Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОНТРОЛЯ ЗА ПЕРЕДВИЖЕНИЕМ НА ЭЛЕКТРОСАМОКАТАХ'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОНТРОЛЯ ЗА ПЕРЕДВИЖЕНИЕМ НА ЭЛЕКТРОСАМОКАТАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
298
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / СТИХИЙНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭЛЕКТРОСАМОКАТОВ / ОТСУТСТВИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ / НЕУРЕГУЛИРОВАННОСТЬ ПРАВОВОГО СТАТУСА НОВЫХ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вислогубова Оксана Игоревна

В статье отмечаются общие для большинства стран проблемы, связанные с передвижением на электросамокатах. Анализируются предпринимаемые различными государствами меры, направленные на повышение уровня защищенности всех участников дорожного движения, в связи с массовым и стихийным появлением новых видов транспортных средств. Дедуцируются наиболее эффективные механизмы государственного управления, реализуемые мировым сообществом, в сфере контроля за передвижением на электросамокатах. Обосновываются треки повышения безопасности дорожного движения в Российской Федерации с учетом передового международного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF CONTROL OF MOVEMENT ON ELECTRIC SCOOTERS

There is a commonality of problems associated with the movement of electric scooters for most countries. The measures taken by various states aimed at increasing the level of protection of all road users in connection with the massive and spontaneous appearance of new types of vehicles are analyzed. The most effective mechanisms of public administration implemented by the world community in the field of control over movement on electric scooters are deduced. The tracks of improving road safety in the Russian Federation are substantiated, taking into account the best international experience.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОНТРОЛЯ ЗА ПЕРЕДВИЖЕНИЕМ НА ЭЛЕКТРОСАМОКАТАХ»

УДК 342.9

DOI 10.23672/h4186-5988-6362-m

Вислогубова Оксана Игоревна

Краснодарский университет МВД России kiap_krdu@mvd.ru

Oksana I. Vislogubova

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia kiap_krdu@mvd.ru

Международный опыт

государственного управления в сфере контроля за передвижением на электросамокатах

International experience

of public administration in the field of control of movement on electric scooters

Аннотация. В статье отмечаются общие для большинства стран проблемы, связанные с передвижением на электросамокатах. Анализируются предпринимаемые различными государствами меры, направленные на повышение уровня защищенности всех участников дорожного движения, в связи с массовым и стихийным появлением новых видов транспортных средств. Дедуцируются наиболее эффективные механизмы государственного управления, реализуемые мировым сообществом, в сфере контроля за передвижением на электросамокатах. Обосновываются треки повышения безопасности дорожного движения в Российской Федерации с учетом передового международного опыта.

Ключевые слова: появление новых видов транспортных средств, стихийное распространение электросамокатов, отсутствие нормативной базы, неурегулированность правового статуса новых участников дорожного движения, международный опыт государственного управления, необходимость совершенствования национального законодательства, повышение эффективности государственного управления в сфере безопасности дорожного движения.

Annotation. There is a commonality of problems associated with the movement of electric scooters for most countries. The measures taken by various states aimed at increasing the level of protection of all road users in connection with the massive and spontaneous appearance of new types of vehicles are analyzed. The most effective mechanisms of public administration implemented by the world community in the field of control over movement on electric scooters are deduced. The tracks of improving road safety in the Russian Federation are substantiated, taking into account the best international experience.

Keywords: emergence of new types of vehicles, the spontaneous spread of electric scooters, the lack of a regulatory framework, the unsettled legal status of new road users, international public administration experience, the need to improve national legislation, improving the efficiency of public administration in the field of road safety.

Проблемы, связанные с массовым распространением электросамокатов на улицах и дорогах, являются общими для большинства государств. Наиболее остро встаёт вопрос повышения защищенности всех участников дорожного движения при нарастающем спросе на электросамокаты и, соответственно, увеличении их доли в общем транспортном потоке. Лица, передвигающиеся на данных механических транспортных средствах, зачастую, игнорируют не только имеющиеся Правила дорожного движения, но и здравый смысл, что в конечном результате приводит к травмам, а также гибели, как самих водителей эектросамокатов, так и окружающих людей. При этом, несмотря на удручающие цифры статистики, популярность новых видов транспортных средств только продолжает расти.

Востребованность электросамокатов как средств передвижения и развлечения обуславливается небольшой стоимостью, компактностью,

мобильностью, а также, наиболее лояльным правовым режимом (или же отсутствием такового) допуска к управлению ими, по сравнению с традиционными средствами передвижения.

Некоторые страны на настоящий момент предприняли ряд мер государственного управления, реализация которых позволила снизить количество дорожно-транспортных происшествий связанных с использованием электросамокатов. В целях выработки наиболее эффективных треков совершенствования государственного контроля за передвижением электросамокатов в Российской Федерации предпримем попытку проанализировать современные национальные нормативные правовые акты иных государств.

Для большей объективности исследования, следует определиться с конкретными странами, опыт которых можно признать положительным, адаптировав его к реалиям российской

действительности. Критериями выбора таких государств должны быть:

- наличие проблем, связанных с передвижением электросамокатов;

- схожесть страны (географически, исторически, законодательно, ментально) с Российской Федерацией.

Проблемы, обусловленные масштабированным распространением электросамокатов, имеются в большинстве развитых стран. Государства Евросоюза рассматривают электросамокат как средство «последней мили», то есть, для передвижения от дома или офиса до станции метро или остановки общественного транспорта. При этом заявленное стремление европейских стран снизить долю транспортных средств с традиционными видами топлива, заменив их электромобилями, в той или иной степени, детерминирует столь масштабное распространение электросамокатов на европейском континенте. Учитывая, что Российская Федерация исторически развивалась как европейское государство, имеющее при этом интересы и в закавказском, и азиатском регионах, то в качестве опыта государственного управления по контролю за передвижением электросамокатов следует рассмотреть опыт таких государств, как: Федеративная Республика Германия (Германия), Китайская Народная Республика (Китай), Турецкая Республика (Турция). Процессы, происходящие в Германии, как наиболее экономически развитого представителя Евросоюза, могут служить своеобразным лакмусом ситуации во всем ЕС. Опыт Китая будет полезен как опыт мирового лидера в сфере производства и использования электросамокатов. Предпринимаемые меры государственного управления в Турции, как в курортной стране, позволят оценить перспективы развития подобных средств передвижения в южных регионах Российской Федерации.

И так, Германия. Электросамокаты достигли наибольшей популярности в Германии в 2019 году, вместе с популярностью кратно возросло количество происшествий, связанных с их использованием и передвижением на них. Новостные ленты средств массовой информации Германии были переполнены сообщениями следующего содержания: «В Потсдаме прохожие подрались из-за электросамокатов»; «В Берлине женщина упала с самоката и получила тяжелые травмы»; «В Эрфурте несколько полицейских ранены в драке с прохожими, которые вступились за пьяную водительницу самоката»; «В Бонне врачи борются за жизнь водителя самоката, который на полном ходу врезался в машину такси» [1]. Правительство Германии отреагировало на подобную неблагоприятную ситуацию, вызванную резко возросшим количеством электросамокатов и отсутствием какого-либо правового регулирования, издав в 2019 году соответствующее поста-новление[2]. Согласно принятого документа, электросамокаты, как и иные механические транспортные средства, приводимые в движения с помощью маломощных электродвигателей, в Германии стали относить к категории малых

электромобилей. Передвижение на малых электромобилях, в соответствии с принятым в Германии федеральным постановлением, получило правовую основу, а именно были четко регламентированы:

- требования к разрешению на управление и ввод в эксплуатацию электросамокатов;

- требования к освещению, станциям зарядки; требования к разрешённым местам передвижения, а также, иные требования безопасности и ответственности лиц, управляющих электросамокатами.

Лицам, которые управляют электросамокатами в Германии, разрешено двигаться по проезжей части дороги, при условии оборудования транспортного средства элементарными системами активной безопасности, а также - со скоростью, не превышающей 20 км/ч. Иными словами, Правительство Германии, реализуя механизмы государственного управления в сфере контроля за передвижением на электросамокатах, пошло по пути принятия отдельного нормативно-правового акта, обособившего и закрепившего правовой статус новых категорий участников дорожного движения -водителей малых электромобилей (электросамокатов).

В Китае, несмотря на мировое лидерство по производству электросамокатов, данные транспортные средства не пользуются популярностью (наиболее востребованными средствами передвижения являются велосипеды). Вместе с тем, меры государственного контроля за передвижением на электросамокатах, по сравнению с иными странами, являются наиболее суровыми. Так, согласно действующего в Китае законодательства, передвижение на электросамокате допускается при выполнении следующих условий:

- регистрация в дорожной полиции и получение регистрационного знака;

- наличие мотошлема;

- наличие электродвигателя, не превышающего мощность в 400 Вт.

Кроме того, в ряде городов Китая использование электросамокатов в общественных местах официально запрещено, а при управлении ими в иных местах требуется наличие водительского удостоверения [3, с. 277].

Таким образом, государственное управление за передвижением электросамокатов в Китае характеризуется в большей степени ограничительными мерами, устанавливающими для лиц их использующих требования аналогичные требованиям, предъявляемым к мотоциклистам (регистрация в полиции, наличие мотошлема и водительского удостоверения).

Правительство Турции, в лице Министерства транспорта, обновило действующие правила дорожного движения. Согласно новым требованиям, действующим на территории Турецкой Республики с 2021 года, к управлению

электросамокатом не допускаются лица [4] младше 16 лет, при этом с 16 до 18 лет разрешается управлять электросамокатом, но при наличии водительского удостоверения категории «М» (мопеды), а с 18 лет не предъявляются требования по наличию водительского удостоверения. Новым нормативно-правовым актом национального законодательства Турции был введен запрет на движение и на парковку электросамокатов на тротуарах и в пешеходных зонах (оставлять транспортные средства на хранение разрешается лишь на специально оборудованных для этого площадках). Следует отметить, что наравне с иными государствами, Турция в полной мере ощутила те трудности, которые связаны с бесконтрольным распространением электросамокатов; это и дорожно-транспортные происшествия, и проблема хаотично брошенных на тротуарах электросамокатов, а также ряд других проблемных моментов. Вместе с тем, турецкие власти, несмотря на предпринятые серьезные регулятивные меры, не намерены запрещать управление электросамокатами, а наоборот, планируют расширять возможности данного вида транспорта, но в условиях государственного регулирования за его передвижением.

Таким образом, анализ мирового опыта предпринимаемых мер государственного управления в сфере контроля за передвижением электросамокатов дает право утверждать, что к числу наиболее востребованных мер, принимаемых на государственном уровне в иных странах относятся:

1. Принятие нормативного акта, регламентирующего правовой статус новых категорий участников дорожного движения (лиц, управляющих электросамокатом).

2. Введение обязательной регистрации электросамокатов в дорожной полиции с присвоением им регистрационных знаков.

3. Обозначение возможных для передвижения мест с одновременным запретом на движение электросамокатов по тротуарам и пешеходным зонам.

4. Запрет на оставление электросамокатов на стоянку в пешеходной зоне либо же на тротуаре.

Указанные выше меры государственного контроля за передвижением электросамокатов могут и должны быть адаптированы для российской действительности, однако, с определенной долей доработки.

Отмечая необходимость законодательного урегулирования правового статуса новых категорий участников дорожного движения, в том числе, и лиц, передвигающихся на электросамокатах, всё же, следует не вводить в правовое поле новый источник права, а внести изменения в существующую систему нормативно-правовых актов в сфере безопасности дорожного движения. Международный опыт свидетельствует о том, что в большинстве стран электросамокаты рассматриваются как транспортные средства, поэтому создавать отдельные Правила, регламентирующие

управление конкретным видом транспортных средств (электросамокатом), не логично и не целесообразно. Перенося положительный международный опыт на российскую систему государственного управления, следует внести изменения в действующие Правила дорожного движения, изложив содержащееся в п. 1.2 определение механического транспортного средства в следующей редакции:

«Механическое транспортное средство - транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется на любые тракторы и самоходные машины, а также электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, сигвеи».

Регистрация электросамокатов является обязательным условием допуска к участию в дорожном движении, причем, регистрировать данные механические транспортные средства следует именно в подразделениях ГИБДД. Введение обязательной регистрации электросамокатов позволит решить сразу несколько проблемных моментов.

Во-первых, электросамокаты перестанут быть «безликими транспортными средствами» с передвигающимися на них водителями лихачами, а также, брошенными, бесхозными средствами передвижения, создающими препятствия для иных участников дорожного движения. Обнаружив подобного «лихача» или брошенный электросамокат, любой гражданин может проявить сознательность и сообщить о нарушениях ПДД лицом управляющим электросамокатом.

Во-вторых, решение проблем с идентификацией электросамокатов в процессе движения создаст перспективы для включения данного вида транспортных средств в общероссийскую систему автоматической фиксации административных правонарушений, что, в свою очередь, позволит добиться кратного снижения нарушений ПДД со стороны лиц, передвигающихся на них.

Следующая мера, а именно - обозначение возможных для передвижения мест с одновременным запретом на движение электросамокатов по тротуарам и пешеходным зонам, также может быть интегрирована в действующие ПДД. Не возникает сомнения в том, что смешение транспортных и пешеходных потоков повышает аварийную опасность, а разграничение этих потоков будет способствовать повышению защищенности всех участников дорожного движения. Механическим транспортным средствам не место на тротуаре либо же в исключительно пешеходной зоне. Для движения на электросамокатах должны использоваться проезжие части дорог или велосипедные дорожки. В целях исключения возможности появления электросамокатов на тротуаре, пешеходной дорожке, следует законодательно обозначить разрешенные места для их передвижения. В этих целях следует дополнить, содержащееся в ПДД понятие «велосипедная дорожка», изложив ее в следующей редакции:

«Велосипедная дорожка - конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный

для движения велосипедистов, электросамокатов, гироскутеров, моноколес, сигвеев и обозначенный знаком 4.4.1.».

Брошенные на проезжей части электросамокаты, как свидетельствует международный опыт, также являются общей проблемой для большинства государств, решение которой лежит в плоскости частно-государственного партнерства. Так, государство может предоставлять хозяйствующим субъектам в аренду земельные участки, на которых последние будут оборудовать специальные стоянки для электросамокатов. При этом стоянки должны отвечать требованиям безопасности и не иметь возможности непреднамеренного прохода или проезда для других категорий участников дорожного движения. Создание таких стоянок потребует разработки технического регламента и внесения изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности».

В завершении статьи следует отметить, что Российская Федерация не единственная страна, которая столкнулась с проблемой массированного распространения электросамокатов. Большинство развитых стран также ощутили определенные негативные последствия от неконтролируемого развития данной сферы общественных отношений, связанной с появлением электросамокатов, причем, в довольно короткий промежуток времени смогли предпринять определённые шаги, направленные на государственное регулирование передвижения электросамокатов. Субъектам государственного контроля в сфере безопасности дорожного движения Российской Федерации надлежит незамедлительно внести соответствующие изменения в законодательное регулирование и пересмотреть организационные вопросы контроля. Принятие указанных выше мер позволит повысить уровень защищенности участников дорожного движения.

Литература:

1. Страх и ненависть в Берлине: за что немцы ополчились на электросамокаты // Аргументы недели. URL : https:// https://argumenti.ru (дата обращения 22.05.2022).

2. Verordnung über die Teilnahme von Elektro kleinstfahrzeugen am Straßenverkehr (Elektro kleinstfahrzeuge-Verordnung eKFV) // ADAC. URL : https://www.gesetze-im-internet.de/ekfv/BJNR0756 10019.html#:~:text=(1)%20Wer%20ein%20Elektrok leinstfahrzeug%20f%C3%BChrt,zu%20fahren%2C %20nicht%20abgewichen%20w erden (дата обращения 21.05.2022).

3. Карабанов Г.О. Анализ рынка средств индивидуальной мобильности в РФ и в мире / Г.О. Карабанов // Проблемы функционирования систем транспорта: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Тюмень, 02-04 декабря 2020 года. Тюмень : Тюменский индустриальный университет, 2020.

4. В Турции ограничили использование самокатов // Российская газета. URL : https://rg.ru/ 2020/09/14/v-turcii-ogranichili-ispolzovanie-samoka tov.html (дата обращения 21.05.2020).

5. Верховный суд не признавал самокаты транспортным средством/Юфициальный сайт Верховного суда Российской Федерации. URL : https:// www.vsrf.ru/press_center/mass_media/30940 (дата обращения 22.05.2022).

Literature:

1. Fear and hatred in Berlin: why the Germans took up arms against electric scooters // Arguments of the week. URL : https:// https://argumenti.ru (date of application 05/22/2022).

2. Verordnung über die Teilnahme von El-ektrokleinstfahrzeugen am Straßenverkehr (El-ektrokleinstfahrzeuge-Verordnung eKFV) // ADAc. URL : https:// www.gesetze-im-internet.de/ekfv/BJN R075610019.html #:~:text=(1 )%20Wer%20ein%20 Elektrokleinstfahrzeug%20f%C3%BChrt,zu%20fah ren%2C%20nicht%20abgewichen%20werden (date of application05/21/2022).

3. Karabanov G.O. Analysis of the market of means of individual mobility in the Russian Federation and in the world / G.O. Karabanov // Problems of functioning of transport systems: materials of the All-Russian (national) scientific and practical conference of students, postgraduates and young scientists, Tyumen, 02-04 December 2020. Tyumen : Tyumen Industrial University, 2020.

4. The use of scooters has been restricted in Tur-key//Rossiyskaya Gazeta. URL : https://rg.ru/2020/ 09/14/v-turcii-ogranichili-ispolzovanie-samokatov.ht ml (date of application 05/21/2020).

5. The Supreme Court did not recognize scooters as a vehicle // Official website of the Supreme Court of the Russian Federation. URL : https://www.vsrf.ru/ press_center/mass_media/30940 (date of application 05/22/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.