дохода российских организованных преступных группировок, достигающего уровня 10 млрд руб., около 70% вкладывается в различные формы предпринимательской деятельности [5].

Иными словами, более двух третьих таких средств легализируется в форме инвестиций в наиболее прибыльные отрасли для приобретения пакетов акций предприятий, сферы услуг и досуга, печатных и электронных средств информации.

Учитывая миллионные суммы финансового оборота ТПО, а также количество их филиалов, работающих в различных регионах мира, можно предположить, что каждая такая организация должна иметь собственную финансовую систему. Построение системы ТПО зависит от многих факторов: величины организации, видов деятельности, которые она осуществляет, специфики рынков, на которых такая организация действует, этнической принадлежности членов организации. Такая система характеризуется иерархическим построением и организационным разделением отдельных функций (сбор наличных денег, ведение учета, управление финансами, «отмывание» денег и размещение инвестиций) [6. С. 23-26].

В целях безопасности финансовая сфера обычно отделена от других видов преступной деятельности ТПО. Лица, работающие в этой сфере, часто не знают, из каких источников получены деньги, которыми они управляют. В отдельных случаях были установлены специальные организации, осуществляющие отмывание денег для различных преступных организаций под свою ответственность за фиксированные комиссионные (обычно от 2 до 8% от суммы) [7. С. 21].

Трудно назвать общее количество отмытых денег, но можно определить некоторые качественные тенденции и способы, которыми деньги отмываются.

В настоящее время многие страны, осознав необходимость международного сотрудничеств в данной области и пытаясь преодолеть противоречия антилегали-зационных законодательств, заключают международные договоры, обеспечивающие взаимную помощь в борьбе против «отмывания» денег.

Международные соглашения определяют широкий уровень сделок, инструментов и институтов, которые потенциально вовлечены в «отмывание» денег. Вот некоторые из них.

Смуфинг включает применение разделения денежного депозита на меньшие деньги, не требующие предоставления отчета об их источнике.

Минивойсинг международной торговли: при ввозе товаров происходит подделка регистрации кредитных и таможенных деклараций, которые могут скрывать сделки при пересечении границы, свидетельствующие

о продолжающейся транспортировке наркотиков.

Украденное имущество (например, антиквариат или автомобили) может обмениваться в трансграничных или внутренних бартерных операциях.

Параллельные кредитные сделки могут быть применены во избежание необходимости входа в официальную экономику при нелегальной рыночной торговле товарами или услугами.

Межбанковская система электронной связи, используемая для совершения платежей и передачи информации, может быть не включена в отчет по борьбе с «отмыванием» денег, следовательно, взяточничество банковских служащих облегчает маскировку крупных незаконных перемещений между счетами.

Дериваты: например, искусственная версия подчинения фонда компании к слиянию или вступление во владение могут быть использованы для того, чтобы избежать обнаружения необычного изменения, внесенного в список ценных бумаг.

«Отмывание» денег представляет собой сложный, достаточно продолжительный процесс, включающий множество разнообразных операций. Существует несколько моделей отмывания денег: трехфазовая, двухступенчатая, модель круговорота и четырехсекторная модель [6. С. 26-28]. Наиболее распространенной является трехфазовая модель; каждая фаза имеет свою цель и набор способов достижения необходимого результата.

В первой фазе происходит введение «грязных» наличных денег в легальный оборот. Этому нередко предшествует предварительное «отмывание» (преобразование в другие виды валют, купюры иного достоинства, ценные бумаги). В банковском секторе реализация первой фазы направлена на обход существующих во многих странах положений об обязательной идентификации клиента. В странах Европы именно эта фаза считается критической [8].

Основными методами такого введения в банковском секторе являются: мошенничество с использованием подставных лиц и фирм; подкуп и запугивание лиц, ответственных за проведение идентификации клиента; организованная покупка легко преобразуемых имущественных ценностей, в основном финансовых инструментов. При этом каждая покупка осуществляется либо

на сумму ниже той, с которой возникает обязанность идентификации, либо платежи осуществляются мелкими суммами на один банковский счет.

В небанковском секторе часто используются обменные сделки - обмен денег на купюры иного достоинства или другую валюту без использования банковских счетов; использование предприятий с большим наличным оборотом, к легальной выручке которых примешиваются «грязные» деньги; создание собственных фиктивных предприятий, декларирующих такие деньги в качестве выручки. Кроме того, продолжаются инвестиции преступных доходов в недвижимость (в России, например, пятая часть легализируемых средств расходуется на приобретение недвижимости); в меньшей степени отмечается покупка золота и ювелирных изделий. Использование же международной торговли в ходе отмывания денег растет. На доходы от преступной деятельности покупаются товары и продукция, которые затем отправляются за пределы страны для перепродажи.

Один из самых старых способов отмывания денег -обычная контрабанда - по всем признакам переживает расцвет. Экспертами отмечается значительный рост объемов наличных денег, тайно перевозимых через границу.

Контрабанда может осуществляться путем непосредственной транспортировки наличности или денежных документов или же посредством сокрытия наличных денег в отправляемых за границу морских грузах. ТПО обычно осуществляют эту операцию, покупая коммерческие предприятия, принимающие участие в морских перевозках товаров, и пряча «грязные» деньги среди продукции. Контрабанду наличных денег через границу частично связывают с успешной реализацией мер противодействия отмыванию денег в банковском секторе [9. С. 5-6].

Цель второй фазы процесса легализации - отделение преступных доходов от источника их происхождения путем проведения комплекса финансовых операций. В результате обрывается цепочка следов и обеспечивается анонимность имущественных ценностей. Для осуществления операций во второй фазе широко используются подставные лица и фиктивные фирмы, выставляющие фиктивные счета, служащие основанием перевода денег. Операции второй фазы часто носят международный характер, для их проведения большую роль играют оффшорные зоны и иные страны с мягким налоговым режимом и слабой системой финансового контроля.

В таких странах обычно создаются фиктивные фирмы и обрываются следы финансовых операций. В Европе это наиболее часто осуществляется в Андорре, Болгарии, Гибралтаре, Гернси, Джерси, Лихтенштейне, Люксембурге, Монако, Швейцарии и на Кипре. На Ближнем Востоке и в Африке подобные банковские операции наиболее часто проводятся в Абу-Даби, Анголе, Бахрейне, Дубайе, Кувейте, Ливии, Либерии, Омане, на Сейшельских островах и в ОАЭ; в Юго-Восточной Азии и Полинезии - в Австралии, Гонкоге, Новой Каледонии, Новой Гвинее, Сингапуре, Шри-Ланке, Таиланде; в Латинской Америке (Карибский бассейн и

Южная Америка) - на Барбадосе, Багамах, Бермудах, Каймановых островах, Коста-Рике, в Чили, на Гаити, Ямайке, Кубе, в Никарагуа, на Нидерландских Антильских островах, в Панаме, Уругвае, Венесуэле [10].

Фирмы и инвесторы являются большей частью подставными лицами. Прибыли от преступной деятельности через курьеров завозятся наличными и вносятся на доверительные банковские счета с поручением приобрести на них ценные бумаги. Банк покупает ценные бумаги не от имени клиента, а от своего имени и переводит выручку от сделок с ценными бумагами на счет за рубежом. Таким образом, заметаются следы движения денег.

В третьей фазе деньги обретают легенду происхождения и могут инвестироваться в легальную экономику. Размещение средств зависит от их размера, профессиональных знаний преступников и их советников. Транснациональные преступные организации используют, как правило, весь спектр инвестиционных возможностей.

ТПО депонируют в основном краткосрочные и среднесрочные вложения, которые при необходимости могут быть отозваны. При выборе объекта инвестиций распространено приобретение и создание предприятий, которые могут быть использованы для поддержки преступной деятельности и «отмывания» денег. В частности, турецкие торговцы героином и польские группы, занимающиеся контрабандой сигарет и алкоголя, как правило, приобретают транспортные предприятия. Для облегчения «отмывания» денег часто приобретаются предприятия с большим наличным оборотом, экспортно-импортные компании. При выборе страны для инвестиций часть средств обычно переводится в страну постоянного нахождения головной преступной организации, где она может рассчитывать на определенную поддержку. Краткосрочные инвестиции размещаются в международных финансовых центрах. Капитальные, долгосрочные вложения ТПО обычно не совершаются [7. С. 22-26].

С бурным развитием новых коммуникационных технологий возникают все новые сложности при определении фактов отмывания денег. В сфере банковских и финансовых услуг разработаны и тестируются самые различные новые продукты, в целом называемые системой «киберрасчетов», предназначенные для использования в качестве заменителей наличных денег или альтернативных средств проведения операций. Ключевым компонентом технологии «киберрасчетов» является применение так называемых «смарт-карт», которые представляют собой схожие с кредитными карточками устройства с микросхемой, на которой записана закодированная величина суммы. Использование «смарт-карт» создает определенные трудности для поддержания порядка по регулированию обмена валюты, следовательно, они будут широко использоваться для трансферта преступных доходов.

Понятие «киберрасчеты» также включает системы электронного банковского обслуживания, в рамках которых сумма хранится в памяти персонального компьютера и переводится электронным способом по сетям системы Интернет. Учитывая темпы развития сфе-

ры «киберрасчетов», эта тенденция представляет серьезную опасность для «классических» механизмов борьбы с отмыванием денег.

Существуют и региональные особенности отмывания денег преступными организациями. Так, в Азии например, ситуация в сфере отмывания денег характеризуется наличием нескольких факторов. Во-первых, экономике азиатских стран свойственны интенсивные операции с наличными деньгами, но отсутствуют механизмы, позволяющие отслеживать операции с крупными суммами наличных.

Во-вторых, подпольное банковское дело (известное под разными названиями: системы «хунди», «хавала», «чит и фэй-чень» - в зависимости от конкретного региона и этнической группы) является традиционным в данной части света. Подпольная банковская система предлагает средства для быстрого дешевого, эффективного и анонимного перемещения денег, которые не оставляют бумажного следа. Процентные ставки азиатских подпольных банков обладают высокой конкурентной способностью по сравнению практически со всеми аналогичными расценками на операции с преступными средствами в других регионах [9. С.12].

Азиатские ТПО традиционно вкладывают свои капиталы в недвижимость, а также в предприятия, занимающиеся производством каучука, добычей и переработкой морепродуктов, в гостиничный бизнес и ювелирные магазины.

Наряду с подпольной банковской системой, инвестициями в недвижимость и производство в азиатских странах применяются и новейшие методы, такие как использование электронных расчетов и корреспондентского банковского дела, ценных бумаг, фьючерсных и производных финансовых сделок, которые не обязательно связаны непосредственно с реальным товаром [11].

В Южной и Центральной Америке и странах Карибского бассейна способы отмывания денег сходны с методами, используемыми в других странах. Однако меры противодействия в значительной степени не развиты, в результате банковский сектор по-прежнему играет важную роль на стадии размещения. В указанном регионе отмечена большая концентрация оффшорных финансовых центров, имеющих важное значение для глобальных процессов отмывания денег. Кроме того, происходят значительные физические перемещения денег из Северной Америки и Западной Европы в названный регион, при этом деньги депонируются в банки или используются для приобретения дорогостоящих товаров. Криминальные средства инвестируются и в строительство роскошных отелей и супермаркетов [9. С. 13].

Африка остается регионом, где все известные проблемы, связанные с отмыванием денег, касаются операций нигерийских организованных криминальных групп. Процессы легализации преступных доходов они осуществляют, используя сообщества африканских эмигрантов в развитых странах.

В странах СНГ и Восточной Европы процесс легализации имеет специфику в основном на первом этапе отмывания денег, которая связана со значительным нелегальным наличным оборотом. Значительная доля

доходов от преступной и иной незаконной деятельности легализируется путем обмена на иностранную валюту и перевода ее за рубеж. В России эти функции нередко берут на себя банки так называемых свободных экономических зон (СЭЗ), которые позволяют зачислять на свои счета «грязные» деньги и конвертировать их.

По оценке экспертов Центробанка, за годы «реформ» из России за рубеж вывезено капиталов на сумму около 260 млрд долл. [11. С. 9; 12, 13], а с 1992 по 1999 г. в мировые финансовые центры переведено еще около 100 млрд долл., при этом доля «грязных денег» составляет до 30-40% объема российского капитала, осевшего за рубежом. Вывоз капитала из России, согласно оценкам зарубежных правоохранительных органов и мнению специалистов из департамента валютного контроля Центробанка, в настоящее время достигает

1 млрд долл. в месяц [14, 15].

Помимо этого, из-за «мягкого» правового регулирования процессов легализации преступных доходов и высокой степени подконтрольности коммерческих банков организованной преступности, Россия используется ТПО для легализации наркодоходов. Так, по сведениям МВД РФ, в кредитно-финансовой сфере организованной преступностью создано 2 тыс. коммерческих предприятий и 700 банков [16]. По совпадающим оценкам отечественных и зарубежных экспертов, в пределах России ежегодно отмывается от 2,5 до 7 млрд наркодолларов [17].

Несмотря на огромные объемы денег, перетекающие с востока на запад, есть свидетельства того, что доходы от преступной деятельности российских преступных группировок на Западе возвращаются обратно в Россию. Например, за полтора года, начиная с 1995, около 100 млн долл. наличными ежедневно переправлялись из США через два американских банка в соответствии с распоряжениями, исходившими от российских банков [9. С. 15].

Американские банки играют немаловажную роль в процессах легализации российских денег. Известный «Банк оф Нью-Йорк» за три года «прокрутил» почти 7 млрд долл. Переводы шли из Депозитарноклирингового банка (ДКБ) и коммерческого банка «Фламинго», затем через подставные компании. Поступившие российские доллары перераспределялись на счета банков в третьих странах [18, 19].

Широко распространено и создание оффшорных предприятий, на счета которых направляются по фиктивным экспортно-импортным контрактам деньги, аккумулированные на счетах фирм, занимающихся обналичиванием. Так, по данным Министерства экономики РФ, в оффшорных зонах создано около 60 тыс. предприятий с российским участием [6. С. 32].

Если оценивать страны с позиций их противодействия «отмыванию» денег, то можно условно выделить три группы:

- страны, активно борющиеся с этим видом преступления (например, США, Германия, Франция, Великобритания);

- так называемые страны «финансового рая» - это оффшорные территории (Швейцария, Лихтенштейн, острова пролива Ла-Манш и др.), а также страны, ко-

торые для притока на свою территорию денежных средств небрежно относятся к проверке легальности источников поступающего капитала (страны Карибского бассейна, Южной Америки и др.).

Остальные государства (в том числе и Россию) относят к странам с недостаточно строгим и эффективным финансовым контролем, которые, однако, предпринимают попытки поставить законодательным путем преграды на пути легализации денежных средств. К сожалению, на практике эти преграды по ряду причин имеют довольно незначительный эффект.

В целом страны Восточного блока характеризуются несколькими особенностями, характерными для

стран, отмывающих деньги: коррумпированные или подверженные коррупции банковские системы; отсутствие законодательных актов по борьбе с отмыванием денег; возможность купить или основать банк, имея на руках очень небольшие капиталы; правоохранительные структуры, плохо подготовленные к расследованию финансовых преступлений и не желающие сотрудничать друг с другом; сильная тенденция к коррупции в государственных учреждениях; высокая потребность в капитале. Все это создает реальные возможности для России и других стран Восточной Европы стать центрами по отмыванию преступных доходов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Масштабы отмывания денег в Соединенных Штатах. Париж, 1995. Ноябрь. С. 4.

2. Global report on crime and justice. Chap. 9: Transnational Crime. Oxford, 1999. P. 238.

3. Nigel Morris. The global threat to the banking community // Money laundering. 1995. November.

4. Muller G. Geldwascherei: Motive-Formen-Abwechr. Treuhand-Kammer. Zurich, 1992. S. 113.

5. Международное сотрудничество в борьбе с отмыванием доходов полученных незаконным путем. М., 1999. С. 19, 39.

6. Иванов Э.А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ним. М., 1999.

7. Siber U. Geldwasche in Deutchland und ihre Bekampfung // Tagungsunterlagetn Internationale Geldwashe und Gewinnaufspurung. Trier: ERA, 1997. Р. 21-26.

8. Savona E. European money trails. N.Y., 1999. Р. 6-7.

9. Отчет отециальной финансовой комиссии (СФК)-УП о способах отмывания денег. Париж, 1996. 28 июня.

10. Кернер Х.-Х., Дах Э. Отмывание денег. М., 1996. С. 60.

11. Организованная преступность: Тенденции. Перспективы борьбы. Владивосток, 1999. С. 275.

12. «Грязныге» деньги и закон: Правовые основы борьбы с легализацией преступных доходов. М., 1994. С. 8-10.

13. Волженкин Б.В. Отмывание денег. СПб., 1998. С. 5.

14. Босхолов С.С. Политико-правовые проблемы борьбы с «грязными» деньгами в России // Материалы круглого стола «Международное сотрудничество в борьбе с отмыванием доходов, полученных незаконным путем». М., 1999. С. 9.

15. Геращенко В. Вокруг рубля // АиФ. 1999. № 39. С. 3.

16. Чертанов А. Воруют // Версия. 2000. № 14. С. 5.

17. Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века. М., 2000. С. 25.

18. «Русские баксыг» отмывали и стирали // Комсомольская правда. 2000. 18 февр.

19. Banker tell of money laundering case // N.Y. times. 2000. 17 of Feb.

Статья представлена кафедрой уголовно-исполнительного права и криминологии Юридического института Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Юридические науки» 11 декабря 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.