Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ EUFACTCHECK В ИНСТИТУТЕ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИННГУ ИМ. Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВПО НАПРАВЛЕНИЮ "ЖУРНАЛИСТИКА"'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ EUFACTCHECK В ИНСТИТУТЕ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИННГУ ИМ. Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВПО НАПРАВЛЕНИЮ "ЖУРНАЛИСТИКА" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЕРИФИКАЦИЯ ДАННЫХ / ФАКТЧЕКИНГ / ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Макарова Людмила Сергеевна, Буреев Андрей Александрович, Макаров Иван Вячеславович

В статье исследуются практические аспекты реализации в Институте филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского международного образовательного проекта EUFactcheck под эгидой Европейской ассоциации преподавания журналистики (EJTA). Особое внимание уделяется специфике организации внеучебной работы со студентами, обучающимися по образовательной программе направления «Журналистика», в системе формирования профессиональных навыков верификации информации в СМИ и социальных медиа. Анализируется методика организации процесса работы со студентами, в том числе в дистанционном формате, а также особенности взаимодействия с иностранными партнерами в рамках проекта. В заключении сформулированы рекомендации по организации образовательных проектов, также обозначены перспективы развития EUFactcheck.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Макарова Людмила Сергеевна, Буреев Андрей Александрович, Макаров Иван Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUFACTCHECK, THE INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROJECT AT THE INSTITUTE OF PHILOLOGY AND JOURNALISMOF LOBACHEVSKY STATE UNIVERSITY OF NIZHNY NOVGOROD: EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION IN THE SYSTEMOF TRAINING STUDENTS IN THE DIRECTION OF “JOURNALISM”

The article explores practical aspects to implementing the EUFactcheck, an international education project under the auspices of the European Journalism Training Association (EJTA) in the Institute of Philology and Journalism of the Lobachevsky State University. Special attention is paid to the specifics of organizing extracurricular activities for students under the «Journalism» academic program within the system of forming professional skills of information verification in mass media and social media. The article also analyzes methodology of organizing work process for students, for the distance-learning mode as well, and also peculiarities of interaction with foreign project partners. The article concludes with recommendations for organizing educational projects as part of extracurricular activity and in the process of training students under the «Journalism» academic program. The piece also outlines development prospects as part of interaction with students and education specialists that work for other institutes and departments of Lobachevsky University and primarily focuses on the use of information technology, artificial intelligence as part of data verification in mass / social media.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ EUFACTCHECK В ИНСТИТУТЕ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИННГУ ИМ. Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВПО НАПРАВЛЕНИЮ "ЖУРНАЛИСТИКА"»

МЕДИА И ОБРАЗОВАНИЕ MEDIA AND EDUCATION

Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 1 (43). С. 7-16. ISSN2070-0695 (print).

Znak: problemnoepole mediaobrazovanija. 2022;1(43):7-16. ISSN2070-0695 (print).

Научная статья УДК 37; 070

doi: 10.47475/2070-0695-2022-10101

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ EUFACTCHECK В ИНСТИТУТЕ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ ННГУ ИМ. Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЖУРНАЛИСТИКА»

Людмила Сергеевна Макарова1*, Андрей Александрович Буреев2, Иван Вячеславович Макаров3

1 2 3 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия

1 limakar@bk.ru*, ORCID: 0000-0001-8993-5475

2 bureev_rasi@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3892-9096

3 ivmak75@mail.ru, ORCID: 0000-0002-1650-2641

Аннотация. В статье исследуются практические аспекты реализации в Институте филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского международного образовательного проекта EUFactcheck под эгидой Европейской ассоциации преподавания журналистики (EJTA). Особое внимание уделяется специфике организации внеучебной работы со студентами, обучающимися по образовательной программе направления «Журналистика», в системе формирования профессиональных навыков верификации информации в СМИ и социальных медиа. Анализируется методика организации процесса работы со студентами, в том числе в дистанционном формате, а также особенности взаимодействия с иностранными партнерами в рамках проекта. В заключении сформулированы рекомендации по организации образовательных проектов, также обозначены перспективы развития EUFactcheck.

Ключевые слова: журналистское образование, международное сотрудничество, верификация данных, фактчекинг, Европейская ассоциация преподавания журналистики, межкультурная коммуникация, компетентностный подход.

Для цитирования: Макарова Л. С., Буреев А. А., Макаров И. В. Международный образовательный проект EUFactcheck в институте филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского: опыт реализации в системе подготовки студентов по направлению «Журналистика» // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 1 (43). С. 7-16. doi: 10.47475/2070-0695-2022-10101.

© Макарова Л. С., Буреев А. А., Макаров И. В., 2022

Original article

EUFACTCHECK, THE INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROJECT AT THE INSTITUTE OF PHILOLOGY AND JOURNALISM OF LOBACHEVSKY STATE UNIVERSITY OF NIZHNY NOVGOROD: EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION IN THE SYSTEM

OF TRAINING STUDENTS IN THE DIRECTION OF "JOURNALISM"

*

Lyudmila S. Makarova1 , Andrey A. Bureev2, Ivan V. Makarov3

i. 2. 3 National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia

1 limakar@bk.ru*. ORCID: 0000-0001-8993-5475

2 bureev_rasi@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3892-9096

3 ivmak75@mail.ru, ORCID: 0000-0002-1650-2641

Abstract. The article explores practical aspects to implementing the EUFactcheck, an international education project under the auspices of the European Journalism Training Association (EJTA) in the Institute of Philology and Journalism of the Lobachevsky State University. Special attention is paid to the specifics of organizing extracurricular activities for students under the «Journalism» academic program within the system of forming professional skills of information verification in mass media and social media. The article also analyzes methodology of organizing work process for students, for the distance-learning mode as well, and also peculiarities of interaction with foreign project partners. The article concludes with recommendations for organizing educational projects as part of extracurricular activity and in the process of training students under the «Journalism» academic program. The piece also outlines development prospects as part of interaction with students and education specialists that work for other institutes and departments of Lobachevsky University and primarily focuses on the use of information technology, artificial intelligence as part of data verification in mass / social media.

Key words: journalistic education, international collaboration, data verification, fact check, cross-cultural communication, European Journalism Training Association (EJTA).

For citation: Makarova LS., Bureev AA., Makarov IV. EUFactcheck, the international educational project at the institute of philology and journalism of Lobachevsky state university of Nizhny Novgorod: experience of implementation in the system of training students in the direction of "Journalism". Znak: problemnoepole mediaobrazovanija. 2022;1(43):7-16. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0695-2022-10101.

Введение: постановка проблемы

В современном российском журналистском и академическом сообществе вопросы подготовки будущих журналистов в соответствии с изменениями в системе информационно-коммуникативных технологий и запросами медиа-индустрии являются одними из наиболее дискуссионных. Важным направлением совершенствования данного процесса является интеграция российского журналистского образования в международный контекст, освоение перспективных методик и опыта зарубежных партнеров.

Здесь следует особо отметить перспективное взаимодействие между Институтом филологии и журналистики в рамках участия ННГУ им. Н. И. Лобачевского в Европейской ассоциации преподавания журналистики, которая была основана в 1990 году в Брюсселе. European Journalism Training Association (EJTA) - это официальная сеть авторизованных европейских образовательных учреждений, связанных с подготовкой журналистских кадров [8]. В Ассоциацию входят такие образовательные организации, как университет Турку, Тампере (Финляндия), Стокгольмский университет, Гетеборгский университет, Университет Линнея (Кальмар, Швеция), Цюрихский университет прикладных наук (Швейцария), Университет Лувена (филиал в Брюсселе, Бельгия), университеты Линкольна, Ньюкасла, Страдфоршира, Нортгемптона, Шеффилда (Великобритания), Университет Париж - Дофин, Парижская школа журналистики, Университет Бордо (Франция), Дортмундский технический университет, Штутгартский университет медиа,

Немецкая школа журналистки, Мюнхен (Германия). Членами EJTA также являются шесть российских университетов - Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ), Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ), Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ), Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского является членом Ассоциации с июля 2019 года. Также следует отметить интерес к деятельности EJTA в государствах постсоветского пространства: в

2020 году в качестве ассоциированного члена к EJTA присоединился Казахский национальный университет им. аль - Фараби (Казахстан, Алматы).

В рамках деятельности EJTA преподаватели и эксперты в области медиаобразования регулярно обсуждают актуальные проблемы подготовки журналистов в соответствии с требованиями медиа-индустрии. Важным событием стало проведение 15 октября 2021 года на базе ЮУрГУ совместно с ЮНЕСКО и Международным конгрессом по журналистскому образованию (WJEC) в онлайн формате круглого стола «Journalism education in the era of social networks and artificial intelligence: digital technologies and ethical values» [17]. На данном мероприятии обсуждались основные, по мнению экспертов ЮНЕСКО и WJEC в области медиа, направления подготовки журналистов, реализация которых поможет студентам стать востребованными специалистами: искусственный интеллект в медиа, технологии цифрового сторителлинга, иммерсивная журналистика, этические аспекты цифровизации медиа. Одной из важных тем стало обсуждение проблемы обучения будущих журналистов технологиям верификации информации. Этому вопросу был посвящен пленарный доклад исполнительного директора EJTA, одного из создателей и руководителей проекта EUFactcheck Н. Виссерс (Бельгия), опубликованный в сборнике материалов круглого стола [29].

В ходе Ежегодной конференции Европейской ассоциации преподавания журналистики Annual General Meeting of European Journalism Training Association (EJTA)-2021, которая прошла 9 декабря

2021 года в дистанционном формате, Почетный президент EJTA, один из ведущих специалистов в области медиаобразования профессор Н. Дрок (Нидерланды) представил результаты работы представителей вузов, входящих в Европейскую ассоциацию преподавания журналистики, над новым вариантом Тартусской декларации (Tartu Declaration). Данный документ определяет направление развития образования в области журналистики и массовых коммуникаций в понимании представителей ведущих европейских вузов, занимающихся подготовкой специалистов в данной области. Он включает 10 базовых компетенций подготовки будущих журналистов и определяет для каждой из них «рамку» из 5 квалификаций. Одна из важных компетенций, определяющих специфику работы журналиста с источниками информации: «2. Уметь находить актуальные источники информации и подходы к их рассмотрению» предполагает квалификацию «2.5 Уметь идентифицировать источники, имеющие новостную ценность, на основе всестороннего исследования» [24].

Тем самым, наличие данного параметра в системе квалификаций будущего журналиста в документе, который является во многом ориентиром в формировании подходов к подготовке специалиста в области медиа в Европе, доказывает необходимость включения подобных компетенций, имеющих отношение к верификации информации и освоению технологий фактчекинга, и в образовательные программы российских вузов, осуществляющих подготовку по направлению «Журналистика». В ННГУ им. Н. И. Лобачевского данные компетенции включены в ООП подготовки бакалавров и магистров по направлению «Журналистика». Их специфика была подробно проанализирована в статье Т. Е. Новиковой, Л. С. Макаровой, А. А. Буреева, Л. И. Жуковской [2].

В качестве одного из практических подходов к формированию данных компетенций в Институте филологии и журналистики следует отметить активное участие преподавателей и студентов в международном образовательном проекте EUFactcheck под эгидой Европейской ассоциации преподавания журналистики (EJTA).

Методология, методы и материал исследования

Проблема функционирования фейковой информации является предметом интереса специалистов в области медиа. Здесь следует отметить труды таких специалистов, как

J. P. McBrayer [16], Ph. Pond [20], N. Schick [23], R. Griefender, M. Jaffe, E. Newman, N. Schwarz [14], J. P. Forgas, R. Baumeister [12], L. S. J. Farmer [11], W. J. Cortada, W. Aspray [S], которые исследуют политические, исторические и социально-психологические аспекты данного явления.

Вопросам верификации информации, обучению будущих журналистов технологиям и механизмам фактчекинга посвящены учебные пособия С. Н. Ильченко [1], С. С. Распоповой и Е. Н. Богдан [3]. Среди зарубежных исследователей в данном направлении отметим V. Mezaris, L. Nixon, S. Papadopoulos, D. Teyssou [2S], чья работа посвящена аспектам верификации визуальной информации. О важности создания визуальных образов в системе современной коммуникации говорится в статье С. И. Симаковой [4]. Нельзя не отметить монографии Ск Ireton, J. Posetti [16], R. L. Van [2S], труды которых являются руководствами по выявлению дезинформации.

Отдельно следует указать исследования, связанные с использованием технологий Data Science и возможностей искусственного интеллекта (ИИ) в процессе выявления фейковых новостей в СМИ и социальных медиа. Например, в статье А. О. Третьякова, О. Г. Филатовой, Д. В. Жука, А. А. Горлушкина, А. А. Пучковской анализируются алгоритмы ИИ, которые можно использовать в процессе верификации информации [5]. В работе О. О. Чертовских, М. Г. Чертовских приводятся примеры практики СМИ в применении технологий ИИ [7]. Подробный анализ возможностей ИИ в процессе проверки и идентификации информации присутствует в монографии N. Giansiracusa [14]. Комплексный подход к процессу верификации СМИ и социальных медиа, в том числе с применением технологий ИИ и Big Data разбирается в работе P. Deepak, T. Chakraborty, СЬ. Long, Santosh Kumar G [20].

Материалом исследования являются образовательные стандарты (ОС ВО ННГУ) по направлению подготовки «Журналистика», уровень бакалаврита и магистратуры, ООП (основная образовательная программа) по указанным направлениям подготовки, прежде всего в части формирования компетенций будущих журналистов, индикаторов их достижения и ЗУН (знаний, умений и навыков). Также в статье анализируется практический опыт организации и функционирования международного образовательного проекта EUFactcheck в Институте филологии и журналистики, в том числе творческие исследования студентов, размещенные на официальном портале проекта [10] в соответствии с оригинальной методикой, представленной в монографии «EUFactcheck. A Pan-European Project. Methodology and Lessons Learned» [11].

Результаты исследования

Как уже отмечалось выше, в настоящее время основным образовательным проектом EJTA является EUFactcheck, реализация которого направлена на формирование у будущих журналистов практических навыков определения подлинности информации и отсеивания недостоверных фактов в профессиональной деятельности. На сайте проекта размещаются результаты работы студентов на английском языке.

Институт филологии и журналистики (ИФИЖ) ННГУ получил предложение присоединиться к данному проекту, и в октябре 2020 года в ИФИЖ была создана рабочая группа во главе с Л. С. Макаровой, заместителем директора по методической работе, доцентом кафедры журналистики. В данный момент под руководством преподавателей в проекте принимают участие 12 студентов ИФИЖ (бакалавры и магистранты). В ноябре 2021 года к команде проекта присоединились студенты ИББМ (Институт биологии и биомедицины) ННГУ, которые интересуются практическими аспектами популяризации науки. Тем самым, EUFactcheck на данный момент может быть охарактеризован как проект университетского уровня. Необходимо отметить, что помимо Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, в проекте принимает участие только один вуз из России - Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ), что в определенном смысле делает опыт ИФИЖ ННГУ уникальным.

В своей работе участники руководствуются технологией верификации информации, разработанной преподавателями вузов-членов EJTA. Всего с ноября 2020 по февраль 2022 года студенты подготовили 15 самостоятельных исследовательских проектов, включая 6 работ совместно со студентами из Германии, JADE University of Applied Sciences, Wilhelmshaven (Университет прикладных наук, Вильгельмсхавен) и 1 исследование вместе с коллегами из Католического университета Святого Сердца (Милан, Италия). Все эти материалы размещены на официальном сайте проекта [10].

Работа в рамках проекта в ИФИЖ строится по принципу специального семинара и проектной работы в малых группах. Следует отметить важный организационный момент: участие студентов в проекте не привязано к реализации дисциплин учебного плана, оно носит добровольный характер. Это сразу же поставило перед преподавателями проблему мотивации студентов, особенно в период дистанционного обучения, на который пришелся как начальный, так и последующие этапы реализации проекта. В связи с этим было принято решение проводить встречи регулярно, сначала в очном, потом в онлайн формате. Также следует указать, что, если руководитель группы по каким-то причинам не может вести семинар, это делают другие преподаватели - кураторы. Тем самым у студентов формируется устойчивое понимание: участие в проекте - это важное и ответственное дело, требующее самодисциплины и самоорганизации, примером чего, в первую очередь, является поведение преподавателей.

Для координации и взаимодействия между собой студенты и преподаватели используют ресурсы социальной сети ВКонтакте: существует общая беседа участников и отдельные группы, где согласовывается работа по разным сюжетам. По итогам каждой встречи кураторы или сами студенты делают краткое резюме и публикуют его в группе: это помогает координации процесса работы и фиксации его промежуточных результатов.

Студенты обычно сами находят сюжеты для проверки, обсуждают их с преподавателями во время личных консультаций или онлайн встреч, затем распределяются по группам. Следует отметить, что технология проекта EUFactcheck предполагает работу в трех форматах: фактчек, блогпост и медиа-анализ [11. P. 64]. Каждый из них имеет строгую структуру, систему доказательства и оформления. Редакция проекта под руководством коллеги из Университета Утрехта профессора К. Тоуэн следит за тем, как выполняются условия публикации исследований студентов на сайте: в случае отклонения от методических рекомендаций куратор от вуза получает замечания и доводит их до сведения своих студентов. Только после исправления всех погрешностей материал размещается на сайте.

На данный момент каждая группа, которая участвует в проекте в ИФИЖ и работает над сюжетом, включает студентов старших курсов, имеющих опыт, и «новичков» (в 2021-2022 году это студенты 2 курса). «Старшие» выполняют функции кураторов, помогают с поиском информации, статистики, переводом, проверяют черновые варианты. По отдельным аспектам работы над сюжетом студенты-кураторы проводят самостоятельные лекции и презентации для тех, кто учится на младших курсах, делятся опытом.

Всю работу по проверке информации выполняют сами студенты: преподаватели только координируют процесс, проверяют факты, помогают структурировать материал. В отдельных случаях, когда требуется мнение эксперта, руководитель проекта договаривается со специалистом из ННГУ или другого вуза или организации. Следует отметить, что коллеги еще ни разу не отказали в комментарии или консультации: напротив, обращение студентов вызывает интерес и желание помочь. По отдельным темам, например по экономике, у проекта есть своеобразный «внештатный помощник», доцент ИЭП (Институт экономики и предпринимательства) ННГУ, кандидат экономических наук А. А. Абросимова, которая регулярно консультирует студентов и выступает в качестве эксперта [23; 26]. Также в процессе проверки сюжета, посвященного анализу вреда шума на здоровье человека, выступил В. А. Ключарев, директор Института когнитивных нейронаук НИУ «Высшая школа экономики» [32]. Вопросы для интервью студенты составляют сами, затем общаются с экспертом и формулируют комментарий для сюжета.

Взаимодействие в рамках коллаборации с иностранными вузами-партнерами также строится по принципу работы в малых группах. Студенты, участвующие в проекте, встречаются в дистанционном формате, используя платформу ZOOM. Они совместно выбирают сюжет для проверки, отдавая приоритет тематике взаимоотношений между своими странами (на данный момент - Германии и Италии) в области науки, политики и экономики. Затем в рамках встреч под руководством преподавателей они распределяют обязанности в рамках технологии верификации информации, применяемой участниками проекта. Также в процессе согласования отдельных аспектов используются возможности инструментов социальной коммуникации, прежде всего социальных сетей и мессенджеров.

Студенты регулярно проводят встречи в режиме ВКС, уточняя позиции по интерпретации сюжета, данных статистики и мнения экспертов. Общение происходит на английском

языке, что требует достаточно высокого уровня владения им, а также знания основ межкультурной коммуникации и правил делового этикета по взаимодействию с иностранными партнерами.

Например, первое совместное исследование студентов JADE University и ННГУ в 2021-2022 учебном году было связано с верификацией информации и анализом публикаций СМИ России и Германии, посвященных выборам в немецкий бундестаг, которые состоялись 26 сентября 2021 года. Немецкие студенты предложили проанализировать материал, размещенный на портале RT DE: «Правительство отказывается отвечать: почему на федеральных выборах присутствуют только четыре наблюдателя ОБСЕ?» (22.09.2021) [22]. Результаты совместной работы студентов из Германии и России (Т. Готишан, Н. Першина, С. Фабриций, О. Паненковой) были опубликованы на сайте проекта [19; 27]. Следует отметить интересный момент: обычно в рамках проекта студенты представляют два материала: один в жанре непосредственно фактчека, верификации информации и медиаанализ, обзор специфики подачи в СМИ материалов в рамках исходного сюжета. Однако в этот раз немецкие студенты представили еще и оригинальное эссе «Чему мы можем научиться друг у друга?», посвященное саморефлексии процесса общения с российскими коллегами, студентами ИФИЖ [31].

Заключение

Таким образом, участие ННГУ в проекте EUFactcheck позволяет преподавателям и студентам овладеть наиболее перспективными и востребованными технологиями верификации информации, использовать европейский опыт в процессе преподавания и в рамках освоения студентами профессиональных компетенций, заявленных в образовательных стандартах ННГУ (ОС ВО ННГУ) по направлению «Журналистика» (бакалавриат и магистратура). Образовательный проект способствует освоению профессиональных компетенций ОС ВО, например, «ПКР-12. Способен производить комплексную проверку достоверности информации, находить ее источник и оценивать его надежность, проверять достоверность фото -и видеоконтента с помощью специальных ресурсов и сервисов, верифицировать имена и названия, оценивать возможность публикации проверенной информации в издании» [6]. Помимо этого, проект имеет воспитательное значение: студенты учатся работать в команде, под руководством преподавателей - кураторов проекта вести переговоры на английском языке с иностранными партнерами, доказывать свою точку зрения, в том числе там, где идет речь об отстаивании приоритетов России по важным вопросам внутренней и внешней политики.

Несомненно, что реализация такого масштабного проекта требует усилий в плане организации, привлечения кадров, повышения квалификации в сфере владения английским языком как для студентов, так и для преподавателей. Также следует постоянно поддерживать интерес студентов к исследовательскому процессу, особенно с учетом того, что эта работа ведется в рамках внеучебной деятельности.

В качестве перспективы развития проекта следует отметить расширение сотрудничества с европейскими партнерами: в весеннем семестре 2021-2022 года в рамках коллаборации планируется работа со студентами из Софийского университета, Болгария, и продолжение взаимодействия с немецкими коллегами из JADE University. Также в качестве пилотного проекта к EUFactcheck подключаются студенты и преподаватели ИИТММ (Институт информационных технологий, математики и механики) ННГУ, с которыми планируется совместное исследование по изучению возможностей искусственного интеллекта в процессе верификации информации СМИ и социальных медиа.

Список источников

1. Ильченко С. Н. Фейковая журналистика. Спецкурс. М. : Директ-Медиа, 2019. 308 с.

2. Новикова Т. Е., Макарова Л. С., Буреев А. А., Жуковская Л. И. Актуальные тенденции подготовки журналистов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и запросами медиаиндустрии // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10, № 3. С. 558-572. DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(3).558-572

3. Распопова С. С., Богдан Е. Н. Фейковые новости. Информационная мистификация : учеб. пособие. М. : Аспект-Пресс, 2018. 112 с.

4. Симакова С. И. Визуальный образ - основа формирования визуального языка коммуникации // Знак: проблемное поле образования. 2020. № 3 (37). С. 89-93.

5. Третьякова А. О., Филатова О. Г., Жук Д. В., Горлушкин А. А., Пучковская А. А. Метод определения русскоязычных фейковых новостей с использованием элементов искусственного интеллекта // International Journal of Open Information Technologies. 2018. Vol. 6, № 12. С. 99-105.

6. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского». URL: http://www.unn.ru/sveden/eduStandarts.php (дата обращения: 25.02.2022).

7. Чертовских О. О., Чертовских М. Г. Искусственный интеллект на службе современной журналистики: история, факты и перспективы развития // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8, № 3. С. 555-568. DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(3).555-568.

8. Cortada W. J., Aspray F. W. Fake News Nation. The Long History of Lies and Misenpretation in America. London: Rowan & Littlefield, 2019. 317 p.

9. European Journalism Training Association. URL: http://www.ejta.eu (дата обращения: 25.02.2022).

10. EUFactcheck.eu. Powered by EJTA. URL: https://eufactcheck.eu (дата обращения: 25.02.2022).

11. EUFactcheck. A Pan-European Project. Methodology and Lessons Learned / N. Vissers, A. Leppajarvi, C. Touwen [et al.]. Haaga: Helia University of Applied Sciences, 2020. 124 p.

12. Farmer L. S. J. Fake News in Context. Routledge, 2021. 175 p.

13. Forgas J. P., Baumeiste R. F. The Social Psychology of Gullibility. Fake News, Conspiracy Theories, and Irrational Beliefs. Routledge, 2021. 363 p.

14. Giansiracusa N. How Algorithms create and prevent fake news. Exploring the impacts of social media, deepfakes, GPT-3, and more. Apress, 2021. 239 p.

15. Greifeneder R., Jaffe M. E., Newman E. J., Schwarz N. The Psychology of Fake News. Accepting, Sharing, and Correcting Misinformation. Routledge, 2021. 253 p.

16. Journalism, «Fake News» and Disinformation / ed. Ск Ireton, J. Posetti. Paris: UNESCO, 2018. 128 p.

17. Mc Brayer J. P. Beyond fake news. Finding the Truth in a World of Misinformation. New York : Routledge, 2021. 181 p.

18. ONLINE ROUNDTABLE UNESCO/WJEC empowered by EJTA «Journalism education in the era of social networks and artificial intelligence: digital technologies and ethical values». URL: https:// ejta.susu.ru (дата обращения: 25.02.2022).

19. OSCE sent way less observers to German elections in 2021 than in 2017. URL: https:// eufactcheck.eu/factcheck/mostly-false-osce-sent-way-less-observers-to-german-elections-in-2021-than-in-2017(дата обращения: 26.02.2022).

20. P D., Chakraborty T., Long Ск, Kumar G. Santosh. DATA Science for Fake News. Surveys and Perspectives. Springer, 2021. 308 p.

21. Pond Ph. Complexity, Digital Media and Post Truth Politics. A Theory of Interactive Systems. Palgrave Macmillan, 2020. 247 p.

22. Regierung verweigert Antwort: Wieso nur vier OSZE-Wahlbeobachter fur Bundestagswahl in Einsatz? URL: https://de.rt.com/inland/124498-wieso-nur-vier-osze-wahlbeobachter-fuer-bundestagswahl/ (дата обращения: 26.02.2022).

23. Russian Workers are Twice Less Productive than Italian Ones. URL: https://eufactcheck.eu/ factcheck/uncheckablerussian-workers-are-twice-less-productive than-italian-ones (дата обращения: 26.02.2022).

24. Shick, N. Deepfakes. The Coming Infocalypse. New York-Boston, 2020. 436 p.

25. Tartu Declaration. URL: https://ejta.eu/tartu-declaration-2020 (дата обращения: 25.02.2022).

26. Teacher's salaries in Germany are higher than the national average. URL: https://eufactcheck. eu/factcheck/mostly-true-teachers-salaries-in-germany-are-higher-than-the-national-average/ (дата обращения: 26.02.2022).

27. The OSCE-observation of the German parliamentary elections and its democracy's stability through the lens of German and Russian media. URL: https://eufactcheck.eu/blogpost/media-analysis/

media-analysis-the-osce-observation-of-the-german-parliamentary-elections-and-its-democracys-stability-through-the-lens-of-german-and-russian-media/ (дата обращения: 26.02.2022).

28. Van R. L. Identifying Fake News. Brigtht Print Press, 2022. 80 p.

29. Video Verification in the Fake News Era / ed. V. Mezaris, L. Nixon, S. Papadopoulos, D. Teyssou. Springer, 2019. 354 p.

30. Vissers, N. EUFactcheck: the importance of fact checking and verification in the era of social media and artificial intelligence // Journalism education in the era of social networks and artificial intelligence: digital technologies and ethical values / Edited by L. Shesterkina, A. Krasavina. Chelyabinsk : SUSU Publishing Center, 2021. 46 p.

31. What can we learn from each other? URL: https://eufactcheck.eu/blogpost/what-can-we-learn-from-each-other/ (дата обращения: 26.02.2022).

32. What does loud noise really do to our body and soul? URL: https://eufactcheck.eu/blogpost/ loud-noise/ (дата обращения: 26.02.2022).

References

1. Ilchenko, S. N. (2019). Feikovaya Juornalistika. Specialnyi kurs [Fake Journalism. Special Course]. Moscow, Direkt-Media Publ., 308 p. (in Russ.).

2. Novikova, T. E., Makarova, L. S., Bureev, A. A. & Zhukovskaya, L. I. (2021). Aktualnye tendencii podgotovki juornalistov v sootvetstvii s trebovaniyami professionalnyh standartov I zaprosami media industrii [Current Trends in Journalism Education as Responding to Professional Journalistic Standards and Demands of Media Industry]. Voprosy teorii ipraktiki zhurnalistiki [Theoretical and Practical Issues of Journalism], vol. 10, № 3, pp. 558-572. DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(3).558-572 (in Russ.).

3. Raspopova, S. S. & Bogdan, E. N. (2018). Feikovie novosti. Informacionnaya mistifikaciya [Fake News. Information Hoax]. Moscow, Aspekt-Press Publ., 112 p. (in Russ.).

4. Simakova, S. I. (2020). Visualny obraz - osnova visualnogo yazyka kommunikacii [Visual image as the basis of visual communication language]. Znak:problemnoepole kommunicacii [Sign: the problem field of media education], № 3 (37), pp. 89-93 (in Russ.).

5. Tretyakov, A. O., Filatov, O. G., Zhuk, D. V., Gorlushkin, A. A. & Puchkovskaya, A. A. (2018). Metod opredeleniya russkoyasichnyh feikovih novostey s ispolsovaniem elementov iskusstvennogo intellecta [International Journal of Open Information Technologies], vol. 6, № 12, pp. 99-105 (in Russ.).

6. Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (UNN) (2022), available at: http://www.unn. ru/sveden/eduStandarts.php (accessed: 25.02.2022) (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Chertovskikh, O. O. & Chertovskikh, M. G. (2019). Iskusstvennyi intellect na sluzhbe sovremennoi journalistiki: istoriya, facty, pespectivy azvitiya. [Artificial Intelligence in Modern Journalism: History, Facts, Prospects for Development]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki [Theoretical and Practical Issues of Journalism]. Vol. 8, № 3, pp. 555-568. DOI: 10.17150/2308- 6203.2019.8(3).555-568 (in Russ.).

8. Cortada, W. J. & Aspray, F. W. (2019). Fake News Nation. The Long History of Lies and Misenpretation in America. London: Rowan & Littlefield, 317 p. (in Russ.).

9. European Journalism Training Association (2022), available at: http://www. ejta.eu (accessed: 22.02.2022) (in Russ.).

10. EUFactcheck.eu. Powered by EJTA (2022), available at: https://eufactcheck.eu (accessed: 22.02.2022) (in Russ.).

11. EUFactcheck. A Pan-European Project. Methodology and Lessons Learned (2020). Haaga: Helia University of Applied Sciences, 124 p. (in Russ.).

12. Farmer, L. S. J. Fake News in Context (2021). Routledge, 175 p. (in Russ.).

13. Forgas, J. P. (2021). The Social Psychology of Gullibility. Fake News, Conspiracy Theories, and Irrational Beliefs. Routledge, 363 p. (in Russ.).

14. Giansiracusa, N. (2021). How Algorithms create and prevent fake news. Exploring the impacts of social media, deepfakes, GPT-3, and more. Apress. 239 p. (in Russ.).

15. Greifeneder, R., Jaffe, M. E., Newman, E. J. & Schwarz, N. (2021). The Psychology of Fake News. Accepting, Sharing, and Correcting Misinformation Routledge, 253 p. (in Russ.).

16. Journalism, «Fake News» and Disinformation (2018). Paris: UNESCO, 128 p. (in Russ.).

17. Mc Brayer, J. P. (2021). Beyond fake news. Finding the Truth in a World of Misinformation. New York: Routledge, 181 p. (in Russ.).

18. ONLINE ROUNDTABLE UNESCO/WJEC empowered by EJTA «Journalism education in the era of social networks and artificial intelligence: digital technologies and ethical values», available at: https://ejta.susu.ru (accessed: 25.02.2022) (in Russ.).

19. OSCE sent way less observers to German elections in 2021 than in 2017, available at: https:// eufactcheck.eu/factcheck/mostly-false-osce-sent-way-less-observers-to-german-elections-in-2021-than-in-2017 (accessed: 26.02.2022) (in Russ.).

20. P, D., Chakraborty, T., Long, Ск & Santosh Kumar, G. (2021). DATA Science for Fake News. Surveys and Perspectives. Springer, 308 p. (in Russ.).

21. Pond, Ph. (2020). Complexity, Digital Media and Post Truth Politics. A Theory of Interactive Systems. Palgrave Macmillan, 247 p. (in Russ.).

22. Regierung verweigert Antwort: Wieso nur vier OSZE-Wahlbeobachter fur Bundestagswahl in Einsatz? Available at: https://de.rt.com/inland/124498-wieso-nur-vier-osze-wahlbeobachter-fuer-bundestagswahl/ (accessed: 26.02.2022) (in Russ.).

23. Russian Workers are Twice Less Productive than Italian Ones, available at https://eufactcheck. eu/factcheck/uncheckablerussian-workers-are-twice-less-productive than-italian-ones (accessed: 26.02.2022) (in Russ.).

24. Shick, N. (2020). Deepfakes. The Coming Infocalypse. New York-Boston, 436 p. (in Russ.).

25. Tartu Declaration, available at: https://ejta.eu/tartu-declaration-2020 (accessed: 25.02.2022) (in Russ.).

26. Teacher's salaries in Germany are higher than the national average, available at: https:// eufactcheck.eu/factcheck/mostly-true-teachers-salaries-in-germany-are-higher-than-the-national-average/ (accessed: 26.02.2022) (in Russ.).

27. The OSCE-observation of the German parliamentary elections and its democracy's stability through the lens of German and Russian media, available at: https://eufactcheck.eu/blogpost/media-analysis/media-analysis-the-osce-observation-of-the-german-parliamentary-elections-and-its-democracys-stability-through-the-lens-of-german-and-russian-media/ (accessed: 26.02.2022) (in Russ.).

28. Van, R.L. (2022). Identifying Fake News. Bright Print Press, 80 p. (in Russ.).

29. Video Verification in the Fake News Era (2019). Springer, 354 p. (in Russ.).

30. Vissers, N. (2021). EUFactcheck: the importance of fact checking and verification in the era of social media and artificial intelligence [Journalism education in the era of social networks and artificial intelligence: digital technologies and ethical values]. Edited by L. Shesterkina, A. Krasavina Chelyabinsk: SUSU Publishing Center, 46 p. (in Russ.).

31. What can we learn from each other, available at: https://eufactcheck. eu/blogpost/what-can-we-learn-from-each-other (accessed: 26.02.2022). (in Russ.).

32. What does loud noise really do to our body and soul? Available at: https://eufactcheck.eu/ blogpost/loud-noise/ (accessed: 26.02.2022). (in Russ.).

Информация об авторах

Л. C. Макарова - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики Института филологии и журналистики, заместитель директора по методической работе.

А. А. Буреев - кандидат социологических наук, первый заместитель директора Института филологии и журналистики, доцент кафедры журналистики.

И. В. Макаров - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры журналистики Института филологии и журналистики.

Information about the authors

Lyudmila S. Makarova - Candidate of Philology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Journalism of the Institute of Philology and Journalism, Deputy Director for Methodological Work.

Andrey A. Bureev - Candidate of Sociological Sciences, First Deputy Director of the Institute of Philology and Journalism, Associate Professor of the Department of Journalism.

Ivan V. Makarov - Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer, Department of Journalism, Institute of Philology and Journalism.

Статья поступила в редакцию 27.02.2022; одобрена после рецензирования 09.03.2022;

принята к публикации 16.03.2022. The article was submitted 27.02.2022; approved after reviewing 09.03.2022; accepted for publication 16.03.2022.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.