Научная статья на тему 'МЕДИАОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЖУРНАЛИСТИКИ: ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ'

МЕДИАОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЖУРНАЛИСТИКИ: ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
126
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / МАСС-МЕДИА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЖУРНАЛИСТИКИ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ КОНТЕНТ / ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Выровцева Екатерина Владимировна, Гришанина Анастасия Николаевна, Петросян Давид Владимирович

В условиях превращения медиаконтента в важнейший компонент образовательного процесса актуализируется проблема восприятия образа преподавателя журналистики, в формировании которого огромную роль играет пользовательский контент. Результаты исследования особенностей восприятия медиатекстов и обучающей информации современными студентами позволяют определить запрос студенческий аудитории на онлайн-формат профессиональной коммуникации педагог - обучающийся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA IMAGE OF A JOURNALISM TEACHER: FEATURES OF PERCEPTION

In the context of the transformation of media content into the most important component of the educational process, the problem of perception of the image of a journalism teacher is actualized, in the formation of which user content plays a huge role today. The results of the study (the initiative project “Scientific Schools of Journalism” of St. Petersburg State University) of the peculiarities of perception of media texts and educational information by modern students of St. Petersburg State University and Yerevan State University allow us to determine the student audience’s request for an online format of professional teacher - student communication. A significant component of the professional portrait of a journalism teacher becomes, in the opinion of students, his presence in the mass media. Analysis of university websites, pages of journalism faculties (institutes), specialized departments, personal websites and social media accounts of journalism teachers allowed us to identify four types of author and user activity of such teachers in the media space.

Текст научной работы на тему «МЕДИАОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЖУРНАЛИСТИКИ: ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА PROFESSIONAL CULTURE OF A JOURNALIST

Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 1 (43). С. 141-149. ISSN2070-0695 (print).

Znak: problemnoepole mediaobrazovanija. 2022;1(43):141-149. ISSN2070-0695 (print).

Научная статья УДК 37:070

doi: 10.47475/2070-0695-2022-10115

МЕДИАОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЖУРНАЛИСТИКИ: ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

Екатерина Владимировна Выровцева1*, Анастасия Николаевна Гришанина2, Давид Владимирович Петросян3

1 2 Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия.

1 e.vyrovtseva@spbu.ru*, ORCID: 0000-0002-6882-2479

2 a.grishanina@spbu.ru, ORCID: 0000-0002-5782-8584

3 Ереванский государственный университет, Ереван, Армения, davidpetrosyan@ysu.am, ORCID: 0000-0002-3002-2599

Аннотация: В условиях превращения медиаконтента в важнейший компонент образовательного процесса актуализируется проблема восприятия образа преподавателя журналистики, в формировании которого огромную роль играет пользовательский контент. Результаты исследования особенностей восприятия медиатекстов и обучающей информации современными студентами позволяют определить запрос студенческий аудитории на онлайн-формат профессиональной коммуникации педагог - обучающийся.

Ключевые слова: информация, массмедиа, преподаватель журналистики, пользовательский контент, психология восприятия.

Для цитирования: Выровцева Е. В., Гришанина А. Н., Петросян Д. В. Медиаобраз преподавателя журналистики: оосбенности восприятия // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 1 (43). С. 141-149. doi: 10.47475/2070-0695-2022-10115

Original article

MEDIA IMAGE OF A JOURNALISM TEACHER: FEATURES OF PERCEPTION

Ekaterina V. Vyrovtseva1*, Anastasia N. Grishanina2, David V. Petrosyan3

1 2 Saint Petersburg State University (SPbSU), Saint Petersburg, Russia

1 e.vyrovtseva@spbu.ru*, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6882-2479

2 a.grishanina@spbu.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5782-8584

3 Yerevan State University, Yerevan, Armenia, davidpetrosyan@ysu.am, ORCID: 0000-0002-3002-2599

Abstract: In the context of the transformation of media content into the most important component of the educational process, the problem of perception of the image of a journalism teacher is actualized, in the

© Выровцева Е. В., Гришанина А. Н., Петросян Д. В., 2022

formation of which user content plays a huge role today. The results of the study (the initiative project "Scientific Schools of Journalism" of St. Petersburg State University) of the peculiarities of perception of media texts and educational information by modern students of St. Petersburg State University and Yerevan State University allow us to determine the student audience's request for an online format of professional teacher - student communication. A significant component of the professional portrait of a journalism teacher becomes, in the opinion of students, his presence in the mass media. Analysis of university websites, pages of journalism faculties (institutes), specialized departments, personal websites and social media accounts of journalism teachers allowed us to identify four types of author and user activity of such teachers in the media space.

Key words: information, mass media, journalism teacher, user content, psychology of perception.

For citation: Vyrovtseva EV., Grishanina AN., Petrosyan DV. Media image of a journalism teacher: features of perception. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2022;1(43):141-149. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0695-2022-10115.

Трансформация массмедийной системы, обусловленная развитием цифровых технологий, проявляется и в изменении ее субъектной структуры: средства массовой коммуникации представляют собой совокупность субъектов высказывания, которая непрерывно расширяется и усложняется. Субъект высказывания как носитель важной, социально значимой информации оказывается важнейшим компонентом многоуровневой, разноформатной, полифункциональной коммуникативной системы. Эта постоянно развивающаяся система объединяет не только самих акторов, производителей информации, но и пользователей, способных благодаря цифровым технологиям (прежде всего интерактивности современных массмедиа) мгновенно менять позицию адресата на позицию адресанта, влиять на содержание: корректировать его, уточнять, опровергать и т. д. Глобализация медиапотребления [6; 16] как важнейшая характеристика цифровой эпохи в определенном смысле уравняла позиции автора (создателя текста, инициатора коммуникации) и реципиента, что нашло отражение в изменении принципов социальной коммуникации, в том числе и профессиональной. Новые условия, связанные с пандемией и повсеместном переходе на дистанционный формат профессионального общения (обучения), ускорили этот процесс: диалог учителя с учеником, преподавателя со студентом, научного руководителя с молодым исследователем перешел в онлайн-формат. Это потребовало от всех участников профессиональной коммуникации новых умений и навыков, принципиально нового отношения к возможностям, а вместе с ними и к рискам, цифровых медиа: «В этом дискурсе оформляются "границы" культуры сетевых коммуникаций, которая из субкультуры сегодня превращается в одну из наиболее важных сфер для развития человеческой культуры в целом» [3. С. 31].

Можно говорить о новой форме восприятия как самого процесса образования, так и главного субъекта этого процесса - преподавателя [2]. Обучение в дистанционном формате, реализованное на разных медиаплатформах, всеми ее участниками рассматривается как своеобразный тренажер пользователя [10]. Категория «пользователь» стала универсальной характеристикой современного участника коммуникации [12].

Профессиональное общение с использованием медиатехнологий характеризуется прежде всего многозадачностью, обусловленной особенностями функционирования пользовательского контента: «По мере развития медиасферы изменяются свойства современного потребителя, в частности, восприятие им информации из плоского превращается в объемное, меняется поведение пользователя: теперь он не только потребляет информацию, но и транслирует ее и даже производит, что становится возможным благодаря новым интерактивным технологиям» [10. С. 101]. В контексте темы исследования под многозадачностью мы понимаем необходимость решения участником коммуникации, то есть пользователем, сразу нескольких задач, которые представляют собой сложное единство:

- медиаобразовательные задачи предполагают умение находить, систематизировать, а главное - критически оценивать информацию, представленную самыми разными источниками, составляющими глобальное медиапространство;

- технологические задачи требуют освоения современных, непрерывно развивающихся технологий, постоянного совершенствования навыков пользователя, понимания специфики функционирования той или иной платформы;

- в профессиональные задачи входит необходимость позиционирования себя как представителя социальной группы - педагогического и/или научного сообщества, студенчества, а также представителя конкретного образовательного учреждения (его подразделения), научной школы;

- в аспекте речемыслительной деятельности главными задачами участника коммуникации как субъекта высказывания становится владение навыками создания текста, позволяющего автору стать конкурентоспособным производителем интересного, актуального контента;

- непосредственно пользовательские задачи требуют постоянного присутствия субъекта высказывания в массмедиа - в роли комментатора, инициатора, героя публикации и т. п.

Такое изменение профессиональной коммуникации, проявляющееся в расширении границ личного пространства педагога, равно как и обучающегося: присутствие в интернет-пространстве (сайты вуза, конференций, персональные сайты, страницы в социальных сетях и мессенджерах, публикации в массмедиа и специальных медиа - научные издания, электронные библиотеки, YouTube-каналы и др.), - требует специального изучения.

Современные авторы выделили основные тенденции и назвали некоторые причины изменения образа педагога (учителя) в сознании аудитории [4; 5; 14; 15 и др.]. Исследователи обращают внимание на трансформацию медиасистемы, когда трудно определить доминирующую позицию субъекта - это производитель или потребитель информации; на социокультурные изменения, повлиявшие и на восприятие образа преподавателя; на изменение способа потребления информации - скроллинг, «случайное», «фоновое» потребление. Кроме того, заметно трансформируется и принцип профессиональной коммуникации: традиционная, отлично апробированная школой и вузом форма «один -многим» уступает принятой в цифровой медиакоммуникации «многие - многим». Не случайно проблемы современного (медиа) образования находятся в центре полемики о ценностях [9] в связи с запросом на «гуманитарную парадигму профессиональной идентичности» [8].

Современные интернет-коммуникации вступают в конкуренцию с традиционными образовательными площадками, предлагая пользователю разнообразные онлайн-школы, онлайн-курсы, веб-обучение, обучающие мастер-классы, организованные профессиональными сообществами или на персональных сайтах и YouTube-каналах. В связи с этим актуализируется проблема позиционирования медиаобраза как высшей школы в целом, так и преподавателя в частности. Все эти изменения и тенденции обусловили необходимость освоения виртуального пространства профессиональным сообществом: вузы и вузовские преподаватели становятся не просто активными участниками общения в онлайн-коммуникации, но и инициаторами общественного диалога о ценности образования, о новых принципах получения профессиональных умений и навыков. С этой точки зрения трудно переоценить роль преподавателя журналистики, который должен научить профессиональным навыкам работы с информацией, и речь идет это не только, и, наверное, не столько (современные студенты - продвинутые, хотя и не профессиональные, пользователи), о технологиях, а о фундаментальном гуманитарном образовании, о формировании умения исследовать активно развивающиеся, то есть еще не завершенные, процессы, а также о развитии творческого (в самом широком смысле) потенциала обучающегося.

Исследование заявленных в теме проблем проводилось коллективом преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета, в результате были подготовлены научные публикации и реализован инициативный проект «Научные школы журналистики» [2]. В качестве основных методов исследования были выбраны следующие: мониторинг научных школ журналистики, контент-анализ сайтов, интент-анализ мнений, фокус-группа, опрос. Всего проанализировано 102 сайта факультетов и институтов журналистики России и стран Ближнего Зарубежья, а также кафедр журналистики и/или массовых коммуникаций, 26 персональных сайтов и страниц в социальных сетях преподавателей. В социально-психологическом исследовании, проведенном весной 2021 года, приняли участие студенты Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета (79 человек) и студенты направлений филология и журналистика

Ереванского государственного университета (61 человек). Студентам предлагалось изучить медиатексты и высказать свое мнение. Это позволило сравнить особенности восприятия медиаконтента разных цифровых платформ обучающимися разных (территориально) площадок.

Особое внимание уделялось психологии восприятия: «разделу психологии, изучающему процесс формирования субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия (отражении в субъективном плане реальных предметов или их свойств, с которыми взаимодействует деятельный субъект), в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его свойств» [13].

Анализ научной литературы и практики современных массмедиа позволил выделить четыре типа преподавателей высшей школы, которые активно присутствуют в современном медиапространстве и в формировании медиаобраза которых участвуют пользователи. Представители первого типа - «ученый» - размещают результаты научной деятельности на собственных сайтах. К типу «просветитель» мы отнесли социально активных педагогов, которые занимаются просветительской деятельностью, прежде всего в социальных сетях, а также на официальных сайтах вузов, на персональных сайтах и авторских YouTube-каналах. Третий тип -«представитель корпорации» - это преподаватель, чье имя ассоциируется в первую очередь с образовательной организацией (вуз, факультет, институт, школа), медиа-активность такого преподавателя нацелена на реализацию имиджевой функции, в основе которой персонализации процесса обучения. Четвертый тип составляют так называемые «творческие личности», для которых характерен наиболее персонализированный формат общения с пользователями, а содержание их медиаплощадок - это результат профессиональной творческой деятельности, это своеобразная мастерская. Коммуникативные площадки всех выделенных типов являются сегодня важным компонентом образовательного процесса.

Восприятие медиапродукта, в том числе и материалов обучающего характера, зависит от видов общего восприятия (зрительное восприятие, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное), а также от особенностей современной медиасреды. Цифровая медиасреда способна соединять все виды восприятия, создавать целостный образ в поликодовом, мультимодальном тексте. Эта особенность объектов медийной коммуникации свойственна и для восприятия преподавательского контента, цель которого - научить будущего специалиста профессиональным навыкам в условиях онлайн-коммуникации или в гибридном (контактный + дистанционный) формате. Виды восприятия актуализируют свойства личности будущего специалиста в области массовой коммуникации, например, такие свойства восприятия, как предметность, целостность, константность, категориальность, избирательность [см.: 7]. Все эти свойства адаптируются под специфику восприятия информации, в том числе и образовательного контента, в эпоху медиапотребления.

В рамках инициативного проекта была сформулирована гипотеза о важности поиска педагогических стратегий в новых условиях обучения. Для этого было проведено социологическое исследование с помощью таких методов, как опрос и фокус-группа. Цель исследования - выяснить, каким образом обучающиеся воспринимают журналистские тексты и пользовательский контент преподавателя, как оценивают формы и методы работы в условиях дистанционного обучения, какие из выбранных преподавателем конкретной дисциплины способов общения являются наиболее эффективными и востребованными, какой формат обучающего материала лучше воспринимается и запоминается.

Результаты исследования, проведенного преподавателями СПбГУ, показали, что на первом этапе восприятия текстов (были предложены публикации в СМИ на тему культуры) студенты в первую очередь обращали внимание на источник информирования, на дату публикации, на заголовок как отражение объекта изображения. Таким образом, на этом этапе способ коммуникации преподавателя и обучающегося в онлайн-формате ничем не отличается от традиционного офлайн-общения.

Следующий этап образовательного процесса - анализ и оценка медиатекста. Студентам Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ были предложены публикации городских СМИ об актуальных событиях в сфере культуры, а студентам факультета

журналистики Ереванского госуниверситета - тексты о выставке Сальвадора Дали и Пабло Пикасо в Национальной галерее Армении [См.: 11]. В ответах студенты разных вузов основное внимание уделяли содержанию и форме публикаций: выбору семантических средств, названию, структуре, источникам информации. На этом этапе восприятия медиатекстов как учебных материалов уже имеет значение личностный, в том числе и пользовательский опыт студента -начитанность, «насмотренность» (зрительский опыт), степень погружения в культурный контекст. Формат обучения, на первый взгляд, так же не имеет большого значения: контакт с преподавателем сводится к формальному обозначению задания и решению поставленной задачи. Однако уже здесь важными оказываются и медийный опыт, и пользовательский контент самого преподавателя, которые позволяют точнее определить, на какие аспекты профессионального чтения (критического анализа) стоит обратить внимание, какие современные массмедиа можно использовать в качестве дополнительных образовательных площадок.

В процессе обучения студенты выполняли разные упражнения и кейсы, учились анализировать и комментировать авторские медиатексты. В результате исследования были выделены четыре характерные черты восприятия журналистского материала в процессе профессиональной коммуникации с преподавателем.

1) Для обучающихся наиболее важными элементами текста представляются следующие: точность и конкретность фактов, особенности их представления, указывающие на личный интерес автора публикации к событию, подтверждающие личное участие журналиста в мероприятии. Это важно с точки зрения медиаобразовательных задач, так как студенты должны продемонстрировать навыки критического отношения к информации.

2) При оценке заголовочного комплекса и связи его с содержанием студенты выделили необычные, образные, «интригющие» заголовки, в которых есть такие слова и фразы, которые привлекают внимание и запоминаются; к не менее важным показателям качества текста студенты отнесли соответствие заголовочного комплекса содержанию публикации. Это черта указывает на уже сформировавшиеся принципы потребления медиаконтента, когда на первом месте оказывается воздействующая функция выбранных автором средств выражения, привлекательность формы, впрочем, именно они обеспечивают переход на следующий этап - чтение всего текста. И на этом этапе студенты уже профессионально оценивают содержание.

3) При критической оценке содержания студенты апеллировали такими понятиями, как профессиональный анализ и профессиональная интерпретация [1], логичность изложения и структуры текста, обоснованное членение текста на части, точность наблюдения и убедительность аргументов, авторитетность мнения автора. Такой способ восприятия медиатекста свидетельствует об эффективности профессиональной деятельности преподавателя, который сформировал необходимые для анализа умения и навыки.

4) Неотъемлемым элементом современного контента является визуальная составляющая, так как подавляющее большинство современных публикаций представляют собой поликодовую систему. При восприятии и оценке фотографий студенты указывали на их соответствие или несоответствие содержанию, на их взаимосвязь с вербальными элементами, на эффективность детальных кадров, на гармоничность цветового решения, на роль фотографии в создании эффекта присутствия.

В целом, все выделенные в результате интент-анализа ответов студентов особенности восприятия и оценки свидетельствуют о том, что обучающиеся нуждаются в хорошо организованной обратной связи, эффективность которой, по мнению студентов, может обеспечить только «смешанный», гибридный формат обучения. Например, задания в онлайн-формате и «живое» обсуждение в офлайн-формате. Студенты и Санкт-Петербургского, и Ереванского университетов подчеркнули, что эффективность, успешность освоения творческой профессии зависит от личностных и профессиональных качеств преподавателя, образ которого формируется не только в процессе обучения, но и в процессе изучения его «существования», его присутствия в медиапространстве: позиционирование себя и своей деятельности в разных типах контента, демонстрация профессионального опыта на разных медиплощадках и т. п.

Результаты анализа ответов на занятиях, социологического исследования методами фокус-группы и опроса позволили составить портрет современного пользователя - потребителя медиаконтента. К основным психологическим характеристикам можно отнести такие: эмпатия

как способность сопереживать тому, о ком или о чем говорится в тексте; активное, неравнодушное и «энергичное» отношение к миру; стремление быть в курсе событий, участвовать в их оценке с помощью комментировании на сайтах и в социальных сетях. Среди мировоззренческих характеристик стоит выделить желание «сделать мир лучше», подтвержденное откликами на социально значимые проекты и события городского масштаба (выставки, благотворительные акции, просветительские проекты) в массмедиа. Это позволяет говорить о том, что подобные требования современные студенты предъявляют и преподавателю, активность позиции которого оценивается обучающимися прежде всего его активностью в виртуальном пространстве: авторские публикации преподавателя, комментарии и другие реакции на важные, с точки зрения студента, события, упоминания и публикации о преподавателе в различных медиа.

Между тем исследование показало, что такие значимые для образовательного процесса формы коммуникации, как публичное коллективное обсуждение, дискуссия, полемика гораздо эффективнее в офлайн-формате. При этом студенты высказали желание следить за обсуждением актуальных, проблемных, интересных событий, фактов, ситуаций и в онлайн-формате: публикация постов, перепосты, ведение блога, комментирование и т. п.

В рамках исследования был проведен опрос о мотивации к получению образования в онлайн-формате. Результаты представлены в таблице:

Мотив % от всех участвующих в исследованиях (допускалось несколько ответов)

Узнавать новое 80

Самопознание, саморазвитие 78

Получение важной информации 75

Возможность выбрать интересную тему 69

Все об этом говорят, почитаю 67

Просто любопытство 55

Не знаю, затрудняюсь 49

Нет мотива (не выявлен) 24

Показательны самые популярные ответы: современный преподаватель журналистики должен быть источником нового знания, нового опыта и помогать студенту развиваться, познавать себя.

Интересно, что наиболее востребованными, популярными в молодежной среде видами медиатекстов участники опроса, и студенты СПбГУ, и студенты Ереванского госуниверситета, назвали мемы и оригинальные, экспериментальные форматы. Это позволило сделать вывод о том, что пользовательский опыт современных студентов повлиял на такое требование к преподавателю, которые сформулировали участники исследования и которое может быть реализовано практически исключительно и онлайн-коммуникации: уникальность транслируемых педагогом и получаемых обучающимся знаний, а также уникальность их презентации.

Таким образом, образ идеального преподавателя журналистики как творческой профессии, востребованный в современной студенческой аудитории, формируется на основе медийного опыта этой аудитории: постоянное, непрерывное потребление и в то же время создание медиаконтента, в первую очередь пользовательского. Новые требования к участнику профессиональной коммуникации, и педагога, и обучающегося, довольно точно описаны в статье И. В. Гужовой: «Умение и практическая (или творческая) необходимость создавать и распространять свои авторские цифровые тексты (тексты культуры) для решения учебных, профессиональных, творческих задач повышает уровень вовлеченности в сетевое взаимодействие, а понимание перспектив профессионального (или творческого) роста мотивирует представителей цифрового поколения к саморазвитию в области новомедийной грамотности» [3. С. 37]. Современный преподаватель журналистики воспринимается студентами как медиапрофессионал, который должен демонстрировать, не только в аудитории, но и в виртуальном пространстве, всестороннее знание медиасреды, умение успешно функционировать в мультимедийной, интерактивной, цифровой коммуникации, понимание новейших технологий создания и тиражирования

медиаконтента, навыки работы с информацией на разных онлайн-площадках и в разных медиаформатах.

Список источников

1. Арутюнян Л. Методика интерпретации медиадискурса // Вестник АГЭУ. 2017. № 2. С.206-213.

2. Выровцева Е. В., Гришанина А. Н. Медиапортрет преподавателя высшей школы: позиционирование в пользовательском контенте // Пользовательский контент в современной коммуникации: сб. материалов I междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 22-23 апреля 2021 г.) / сост. И. В. Топчий. Челябинск, 2021. С. 285-289.

3. Гужова И. В. Культура сетевых коммуникаций цифрового поколения в контексте современных концепций цифровой грамотности (на материалах онлайновой фокус-группы со студентами) // Знак. Проблемное поле медиаобразования. 2019. № 1 (31). С. 30-39.

4. Демина И. Н. Трансформация медиасистемы: человеческий потенциал // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. № 4 (72). С. 182-185.

5. Ершов Ю. М. Цифровой мир сетевых подростков и их зрительские практики // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8. № 2. С. 355-372. DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(2).355-372.

6. Зверева Е. А Особенности медиапотребления «поколения Y» и «поколения Z» // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 8. С. 205-216.

7. Карпова Е. В. К вопросу о восприятии пространства // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 29 (167). С. 34-36.

8. Коломиец В. П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 58-66.

9. Можейко М. А. Образование в контексте европейской культуры: традиционные ценности и современные трансформации // Социальные трансформации. 2018. № 29. С. 5-16.

10. Молчанова О. И. Пользовательский контент как результат трансформации медиасферы // Информационное общество. 2017. № 4-5. С. 101-106.

11. Петросян Д. В. Отражение трансформаций современного армянского искусства в онлайн СМИ // Век информации. 2020. Т. 8. № 2. С. 12-16.

12. Пользовательский контент в современной коммуникации: сб. материалов I междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 22-23 апреля 2021 г.) / сост. И. В. Топчий. Челябинск, 2021. 480 с

13. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. Москва, 2006. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/15.php.

14. Солдаткина Я. В. Медиаобраз учителя в современных средствах массовой информации: основные направления и факторы трансформации // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5. № 2. С. 261-277. DOI: 10.17150/23086203.2016.5(2).261-277.

15. Татарина Т. М. Портрет компетентного (идеального) преподавателя: точка зрения студентов и преподавателей (на материале языковой кафедры неязыкового вуза) // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 290-293. DOI: 10.17816/snv202314.

16. Цифровые медиа: новые модели создания и потребления // Глобальные технологические тренды. 2017. № 4. URL: https://issek.hse.ru/trendletter/news/201890481.html.

References

1. Arutyunyan, L. (2017). Metodika interpretacii mediadiskursa [Methodology of interpretation of media discourse], Vestnik AGEU [Bulletin of ASAU], 2, pp. 206-213 (in Russ.)

2. Vytovtseva, E. V. & Grishanina, A.N. (2021). Mediaportret prepodavatelya vysshej shkoly: pozicionirovanie v pol'zovatel'skom kontente [Media portrait of a high school teacher: positioning in user content], Pol'zovatel'skij kontent v sovremennoj kommunikacii: sb. materialov [User content in modern communication: collection of materials], Chelyabinsk, pp. 285-289 (in Russ.)

3. Guzhova, I. V. (2019). Kul'tura setevyh kommunikacij cifrovogo pokoleniya v kontekste sovremennyh koncepcij cifrovoj gramotnosti (na materialah onlajnovoj fokus-gruppy so studentami) [Culture of network communications of the digital generation in the context of modern concepts of

digital literacy (based on the materials of an online focus group with students)], Znak: Problemnoepole mediaobrazovanija [Sign: problematic field of media education], 1(31), pp. 30-39 (in Russ.)

4. Demina, I. N. (2010). Transformaciya mediasistemy: chelovecheskij potencial [Transformation of the media system: human potential], Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii [Bulletin of the Irkutsk State Economic Academy], 4 (72), pp. 182-185 (in Russ.)

5. Ershov, Yu. M. (2019). Cifrovoj mir setevyh podrostkov i ih zritel'skie praktiki [The digital world of networked adolescents and their viewing practices], Voprosy teorii ipraktiki zhurnalistiki [Questions of theory and practice of journalism], 8, 2, pp. 355-372. DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(2).355-372 (in Russ.)

6. Zvereva, E. A. (2018). Osobennosti mediapotrebleniya "pokoleniya Y" i "pokoleniya Z" [Features of media consumption of "generation Y" and "generation Z"], Sotsial'no-gumanitarnye znaniya [Social and humanitarian knowledge], 8, pp. 205-216 (in Russ.)

7. Karpova, E. V. (2009) K voprosu o vospriyatii prostranstva [=On the issue of perception of space], Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 29 (167), pp. 34-36 (in Russ.)

8. Kolomiets, V. P. (2010). Mediasreda i mediapotreblenie v sovremennom rossijskom obshchestve [Media environment and media consumption in modern Russian society], Sociologicheskie issledovaniya [Sociological studies], 1, pp. 58-66 (in Russ.)

9. Mozheiko, M. A. (2018). Obrazovanie v kontekste evropejskoj kul'tury: tradicionnye cennosti i sovremennye transformacii [Education in the context of European culture: traditional values and modern transformations], Social'nye transformacii [Social transformations], 29, pp. 5-16 (in Russ.)

10. Molchanova, O. I. (2017). Pol'zovatel'skij kontent kak rezul'tat transformacii mediasfery [User Content as a Result of the Transformation of the Media Sphere], Informacionnoe obshchestvo [Information Society], 4-5, pp. 101-106 (in Russ.)

11. Petrosyan, D. V. (2020). Otrazhenie transformacij sovremennogo armyanskogo iskusstva v onlajn SMI [Reflection of transformations of modern Armenian art in online media], Vek informacii [Information Age], 8, 2, pp. 12-16 (in Russ.)

12. Pol'zovatel'skij kontent v sovremennoj kommunikacii (2021). : sb. materialov I mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [User content in modern communication: collection of materials of the I International Scientific and Practical Conference], Chelyabinsk, 480 p. (in Russ.)

13. Psihologicheskij slovar' (2006). [Psychological Dictionary] pod red. V. P. Zinchenko, B. G. Meshcheryakova, available at: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/15.php (in Russ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Soldatkina, Ya. V. (2016). Mediaobraz uchitelya v sovremennyh sredstvah massovoj informacii: osnovnye napravleniya i faktory transformacii [The media image of a teacher in modern mass media: the main directions and factors of transformation], Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki [Questions of theory and practice of journalism], 5, 2, pp. 261-277. DOI: 10.17150/23086203.2016.5(2).261-277 (in Russ.)

15. Tatarina, T. M. (2020). Portret kompetentnogo (ideal'nogo) prepodavatelya: tochka zreniya studentov i prepodavatelej (na materiale yazykovoj kafedry neyazykovogo vuza) [Portrait of a competent (ideal) teacher: the point of view of students and teachers (based on the material of the language department of a non-linguistic university)], Samarskij nauchnyj vestnik [Samara Scientific Bulletin], 9, 2 (31), pp. 290-293. DOI: 10.17816/snv202314 (in Russ.)

16. Cifrovye media: novye modeli sozdaniya i potrebleniya (2017). [Digital media: new models of creation and consumption], Gglobal'nye tekhnologicheskie trendy [Global technological trends], 4, available at: https://issek.hse.ru/trendletter/news/201890481.html. (in Russ.)

Информация об авторах

Е. В. Выровцева - доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры медиалингвистики Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций.

А. Н. Гришанина - доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры медиалингвистики Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций.

Д. В. Петросян - профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой журналистики.

Information about the author

Ekaterina V. Vyrovtseva - Associate Professor, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Media Linguistics of the Higher School of Journalism and Mass Communications.

Anastasia N. Grishanina - Associate Professor, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Media Linguistics of the Higher School of Journalism and Mass Communications.

David V. Petrosyan - Professor, Doctor of Philology, Head of the Department of Journalism.

Статья поступила в редакцию 18.12.2021; одобрена после рецензирования 25.02.2022;

принята к публикации 26.02.2022. The article was submitted 18.12.2021; approved after reviewing 25.02.2022; accepted for publication 26.02.2022.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.