sledovanij. T. 254. - 2018. - URL : https://www.researchgate.net/publication/334422905 (data obrashcheniya : 12.08.2023).
УДК 004.9+39
Л.З. Бородовская, ,Т.В. Леонтьева Г.Б. Байулов, Ч.М. Турумбаева
МЕЖДУНАРОДНЫЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ СЕРВИСОВ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ
В период пандемии COVID-19 по всему миру значительно ускорился процесс внедрения и расширения форм дистанционного обучения. Однако некоторые направления обучения требуют непосредственного взаимодействия учителя и ученика. Таково обучение музыке (сольное и хоровое пение, игра на музыкальных инструментах), которое требует постоянного индивидуального контроля процесса преподавателем. Главная цель данной работы - анализ качества дистанционного и смешанного обучения студентов музыкальных специальностей в трех гуманитарных вузах России, Казахстана и Кыргызстана. В процессе исследования были проанализированы ответы студентов на 32 вопроса онлайн-анкеты об использовании разных цифровых технологий в процессе дистанционного обучения в период пандемии. Авторы статьи пришли к выводу, что наиболее перспективной становится смешанная модель музыкального образования, в которой цифровые технологии служат дополнительным средством для развития профессиональных навыков.
Ключевые слова: смешанное обучение, музыкальное образование, цифровые технологии
Liliya Z. Borodovskaya, Tatyana V. Leontieva, Gani B. Baiulov, Cholpon M. Turumbaeva INTERNATIONAL ANALYSIS OF THE APPLICATION OF DIGITAL SERVICES IN THE PERIOD OF DISTANCE LEARNING IN CULTURAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
During the COVID-19 pandemic, the process of introducing and expanding forms of distance learning around the world has significantly accelerated. However, some areas of learning require direct interaction between the teacher and the student. Such is the teaching of music (solo and choral singing, playing musical instruments), which requires constant individual control of the process by the teacher. The main goal of this paper is to analyze the quality of the distance and mixed learning for students of music specialties in three liberal arts universities in Russia, Kazakhstan and Kyrgyzstan. The students answered 32 questions of an online questionnaire on the use of various digital technologies in the process of distance learning during the pandemic. The authors come to the conclusion that the most promising is the mixed model of music education.
Key words: mixed learning, music education, digital technologies
Введение
За прошедшие три года в образовании по всему миру произошли стремительные изменения - от поиска быстрых решений в условиях ограничений пандемии С0УШ-19 до создания новых педагогических моделей обучения с помощью цифровых технологий.
Сегодня настало время подвести итоги применения цифровых технологий в обучении музыкантов в последние два-три года. Необходимо проанализировать, какие цифровые приложения и программы были наиболее востребованы, удобны, перспективны для дальнейшего применения. Обучение музыкантов неизбежно переходит на новый этап -соединение традиционных форм проведения очных уроков в сочетании с новыми цифровыми инструментами для самостоятельной работы студентов в смешанном формате.
Главная цель нашей работы - анализ данных опроса студентов музыкальных специальностей в трех высших учебных заведениях
России, Казахстана и Кыргызстана. Нас интересовала степень удовлетворенности студентов дистанционным форматом обучения, особенно индивидуальными музыкальными занятиями в онлайн-формате. Результаты данного исследования могут быть полезны при подготовке международных программ академической мобильности для студентов-музыкантов из трех перечисленных стран. Выбор оптимальных цифровых сервисов поможет создать благоприятные условия совместного обучения студентов-музыкантов. Итогом анализа онлайн-опроса должен стать ответ на вопрос: является ли смешанная форма обучения наиболее подходящей для музыкантов разных стран.
Обзор литературы
Самыми актуальными темами научных исследований в области образования до сих пор остаются дистанционное и смешанное обучение [8] по разным предметным областям. Проблемы музыкальных уроков, связанных с
необходимостью индивидуального общения учителя и ученика «лицом к лицу», в условиях пандемии также остаются в центре внимания исследователей [10]. Занятия по вокалу, игре на фортепиано, гитаре и других музыкальных инструментах, когда учитель должен видеть каждое движение и слышать каждый звук своего ученика, особенно трудны в дистанционном формате. В таких условиях выбор цифровых образовательных инструментов и технологий является трудной задачей, так как музыкантам необходима качественная передача звука и видео. Исследователи приводят массу примеров использования мобильных приложений для вокальных тренировок [6], которые помогают изменить педагогическую модель в соответствии с запросами повышения качества проведения урока. Однако развитие цифровых технологий в области академической вокальной педагогики пока отстает от общих темпов цифровизации педагогической среды [3]. Как наиболее приемлемую форму дистанционного обучения студентов творческих специальностей, многие преподаватели предлагают смешанный или гибридный формат [4]. Стало популярным обучение с помощью онлайн-ресурсов - это социальные медиа, в которых есть большое количество образовательных видео-курсов[7]. Появился новый класс молодых музыкантов, которые дают уроки с помощью каналов на YouTube и считают себя экспертами в музыкальной сфере [9]. Преподаватели и студенты значительно улучшили свои навыки записи цифрового контента для занятий, освоили новые программы и приложения.
Развитие технологий искусственного интеллекта для обучения музыкантов стало интенсивным в эпоху пандемии COVID-19 [11]. Тогда же появились массовые открытые он-лайн-курсы (МООС) для музыкантов. Онлайн-сервисы стали применяться в учебных целях и «сломали традиционную модель обучения» [11]. Однако технические проблемы искажений звука и скорости передачи данных по сети Интернет являются «минусами» использования этих цифровых приложений для он-лайн-обучения [11]. Большое исследование цифровых музыкальных программ представлено в работе о возможностях искусственного интеллекта на занятиях по расшифровке музыкального песенного фольклора [1].
Группа испанских ученых, исследуя работу музыкальных школ и консерваторий Испании в период пандемии, пришла к выводу, что в условиях дистанционного обучения в мень-
шей степени пострадали занятия по теории музыки. Наибольшие трудности во время он-лайн-обучения (и мы согласны с авторами) испытывали занятия музыкальных ансамблей.
В исследованиях можно познакомиться с новыми онлайн-ресурсами для обучения -SmartMusic, еМ^к^еогу и
DolmetschMusicTheory и узнать результаты тестирования их студентами в классе хорового пения [5].
Материалы и методы
Был проведен одновременный опрос в форме онлайн-анкеты (GoogleForms) для 107 студентов старших курсов очной формы обучения высших учебных заведений культуры и искусства из трех стран. В опросе участвовали: 43 студента из России (Казанский государственный институт культуры, КазГИК), 31 студент из Кыргызстана (Кыргызский Государственный Университет культуры и искусств, КГУКИ), 33 студента из Казахстана (Кы-зылординский университет имени Коркыт Ата). Основная цель опроса - выявить отношения студентов к онлайн-обучению музыкальным дисциплинам, требующим общение с учителем «лицом к лицу». Вторая важная задача - анализ изменений цифровых компетенций студентов, их отношения к цифровым технологиям в образовании, в творческой и профессиональной деятельности. Поэтому вопросы можно разделить на несколько групп. Авторам было необходимо выделить общий набор цифровых образовательных сервисов; степень владения цифровыми программами и приложениями для музыкантов; а также знание профессиональной терминологии на английском языке.
Результаты исследования
Итоги опроса показали, что по основным вопросам студенты из трех стран дали очень похожие ответы. Однако некоторые ответы отличались. Рассмотрим последовательно результаты онлайн-анкеты из 32 вопросов. Все вопросы были на русском языке и имели разные типы: готовые варианты ответов -«да/нет», множественный выбор и возможность написать свободный ответ.
1 группа вопросов (N0. 1-4). Были опрошены студенты очной формы обучения (N0.4) уровня бакалавриата 3 и 4 курсов (N0.2), из них 32% составили студенты мужского пола и 68% - женского (N0. 1). По музыкальным специальностям студенты распределились таким образом: 43% студентов обучались сольному пению, 36% студентов - инструментальному
исполнительству, 21% - хоровому пению (No.3).
2 группа вопросов была связана с онлайн-форматом обучения (No. 5-12, 14, 27, 28). Результаты ответов на наиболее важные вопросы даны в таблице 1 («yes/no», да/нет).
№5: Как Вы думаете, можно ли качественно обучаться с помощью онлайн-технологий («yes/no», да/нет)?
№6: Как Вы думаете, являются ли цифро-
вые программы и приложения необходимыми в обучении?
№9: Во время дистанционных занятий с педагогом по творческим дисциплинам были ли Вам понятны все профессиональные советы по приемам игры, пения, дирижирования, артикуляции?
№28: Как вы думаете, является ли смешанное обучение (очное и онлайн) самым оптимальным вариантом в современных условиях?
Таблица 1. Сравнительный анализ ответов на вопросы второй группы
№5 №6 №9 №28
Россия no 60,5% yes 76% yes 44% yes 65%
Кыргызстан no 61% yes 71% yes 61% yes 64%
Казахстан yes 63% yes 67% yes 78% yes 72%
Большинство студентов в качестве цифровой облачной платформы для дистанционного обучения (вопрос №14) используют GoogleWorkspaceforEducation (84%) и системы на базе MOODLE (30%). Наиболее часто преподаватели предлагали студентам использовать для музыкальных занятий сервисы видеоконференций (вопрос №10) - ZOOM (94%), GoogleMeet (27%), MicrosoftTeams (3%), Discord (3%), Skype (3%). Самым удобным для индивидуальных занятий музыкой (вопрос №12) студенты сочли сервис ZOOM (70%), на втором месте -GoogleMeet (19%), Skype набрал 3%, WhatsApp - (3%). Против тотального онлайн-обучения с помощью видеоконференций высказались 9% студентов из Кыргызстана, 8% студентов из России. В качестве сервиса быстрых сообщений (вопрос №11) большинство студентов выбрали WhatsApp (97%), Telegram (30%), VK (29%), Classroom (3%), Viber (2%), Instagram (2%). На вопрос №27 «Насколько доступны бесплатные лицензии на цифровые мобильные приложения»? большинство студентов ответили «да, доступны бесплатно» (64%), «надо покупать лицензию» (20%), «пользуюсь демо-версией» (27%).
Ответы на вопросы №№7-8 показали в целом достаточный уровень владения английским языком для работы в цифровых программах и приложениях, так как многие из профессиональных инструментов имеют англоязычный интерфейс. И этот фактор нельзя не учитывать в организации дистанционного
обучения. Ответили, что им достаточно знаний английского языка для использования цифровых технологий шестьдесят процентов студентов из Казахстана, 35% студентов из Кыргызстана, 55% студентов из России.
3 группа вопросов анкеты посвящена цифровым и мультимедийным технологиям и социальным медиа (вопросы №№ 13, 15, 26, 29, 30). Очень важно, какими цифровыми приложениями пользуются студенты в период дистанционного обучения, когда рядом нет инструмента для занятий, а необходимо хорошо записать выполненные задания в аудио - и видеоформатах и отправить педагогу. Выполнение творческих проектов и продвижение собственных аккаунтов в социальных медиа также требуют от современных студентов владения цифровыми и мультимедийными компетенциями.
В результате подсчета ответов по данной группе мы выявили, что лидируют музыкальные мобильные приложения (вопрос №13) «Piano» (68%), GarageBand (22%), Absoluteear (15%), Musescore (10%), AudioScore (8%), Smule (6%), NotateMe (5%), PhotoScore (5%), Vocalremover (1%), Metronomebeats (1%), вообще никаким приложением не пользуются 4% студентов. Среди мультимедийных программ и приложений для создания творческих работ (вопрос №15) студенты выбрали следующие: Photoshop (35%),
AdobeCreativeCloud (30%), Canva (21%), Movaviclips (12%), SuperSound (7%), InShot (5%), никаким не пользуются 4% студентов.
На вопрос №26 «Как часто Вы используете цифровые приложения для обработки видео, звука, изображений для создания контента в Интернете?»: «часто» (46%), «не часто» (44%), «вообще не использую» (10%). Лидерами выбора студентами социальных медиа для продвижения собственного музыкального творчества (No.29-30) стали Instagram (69%), FB/Meta (7%), VK (2%), YouTube (10%), TikTok (8%), никакими медиа не пользуется один человек из 107, во всех перечисленных есть ак-каунт у одного человека.
4 группа вопросов раскрывает знание цифровых технологий в сфере культуры и музыкального искусства (вопросы №№ 16-18, 23). Вопросы этой группы позволяют понять, насколько широко студенты знают цифровые технологии искусственного интеллекта (AI), виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR), умеют создавать цифровые приложения и работать в музыкальных редакторах и виртуальных студиях. Результаты показали, что многие используют для обучения и культурного досуга (вопрос №16) приложения GoogleArts&Culture (51%), Artefact(25%), VRCardboard (16%), никаким приложением не пользуются 13% опрошенных. Среди нотных редакторов (вопрос №17) наиболее популярными стали Sibelius (59%), Musescore (30%), Finale (27%). Общий вопрос №23 о наличии модуля AI в разных цифровых инструментах показал, что многие знают о сервисах с AI, AR, VR от компании Google (83%).
5 группа вопросов направлена на выявление цифровых компетенций будущей профессиональной деятельности (вопросы №№19-22, 24, 25, 31, 32).Так как студенты в будущем сами будут работать музыкальными педагогами, нам необходимо выявить уровень мотивации для самостоятельного использования и дальнейшего освоения цифровых образовательных инструментов. Большинство респондентов ответили, что имеют опыт профессиональной работы (80%) и знают, где будут работать после окончания обучения (65%). Вопрос №21 «Как Вы оцениваете полученные Вами навыки работы в перечисленных выше программах и приложениях?» имел несколько вариантов ответов и возможность дать свободный ответ. «Буду использовать в профессиональной деятельности по окончании обучения» (53%), «буду постоянно использовать для личного творческого развития» (41%), «буду продолжать пользоваться с целью получения дополнительных доходов в коммерческих целях» (18%), «хочу научиться пользо-
ваться более профессионально» (24%), «не буду пользоваться» написал 1 человек. Большинство студентов ответили, что будут повышать общий уровень цифровой грамотности (86%) и хотят обучаться новым цифровым технологиям в будущем: А1 (54%); AR/VR (35%), программирование (35%).
Обсуждение
Несмотря на некоторые различия в ответах студентов разных стран, подведем итоги нашего международного онлайн-опроса. По блоку вопросов «Онлайн-обучение» студенты Кыргызстана и России ответили, что не хотят обучаться в тотальном дистанционном режиме. Это связано с проблемой сервиса видеоконференций, которые не обеспечивают качественную передачу звука для уровня профессиональных музыкантов. Дополнительными факторами недовольства полным дистанционным обучением являются проблемы доступности лицензионных программ и приложений, языковые ограничения. Также среди участников опроса было несколько студентов, негативно настроенных против он-лайн-обучения в целом, против цифровых технологий, мобильных приложений и социальных медиа. Возможно, так проявляется психологическая усталость от ограничений пандемии.
По блоку вопросов «Цифровые и мультимедийные технологии и социальные медиа» мы выявили большой интерес студентов к творческим проектам для личного продвижения в социальных медиа. Группа вопросов по цифровым технологиям в сфере культуры и музыкального искусства показала готовность студентов обучаться А1, VR, AR и созданию цифровых приложений. Искусственный интеллект в культуре и искусстве заинтересовал студентов больше, чем другие технологии.
Большинство студентов предпочитает смешанное обучение как самое предпочтительное для музыкантов (это в среднем 67% опрошенных). Следует сделать вывод, что студенты из Казахстана по всем группам вопросов были больше других удовлетворены качеством онлайн-обучения, так как используют систему дистанционного обучения «Р1аШп^» (в интеграции с платформой MOODLE). Система «Р1аШп^» приближает обучение к модели «цифровой двойник» университета и создает комфортные условия не только для обучения, но и для всего комплекса услуг образовательного кампуса. «Р^оп^» может стать базовой для будущих международных программ академической мобильно-
сти студентов-музыкантов трех стран. обучения в условиях пандемии может быть
Заключение оптимальным вариантом для преподавателей
Педагогический опыт авторов исследова- и студентов. Многие задания можно выпол-ния показывает, что тотальный дистанцион- нять с помощью облачных платформ, мо-ный режим возможен для многих предметных бильных приложений, но «живой контроль» областей, не требующих постоянного кон- освоения музыкальных навыков, невозможно троля «лицом к лицу» - это гуманитарные заменить никакими цифровыми технология-лекционные курсы. Специальные музыкаль- ми на данном этапе развития технического ные дисциплины, по которым ведутся инди- прогресса. В недалеком будущем технологии видуальные занятия, традиционно требуют смешанной реальности и голографической очной формы занятий. Ограничения панде- передачи данных приобретут массовое рас-мии вынудили искать удобные цифровые об- пространение и тогда, возможно, «цифровой разовательные инструменты для проведения двойник преподавателя» сможет качественно творческих уроков в онлайн-формате. Мы проводить онлайн-уроки из любой точки приходим к выводу, что смешанная форма планеты.
Литература:
1. Borodovskaya, L. Z. The possibilities of artificial intelligence in automatic musical transcription of the Tatar folk song / L. Z. Borodovskaya, Z. M. Yavgildina, E. A. Dyganova [et al.] / / Rast Musicology Journal. - 2022. - Vol. 10, No. 1. - P. 147-161. - DOI 10.12975/rastmd.20221018. - EDN WIBVTP.
2. Calderón-Garrido, D. Adaptations in Conservatories and Music Schools in Spain during the COVID-19 Pandemic / D. Calderón-Garrido, J.Gustems-Carnicer, A. Faure-Carvallo A //International Journal of Instruction. -2021. - Т. 14, №. 4. - Р. 451-462.
3. Fan Y. Application of computer technology in vocal music teaching / Y. Fan //Journal of Physics: Conference Series. - 2021. - Т. 1881, №. 2. - Р. 22-50.
4. Li, Q. A hybrid learning pedagogy for surmounting the challenges of the COVID-19 pandemic in the performing arts education / Q. Li, Z. Li., J.Han //Education and Information Technologies. - 2021. - Т. 26, №. 6. - Р. 7635-7655.
5. Lv, H. Z. Creative approaches in music teaching: possibilities of Web 2.0 technologies / H.Z. Lv, J. Luo // Thinking Skills and Creativity. - 2021. - Т. 40.- Р. 100840.
6. Shi, Y. The use of mobile internet platforms and applications in vocal training: Synergy of technological and pedagogical solutions / Y. Shi // Interactive Learning Environments, 2021.- Р. 1-12.
7. Sun W. New Development of Vocal Music Teaching in the Omnimedia Era //2nd International Seminar on Advances in Education, Teaching and E-learning (ISAETE 2021) / W. Sun .- Francis Academic Press, UK, 2021. -Р. 294-300.
8. Victorino, G. Teaching Design Thinking in times of COVID-19 / G. Victorino, R. Henriques, R. Bandeira / / 7th International Conference on Higher Education Advances (HEAd'21). - Editorial Universitat Politécnica de Valencia, 2021. - Р. 263-270.
9. Vizcaíno-Verdú, A. Youtube musicians and self-perceived multimedia, hypermedia, intertextual and transmedia competencies / A.Vizcaíno-Verdú, P.Contreras-Pulido, M.D. Guzmán-Franco // Learning, Media and Technology. - 2021. - Т. 46, №. 4. - Р. 515-530.
10. Wendt, L. 'Face-to Face vs. Flipped': A Comparative Study on Academic Outcomes and Learning Preferences in First Year Allied Health Students Undertaking Anatomy and Physiology / L.Wendt, E. Du Toit, H. Naug //7th International Conference on Higher Education Advances (HEAd'21). - Editorial UniversitatPolitécnica de Valencia, 2021. - Р. 1043-1052.
11. Yang, G. Exploration of vocal music teaching mode from the perspective of the age of artificial intelligence / G.Yang [et al] / / International Journal of Frontiers in Engineering Technology. - 2020. - Т. 2, №. 1.
References:
1. Borodovskaya L. Z. The possibilities of artificial intelligence in automatic musical transcription of the Tatar folk song / L. Z. Borodovskaya, Z. M. Yavgildina, E. A. Dyganova [et al.] / / Rast Musicology Journal. - 2022. - Vol. 10, No. 1. - P. 147-161. - DOI 10.12975/rastmd.20221018. - EDN WIBVTP.
2. Calderón-Garrido D., Gustems-Carnicer J., Faure-Carvallo A. Adaptations in Conservatories and Music Schools in Spain during the COVID-19 Pandemic //International Journal of Instruction. - 2021. - T. 14. - №. 4. -S. 451-462.
3. Fan Y. Application of computer technology in vocal music teaching //Journal of Physics: Conference Series. - IOP Publishing, 2021. - T. 1881. - №. 2. - S. 022050.
4. Li Q., Li Z., Han J. A hybrid learning pedagogy for surmounting the challenges of the COVID-19 pandemic in the performing arts education //Education and Information Technologies. - 2021. - T. 26. - №. 6. - S. 76357655.
5. Lv H. Z., Luo J. Creative approaches in music teaching: possibilities of Web 2.0 technologies //Thinking Skills and Creativity. - 2021. - T. 40. - S. 100840.
6. Shi Y. The use of mobile internet platforms and applications in vocal training: Synergy of technological and pedagogical solutions // Interactive Learning Environments. - 2021. - S. 1-12.
7. Sun W. New Development of Vocal Music Teaching in the Omnimedia Era //2nd International Seminar on Advances in Education, Teaching and E-learning (ISAETE 2021).- Francis Academic Press, UK. - 2021. - S. 294300.
8. Victorino G., Henriques R., Bandeira R. Teaching Design Thinking in times of COVID-19 / / 7th International Conference on Higher Education Advances (HEAd'21). - Editorial UniversitatPolitecnica de Valencia, 2021. - S. 263-270.
9. Vizca'no-Verdu A., Contreras-Pulido P., Guzman-Franco M. D. Youtube musicians and self-perceived multimedia, hypermedia, intertextual and transmedia competencies //Learning, Media and Technology. - 2021. - T. 46. - №. 4. - S. 515-530.
10. Wendt L., Du Toit E., Naug H. 'Face-to Face vs. Flipped': A Comparative Study on Academic Outcomes and Learning Preferences in First Year Allied Health Students Undertaking Anatomy and Physiology // 7th International Conference on Higher Education Advances (HEAd'21). - Editorial UniversitatPolitecnica de Valencia, 2021. - S. 1043-1052.
11. Yang G. et al. Exploration of vocal music teaching mode from the perspective of the age of artificial intelligence //International Journal of Frontiers in Engineering Technology. - 2020. - T. 2. - №. 1.
УДК 378.14
Р.С. Наговицын, Ц. Юйхао
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В КИТАЕ И РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Статья посвящена анализу различных подходов и этапов интеграции информационных технологий и образовательных программ музыкального образования в Китае. Выявлено, что среди основных преимуществ внедрения информационных технологий в образовательный процесс является то, что преподавание и обучение стали не только взаимодействовать, но и направлять свой методический аппарат на взаимный анализ недостатков и перспектив развития. В связи с необходимостью обновления российского учебно-методического комплекса в области педагогической подготовки специалистов художественного направления рекомендуется обратить внимание на опыт преподавания музыки в Китае на основе информационных технологий.
Ключевые слова: информационные технологии, учитель музыки, профессиональная подготовка, образование в Китае и России, интеграция
Roman S. Nagovitsyn, Yuhao Jiang IMPLEMENTATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL TRAINING OF MUSIC TEACHERS IN CHINA AND RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS
The article is devoted to the analysis of various approaches and stages of information technology integration and educational programs of music education in China. It was revealed that among the main advantages of introducing information technologies into the educational process is that teaching and learning began not only to interact, but also to direct their methodological apparatus to a mutual analysis of shortcomings and development prospects. In connection with the need to update the Russian educational and methodological complex in the field of pedagogical training of specialists in the art direction, it is recommended to pay attention to the experience of teaching music in China based on information technologies.
Key words: information technology, music teacher, professional training, education in China and Russia, integration
Введение
С целью профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров в области музыкального искусства в России и Китае осуществляется ориентация на сложившуюся традицию и максимально эффективные практики [13]. Тем не менее, на данный момент наблюдается ряд проблем, которые препятствуют предоставлению образовательных услуг в области музыкального искусства максимально эффективно и с использованием
широких возможностей информационных технологий [2, 5]. Традиционное музыкальное обучение студентов заключается в том, что учителя обучают студентов с особой ценностью относиться только к красоте музыки и воспринимать ее эмоционально, при этом, не принимая во внимание возможности самим становиться творцами музыки [6, 10]. В то же время, в процессе профессиональной подготовки в Китае каждый студент имеет стремление выразить свое «Я» в создании музы-