Научная статья на тему 'Международные стандарты образовательной политики государства'

Международные стандарты образовательной политики государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
489
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные стандарты образовательной политики государства»

18______________________________ВПАСТЬ___________________________01'2008

Анна ЖУКОВА

международные стандарты образовательной политики государства

Образовательная политика государства в наиболее общем плане -это целенаправленный процесс разработки, принятия и реализации уполномоченными субъектами публичной власти взаимосвязанных правовых, организационных и управленческих решений в области образования.

Государство, обладая необходимыми властеобразующими ресурсами, планирует, организует, направляет и контролирует совместную деятельность и отношения людей. Будучи по существу одним из наиболее устойчивых институтов политической системы общества, оно выполняет ряд важнейших функций, реализуемых не только в образовании, но и в таких фундаментальных сферах общественной жизнедеятельности, как экономическая, политическая, социальная, культурная, условно разведенных по уровням внутренней и внешней политики.

В связи с этим государственная политика в образовании или в какой-нибудь другой сфере общественной жизни выступает как целенаправленная деятельность, обладающая реальными и потенциальными возможностями публично-властного регулирования общественных отношений.

Не подлежит сомнению, что общественный прогресс возможен постольку, поскольку каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевает производственным, социальноэкономическим, политическим, духовным опытом предшествующих поколений и, осмысливая, обогащая его, уже в более развитом виде, передает своим потомкам. Следовательно, ключевой целью образования, равно как и образовательной политики государства, являются сохранение, приумножение и передача накопленного производственного, социально-экономического, политического, духовного опыта последующим поколениям людей.

Цели, функции, задачи образования, как и обусловленный ими уровень знаний и навыков, могут быть различными в зависимости от идей, идеалов, общей культуры, национально-этнического состава населения, традиций, нравов, менталитета.

В условиях глобализации, информационной революции в типах образования и соответственно государственной образовательной политики особенно на Западе классические идеи образования во многом сконцентрированы на идеале человека, знающего, социально мобильного, ценящего идеалы свободы и демократии, адаптированного к конкурентному рынку. В данном случае не обошлось без коррекции образовательной политики государства под влиянием стандартов, выработанных в рамках целого ряда международных организаций. Не обошлось и без появления и закрепления нормами международного права такого феномена, как право на образование, которое признается во Всеобщей ЖУКОВА декларации прав человека, Международном пакте об экономи-

Анна ческих, социальных и культурных правах, Конвенции о правах

Павловна — ребенка.

соискатель кафедры Международное сотрудничество в сфере образования реализу-политологии ется в рамках ряда международных организаций (правительствен-

Военного ных и неправительственных, универсальных, региональных и пр.).

университета Ведущей среди них является Организация ООН по вопросам обра-

01’2008__________________ВЛАСТЬ_________________________19

зования, науки и культуры (ЮНЕСКО), созданная в 1946 г. В рамках ЮНЕСКО подготовлено множество международных конвенций, деклараций, программ в сфере образования.

Кроме ЮНЕСКО, активную роль в международном сотрудничестве в области образования играют региональные правительственные организации: Африканское бюро по наукам в области образования (создано в 1973 г.), Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (1980 г.), Конференция министров образования франкоговорящих стран (1960 г.), Организация министров образования Юго-Восточной Азии (1965 г.), Организация Лиги арабских государств по вопросам образования, культуры и науки (1970 г.), профильные структуры в рамках СНГ.

С целью решения разнообразных проблем, возникающих в связи с реализацией гражданами права на образование, государства заключили большое количество международных договоров (универсальных, региональных, двусторонних, друг с другом и с международными организациями).

Что касается универсальных международных договоров, таковых немного. Наиболее известными являются: Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, рекомендации МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей, рекомендации МОТ/ЮНЕСКО о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений.

Гораздо больше региональных международных договоров. Например, государства — члены Совета Европы 11 декабря 1953 г. заключили Европейскую конвенцию об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты. Цель способствовать свободному доступу европейской молодежи к интеллектуальным ресурсам ЕС. В соответствии со ст. 1 конвенции каждое государство-участник в целях приема в расположенные на ее территории университеты признает эквивалентность дипломов, выданных на территории любой другой стороны конвенции.

15 декабря 1956 г. государства — члены Совета Европы заключили Европейскую конвенцию об эквивалентности периодов университетского образования (Россия участница), обязавшись определить лиц,

уполномоченных принимать решения по вопросам эквивалентности периодов обучения за границей.

Важно также отметить Болонский процесс, Копенгагенскую декларацию, в которых участвуют по меньшей мере 40 европейских государств (в том числе Россия).

Справедливости ради необходимо отметить, что принятие Россией участия в деятельности Болонской конвенции вызвало большой резонанс внутри отечественного научного сообщества.

Напомню, что в 1999 году страны Европейского союза достигли соглашения по вопросу создания «единого образовательного пространства», что было зафиксировано в форме Болонской декларации, согласно которой к 2010 году все страны Западной Европы должны иметь единую систему высшей школы.

При этом декларируется унификация образовательного процесса высших школ стран — участниц проекта.

Такая система призвана обеспечить сопоставимость дипломов путем внедрения легко сравнимых академических степеней, студенческих документов (Европейский табель курсов, приложения к диплому — Diploma Supplement), кредитная система зачетных баллов для получения образования в накопительнопереводном «формате».

Сторонниками «болонской формы» ярко иллюстрируются возможные выгоды новой системы образования: от обширного количества иностранных грантов для наших студентов до свободного перемещения из одного иностранного вуза в другой от семестра к семестру.

Абсолютно полярную позицию занимают сторонники отечественной формы образования, заявляя, в частности, что принятие новой системы разрушительно. Национальная система высшего образования складывалась почти три столетия. Она является уникальным предметом и ценностью, формирующей сообщество специалистов с высшим образованием, ученых, научных деятелей. Отказ от этого сложившегося порядка означает разрушение фундамента национальной культуры. Кроме того, предполагаемая унификация образовательного процесса не является унификацией в действительном смысле этого слова. Опираясь на словарное определение термина «унификация»,

20 ВПАСТЬ 01'2008

мы, к сожалению, не найдем в предлагаемой системе изменений образования синтеза отечественной образовательной культуры с общеевропейской. Синтеза, о котором нельзя не говорить, упоминая унификационный процесс как таковой. А именно: ЕС ничего от российской системы не берет, нам предлагается полностью повторить чужую, инородную систему высшего образования.

Кроме того, сомнителен сам факт повышения, как заявляется, уровня высшего образования за счет введения двухступенчатого образования (бакалавриат и магистратура). Бакалавр по европейской системе обучения является неким «специалистом широкого профиля», не имеющим специализации своего образования. Вполне предсказуемо, что с введением новой системы образования страна рискует остаться без полноценных специалистов, поскольку для получения специализированного высшего образования (окончания магистратуры) будет необходимо вливание огромных финансовых потоков. Ведь общеизвестно, что западная система переучивания бакалавра на магистра достаточно дорога.

Следует помнить, что односторонняя открытость и устремленность в международное пространство порой чреваты не приобщением к благам и ценностям цивилизации, а навязыванием различным народам мира культурно чуждых им идей, моделей и представлений, в том числе в сфере образования. При этом негативные последствия такого неэквивалентного обмена оказываются гораздо весомее, чем достигаемый положительный эффект.

В рамках СНГ по вопросам образования разработано несколько актов и документов, но специфика их в том, что они не имеют прямого действия на территории стран — участниц Содружества. Чтобы стать составной частью законодательства отдельных государств, они должны быть приняты компетентными органами этих государств в качестве собственных внутринациональных правовых актов.

Значителен массив двусторонних международных договоров. Например, 25 июня 1993 г. ЮНЕСКО и РФ подписали меморандум о взаимодействии, согласно которому ЮНЕСКО будет стремиться оказывать содействие России в совершенствовании национального законо-

дательства в области образования, подготовке методических материалов по реформированию дошкольного образования, создании информационных сетей по средним и высшим учебным заведениям, развитии межуниверситетского сотрудничества. .

РФ заключила со многими государствами двусторонние международные договоры о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, положения которых распространяются на документы об образовании, выдаваемые на территории России и соответствующего государства, регламентируют порядок признания аттестата о среднем образовании, дипломов о начальном и среднем профессиональном образовании, специалиста с высшим профессиональным образованием, магистра.

В связи с вышеизложенным, характеризуя далее российское законодательство об образовании, можно утверждать, что оно отвечает международным стандартам, признавая примат международного права (в отличие, например, от США в России общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы).

Между тем чрезвычайно поспешное провозглашение Россией примата «общепризнанных» принципов и норм международного права позволило в 1990-е годы ряду участников международного общения оказать через международно-правовые механизмы влияние на ее внутреннюю политику, во многом нивелирующее национальные интересы РФ. В связи с этим некоторыми авторами даже предлагается использовать в обороте термин «юридическая экспансия»1.

По официальным данным, рубеж XX— XXI вв. Россия преодолела, имея в целом достаточно развитую систему образования, доставшуюся ей в наследство от СССР и сохранившую во многом свою эффективность в период реформ 1990-х годов. Функционировали: 60,25 тыс. дошкольных образовательных учреждений, 66,7 тыс. общеобразовательных учреждений различных видов (в том числе 568 негосударственных), свыше 4 тыс. учреждений начального профессио-

1 Тверякова Е. А. Юридическая экспансия: теоретико-историческое исследование. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002

01'2008__________________ВПАСТЬ_________________________21

нального образования, 8,7 тыс. учреждений дополнительного образования детей. Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием велась по 92 направлениям и 443 специальностям1.

Одновременно с этим официально признано, что современная российская система образования характеризуется, в частности, фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности, а проблема ее негибкости и инерционности во многом связана с проблемой дефицита преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации2.

Основными задачами государства в сфере образования признаются: реализация конституционного права граждан на образование и равные изначальные возможности на получение бесплатного образования высокого качества; формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина; качественное изменение ее финансирования системы образования.

Целью реализации Национальной доктрины образования в РФ является достижение конкурентоспособного уровня образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.

Кроме закона РФ «Об образовании», право на образование в России реализуется на основании федерального закона от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем

1 Федеральная программа развития образования. Утверждена федеральным законом от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ, «Гарант», 2007, 1 апреля

2 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 годы. Утверждена распоряжением правительства РФ от

3 сентября 2005 г., № 1 340-р, «Гарант», 2007, 1 апреля

и послевузовском профессиональном образовании», иных нормативных правовых актов.

Для реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство устанавливает льготы при поступлении в государственные и муниципальные вузы, полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения образования.

Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе, уточняются не реже одного раза в 10 лет и являются фундаментом объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников.

Практически во всех мировых конституциях в большей или меньшей степени присутствуют нормы о поддержке и стимулировании образования, которые рассматриваются в качестве гарантий формирования свободной демократической личности, любящей свою страну и уважающей другие народы и государства. Большое внимание уделяется способам реализации права на овладение достижениями отечественной и мировой культуры, доступа к образованию, отвечающему современным международным стандартам. Однако реальное правоприменение может существенно отличаться от норм писаного (в частности конституционного) права, что свидетельствует о недостатках образовательной политики конкретного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.