Эффективность инструментов дистанционного образования: обобщение международного опыта
Фархутдинова Светлана Гусмановна,
кандидат культурологии, доцент кафедры «Музыкальное образование», Нижневартовский государственный университет E-mail: [email protected]
Подболотова Светлана Дмитриевна,
ассистент кафедры «Музыкальное образование», Нижневартовский государственный университет E-mail: [email protected]
Дистанционное обучение в сфере высшего образования представляет одну из интерактивных методов обучения. Технология цифрового контента становится образовательным инструментом, который характеризует образовательную эффективность, а также признание новых требований в трансформировании траектории обучения. В цифровом обучении объединяется преподавание технических решений и обучение в формате, который соответствует сегодняшнему цифровому миру работы и обучения. Таким образом, применение информационных технологий в системе предметной подготовки педагога музыканта составляет одну из актуальных вопросов дистанционного образования, так как постепенно становится одним из основных методов гибридного обучения. Создание информационной среды, в музыкально-практической значимости, будет способствовать совершенствованию профессиональных компетенций у студентов, и позволит эффективно внедрять программные продукты и интернет ресурсы в образовательном процессе.
Ключевые слова: дистанционное образование, цифровое обучение, высшее образование, музыкальное образование, исполнительская деятельность, информационные технологии, цифровые платформы, электронные инструменты.
По программам дистанционного образования в западных странах сегодня обучается более миллиона студентов, именно поэтому за последние десятилетия число вузов значительно увеличилось. Процесс дистанционного обучения связан с историей видеоконференцсвязи (МС), ее развитием и практическим использованием преимущественно в вузах [9].
Выход посредством интернет (конференцсвязи, онлайн-встречи, вебинары, видео-аудиофайлы, форумы и т.д.) являются продуктивными средствами в достижении электронной коммуникации и быстрой связи.
Модель экспериментального обучения Д.А. Колба (1984), для структурирования учебных мероприятий, обеспечивают основу в целях интеграции реальных приложений в онлайн-образовании. Экспериментальная теория определяет обучение как «процесс создания знаний через трансформацию опыта», в котором основное внимание уделяется процессу приспособления. В результате, эмпирическое электронное обучение превращается в педагогическое онлайн-обучение, которое обеспечивает доступ к образовательному опыту, предлагая возможности экспериментального обучения как деятельность, выходящую за рамки конкретного анализа в техническом обучении [4].
Дистанционное обучение в сфере высшего образования трех целевых стран (Канада, США, Франция) представляют одну из качественных методов обучения в системе (HEDL). DL является формальным инструментом и относится к набору мероприятий, организованных в системе образования. Он обусловлен требованиями и ограничениями педагогической трансформации траекторий обучения [6]. DL - образовательный инструмент, характеризующийся образовательной эффективностью, в гарантированном качестве и признании неформального обучения [3].
DL - это зонтичная, техническая и эволюционная концепция с богатым словарным запасом, охватывающая несколько условий одинаково разной подготовки. В цифровом обучении объединяется преподавание технических решений и обучение в электронном формате, которые соответствуют сегодняшнему цифровому рынку труда и образованию.
Интерактивный процесс обучения, включает преподавание и последующее обучение, характеризующее процесс передачи инструктивной информации между двумя сторонами (инструкторами и учащимися), который позволяет учащемуся приобрести необходимые знания. Он вклю-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
чает в себя курсы, программы и другой образовательный опыт, предоставляемый традиционными средствами печатной или онлайн документации в рамках всего спектра предоставления дистанционной инструктивной информации. Даже через мультимедийные устройства акт общения иногда включает двусторонний обмен между учащимися и преподавателями или со сверстниками [6].
Канадские университеты DL централизованы в кластерах государственных учреждений в таких регистрационных платформах, как: Ontario Lern, eCampus Ontario, Contact North (Онтарио), eCam-pus Alberta, BCampus (Британская Колумбия) и Virtual University of Canada (UVC) - консорциум канадских университетов.
У большинства канадских высших учебных заведений (69%) DL важен для их будущего, независимо от сектора; более 60% учебных заведений с 30 000 и более студентов считают, что это способствует инновациям в сфере образования.
Американское университеты DL посредством сотрудничества с различными университетами-партнерами обеспечивают образовательную платформу МООС (массовые открытые онлайн-курсы и их классификация) с самыми престижными учебными заведениями. Более 70% МООС проводятся на Coursera, а 60% из тех, что доступны на Open EdX, созданы университетами, входящими в рейтинг 150 лучших.
С помощью системы GoToMeetihg и высокой технологичности телефонной связи, в США предоставляется свободный доступ к ежегодным массовым открытым форумам и вебинарам [10]. Создаются новейшие инновационные технологии Citrix Multistream HD, которые позволяют создавать многопотоковые соединения, в сеансах закрытого протокола серверных приложений (Independent Computing Architecture, ICA).
Французская межуниверситетская федерация дистанционного обучения (FIED) объединяет 35 из 85 университетов и ежегодно принимает 30 000 студентов для получения степени бакалавра и магистра практически во всех дисциплинарных областях. Согласно данным France Stratégie, французский DL многогранен. В последние годы французский HEDL особенно поддерживает централизацию, продвижение MOOC и интернационализацию.
Компьютерная сетевая система Национального центра по образованию (Centre national d'enseignement à distance - CNED, Франция) обеспечивает дистанционное обучение более чем у 350000 пользователей в 120 странах мира. Внедрение коммуникационных каналов обеспечивает подготовку 2500 курсов. При помощи дистанционного образования (FAD), система CNED направляет о на доступ к знаниям и их эволюции в рамках дис-£ танционного обучения (в широком смысле) и пе-g редачи знаний; осуществляет конструктивный ди-~ алог дистанционного обучения в формате видео-z аудиофайлов, с определенным набором необхо-
димой информации лекционных и практических занятий [1].
Наиболее традиционным подходом к музыкально-исполнительской деятельности является индивидуальный урок: выстраивание структуры обучения, наблюдение и корректирование результатов студентов. В рамках дистанционного образования, исполнительская деятельность требует более конкретных инструкций в отношении преподавания, поскольку музыкальное содержание содержит интеллектуальные и практические навыки.
Творческое проектирование, моделирование музыкального продукта осуществляются с помощью использования образовательной программы «Multimedia Storytelling», разработанная Университетом прикладных наук Утрехта (HU) и Учебным центром Нидерландского радио в г. Хилвер-сум (RNTC). Новый инструментарий стимулирует творческую активность студентов, адаптирует к процессам информатизации в образовательном пространстве. В данном исследовании авторами статьи подведены результаты сформированности информационно-коммуникационной компетентности в освоения музыкально-компьютерных технологий дистанционного формата. Результаты проведенного исследования показали, что в рамках отдельных дисциплин подготовки возможно использование цифровых образовательных ресурсов в творческой деятельности, с условием минимального применения приемов и методов сетевого контента в области исполнительской деятельности [2].
Дистанционное образование реализуется в музыкально-образовательной программе бакалавриата в Открытом Бразильском университете (2011-2016). Учебный процесс исполнительской деятельности организуется очно или дистанционно с помощью инструментов видеоконференцсвя-зи, таких как Skype, Google Hangout. Основываясь на изученную теорию, студенты подготовливают онлайн-семинары для последующего обсуждения. В режиме реального времени преподаватели или руководитель модуля подсказывают студентам, как можно улучшить свою успеваемость, и как преодолевать их неуверенность.
Помимо перечисленных инструментов, используемых при наблюдении за музыкальной деятельностью, студенты получают еженедельные задания, подготовленные на платформе Moodle. В виртуальном классе каждый получает доступ к текстам, видеолекциям и общей информации дисциплины.
В целях обмена мнениями, связанных с текстовым материалом, аудиозаписями, видеозаписями или музыкально-исполнительской деятельностью, на Moodle реализуется участие в онлайн-дискуссионных форумах. Участники форума, распределенные по группам, участвуют в обсуждениях, просматривают и комментируют посты остальных студентов, пользуются глоссарием.
Для общего оценивания, учащиеся создают собственное портфолио, куда отправляют
музыкально-практическую часть в формате видеозаписи вместе с письменными заданиями через платформу Moodle; записывают аудиофайлы, которые загружаются в SoundCloud - бесплатную платформу, позволяющую обмениваться аудиозаписями, комментировать и анализировать музыкальные фрагменты в определенные моменты. Основное внимание уделяется исключительно представленным продуктам, игнорируя процессы их создания.
В рамках дистанционного обучения, внутри и за пределами Moodle, используются и другие дополнительные электронные инструменты, как: сайты микроблогов, Twitter, Lino It, веб-инструменты для заметок, предназначенные для открытия коммуникационных каналов [8].
Подводя итоги исследования, авторы статьи утверждают, что электронное образование в онлайн-модуле, возможно применять студентам-музыкантам в качестве неформального метода обучения. В условиях дистанционного процесса обучения, учащиеся могли:
- создавать музыку в группах, воспроизводить их на слух и создавать собственные интерпретации;
- прослушивать и комментировать подготовленные аудио- и видеоматериалы исполнительской деятельности, разбитых на различные музыкальные фрагменты;
- в доступной онлайн-форме пользоваться дополнительным музыкально-теоретическим материалом.
Дистанционное образование основывается на сфере общего преподавания с применением различных медиа-ресурсов. В целях организации онлайн-курсов учитываются технические аспекты компьютерной грамотности и исполнительского мастерства. Создаются электронные модули, включающие в себя: базовое управление информацией, музыкальные задания для студентов, онлайн-курсы, онлайн-митапы и другие виды учебной работы.
Профессиональные веб-платформы играют важную роль в музыкальном онлайн-образовании. Массовый открытый онлайн-курс (MOOC) функционирует как наиболее изученная методика онлайн-обучения, обладающая хорошо структурированными образовательными ресурсами [7].
В дополнении к MOOC организуются видеотрансляции и функции воспроизведения средств связи, которые помогают учащимся вернуться назад, если имеется необходимость просмотреть занятие сначала.
В целях лучшего проведения занятий на платформах, используются дополнительные отраслевых технологии:
- виртуальное пианино, предоставляющее новичкам базовую схему клавиатуры инструмента, и диапазон в одну или более октав с подвижной прокруткой снизу для сдвига регистра;
- электронный тюнер;
- электронный метроном;
- музыкальные онлайн-библиотеки, такие как, Rilm и Naxos, предоставляющие множество цифровых музыкальных источников. Помимо технологических образовательных приложений и платформ, применяются программы социальных сетей, где создаются виртуальные сообщества в целях обсуждения учебного материала [5].
Подводя итог, можно сказать, что исследование прикладного значения в музыкальном дистанционном образовании находится на начальном этапе развития. Неформальные методы обучения музыке оппонируют "традиционности" ролей педагога и студента, но, онлайн-образование может способствовать повышению эффективности изучения музыкального материала в учебно-теоретической и исполнительской деятельности: развитие полной самостоятельности, умение ставить перед собой собственные музыкальные цели, способность совместно обучаться с другими студентами и персонально с преподавателем.
Технологические преобразования усиливают расширение возможностей в обучении, создавая новые отношения к знаниям, порождая подлинные потребности и формы обучения и требуя новых способов достижения этого обучения.
Литература
1. Высший совет по образованию. Дистанционное обучение в университетах Квебека: потенциал для оптимизации. Квебек. Консалтинг. 2015. C. 162.
2. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка в системе подготовки педагогов-музыкантов // ENJ «Mediamusica». 2014. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://mediamusic-journal.com/Issues/3_4.html
3. Европейская комиссия / EACEA / Eurydice. Структурные показатели для мониторинга систем образования и профессиональной подготовки в Европе - 2018. Отчет Эвридики. Люксембург: Издательское бюро Европейского союза. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.researchgate.net/publication/330441094_ Structural_Indicators_for_Monitoring_Education_ and_Training_Systems_in_Europe_-_2018
4. Коррейя Ана-Паула, Лю Чэньси, Сюй Фань. Оценка систем видеоконференцсвязи на качество образовательного опыта Оценка систем видеоконференцсвязи на качество образовательного опыта // Дистанционное образование. Том 41. 2020. Стр. 429-452. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/pub-lication/344405066_Evaluating_videoconferenc-ing_systems_for_the_quality_of_the_education-al_experience_Evaluating_videoconferencing_ systems_for_the_quality_of_the_educational_ex-perience
5. Ли Куо-Ин. Педагогические стратегии онлайн-обучения музыке на уроках инструментального искусства в высших учебных заведени-
ем о со -а
I=i А —i о
сз т; о
m О
от
З
ы о со
ях. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.researchgate.net/publication/351876536_ The_Pedagogical_Strategies_for_Online_Music_ Learning_of_Instrumental_Lessons_in_Higher_ Education
6. Мартель А. Образование и технологии в Северной Америке: Карьера на расстоянии и в непосредственной близости от языка. Этюды лингвистической аппликации. 1999. С.13.
7. Мейна Чжу, Анниса Сари, Мими Миен Ли. Систематический обзор методов исследования и тем эмпирической литературы по MOOC (2014-2016). Internet High Education. 2018 № 37. С. 31-39. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.researchgate.net/publication/322544342_A_ systematic_review_of_research_methods_ and_topics_of_the_empirical_MOOC_litera-ture_2014-2016
8. Нарита Ф.М. Неформальные методы обучения в дистанционном образовании учителей музыки: Технология (Де)гуманизирующего взаимодействия. Действие, критика и теория для музыкального образования. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/ publication/327855749_Informal_Learning_Prac-tices_in_Distance_Music_Teacher_Education_ Technology_Dehumanizing_Interactions
9. Ричардсон Дж.К., Фокс У.С., Леман Дж.Д. Успешные сценарии видеоконференц-связи для программ обучения учителей // Технологические тенденции. 2012. Том 56(5). Стр. 17-24.
10. Руководство пользователя GoToMeeting. Организация. Проведение. Презентация и Посещение веб-встреч Версии 6.0. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cu.edu/sites/default/files/ GoToMeeting_User_Guide.pdf
EFFICIENCY OF DISTANCE EDUCATION TOOLS: GENERALIZATION OF INTERNATIONAL EXPERIENCE
Farkhutdinova S.G., Podbolotova S.D.
Nizhnevartovsk State University
Distance learning in the field of higher education is one of the interactive teaching methods. Digital content technology is becoming an educational tool that characterizes educational effectiveness, as well as recognition of new requirements in transforming the learning trajectory. Digital learning combines the teaching of technical solutions and training in a format that corresponds to today's digital world of work and learning. Thus, the use of information technologies in the system of subject training of a musician teacher is one of the topical issues of distance education, as it is gradually becoming one of the main methods of hybrid learning. The creation of an in-
formation environment of musical and practical significance will contribute to the improvement of professional competencies among students, and will allow the effective implementation of software products and Internet resources in the educational process.
Keywords: distance education, digital learning, higher education, music education, performing arts, information technology, digital platforms, electronic instruments.
References
1. Conseil supérieur de l'éducation. La formation à distance dans les universités québécoises: un potentiel à optimizer. Québec. Le Conseil. 2015. 162 p.
2. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Computer music in the system of teacher-musician training // ENJ "Mediamusica". 2014. No. 3. [Electronic resource]. URL: http://mediamusic-journal.com/Is-sues/3_4.html
3. European Commission / EACEA / Eurydice. Structural indicators for monitoring education and vocational training systems in Europe - 2018. Eurydice's report. Luxembourg: Publishing Office of the European Union. 2018. [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.net/publication/330441094_Struc-tural_Indicators_for_Monitoring_Education_and_Training_Sys-tems_in_Europe_-_2018
4. Correia Ana-Paula, Liu Chenxi, Xu Fan. Evaluation of videoconferencing systems for the quality of educational experience Evaluation of videoconferencing systems for the quality of educational experience // Distance education. Volume 41. 2020. pp. 429-452. [Electronic resource]. URL: https://www.research-gate.net/publication/344405066_Evaluating_videoconferenc-ing_systems_for_the_quality_of_the_educational_experience_ Evaluating_videoconferencing_systems_for_the_quality_of_ the_educational_experience
5. Lee Kuo-In. Pedagogical strategies of online music teaching at instrumental art lessons in higher educational institutions. 2021. [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.net/pub-lication/351876536_The_Pedagogical_Strategies_for_Online_ Music_Learning_of_Instrumental_Lessons_in_Higher_Educa-tion
6. Martel A. Education and technology in North America: A career at a distance and in close proximity to the language. Etudes of linguistic application. 1999. p. 13.
7. Meina Zhu, Annisa Sari, Mimi Mien Lee. A systematic review of research methods and empirical literature topics on MOOC (2014-2016). Internet High Education. 2018 No. 37. pp. 31-39. [Electronic resource]. URL: https://www.research-gate.net/publication/322544342_A_systematic_review_of_re-search_methods_and_topics_of_the_empirical_MOOC_litera-ture_2014-2016
8. Narita F.M. Informal teaching methods in distance education of music teachers: Technology of (De)humanizing interaction. Action, criticism and theory for music education. 2018. [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/327855749_Informal_Learning_Practices_in_Distance_ Music_Teacher_Education_Technology_Dehumanizing_Inter-actions
9. Richardson J.K., Fox W.S., Lehman J.D. Successful videoconferencing scenarios for teacher training programs //Technological trends. 2012. Volume 56(5). pp. 17-24.
10. GoToMeeting User's Guide. Organization, Holding, Presentation and Attendance of web meetings Version 6.0. [Electronic resource]. URL: https://www.cu.edu/sites/default/files/GoToMeet-ing_User_Guide.pdf
о с
u
CM CO