Научная статья на тему 'НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОСКУТЕРОВ В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИЯ, АВСТРИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ШВЕЙЦАРСКОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ'

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОСКУТЕРОВ В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИЯ, АВСТРИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ШВЕЙЦАРСКОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОСКУТЕР / ЭЛЕКТРОСАМОКАТ / ГИРОСКУТЕР / МАЛЫЙ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ / ЭЛЕКТРОСКЕЙТБОРД / ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ / АВСТРИЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ШВЕЙЦАРСКАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов Д. В.

В статье рассматривается нормативное регулирование участия в дорожном движении электрических скутеров и электрических самокатов в Федеративной Республике Германия, Австрийской Республике, Швейцарской Конфедерации. Проводится анализ требований национального законодательства к конструкции данного вида транспортных средств, участию их в дорожном движении, страхованию, управлению. Устанавливаются общие для всех рассматриваемых стран тенденции к регулированию участия в дорожном движении электроскутеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION FOR THE USE OF ELECTRIC SCOOTERS IN THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY, THE REPUBLIC OF AUSTRIA AND THE SWISS CONFEDERATION

The article discusses the regulation of the participation in the road traffic of electric scooters, electric scooters in the Federal Republic of Germany, the Austrian Republic, the Swiss Confederation. The analysis of the requirements of national legislation for the design of this type of vehicles, their participation in road traffic, insurance, management is carried out. The study identifies trends in the regulation of electric scooter participation in road traffic that are common for all countries under consideration

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОСКУТЕРОВ В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИЯ, АВСТРИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ШВЕЙЦАРСКОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ»

УДК: 342.9 ББК: 67.401

Научная специальность 12.00.14 - Административное право, административный процесс

DOI 10.53039/2079-4401.2021.5.3.014 © Д.В. Соколов, 2021

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОСКУТЕРОВ В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИЯ, АВСТРИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И

ШВЕЙЦАРСКОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ

Дмитрий Вячеславович Соколов,

доцент кафедры профессиональной деятельности сотрудников подразделений охраны общественного порядка Нижегородской академии МВД России,

кандидат юридических наук Контакты: Анкудиновское шоссе, д. 3, Нижний Новгород, Россия, 603081

E-mail: sokolovdv@bk.ru Тел. +7(915)9599149

Аннотация. В статье рассматривается нормативное регулирование участия в дорожном движении электрических скутеров и электрических самокатов в Федеративной Республике Германия, Австрийской Республике, Швейцарской Конфедерации. Проводится анализ требований национального законодательства к конструкции данного вида транспортных средств, участию их в дорожном движении, страхованию, управлению. Устанавливаются общие для всех рассматриваемых стран тенденции к регулированию участия в дорожном движении электроскутеров.

Ключевые слова: электроскутер, электросамокат, гироскутер, малый электромобиль, электроскейтборд, Федеративная Республика Германия, Австрийская Республика, Швейцарская Конфедерация, дорожное движение

REGULATION FOR THE USE OF ELECTRIC SCOOTERS IN THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY, THE REPUBLIC OF AUSTRIA AND THE SWISS CONFEDERATION

Dmitry V. Sokolov,

associate professor of the department of professional activities of employees of public order protection units of the Nizhniy Novgorod academy of the Ministry of the Interior of Russia, candidate of legal sciences Contacts: Ankudinovskoe shosse, d. 3, Nizhny Novgorod, Russia, 603081,

Abstract. The article discusses the regulation of the participation in the road traffic of electric scooters, electric scooters in the Federal Republic of Germany, the Austrian Republic, the Swiss Confederation. The analysis of the requirements of national legislation for the design of this type of vehicles, their participation in road traffic, insurance, management is carried out. The study identifies trends in the regulation of electric scooter participation in road traffic that are common for all countries under consideration.

Keywords: electric scooter, hoverboard, small electric car, electric skateboard, Federal Republic of Germany, Austrian Republic, Swiss Confederation, road traffic

Для цитирования: Соколов Д.В. Нормативное регулирование использования электроскутеров в Федеративной Республике Германия, Австрийской Республике и Швейцарской Конфедерации. // Современная наука. 2021;(3): 77-81.

Появление в настоящее время большого числа средств передвижения, которые предназначены преимущественно для перемещения одной персоны, таких, как электросамокаты, скутеры, различные самобалансирующиеся устройства с одним или несколькими колесами на электрической тяге, требует вмешательства государства в процесс их использования (участия) в дорожном движении.

На наш взгляд, интересно проследить, какие меры административного регулирования применяются для обеспечения безопасности дорожного движения при использовании новых средств передвижения в других государствах. В качестве примера, как представляется, следует рассмотреть опыт нормативного регулирования в данной сфере на примере Федеративной Республики Германия,

Австрийской Республики и Швейцарской Конфедерации. Указанные страны имеют федеративное устройство, развитую транспортную инфраструктуру, а также присоединились к Венской конвенции о дорожном движении 1968 г.

Базовым нормативным актом, определяющим использование так называемых малых электромобилей в дорожном движении является постановление Федерального Правительства Германии от 6 июня 2019 года «Об участии малых электромобилей в дорожном движении» [1] (далее - е КРУ). В соответствии с §1 данного нормативного акта к малым электромобилям относят транспортное средство (далее также ТС) с сиденьем или без такового со следующими характеристиками: максимальная конструктивная скорость - не менее 6 км/ч и не

OPEN, ACCESS

более 20 км/ч; наличие руля или поручня высотой не менее 500 мм (в случае управления транспортным средством в сидячем положении) либо 700 мм (в случае управления транспортным средством без сиденья); номинальная длительная мощность электродвигателя не превышает 500 Вт либо 1400 Вт в случае, если речь идет о самобалансирующемся посредством электронного блока управления транспортном средстве, при этом на поддержание баланса устройство должно использовать не менее 60% мощности электродвигателя; максимальная ширина - 700 мм, высота - 1400 мм, длина 2000 мм; максимальная масса без водителя - 55 кг.

Согласно с §2 eKFV малогабаритный электромобиль может вводиться в эксплуатацию при наличии лицензии на эксплуатацию, выдаваемой на соответствующий тип транспортного средства либо на конкретное транспортное средство, страховой наклейки, идентификационного номера и заводской таблички, содержащей наименование «Малогабаритный электромобиль» и предъявляемые к нему конкретно технические требования.

Транспортное средство данного вида также должно быть оснащено дублированной тормозной системой, световыми приборами спереди и сзади ТС, при этом наличие указателей поворота является факультативным, а боковых светоотражателей, размещаемых на ободе одного из колес, - обязательным (§ 4-5 eKFV). Также на малогабаритный электромобиль предусматривается установка устройства для подачи звукового сигнала (§ 6 eKFV).

Для водителей рассматриваемой категории транспортных средств предусмотрено возрастное ограничение по допуску к управлению - не ранее достижения 14 лет (§ 3 eKFV), при этом водительское удостоверение не требуется. Для малогабаритных электромобилей дополнительно предусмотрено несколько правил участия в дорожном движении (§ 8, 10, 11 eKFV):

• в населенных пунктах движение разрешено по велосипедным дорожкам, тротуарам, имеющим зону для движения велосипедов, участкам дороги с выделенной полосой для велосипедного движения, а при их отсутствии по проезжей части, а также по дорогам с односторонним движением, где знаками разрешено движение велосипедистов;

OPEN ^ACCESS

• вне населенных пунктов, кроме указанных мест, разрешается движение по обочинам, оснащенным твердым покрытием;

• парковка осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренным для велосипедов;

• при движении по проезжей части дороги малогабаритный электромобиль должен находиться как можно правее;

• в процессе движения по велосипедным дорожкам скорость движения должна соответствовать скорости движения по велодорожке велосипедистов, не должно создаваться помех их движению;

• не должны создаваться помехи движению и опасность для пешеходов; в случае необходимости скорость движения должна быть адаптирована под скорость пешеходного потока;

• управление малогабаритным электромобилем осуществляется с использованием хотя бы одной руки;

• буксировка прицепа или перевозка пассажиров с использованием малогабаритного электромобиля запрещаются.

Использование защитного шлема для рассматриваемого вида транспортных средств действующим законодательством Германии не регламентировано.

Законодательно в ФРГ для водителей малогабаритных электромобилей ответственность за нарушение требований к эксплуатации данного вида транспортных средств, а также предусмотренных правил управления ими (§ 14 eKFV). Размеры санкций, связанных с данными видами нарушений, колеблются в диапазоне от 15 до 180 евро [2].

К числу устройств, которые используют электродвигатель для приведения их в движение, следует отнести электроскейтборды и моноколеса. В силу особенностей конструкции немецкий законодатель не относит их к транспортным средствам, которые разрешено использовать для участия в дорожном движении. Так, в частности, §16 Правил лицензирования дорожного движения предусматривает допуск к участию в дорожном движении транспортных средств с максимальной скоростью движения более 6 км/ч [3], чему формально соответствует названный вид транспортных средств, однако §2 Постановления об одобрении транспортных средств

LEGAL SCIENCES

для дорожного движения не содержит упоминания об одноколесных транспортных средствах [4].

Таким образом, как показывает юридическая практика Всеобщего немецкого автомобильного клуба, моноколеса не признаются транспортными средствами, предназначенными для участия в дорожном движении, то есть движение на них возможно только на закрытых территориях, где не осуществляется дорожное движение, следовательно, движение по улицам, тротуарам, пешеходным дорожкам также запрещается [5]. Аналогичные правила распространяются на электроскейтборды и ги-роскутеры, которые не имеют специальной рукояти, за которую едущее на них лицо могло бы держаться, а также, в соответствии с §§ 64 и 65 Правил лицензирования дорожного движения, тормозов [3].

Следует отметить, что в Германии при достаточно подробной регламентации использования в процессе дорожного движения различных транспортных средств на электрической тяге просматривается некоторая неопределенность в установлении ответственности за использование электроскейтбордов, гироскутеров в дорожном движении. Например, § 21 Закона о дорожном движении предусматривает ответственность за управление транспортным средством без водительских прав [6]. Однако нормативно не установлено, к какой категории водителей относить таких участников дорожного движения [7], поскольку § 6 Постановления о водительских правах не содержит упоминания соответствующей категории (класса) водительского удостоверения, к которой они могли быть отнесены [8].

Законодательством Австрийской Республики для электрических скутеров предусмотрены следующие технические требования [9]: максимальная мощность - 600 Вт; максимальная скорость -25 км/ч; наличие эффективной тормозной системы; белые светоотражатели либо светоотражающие пленки спереди и красные светоотражатели либо светоотражающие пленки сзади; наличие желтых светоотражателей по бокам транспортного средства; наличие источника белого света спереди и красного при использовании скутера в темное время суток либо в условиях недостаточной видимости сзади.

Для водителей электрических скутеров действуют правила, установленные для велосипеди-

стов Законом о дорожном движении Австрийской Республики от 6 июля 1960 г. в редакции от 19 мая 2021 г. [10]. В соответствие со ст. 65 данного закона в отношении водителей электрических скутеров установлено минимальное возрастное ограничение в 12 лет для самостоятельного управления данным видом транспортного средства.

Лица младше 12 лет могут управлять электрическим скутером только под присмотром лица старше 16 лет либо при наличии специального разрешения от уполномоченных органов, выдаваемого с 9 или 10-летнего возраста. Для детей в возрасте до 12 лет предусматривается обязательное ношение шлема (ч. (6) ст. 68 Закона о дорожном движении Австрийской Республики).

Вождение электрического скутера осуществляется на строго ограниченных территориях: велосипедные дорожки, так называемые жилые улицы, где осуществляется преимущественно движение пешеходов, а движение транспорта ограничено. При движении в зонах, используемых пешеходами, скорость электрического скутера адаптируется под скорость пешеходного потока, а само передвижение такого транспортного средства не должно создавать помех в движении пешеходам и представлять опасность для них. Движение по тротуарам и пешеходным дорожкам данных транспортных средств допускается с разрешения местных органов власти. В Вене, например, оно запрещено.

Запрещается также управление электрическими скутерами в состоянии алкогольного опьянения с превышением установленного ограничения для этой категории водителей транспортных средств в 0,8 промилле либо в состоянии наркотического опьянения. Запрещена перевозка пассажиров на этих устройствах и использование мобильной связи без гарнитуры, что совпадает с аналогичной нормой, установленной для велосипедистов п. «е» ч. (3) ст. 68 Закона о дорожном движении Австрийской Республики.

Парковка электросамокатов осуществляется на парковочных местах для велосипедов либо на тротуарах, при условии, что его ширина составляет 2,5 м, такой способ парковки не создает помех в движении пешеходам и не причиняет вреда имуществу (ч. (4) ст. 68 Закона о дорожном движении Австрийской Республики). Страхование ответствен-

OPEN ACCESS

ности для водителей этих транспортных средств не предусмотрено.

Интересной, на наш взгляд, является практика Швейцарии, которая также законодательно выделяет электрические транспортные средства, используемые для индивидуального передвижения. Постановление о технических требованиях к дорожным транспортным средствам от 19 июля 1995 года (в редакции от 1 мая 2019 года) (далее - Постановление) в п. «d» ст. 18 вводит понятие «электрический стоячий самокат», под которым понимают одноместное самобалансирующееся транспортное средство с двигателем общей мощностью не более 2 кВт, которая в значительной степени используется для поддержания равновесия устройства, а также максимальной конструктивной скоростью 20 км/ч, а с использованием педалирования - 25 км/ч [11].

В пункте «Ь» ст. 18 Постановления также содержится определение легкого мотоцикла, под которым понимается устройство, соответствующее следующим требованиям: электрический привод; мощность двигателя не более 0,5 кВт; максимальная конструктивная скорость с использованием электродвигателя - 20 км/ч, а при помощи педалирования - до 25 км/ч; наличие двух мест для сидения либо дополнительного места для инвалида, либо конструкция велосипед-кресло-коляска, либо наличие двух специально оборудованных мест для перевозки двух детей; максимальная масса - не более 200 кг, за исключением инвалидных колясок (ст. 175662 Постановления); наличие тормоза на оба колеса, один из которых должен быть фрикционным.

Согласно ст. 43a169 Правил дорожного движения от 13 ноября 1962 г. (редакция от 9 февраля 2021 г.), утвержденных Федеральным советом Швейцарии, эксплуатация электросамокатов на дорогах общего пользования регулируется правилами, установленными для велосипедов [12]. В соответствии с данной нормой использование электросамокатов в пешеходных зонах допускается только лицами с ограниченными возможностями при условии, что они не создают помех в движении пешеходам. Также электросамокат должен быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади -световозвращателем или фонарем красного цвета.

OPEN £ ACCESS

Правила дорожного движения Швейцарской Конфедерации не предусматривают использование защитного шлема при управлении данного типа устройствами (ст. 3Ь28).

В соответствии с чч. 1 и 5 ст. 3 Постановления о допуске людей и транспортных средств к дорожному движению (Постановление о разрешении дорожного движения, 1 VZV) от 27 октября 1976 г. (редакция от 1 января 2021 г.) для управления электросамокатами и легкими мотоциклами требуется достижение минимального возраста 14 лет и наличие одной из специальных категорий G или M [13].

По достижении 16 лет управление данными транспортными средствами осуществляется без использования водительского удостоверения. Согласно Постановлению о дорожном страховании в Швейцарии к электросамокатам не применяются положения об обязательном страховании автогражданской ответственности [14].

Проведенный анализ законодательства трех стран Центральной Европы позволяет нам установить ряд важных моментов:

1. Признание на законодательном уровне статуса устройств с электрическим двигателем, используемых для индивидуального перемещения в качестве участников дорожного движения.

2. Наличие ограничений на конструкцию данного транспортного средства в виде мощности, скоростного режима и некоторого дополнительного оборудования.

3. Полный либо частичный запрет на использование данных транспортных средств для движения на участках, предназначенных для движения пешеходов.

4. Наличие возрастных ограничений по допуску к управлению данными транспортными средствами.

5. Частичная унификация норм, устанавливающих правила движения электроскутеров, с нормами для велосипедов.

Указанные обстоятельства, на наш взгляд, позволяют учитывать положительный опыт зарубежных стран при формировании национального российского законодательства, устанавливающего требования к конструкции и введению в эксплуатацию новых видов транспортных средств на электрической тяге, а также правил их участия в дорожном движении.

LEGAL SCIENCES

Литератаура:

1. Verordnung über die Teilnahme von Elektrokleinstfahrzeugen am Straßenverkehr (Elektrokleinstfahrzeuge-Verordnung eKFV). - Текст : электронный // ADAC : [сайт]. - 2021. URL: https:// www.gesetze-im-internet.de/ekfv/BJNR0756100l9. html#:~:text = (1)%20Wer%20ein%20 Elektrokleinstfahrzeug%20f%C3%BChrt,zu%20 fahren%2C%20nicht%20abgewichen%20werden (дата обращения: 18.05.2021).

2. Bußgelder bei E-Scooter-Sünden. - Текст : электронный // ADAC : [сайт]. - 2021. URL: https:// www.adac.de/rund-ums-fahrzeug/ elektromobilitaet/ elektrofahrzeuge/e-scooter (дата обращения: 18.05.2021).

3. Straßenverkehrs-Zulassungs-Ordnung (StVO). - Текст : электронный // URL: https://www.gesetze-im-internet.de/stvzo_2012/BJNR067910012.html (дата обращения: 18.05.2021).

4. Verordnung über die Zulassung von Fahrzeugen zum Straßenverkehr (Fahrzeug-Zulassungsverordnung FZV). - Текст : электронный // Kompetenzzentrum Rechtsinformationssystem des Bundes : [сайт]. - 2021. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/fzv_2011/ BJNR013900011.html (дата обращения: 18.05.2021).

5. Monowheels: Diese Regeln gelten für elektrische Einräder - Текст : электронный // ADAC : [сайт]. - 2021. URL: https://www.adac.de/rund-ums-fahrzeug/elektromobilitaet/elektrofahrzeuge/airwheel (дата обращения: 18.05.2021).

6. Straßenverkehrsgesetz (StVG). Текст : электронный // Kompetenzzentrum Rechtsinformationssystem des Bundes : [сайт]. -2021. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/stvg/ BJNR004370909.html (дата обращения: 18.05.2021).

7. Hoverboard & E-Skateboard: Das gilt im Straßenverkehr. - Текст : электронный // ADAC : [сайт]. - 2021. URL: https://www.adac.de/rund-ums-fahrzeug/elektromobilitaet/elektrofahrzeuge/ hoverboard (дата обращения: 18.05.2021).

8. Verordnung über die Zulassung von Personen zum Straßenverkehr (Fahrerlaubnis-Verordnung FeV). - Текст: электронный // Kompetenzzentrum Rechtsinformationssystem des Bundes : [сайт]. - 2021. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/fev_2010/ BJNR198000010.html (дата обращения: 18.05.2021).

9. Elektro-Scooter. - Текст : электронный // Bundesministerium für Digitalisierung und Wirtschaftsstandort : [сайт]. - 2021. URL: https://www. oesterreich.gv.at/themen/freizeit_und_strassenverkehr/ Elektro-Scooter,-Quads-und-Co/Seite.610110.html (дата обращения: 19.05.2021).

10. Bundesrecht konsolidiert: Gesamte Rechtsvorschrift für Straßenverkehrsordnung 1960, Fassung vom 19.05.2021. - Текст : электронный // Bundesministerium für Digitalisierung und Wirtschaftsstandort : [сайт]. - 2021. - URL: https:// www.ris.bka.gv.at/GeltendeFassung.wxe? Abfrage=B undesnormen&Gesetzesnummer=10011336 (дата обращения: 19.05.2021).

11. Verordnung über die technischen Anforderungen an Strassenfahrzeuge (VTS) vom 19. Juni 1995 (Stand am 1. Mai 2019). - Текст : электронный // Die Publikationsplattform des Bundesrechts : [сайт]. - 2021. - URL: https://www.fedlex.admin.ch/ eli/cc/1995/4425_4425_4425/de#a14 (дата обращения: 19.05.2021).

12. Verkehrsregelnverordnung (VRV) vom 13. November 1962 (Stand am 9. Februar 2021) - Текст : электронный // Die Publikationsplattform des Bundesrechts : [сайт]. - 2021. - URL: https://www. fedlex.admin.ch/eli/cc/ 1962/1364_1409_1420/de (дата обращения: 19.05.2021).

13. Verordnung über die Zulassung von Personen und Fahrzeugen zum Strassenverkehr (Verkehrszulassungsverordnung,1 VZV) vom 27. Oktober 1976 (Stand am 1. Januar 2021) - Текст : электронный // Die Publikationsplattform des Bundesrechts : [сайт]. - 2021. - URL: https://www.fedlex.admin.ch/ eli/cc/1976/2423_2423_2423/de (дата обращения: 19.05.2021).

14. Erkehrsversicherungsverordnung (VVV) vom 20. November 1959 (Stand am 1. Februar 2019) // https:// www.fedlex.admin.ch/eli/cc/ 1959/1271_1321_1317/ de (дата обращения: 19.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.