Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
675
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / КОРРУПЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CORRUPTION / COMBATING CORRUPTION / CORRUPTION BEHAVIOR / INTERNATIONAL LEGAL STANDARDS / ANTI-CORRUPTION LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гутиева Ирина Генриховна

Коррупция в настоящее время является масштабной проблемой, которая затрагивает многие страны. Современные процессы глобализации оказывают существенное влияние на распространение указанного противоправного явления по всему миру. Для одних регионов проблемы коррупции характерны больше, для других - меньше, однако указанное противоправное деяние в той или иной степени присутствует в каждом государстве. Существующие масштабы негативных последствий коррупции по всему миру стали причиной создания и развития внутригосударственных механизмов противодействия указанному противоправному деянию и активизации международного сотрудничества в части противодействия коррупционным преступлениям. Целью написания данной работы является исследование международного и зарубежного опыта противодействия коррупции. Несмотря на наличие большого количества научных работ, посвященных вопросам коррупционного поведения, в настоящее время возникает целый ряд правоприменительных проблем в отношении антикоррупционного законодательства. Данные проблемы негативно отражаются не только на жизнедеятельности отдельных государств, но и способны существенно затормаживать развитие целых регионов. Автор приходит к выводу о том, что к настоящему моменту созданы международные и внутригосударственные механизмы борьбы с коррупционным поведением, которые отличаются масштабностью деятельности и многообразием применяемых мер. Особое внимание уделяется особенностям функционирования зарубежных антикоррупционных механизмов, выделяются наиболее эффективные меры борьбы с данным противоправным явлением. Перспективным представляется учет указанного опыта при совершенствовании национальных механизмов противодействия коррупции в различных сферах. Акцентируется внимание на неэффективности применения антикоррупционных мер по аналогии с другими странами без учета уникальности развития каждого государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гутиева Ирина Генриховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL AND FOREIGN EXPERIENCE OF COMBATING CORRUPTION

Corruption is currently a large-scale problem that affects many countries. Modern globalization processes have a significant impact on the spread of this illegal phenomenon throughout the world. For some regions, the problems of corruption are more typical, for others - less, however the specified illegal act is present to one degree or another in every state. The existing scale of the negative consequences of corruption around the world has led to the creation and development of domestic mechanisms to counter this unlawful act and increased international cooperation in combating corruption crimes. The purpose of writing the work is to study international and foreign experience in combating corruption. Despite the presence of a large number of scientific papers on the issues of corruption behavior, a number of law enforcement problems are currently arising with regard to anti-corruption legislation. These problems negatively affect not only the life of certain states, but also can significantly inhibit the development of entire regions. The author concludes that to date, international and domestic mechanisms have been created to combat corruption behavior, which differ in the scale of activity and the variety of measures applied. Particular attention is paid to the functioning of foreign anti-corruption mechanisms; the most effective measures to combat this illegal phenomenon are highlighted. It seems promising to consider this experience when improving national anti-corruption mechanisms in various fields. Attention is focused on the ineffectiveness of the anti-corruption measures application by analogy with other countries without taking into account the unique development of each state.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ»

3.2. Международный и зарубежный опыт противодействия коррупции

©Гутиева Ирина Генриховна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, Россия iragutieva@mail.ru

Аннотация

Коррупция в настоящее время является масштабной проблемой, которая затрагивает многие страны. Современные процессы глобализации оказывают существенное влияние на распространение указанного противоправного явления по всему миру. Для одних регионов проблемы коррупции характерны больше, для других - меньше, однако указанное противоправное деяние в той или иной степени присутствует в каждом государстве. Существующие масштабы негативных последствий коррупции по всему миру стали причиной создания и развития внутригосударственных механизмов противодействия указанному противоправному деянию и активизации международного сотрудничества в части противодействия коррупционным преступлениям.

Целью написания данной работы является исследование международного и зарубежного опыта противодействия коррупции. Несмотря на наличие большого количества научных работ, посвященных вопросам коррупционного поведения, в настоящее время возникает целый ряд правоприменительных проблем в отношении антикоррупционного законодательства. Данные проблемы негативно отражаются не только на жизнедеятельности отдельных государств, но и способны существенно затормаживать развитие целых регионов. Автор приходит к выводу о том, что к настоящему моменту созданы международные и внутригосударственные механизмы борьбы с коррупционным поведением, которые отличаются масштабностью деятельности и многообразием применяемых мер. Особое внимание уделяется особенностям функционирования зарубежных антикоррупционных механизмов, выделяются наиболее эффективные меры борьбы с данным противоправным явлением. Перспективным представляется учет указанного опыта при совершенствовании национальных механизмов противодействия коррупции в различных сферах. Акцентируется внимание на неэффективности применения антикоррупционных мер по аналогии с другими странами без учета уникальности развития каждого государства.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, коррупционное поведение, международно-правовые стандарты, антикоррупционное законодательство.

Для цитирования: Гутиева И.Г. Международный и зарубежный опыт противодействия коррупции // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №4. С. 216-219.

International and foreign experience of combating corruption

©Gutieva Irina Genrikhovna

North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch)

of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia iragutieva@mail.ru

Abstract

Corruption is currently a large-scale problem that affects many countries. Modern globalization processes have a significant impact on the spread of this illegal phenomenon throughout the world. For some regions, the problems of corruption are more typical, for others - less, however the specified illegal act is present to one degree or another in every state. The existing scale of the negative consequences of corruption around the world has led to the creation and development of domestic mechanisms to counter this unlawful act and increased international cooperation in combating corruption crimes.

The purpose of writing the work is to study international and foreign experience in combating corruption. Despite the presence of a large number of scientific papers on the issues of corruption behavior, a number of law enforcement problems are currently arising with regard to anti-corruption legislation. These problems negatively affect not only the life of certain states, but also can significantly inhibit the development of entire regions. The author concludes that to date, international and domestic mechanisms have been created to combat corruption behavior, which differ in the scale of activity and the variety of measures applied. Particular attention is paid to the functioning of foreign anti-corruption mechanisms; the most effective measures to combat this illegal phenomenon are highlighted. It seems promising to consider this experience when improving national anti-corruption mechanisms in various fields. Attention is focused on the ineffectiveness of the anti-corruption measures application by analogy with other countries without taking into account the unique development of each state.

Keywords: corruption, combating corruption, corruption behavior, international legal standards, anti-corruption legislation.

For citation: Gutieva I.G. International and foreign experience of combating corruption // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №4. Pp. 216-219. (in Russ.).

216

Gaps in Russian legislation

Vol XIII №4 2020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

Международный и зарубежный опыт противодействия коррупции

Гутиева И.Г.

Введение

Коррупция - серьезная проблема современности, которая наносит существенный урон любой сфере, в которой получает масштабное распространение. При этом особую угрозу представляет коррупционное поведение представителей органов власти, так как зависимость их действий от собственной выгоды создает серьезные угрозы развитию общества и государства в целом.

В современной российской и зарубежной правовой литературе существует множество научных работ, посвященных проблемам коррупции [2, с. 70]. Одни ученые обращают особое внимание на современное развитие коррупционного поведения в отдельных сферах (например: судебная и правоохранительная деятельность), другие исследователи изучают антикоррупционное законодательство отдельных стран на предмет наличия правовых пробелов и коллизий, третьи правоведы отмечают необходимость совершенствования механизмов противодействия коррупционным преступлениям в условиях информатизации и цифрови-зации. Несмотря на высокий уровень научной разработки вопросов противодействия коррупции, в настоящее время еще сохраняется целый ряд противоречивых ситуаций, которые требуют внимания специалистов и оперативного разрешения. По нашему мнению, для развития действующих механизмов противодействия коррупции важное значение имеет исследование международного и зарубежного опыта, так как на основе данного анализа появляется возможность выявления наиболее эффективных антикоррупционных практик в правотворческом и правоприменительном аспектах.

Международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции

Коррупция в современном мире появилась давно и одной из основных характеристик коррупционной преступной деятельности является динамичность ее развития посредством постоянного совершенствования форм и способов совершения данных противоправных деяний. Коррупционное поведение подстраивается под особенности функционирования в рамках той сферы, в которой оно распространено.

Несмотря на то, что коррупционные проявления более характерны для внутригосударственных институциональных систем, их масштабное распространение в современном мире вызвало необходимость поиска решения данных проблем на международном уровне. В настоящее время механизмы противодействия коррупции весьма активно развиваются в рамках деятельности универсальных и региональных международных организаций. Под механизмами противодействия указанному противоправному явлению в данном случае следует понимать совокупность международных стандартов в данной сфере и деятельности отдельных международных органов по вопросам борьбы с коррупцией [10, с. 89].

Отметим, что наиболее эффективная антикоррупционная деятельность в настоящее время осуществляется в рамках деятельности Организации Объединенных Наций (далее - ООН). Конвенция ООН против коррупции 1993 года стала правовой основой национальных механизмов борьбы с коррупцией многих государств. Данная Конвенция акцентирует внимание на

том, что коррупция не является локальной проблемой, а давно приобрела масштаб транснационального явления, которое оказывает негативное влияние на общества и экономики всех стран1. К настоящему моменту Конвенцию подписали 172 государства, которые соответственно приняли на себя обязательства по внедрению международных антикоррупционных мер.

Еще одной площадкой, на которой осуществляется международное сотрудничество по вопросам противодействия коррупции в современном мире является Совет Европы. В рамках деятельности указанной международной организации достаточно эффективно функционирует региональный механизм борьбы с коррупционным поведением, правовой основой которого является Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года2. Несмотря на то, что указанный международный документ был принят достаточно давно, его положения до настоящего момента сохраняют актуальность и отражают высокий уровень теоретико-правовой разработки анализируемой проблематики на уровне европейского региона [9, с. 245]. Правовая основа европейской системы противодействия коррупции расширяется наличием еще одного международного стандарта - Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999 года3, которая позволяет всесторонне и полно учитывать негативные последствия указанного противоправного деяния. Однако не все государства до сих пор ратифицировали указанный акт из-за серьезных изменений во внутригосударственном законодательстве, которые требуются для применения положений данной Конвенции с целью организации правовой защиты и процессов возмещения ущерба для лиц, которые пострадали в результате коррупционного поведения.

Отметим, что в рамках деятельности Совета Европы также предусмотрено функционирование специальных органов и иных внутренних структур, к компетенции которых относятся проблемы борьбы с коррупцией в европейских странах. Ярким примером такой организации является Группа государств по борьбе с коррупцией (далее - ГРЕКО). Данная организация на основе антикоррупционных требований Совета Европы оказывает помощь странам-участницам в организации внутригосударственных механизмов борьбы с коррупцией и ее проявлениями в различных сферах жизнедеятельности общества и контролирует соответствие национальной практики действующим региональным стандартам.

В рамках данного исследования представляется необходимым остановиться на анализе лишь некоторых международных механизмов противодействия коррупции, в связи с чем вышеназванные примеры международного сотрудничества в сфере борьбы с коррупционными проявлениями являются наиболее масштабными и эффективно функционирующими. Вопросы

1 Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года) // Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.sh tml (дата обращения: 18.05.2020).

2 Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2394.

3 Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (Страсбург, 4 ноября 1999 года) // Официальный сайт Совета Европы. URL: https://www.coe.int/ru/web/conventions/full-list/-/conventions/rms/090000168007f58d (дата обращения: 18.05.2020).

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 217

ISSN 2310-7049 (online)

антикоррупционных мер выносятся на повестку дня большинства международных организаций, так как именно в рамках их деятельности участником международного общения проще достичь консенсуса в выработке соответствующих механизмов. Помимо этого, нынешние национальные антикоррупционные системы нуждаются в едином ориентире в анализируемой сфере, которыми, в свою очередь, выступают международные стандарты и деятельность международных органов и организаций. Помимо деятельности международных межправительственных организаций в настоящее время вопросами противодействия коррупции занимаются международные независимые движения, которые не относятся к каким-либо международным органам и развивают собственные структуры. Ярким примером является Трансперенси Интернешнл -глобальное движение, которое работает в более чем 100 странах, и оказывает содействие прозрачности, подотчетности и честности на всех уровнях и во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. Ежегодно указанное движение на основе проводимых исследований определяет индекс восприятия коррупции, который отражает уровень коррумпированности государственного сектора 180 стран мира4.

Механизмы противодействия коррупции в зарубежных странах

Противодействие коррупции является одним из основных направлений государственной политики многих стран мира. В рамках данного исследования представляется необходимым рассмотреть лишь некоторые зарубежные практики с целью выявления наиболее эффективных механизмов и определения перспектив их внедрения.

Противодействие коррупции в англосаксонских странах ориентировано на развитую систему предупреждения и пресечения коррупционного поведения, которая предполагает строгую регламентацию отношений государственных служащих с иными лицами. Особое внимание в указанных странах уделяется сужению рамок административного усмотрения со стороны вышестоящих инстанций [6, с. 80].

Романо-германская система борьбы с коррупцией основана на рациональном нормативно-правовом обеспечении антикоррупционной политики, в рамках которой предусматривается достаточно большое количество тематических мероприятий разной направленности. Существенной особенностью противодействия коррупции в романо-германских странах является наличие специфической меры наказания - запрет дальнейшей работы на государственной службе с потерей всех социальных льгот, полагаемых за данную работу [8, с. 235]. При этом, в Германии в качестве основных направлений борьбы с коррупцией определяется противодействие экономическим и финансовым преступлениям, за которые законодательство предусматривает конфискационные мероприятия.

В Швеции наравне с развитым антикоррупционным законодательством особое внимание уделяется контролю в данной сфере со стороны СМИ [3, с. 79]. Открытость государственной политики для критики со стороны журналистов и полная прозрачность профессиональной деятельности, а иногда и личной жизни, лиц, осуществляющих особенно важные функции для

4 Индекс восприятия коррупции 2019 // Трансперенси Интернешнл. URL: https://www.transparency.org/ru/news/cpi-2019-global-highlights (дата обращения: 18.05.2020).

государства, положительно влияют на механизмы противодействия коррупции. Так, например, государственные служащие в Швеции не подают данные о своих доходах и имуществе, которые позднее размещаются для возможности ознакомления с ними общественности, так как их в свободном доступе можно узнать, связавшись с налоговыми органами.

Следует отметить, что имеющийся опыт Итальянской Республики в борьбе с коррупционным поведением активно применяется во многих странах Европейского союза, что, безусловно, отражает эффективность национальных антикоррупционных механизмов [7, с. 54]. Главной особенностью указанного механизма является наличие института гражданской конфискации, который предусматривает изъятие активов, полученных противоправным путем, вне зависимости от итогов уголовного процесса по факту коррупционного преступления. Конфискация используется в случае коррупционных преступлений структурированной группы, совершающей их на профессиональной основе и использующей правомерную деятельность для отмывания преступных доходов.

В странах дальневосточной правовой семьи в рамках антикоррупционной политики определяется приоритет в отстранении высшего руководства от частного бизнеса [5, с. 35]. Помимо этого, активно развиваются механизмы общественного контроля, особенно за деятельностью в сфере государственной службы, которая выделена в качестве наиболее уязвимой для распространения коррупционных идей. Помимо этого, для Китая характерным является применение максимально строгих наказаний за коррупционные преступления, вплоть до смертной казни [4, с. 279].

Выводы

Международные механизмы противодействия коррупции создают необходимые правовые основы данного процесса для стран по всему миру, организовывают многостороннее взаимодействие государств в рамках деятельности международных организаций и способствуют совершенствованию национальных антикоррупционных структур. Важное значение также имеет аналитическая деятельность международных организаций в сфере борьбы с коррупционным поведением, так как благодаря исследованиям уровня и динамики коррупции в отдельных странах, а также выявлению определенных тенденций данных противоправных проявлений, появляются возможности оценки эффективности антикоррупционных мер и предупреждения развития факторов, которые влияют на рост количества коррупционных преступлений.

Международный опыт борьбы с коррупцией демонстрирует актуальность развития механизмов сотрудничества государств в данной сфере, так как в настоящее время происходит существенное изменение форм и способов совершения коррупционных преступлений, которые приобретают транснациональный характер и совершаются одновременно в нескольких государствах или при совершении в одном государстве, преступник скрывается в другом. Наиболее эффективной формой такого сотрудничества является деятельность международных организаций, которая является весьма прогрессивной в вопросах борьбы с коррупцией.

На основе анализа зарубежного опыта противодействия коррупции следует сделать следующие выводы:

1) приоритетным для национальных систем противодействия коррупции является формирование антикоррупционного поведения в структурах власти, так как в

218

Gaps in Russian legislation

Vol XIII №4 2020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

Международный и зарубежный опыт противодействия коррупции

Гутиева И.Г.

данном формате коррупционные проявления имеют наиболее серьезные последствия для государства;

2) актуальным в настоящее время является активное привлечение представителей гражданского общества с целью осуществления контролирующих функций в сфере борьбы с коррупцией;

3) важное значение имеет развитие образовательной сферы и иных форм повышения уровня правовой культуры населения в целом с целью популяризации антикоррупционных стандартов поведения;

4) уровень коррумпированности разных сфер жизнедеятельности ниже в тех государствах, где за данное противоправное поведение предусмотрено максимальное наказание и все коррупционные случаи решаются в судебном порядке.

Несмотря на то, что полное искоренение коррупционных проявлений представляется утопичным, сведение к минимуму масштабов антикоррупционного пове-

Список литературы:

1. Гаджиева А.А. Проблемы профилактики коррупции: криминологический и виктимологический аспекты // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 1. С. 5356.

2. Демидов В.П., Мохорова А.Ю., Мохоров Д.А. Влияние антикоррупционного законодательства на систему социальной ответственности в Российской Федерации // Социально-политические науки. 2016. № 4. С. 70-73.

3. Килясханов Х.Ш. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. № 3. С. 77-80.

4. Красноусов С.Д., Марсова В.В. Возможности и риски внедрения зарубежного опыта криминализации коррупционных проявлений // Вопросы российского и международного права. 2019. Т. 9. № 10-1. С. 277-287.

5. Линхоева Е.М. Борьба с коррупцией в Российской Федерации, КНР и Сингапуре: сравнительно-правовой анализ // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 2 (36). С. 33-38.

6. Пушкарева И.А., Одинцова Л.Н. Правовая культура и опыт противодействия коррупции в мировом сообществе // Правовая культура. 2019. № 3 (38). С. 76-84.

7. Соловьева Т.А., Паулов П.А. Противодействие коррупции в Итальянской Республике // Вестник современных исследований. 2019. № 2.9. С. 53-55.

8. Филенко А.С. Реалии и перспективы адаптации опыта зарубежных стран в борьбе с коррупцией в России // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2019. № 3 (65). С. 231-237.

9. Цормаева З.Р. Совет Европы и феномен коррупции: способы и меры противодействия // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 5. С. 245-248.

10. Широковский Д.К. Международный опыт регулирования противодействия коррупции (на примере Китая) // Novaum.ru. 2019. № 22. С. 89-91.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Гутиева Ирина Генриховна, канд. юрид. наук, полковник полиции, заместитель начальника кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. РИНЦ Author ID 1250-6710. E-mail: iragu-tieva@mail.ru

дения является первостепенной задачей для современного мирового сообщества [1, с. 55].

Заключение

В современном мире не существует проблем отсутствия надлежащего правового регулирования механизмов противодействия коррупции. Действующие международные стандарты, зарубежное законодательство демонстрируют ситуации, когда каждая страна решает проблемы коррупционного поведения исходя из особенностей развития общества и государства. Представляется необходимым учитывать положительный международный и зарубежный опыт противодействия коррупции, однако внедрение тех или иных механизмов борьбы с коррупционным поведением по аналогии может быть весьма противоречивым, так как они могут иметь совершенно иной эффект в одном государстве нежели в другом.

References:

1. Gadzhieva A.A. Problems of the prevention of corruption: criminological and victimological aspects // Gaps in Russian legislation. 2017. No 1. S. 53-56.

2. Demidov V.P., Mokhorova A.YU., Mokhorov D.A. The influence of anti-corruption legislation on the system of social responsibility in the Russian Federation // Socio-political sciences. 2016. No. 4. S. 70-73.

3. Kilyashkhanov H.Sh. Foreign experience in the fight against corruption // Business in law. Journal of Economics and Law. No. 3. S. 77-80.

4. Krasnousov S.D., Marsova V.V. Opportunities and risks of introducing foreign experience in criminalizing corruption manifestations // Issues of Russian and international law. 2019.Vol. 9. No. 10-1. S. 277-287.

5. Linkhoeva E.M. The fight against corruption in the Russian Federation, China and Singapore: comparative legal analysis // Scientific electronic journal Meridian. 2020. No. 2 (36). S. 33-38.

6. Pushkareva I.A., Odintsova L.N. Legal culture and anticorruption experience in the global community // Legal culture. 2019.No 3 (38). S. 76-84.

7. Solovieva T.A., Paulov P.A. Anti-corruption in the Italian Republic // Bulletin of modern studies. 2019.No 2.9. S. 53-55.

8. Filenko A.S. Realities and prospects of adapting the experience of foreign countries in the fight against corruption in Russia // Scientific notes of the Crimean Engineering and Pedagogical University. 2019.No 3 (65). S. 231-237.

9. Tsormaeva Z.R. Council of Europe and the phenomenon of corruption: methods and measures of counteraction // Business in law. Journal of Economics and Law. 2016. No. 5. S. 245-248.

10. Shirokovsky D.K. International experience in regulating the fight against corruption (for example, China) // Novaum.ru. 2019.No 22. S. 89-91.

78,98%

ABOUT THE AUTHOR

Gutieva Irina Genrikhovna, PhD (Law), police colonel, Deputy Head of the Department of State and civil disciplines of North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. SPIN code: 1250-6710. E-mail: iragutieva@mail.ru

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста -

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 219

ISSN 2310-7049 (online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.