Научная статья на тему 'Международный конгресс по когнитивной лингвистике (29 сентября - 1 октября 2010 г. )'

Международный конгресс по когнитивной лингвистике (29 сентября - 1 октября 2010 г. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
112
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный конгресс по когнитивной лингвистике (29 сентября - 1 октября 2010 г. )»

ХРОНИКА

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ПО КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ

(29 сентября - 1 октября 2010 г.)

Международный конгресс по когнитивной лингвистике, состоявшийся в Тамбове 29 сентября - 1 октября 2010 г., был организован Институтом языкознания РАН, Тамбовским государственным университетом имени Г.Р. Державина и Общероссийской общественной организацией «Российская ассоциация лингвистов-когнитоло-гов» в рамках совместно выполняемых исследовательских проектов по ведомственной и федеральной целевым научным программам. Основная цель конгресса заключалась в том, чтобы обменяться опытом проведения исследований в области когнитивного подхода к языку в отечественной и зарубежной лингвистике, сделать достоянием широкого круга вузовских преподавателей, аспирантов и докторантов полученные фундаментальные знания, стимулировать их использование в преподавании лингвистических курсов, при написании курсовых, дипломных и диссертационных работ, определить перспективы дальнейших исследований в этой области. В задачи конгресса входило также уточнение роли когнитивной лингвистики в общей системе наук, изучающих познавательные процессы и сознание человека.

В работе конгресса приняли участие более 200 представителей вузовской и академической науки. В их числе известные ученые и молодые исследователи из более чем 40 регионов России, Москвы, Санкт-Петербурга, Беларуси, Украины, Узбекистана, Дании, Швеции.

Работа конгресса была поддержана Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ), а также Управлением образования и науки Администрации Тамбовской области.

В центре внимания участников конгресса были следующие проблемы:

1. Теоретические и методологические проблемы когнитивной лингвистики.

2. Моделирование связей внутри когнитивной науки. Когнитивная лингвистика и ее связи с другими науками.

3. Проблемы ментальных репрезентаций и ментальных пространств.

4. Новые технологии и проблема когнитивного моделирования.

5. Проблемы концептуализации и категоризации мира в языке.

6. Проблемы оценочной категоризации мира.

7. Проблемы метакогниции и метарепре-зентации.

8. Проблемы когниции и коммуникации. Социальная когниция.

9. Когнитивные аспекты дискурса.

10. Язык и культура: когнитивный подход.

11. Когнитивные аспекты терминологии.

Этот широкий круг научных проблем стал

предметом глубоких содержательных дискуссий на пленарных и секционных заседаниях, круглых столах и мастер-классах. Отмечая актуальность и научную значимость всех выступлений, их разностороннюю направленность, перечислим лишь некоторые из них.

В.А. Виноградов (Москва) выступил на пленарном заседании с докладом «Концепты и языковые заимствования», в котором отметил, что любая культура самодостаточна, в ней нет лакун, нет лакун и в национальном мировосприятии, поэтому ошибкой было бы считать каждое заимствованное слово иноязычным концептом. Рассматривая процесс принятия в концептосферу родного языка чужого концепта, В.А. Виноградов подчеркнул, что это не является каждодневным фактом, и более легко в теоретическую сферу науки входят научные концепты.

Е.С. Кубрякова (Москва) затронула в своем докладе «У истоков когнитивной науки» проблему становления когнитивной лингвистики и роль генеративной грамматики и когнитивной психологии в этом становлении. Оценивая вклад этих наук в разработку когнитивной проблематики, Е.С. Кубрякова охарактеризовала причины обособления когнитивной науки от генеративной грамматики и наметила основные теоретические и методологические установки, которые легли в основу формирования собственных школ и направлений в когнитивной науке.

В выступлении А.А. Залевской (Тверь) «Ин-тегративный подход при межкультурных исследованиях значения слова» была описана сущность интегративного исследования значения

Международный конгресс по когнитивной лингвистике (29 сентября - 1 октября 2010 г.)

137

слова, заключающегося, прежде всего, в новом видении того, что лежит за словом у носителей сопоставляемых лингвокультур, включая перцептивные образы, когнитивные образования разных уровней обобщения, типовые схемы ситуаций и специфические особенности их реализации в условиях той или иной лингвокультуры, а также эмоционально-оценочные переживания, связанные как с личным опытом, так и системой норм и оценок, принятой в социуме.

Доклад Н.Н. Болдырева (Тамбов) «Проблемы концептуального анализа» был посвящен вопросу разработки новых методов концептуального анализа, которые должны быть дифференцированы относительно простых и сложных структур знания и репрезентирующих их языковых структур. Было подчеркнуто, что в основе всех видов и типов концептуального анализа лежит выявление внутренней структуры простых и сложных ментальных объектов.

П. Хардер (Копенгаген, Дания) рассмотрел в докладе «Meaning in society: concepts and discourses in a social cognitive linguistics» особенности социально-ориентированного когнитивного подхода, разграничив конструкты коллективного и индивидуального знания.

В выступлении В.И. Заботкиной (Москва) «Когнитивная основа семантических изменений» были разграничены такие типы семантических изменений, как сужение значения, расширение, метафорический и метонимический переносы, изменение значения на основе употребления эвфемизмов и дисфемизмов. Типология семантических изменений свидетельствует о существовании изменений концептуального содержания. В этой связи были выделены процессы концептуального расширения по типу генерализации и концептуального сужения по типу спецификации.

Е.В. Рахилина (Москва) в своем выступлении «Лексическая типология: современное состояние и перспективы» охарактеризовала набор универсальных параметров, лежащих в основе системного сопоставления компактных групп лексики на материале разноструктурных языков.

Выступление З.А. Харитончик (Минск, Беларусь) «Нетаксономические классы в деривационных процессах» было посвящено проблеме разграничения первичных и вторичных таксоно-мий. Приведенные примеры свидетельствуют о широких возможностях формирования под воздействием прагматических факторов нетаксономических классов, учет которых необходим для моделирования процессов семантической деривации.

Л.Г. Бабенко (Екатеринбург) в докладе «Лексикографическая параметризация ментальной сущности концепта» предложила концепцию словаря концептосферы русского языка, в которой основное внимание уделяется рассмотрению структуры словарной статьи отдельного концепта, при этом были выделены две основные словарные зоны. Одна из них описывает ментальную сущность концепта как совокупности когнитивных признаков разного ранга и значимости, а вторая - зону лексических, фразеологических и паремиологических репрезентаций концепта.

Специфика категории качественности была рассмотрена в докладе Е.И. Ривелиса (Стокгольм, Швеция) «Об относительности качественности». Проблема относительности статуса качественных прилагательных заключается в подвижности их содержательной структуры. Эта подвижность обеспечивается когнитивными механизмами порождения смысла, вследствие чего прилагательное может быть употреблено как в идентифицирующей, так и характеризующей функции. Это положение было в докладе продемонстрировано на разнообразных примерах.

В.Ф. Новодранова (Москва) выступила с докладом «В ногу с когнитивной лингвистикой», в котором охарактеризовала особенности становления когнитивного терминоведения. В этой области важным является разработка когнитивно-информационной структуры термина, понятий научного дискурса и профессиональной коммуникации, а также теории языка для специальных целей.

А.П. Бабушкин (Воронеж) в выступлении «Репрезентация звукового эффекта посредством образного сравнения» разъяснил роль образного сравнения в процессах вербализации чувственных восприятий.

А.Л. Шарандин (Тамбов) представил доклад «Форма слова в аспекте отражения знаний о мире и о языке», в котором рассмотрел расширенное понимание формы слова в преломлении к аспектам первичной и вторичной объективации результатов познания окружающего мира. Первичная объективация обеспечивается знаковым (лексическим) способом, а вторичная реализуется в высказывании.

Во второй день конгресса Е.В. Рахилиной (Москва) был проведен мастер-класс «О возможностях национального корпуса русского языка».

Сообщения, представленные на секционных заседаниях, отличались глубокой и детальной проработанностью обсуждаемых проблем. Прин-

№ 1 (026) 2011 г.

ципы организации содержательной структуры текста были рассмотрены в докладах Л.И. Гришаева (Воронеж), Г.Н. Манаенко (Ставрополь); когнитивный анализ разных типов дискурса представлен в выступлениях Д.А. Сальковой (Калининград), С.Г. Виноградовой (Тамбов), А.Ф. Гершановой (Стерлитамак), Г.Е. Гуляевой (Екатеринбург), О.А. Кустовой (Москва), Л.Д. Маевской (Харьков, Украина), О.А. Давыденковой (Тамбов) и др.; проблемы когнитивного моделирования были раскрыты в сообщениях Н.О. Золотовой (Тверь), Ю.С. Пельтихиной (Воронеж), А.П. Коржук (Тамбов), Д.В. Маховиковой (Тамбов); особенностям ментальных репрезентаций были посвящены выступления С.А. Песиной (Магнитогорск), Е.С. Ко-кановой (Новодвинск), М.В. Долговой (Воронеж) и Л.В. Татару (Балашов).

Различным аспектам оценочной категоризации мира были посвящены доклады В.Б. Гольд-берг (Тамбов), Е.Ю. Дубовицкой (Тамбов), Н.М. Кравцовой (Тамбов), О.В. Доброходовой (Тамбов) и С. В. Мотова (Тамбов). В центре внимания секционных докладов была также проблема моделирования связей внутри когнитивной науки. Этому вопросу уделили внимание в своих выступлениях Ю.Ю. Шамаева (Харьков, Украина), Т.Н. Никульшина (Горловка, Украина), Ю.В. Николенко (Тамбов). Одним из новых направлений в когнитивном подходе к анализу языка является исследование метакогнитивного уровня структурирования знаний и проблема ме-тарепрезентаций в познавательных процессах. Эта проблематика получила отражение в докладах Т.А. Клепиковой (Санкт-Петербург), Е.Ю. Мягковой (Тверь), С.И. Меньшиковой (Тверь), Т.А. Садиковой (Тверь), А.П. Чернышевой (Тамбов).

Проблемы концептуализации и категоризации мира в языке получили разностороннее освещение в секционных докладах В. И. Теркулова (Горловка, Украина), В.Г. Кузнецова (Москва), С.В. Киселевой (Санкт-Петербург), Л.В. Бабиной (Тамбов), О.Б. Полянчук (Воронеж), А.М. Плотниковой (Екатеринбург), О.И. Быковой (Воронеж), Е.А. Нильсен (Санкт-Петербург), Л.Ю. Варпахович (Минск, Беларусь), Н.Н. Ракитиной (Магнитогорск), С.Ю. Ховановой (Москва), М.Н. Лату (Пятигорск), Е.А. Бахмутовой (Архангельск), О.Б. Манговой (Москва) и др. Процессы концептуализации и категоризации мира в грамматике были рассмотрены в выступлениях Н.А. Бесединой (Белгород), Т.В. Белошапковой (Москва), В.А. Федорова (Воронеж), Е.А. Козловой (Тамбов), Е.Г. Ильичевой (Саратов), М.А. Груздевой (Санкт-Петербург) и др.

Взаимосвязь языка и культуры в русле когнитивного подхода была представлена в докладах Т.В. Романовой (Нижний Новгород), М.В. Пиме-новой (Кемерово), Н.В. Шестеркиной (Саранск), Е.А. Кузьминой (Тамбов), А.Г. Дементьевой (Тамбов), А.А. Сычевой (Воронеж) и др.

Особенности социально-ориентированного подхода и различные проблемы когниции и коммуникации были обсуждены в выступлениях Т.В. Дроздовой (Астрахань), А.В. Колмогоровой (Новокузнецк), И.Г. Серовой (Тамбов), И.Ю. Без-укладовой (Тамбов), А.А. Паромчук (Новокузнецк) и др.

В докладе О. В. Магировской рассматривался субъект познания в рамках дискурсивной деятельности, а в выступлении О.Б. Пономаревой (Тюмень) была раскрыта сущность синергетиче-ских процессов в субстандартной семантической деривации.

Содержательные дискуссии свидетельствовали, что организованный на базе Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина Международный конгресс по когнитивной лингвистике стал местом интеграции вузовской и академической науки, местом обмена опытом проведения исследований в области когнитивного подхода к языку в отечественной и зарубежной лингвистике.

Международный конгресс по когнитивной лингвистике получил освещение в региональных средствах массовой информации.

Работа конгресса показала, что когнитивная лингвистика как новая научная парадигма имеет прочную теоретическую и методологическую основу со своими собственными методами исследования и взглядом на язык как когнитивную способность человека. Проблематика представленных для обсуждения исследований свидетельствует о значимости когнитивной лингвистики в ряду наук, занимающихся изучением сознания человека и взаимодействия языковых и когнитивных структур.

Участники конгресса единодушно отметили важность подобных научных мероприятий для выявления актуальной проблематики когнитивных исследований, проводимых отечественными и зарубежными научными школами, направлениями и отдельными учеными. Важным является и определение новых технологий и методик когнитивного анализа, а также уточнение дальнейших перспектив современных филологических исследований.

Л.А. Фурс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.