^^ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯОБрАЗОВАНИЯ^
А.П. ПЕРЕСЫПКИН, канд. пед. наук
Белгородский государственный университет
Международный контекст инновационной образовательной программы
В статье рассмотрены инновационные процессы, способствовавшие активизации международных связей БелГУ по различным направлениям сотрудничества в рамках инновационной образовательной программы, представлены результаты международной деятельности университета за время реализации ИОП, определено ее значение для успешного позиционирования БелГУ в глобальном образовательном пространстве.
Ключевые слова: международная деятельность вуза; инновационная образовательная программа; интернационализация; Болонский процесс; совместные образовательные программы.
Белгородский государственный университет рассматривает международную деятельность как одно из ключевых направлений своей работы, отдавая при этом приоритет сотрудничеству в научно-исследовательской области, направленному прежде всего на обеспечение более тесной интеграции университета в международное научно-техническое пространство. В этом плане БелГУ имеет прочный базис в виде многолетних крепких партнерских связей с ведущими зарубежными научными и образовательными центрами. На сегодняшний день университет сотрудничает в рамках двусторонних договоров и соглашений с 57 зарубежными вузами, научными организациями, фондами и программами.
С 2007 г. БелГУ в рамках национального проекта «Образование » реализует инновационную образовательную программу (далее - ИОП) «Наукоемкие технологии. Качество образования. Здоровьесбереже-ние» (объем финансирования на 2007— 2008 гг. 423 млн. рублей из федерального бюджета и объем софинансирования 174 млн. рублей). За время реализации ИОП география международного партнерства университета значительно расширилась. В 2007 г. у нас появился первый партнер на африканском континенте — Прето-рийский университет (Южно-Африкан-
ская Республика). В общей же сложности в 2007-2008 гг. было заключено 16 новых международных договоров с вузами и научными учреждениями Австрии, Белоруссии, Великобритании, Германии, Китая, Молдовы, Сербии и Украины, продлен договор с Луисвильским университетом (США). Большинство из них предполагают интенсивный обмен как в учебной, так и в научной сферах, однако некоторые из них - например, по договорам со специализированным высшим учебным заведением «Техникум Вена» (Австрия), Циндаоским международным университетом (Китай) и Школой бизнеса Саррейского университета (Великобритания) - ориентированы на реализацию совместных программ академических обменов, в частности программ двойного диплома. Договоры с Белорусским национальным технологическим университетом и Национальным научным центром «Харьковский физико-технический институт» (Украина) направлены на проведение совместных научных исследований в сфере применения технологий дистанционного зондирования земли и ГИС-технологий.
Заключение новых договоров в научноисследовательской области призвано содействовать развитию международной кооперации по основным научным направлениям университета, составившим ядро ИОП
108
Высшее образование в России • № 4, 2009
БелГУ, а именно: «Кластерная система непрерывного междисциплинарного профессионального образования в области разработки и освоения наноструктурных материалов и нанотехнологий промышленного и медицинского назначения», «Региональная модель устойчивой системы «технологических коридоров » для обеспечения продвижения знаний крынку в области геоинформатики и ее окружения», «Система реализации в образовательном процессе принципа командно-модульной подготовки кадров в области ИКТ-технологий ».
По этим направлениям в 2007-2008 гг. из средств ИОП БелГУ были профинансированы научные стажировки 22 преподавателей университета, получивших благодаря этому дополнительную возможность обменяться опытом и методами научной работы со своими коллегами из Великобритании, Германии, Испании и Украины, провести ряд совместных исследований. Итогом научного взаимодействия специалистов двух центров БелГУ - научно-образовательного и инновационного центра «Наноструктурные материалы и нанотехнологии» и Федерально-регионального центра аэрокосмического и наземного мониторинга объектов и природных ресурсов - с партнерами из Центра экологическихиссле-дований и технологий Бременского университета (Германия) стала разработка совместной заявки на проведение семинара «Перспективы и риски использования наноматериалов в природных и технических системах», получившего финансовую поддержку со стороны РФФИ и Германского научного общества. Первая часть совместной работы в рамках данного гранта была проведена в октябре 2008 г. в Белгороде, вторая часть запланирована на февраль 2009 г. в Бремене. По результатам российско-германского семинара предполагается подача совместной заявки на грант Седьмой Рамочной программы Еврокомиссии.
В рамках существующих договорных отношений научно-исследовательскими коллективами и учеными БелГУ активно ис-
пользуются возможности, предоставляемые грантодательными организациями, международными фондами и программами. В ходе реализации ИОП в общей сложности было поддержано 12 заявок на международные гранты, сумма привлеченных средств составила 4 741 800 рублей. По сравнению с
2006 г. сумма выросла в восемь раз. Наиболее успешным при подаче международных грантовых заявок оказался Федерально-региональный центр аэрокосмического и наземного мониторинга объектов и природных ресурсов БелГУ, сотрудниками которого было выиграно пять международных грантов, среди них: грант международного фонда «Научный потенциал» (Великобритания) на реализацию проекта «Использование автоматизированной селективной коррекции данных при создании цифровых моделей рельефапо материалам дистанционного зондирования Земли »; грант РФФИ на проведение российско-молдавского семинара «Использование геоинформационных технологий и данныхдистанционного зондирования для разработки структурно-функциональных принципов организации геоэкологического мониторинга земель в регионах интенсивного аграрного освоения »; грант программы Фулбрайт (США) на стажировку профессора кафедры природопользования и земельного кадастра Ю.Г. Чендева на кафедре агрономии Университета Айовы (США).
Наибольшая сумма привлеченных средств из-за рубежа в размере 78 680 евро будет выделена БелГУ в рамках гранта Еврокомиссии на реализацию проекта «Механизмы обеспечения качества управления процессом интернационализации в вузе » по программе Тешрш IV, подготовленного совместно с представителями других 11 университетов из 9 европейских стран. Данный грант призван открыть новую страницу в совершенствовании организационной и сервисной инфраструктуры БелГУ и в эффективной реализации программ международной академической мобильности в соответствии с положениями Болонской
Интернационализация образования
декларации. Ожидается, что его выполнение заложит основы для многократного увеличения объемов академических обменов уже в ближайшие годы.
В настоящее время количество студентов и аспирантов БелГУ, выезжающих на включенное обучение в зарубежные вузы-партнеры, составляет в среднем 120 человек в год, причем за период реализации ИОП оно увеличилось в 1,5 раза благодаря заключению новых договоров на осуществление академических обменов. В 2008 г. такие обмены прошли по семи специальностям и одному направлению подготовки. Число иностранных студентов и аспирантов, принятых в рамках двусторонних договоров в 2007-2008 гг., также увеличилось и составляет сейчас в среднем 50 человек в год.
Особо стоит отметить взаимодействие БелГУ с Бременским университетом в рамках реализации программ академических обменов. Согласно межвузовскому договору о сотрудничестве эти программы могут охватывать ежегодно до 15 человек с каждой стороны, однако выигранный в 2008 г. грант Германской службы академических обменов «Партнерство институтов германистики: факультет романо-германской филологии БелГУ - факультет языкознания и литературоведения Бременского университета» открывает новые перспективы, прежде всего - для обмена студентами-гер-манистами. В настоящее время идет обсуждение возможностей разработки совместной магистерской программы по германистике в рамках вышеуказанного гранта. Намеченная цель требует серьезной работы по изучению и согласованию соответствующих учебных планов, программ и методов обучения, она является весьма актуальной в контексте перехода российских вузов на двухуровневую систему подготовки профессиональных кадров.
Целенаправленные усилия в ходе выполнения ИОП прилагались по привлечению на работу в университет иностранных преподавателей, имеющихмеждународный опыт организации учебной работы и оценки каче-
ства знаний. В этих целях были поданы соответствующие заявки на гранты Программы Фулбрайт (США), Фонда Роберта Боша (Германия) и Центра по изучению международного права (Австрия), и появилась возможность принять на работу на юридическом факультете и факультете романо-германской филологии трех иностранных преподавателей. Преподаватели английского и немецкого языков Программы Фулбрайт и Фонда Р. Боша будут работать в БелГУ в течение всего 2008-2009 учебного года на постоянной основе. Проводимые носителями языка аудиторные занятия и внеаудиторные мероприятия играют важную роль в повышении качества подготовки студентов языковых отделений. Средний объем учебной нагрузки иностранных преподавателей со-ставляет750 часов в год.
Кроме того, для чтения лекций в университет регулярно приглашаются преподаватели из различных вузов Европы и мира. Благодаря новым возможностям, созданным в университете в ходе реализации ИОП, их число существенно выросло и составило в 2007 г. 19 чел., в 2008 г. - 23 чел. Достойны упоминания лекции профессора факультета языкознания и литературоведения Бременского университета (Г ерма-ния) Т. Альтхауса; зав. кафедрой почвоведения Николаевского государственного аграрного университета (Украина) проф. С.Г. Черного; доктора Университета Бар Илан (Израиль) Д. Амир по музыкальной терапии; профессора Луисвильского университета (США) Т. Лоусона по социальной работе, профессора Ольденбургского университета (Германия) Ф. Рёсснера по гетерогенному катализу, профессора Бер-гамского университета (Италия) У. Перси по лингвокультурологическим исследованиям. Общее количество иностранных преподавателей, принятых на стажировку или преподававших в БелГУ, возросло за время реализации ИОП до 56 человек.
Особое место среди них занимают специалисты Министерства школы и переподготовки кадров Земли Северный Рейн-Вест-
110
Высшее образование в России • № 4, 2009
фалия (Германия), совместно с которыми в
2007 г. на базе БелГУ был создан российско-германский Центр модерации. Его основной задачей является реализация различных мероприятий в сфере дополнительного профессионального образования при участии германских специалистов или только силами нашего профессорско-преподавательского состава. В 2007-2008 гг. в Центре модерации БелГУ смогли повысить свою квалификацию и овладеть инновационными технологиями обучения 46 преподавателей университета.
Благодаря реализации ИОП стало возможным увеличение числа проводимых на базе университета международных научных конференций (в 2007 г. - 17, в 2008 г. - 24). Крупнейшими из них в 2007 г. стали II Международная научно-практическая конференция «Журналистика и медиаобразование-2007», III Международная научнопрактическая конференция памяти А.Р. Лурия «Развитие научного наследия А.Р. Лурия в отечественной и мировой психологии», Международная научная конференция «Дифференциальные уравнения и их приложения»; в 2008 г. - Международная научная конференция «Фразеология и ког-нитивистика » под эгидой Международного комитета славистики, III Международная научно-практическая конференция «Сорбенты как фактор качества жизни и здоровья», VIII Всероссийская (международная) конференция «Физикохимия уль-традисперсных (нано-)систем», состоявшаяся в рамках госконтракта ФЦП по приоритетному направлению «Индустрия наносистем и материалов». Общее число иностранных участников международных конференций и семинаров составляет в среднем 275 человек в год. По мере расширения международных связей университета эта цифра ежегодно растет.
Параллельно увеличивается и количество командируемых за рубеж преподавателей и сотрудников БелГУ (в 2008 г. - более 300 человек, это около 15% от общего числа командируемых за границу). Боль-
шинство из них выезжают в зарубежные командировки в научно-исследовательских целях: для проведения научных исследований в рамках имеющихся грантов, госконт-рактов или хозтем, для участия в научных конференциях, семинарах, симпозиумах, на научные стажировки.
В результате значительных позитивных изменений во всех сферах деятельности вуза за годы реализации ИОП заметно возросла привлекательность БелГУ для иностранных студентов. Число желающих обучаться в нашем университете иностранцев резко возросло. В связи с этим в целях оптимизации процесса набора и обучения иностранныхграждан было принято решение о переносе центра тяжести довузовской подготовки по русскому языку в те регионы мира, которые являются потенциально значимыми для нашего университета. Там же была организована система отбора наиболее способных к обучению в БелГУ абитуриентов. В настоящее время открыты четыре центра довузовской подготовки БелГУ - два в Китае (провинция Шандун, г. Дунинь и г. Дэчжоу) и по одному в Эквадоре (г. Кито) и Бразилии (г. Сан-Пауло). Обучение в них ведут опытные преподаватели международного факультета БелГУ, которые проводят итоговые отборочные испытания и рекомендуют успевающих абитуриентов для последующего обучения на завершающем этапе довузовской подготовки в Белгороде.
Сегодня в университете на разных формах обучения в общей сложности обучаются 627 студентов из 43 стран дальнего и ближнего зарубежья. БелГУ по праву считается ведущим университетом РФ для граждан латиноамериканского региона. В его стенах проходят обучение 148 студентов из 11 стран Латинской Америки (36,8% от общего контингента иностранных граждан дальнего зарубежья). Данный факт позволяет с уверенностью констатировать, что инновационная образовательная программа в значительной мере способствовала укреплению позиций БелГУ на между-
Интернационализация образования lll
народном рынке образовательных услуг и, вне всякого сомнения, будет иметь долговременный положительный эффект в повышении конкурентоспособности университета, удовлетворяющего требованиям многопрофильного университетского комплекса с мощной материально-технической базой и высоким потенциалом научно-педагогических кадров.
В целом реализация инновационной об-
разовательной программы внесла огромный вклад в развитие международного сотрудничества БелГУ. Она заложила прочную основу для долгосрочной кооперации с зарубежными партнерами в образовательной и научно-исследовательской областях, выступила важной вехой на пути к успешному позиционированию Белгородского государственного университета в общеевропейском образовательном пространстве.
PERESYPKIN A.P. INTERNATIONAL CONTEXT OF INNOVATIVE EDUCATIONAL PROGRAM
The article is dedicated to innovative processes which contributed to the expansion of international contacts ofBelSU in various fields of cooperation in the context of innovative educational program (IEP). It specifies the outcomes of the international cooperation of the university during implementation of the IEP, determines its role on the way to successful positioning ofBelSU in the global educational area.
Key words: international cooperation of the university; innovative educational program; internationalization; Bologna process; joint educational programs.
Н.М. ЭДВАРДС, начальник отдела международных проектов Сибирский федеральный университет
О готовности ученого к международному научному сотрудничеству
В статье освещается проблема подготовки ученого к работе в международном научном пространстве, формирования инфраструктурных навыков совместной научной деятельности. С этой точки зрения рассмотрены сложившиеся магистерские и аспирантские программы подготовки научных кадров, возможности формального, неформального и информального образования ученых для участия в международных научных проектах.
Ключевые слова: инфраструктурные компетенции научной деятельности; формальное, неформальное и информальное обучение ученых; интернационализация и коммерциализация научных исследований.
Сегодня многие научные исследования реализуются в рамках крупномасштабных программ, финансируемых государством либо сообществом государств в формате совместных проектов и в подавляющем большинстве силами многонационального консорциума. Участие в международных научно-технологических программах предполагает владение ученым определенными компетенциями. Нужно признать, что с последними дела у представителей россий-
ской науки обстоят не лучшим образом. Будучи профессионалами в своей предметной области, они вместе с тем не готовы к функционированию в международной научной среде, характеризуемой понятием «академический капитализм» (Эдвард Хэ-кетт), где востребованы специфические инфраструктурные навыки научной деятельности (сопутствующие экономические, научно-технические и социальные навыки обеспечения совместной научной де-